Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 29.09.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-161/2017~М-133/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2017 г. по делу N 3а-161/2017~М-133/2017


Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Токаревой М.В.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры Удмуртской Республики Б.Т.А.,
представителя административного истца ООО "<данные изъяты>" К.Т.П., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года без права передоверия (диплом о высшем юридическом образовании ВСА 0136401 от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя Правительства УР и Министерства имущественных отношений Т.К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "<данные изъяты>" о признании недействующим с момента принятия пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год",
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" (далее - ООО "<данные изъяты>", Общество) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства УР от 29.12.2015 N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", недействующим.
Требования мотивированы тем, что Общество является собственником помещения - цеха ремонта дорожно-строительных машин, назначение: комплекс строений, 4-этажное, общей площадью 1642,9 кв. м, инвентаризационный N, лит. Г, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Земельный участок, на котором расположено нежилое помещение, относится к категории земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания производственной базы.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 586 от 29.12.2015 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Постановление N), первоначальный текст которого ДД.ММ.ГГГГ опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, в котором в пункте 1409 указан объект с кадастровым номером <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Постановление N зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за N RU <данные изъяты>.
Включение в данный Перечень названного объекта недвижимости считает незаконным, так как это противоречит статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 Закона Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" ввиду того, что отсутствовали доказательства, позволяющие отнести спорный объект недвижимости к административно-деловому центру, торговому центру либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, так как незаконно возлагает на него обязанность уплатить имущественный налог в большем размере.
Представитель административного истца К.Т.П. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.
Представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Т.К.Ю. возражала против удовлетворения требований.
Главный специалист Министерства имущественных отношений УР П.С.А. пояснила, что она в составе комиссии проводила обследование объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГг. Осуществляемые съемки объекта и занимаемых фирмами помещений они к акту обследования не приобщали и принадлежность фотоснимков к данному объекту не оформляли. Договоры аренды помещений они не истребовали у владельца обследуемого здания.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об обоснованности заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что административный истец является собственником нежилого помещения (цех ремонта дорожно-строительных машин) общей площадью 1642,9 кв. м, назначение: комплекс строений, 4-этажное (подземных этажей - 0), инв. N, литера Г, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д. 22).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в декабре 2015 года) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Статьей 1.1 Закона УР "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений; помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания; административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения) либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения) либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения; административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения; помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
2) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики. Таким образом, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике органом, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, является Правительство Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (ст. 13 Закона УР "О Правительстве Удмуртской Республики").
Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, издав постановление N 586 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, включено в данный Перечень, что нашло отражение в пункте 1409.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на декабрь 2015 года) вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно пункту 3 названного Положения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.
Исходя из положений пункта 22 названного Положения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов порядок принятия их соблюден, а именно приняты оспариваемые нормативные правовые акты Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того, их форма, процедура принятия, правила введения в действие и их опубликования соблюдены.
В силу положений пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ основанием для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии с кадастровыми паспортами и (или) документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества, также данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов.
Из технического паспорта на комплекс строений (инвентарный N) не следует, что в спорном помещении предусмотрено размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку назначение помещений в комплексе - лестничная клетка, тамбур, инструментальная, коридор, санузел, слесарная, помещение для курения, ремонтный бокс, электрощитовая, участок по ремонту гидрооборудования, участок шлифовки, кабинет, сушилка, раздевалка, подсобное помещение. Данный вывод основан на том, что названные назначения помещений не являются тождественными понятию офис, объект общественного питания и бытового обслуживания. Размер торгового объекта не соответствует по площади.
Судом установлено и не оспаривалось представителем Правительства УР, что Министерством в ходе подготовки проекта постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" не проведено обследование спорного объекта недвижимости.
Представленный акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ не может с достоверностью подтвердить факт использования данного объекта недвижимости как делового центра, в котором офисные помещения занимают более 20% от общей площади здания.
Следует также отметить, что при обследовании здания и составлении заключения комиссией не исследовались документы, на основании которых сделаны указанные выводы, в частности договоры аренды с ООО "<данные изъяты>", ООО "<данные изъяты>" и ЗАО "<данные изъяты>", и нет сведений, с какого времени данные организации занимают указанные в акте помещения.
Вместе с тем согласно представленным суду документам ООО "<данные изъяты>" арендует в данном здании помещения площадью 20,1 кв. м с ДД.ММ.ГГГГ; ООО "<данные изъяты>" арендует в данном здании помещения площадью 43,9 кв. м с ДД.ММ.ГГГГ и ООО "<данные изъяты>" арендует в данном здании помещения площадью 112,6 кв. м с ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и сторонами не оспариваются.
Соответственно на момент включения данного объекта в постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" указанные организации помещения в данном здании не арендовали. Доказательств обратного суду не представили.
Также следует отметить, что представленные суду ксерокопии фотоснимков об использовании здания коммерческими структурами не отвечают требованиям относимости, допустимости и не могут быть приняты судом, поскольку отсутствуют сведения о месте и времени осуществления фотографирования и нет доказательств принадлежности отображенных помещений именно к этому зданию.
Ко всему прочему, главный специалист Министерства имущественных отношений УР П.С.А. пояснила, что осуществляемые в ходе обследования здания фотосъемки к акту обследования не приобщались.
Таким образом, из материалов административного дела усматривается, что какими-либо объективными данными, которые достоверно свидетельствовали о предназначении для размещения офисов и использовании для размещения офисов более 20 процентов общей площади здания, которому относится спорное нежилое помещение, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики не располагало.
Суду доказательств, позволявших отнести названное ранее помещение к административно-деловым центрам, торговым центрам либо нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях, не представлено.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка (эксплуатации и обслуживания производственной базы), на котором расположено здание с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1642,9 кв. м, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики N 586 от ДД.ММ.ГГГГ, объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, с кадастровым номером <данные изъяты>, поскольку спорное помещение не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона УР "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
В оспариваемой части нормативный правовой акт в силу положений ст. 6 НК РФ является не соответствующим НК РФ, а также не соответствует ст. 1.1 Закона УР "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановления Правительства Удмуртской Республики N 589 от 29 декабря 2015 года в оспариваемой части требованиям ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона УР "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике", то это является основанием удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношении названного ранее объекта недвижимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, поэтому оспариваемая часть подлежит признанию с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru.
С административного ответчика - Правительства УР в пользу административного истца подлежит взысканию уплаченная госпошлина в размере 4500 руб. в соответствии с требованиями ст. 111 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 215, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" о признании недействующим пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 586, в отношении помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено "3" октября 2017 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
Р.Р.АХКЯМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)