Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, пени, штраф в связи с занижением обществом налоговой базы вследствие использования кадастровой стоимости, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Налоговый орган полагает, что для расчета суммы налога по земельным участкам должна применяться кадастровая стоимость, внесенная в кадастр.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ермакова М.Н.
судей Радюгиной Е.А., Чаусовой Е.Н.
при участии в заседании:
от ООО "Эллада" 390042, г. Рязань, ул. Прижелезнодорожная, д. 5 ОГРН 1046206009607 Смирнова Е.В. - представитель, дов. от 18.05.16 г. N 12-05.16
от МИФНС России N 3 по Рязанской области 390046, г. Рязань, ул. Горького, д. 1 ОГРН 1046213016420 Маненковой М.В. - представитель, дов. от 01.08.16 г. N 2.2-10/12713
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала 390006, г. Рязань, ул. Крупской, д. 17 не явились, извещены надлежаще
от Управления Росреестра по Рязанской области 39000, г. Рязань, ул. Право-Лыбедьская, д. 35 не явились, извещены надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эллада" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.16 г. (судья И.В.Шуман) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.16 г. (судьи Н.В.Еремичева, Е.В.Мордасов, Н.В.Заикина) по делу N А54-5337/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эллада" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 3 по Рязанской области (далее - налоговый орган) от 26.06.15 г. N 16981.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Рязанской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.16 г. заявление удовлетворено частично: оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным в части доначисления земельного налога за 2014 год в размере 397614 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога в размере 163329,2 руб., пени в размере 31665,45 руб.; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.06.16 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Налоговый орган в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2014 год. Основанием для начисления Обществу налога в размере 816648 руб., пени в размере 31665,45 руб. и привлечения Общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 163329,2 руб. явился вывод налогового органа о занижении Обществом налоговой базы, поскольку для расчета налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 62:29:012003:29, 62:29:012003:38, 62:29:012003:86 Обществом использовалась кадастровая стоимость, установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Рязанской области от 17.06.14 г. N 36. Сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков, установленном решением комиссии, были внесены в Государственный кадастр недвижимости 26.06.14 г. Налоговый орган исходил из того, что для расчета суммы налога по указанным земельным участкам должна применяться кадастровая стоимость, внесенная в кадастр по состоянию на 01.01.14 г.
Решением УФНС России по Рязанской области от 31.08.15 г. N 2.15-12/10267 решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Общества частично, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости либо на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Исходя из этого, было признано правомерным начисление налоговым органом налога, пени и применения налоговых санкций за период с 01.01.14 г. до внесения новой стоимости земельных участков в Государственный кадастр недвижимости и неправомерным - с момента внесения новой стоимости в кадастр до окончания налогового периода.
Суд кассационной инстанции находит, что данный вывод основан на правильном применении судами норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктами 1 и 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п. п. 1 и. 3 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, названные нормы права допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Положения главы 31 НК РФ "Земельный налог" не содержат запрета на исчисление налога по конкретному объекту налогообложения с учетом времени действия различной кадастровой стоимости этого объекта в рамках одного налогового периода - данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.12 г. N 7701/12.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.09.2016 N Ф10-3400/2016 ПО ДЕЛУ N А54-5337/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, пени, штраф в связи с занижением обществом налоговой базы вследствие использования кадастровой стоимости, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Налоговый орган полагает, что для расчета суммы налога по земельным участкам должна применяться кадастровая стоимость, внесенная в кадастр.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. N Ф10-3400/2016
Дело N А54-5337/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ермакова М.Н.
судей Радюгиной Е.А., Чаусовой Е.Н.
при участии в заседании:
от ООО "Эллада" 390042, г. Рязань, ул. Прижелезнодорожная, д. 5 ОГРН 1046206009607 Смирнова Е.В. - представитель, дов. от 18.05.16 г. N 12-05.16
от МИФНС России N 3 по Рязанской области 390046, г. Рязань, ул. Горького, д. 1 ОГРН 1046213016420 Маненковой М.В. - представитель, дов. от 01.08.16 г. N 2.2-10/12713
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала 390006, г. Рязань, ул. Крупской, д. 17 не явились, извещены надлежаще
от Управления Росреестра по Рязанской области 39000, г. Рязань, ул. Право-Лыбедьская, д. 35 не явились, извещены надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эллада" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.16 г. (судья И.В.Шуман) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.16 г. (судьи Н.В.Еремичева, Е.В.Мордасов, Н.В.Заикина) по делу N А54-5337/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эллада" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 3 по Рязанской области (далее - налоговый орган) от 26.06.15 г. N 16981.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Рязанской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.16 г. заявление удовлетворено частично: оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным в части доначисления земельного налога за 2014 год в размере 397614 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога в размере 163329,2 руб., пени в размере 31665,45 руб.; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.06.16 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Налоговый орган в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2014 год. Основанием для начисления Обществу налога в размере 816648 руб., пени в размере 31665,45 руб. и привлечения Общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 163329,2 руб. явился вывод налогового органа о занижении Обществом налоговой базы, поскольку для расчета налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 62:29:012003:29, 62:29:012003:38, 62:29:012003:86 Обществом использовалась кадастровая стоимость, установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Рязанской области от 17.06.14 г. N 36. Сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков, установленном решением комиссии, были внесены в Государственный кадастр недвижимости 26.06.14 г. Налоговый орган исходил из того, что для расчета суммы налога по указанным земельным участкам должна применяться кадастровая стоимость, внесенная в кадастр по состоянию на 01.01.14 г.
Решением УФНС России по Рязанской области от 31.08.15 г. N 2.15-12/10267 решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Общества частично, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости либо на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Исходя из этого, было признано правомерным начисление налоговым органом налога, пени и применения налоговых санкций за период с 01.01.14 г. до внесения новой стоимости земельных участков в Государственный кадастр недвижимости и неправомерным - с момента внесения новой стоимости в кадастр до окончания налогового периода.
Суд кассационной инстанции находит, что данный вывод основан на правильном применении судами норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктами 1 и 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п. п. 1 и. 3 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, названные нормы права допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Положения главы 31 НК РФ "Земельный налог" не содержат запрета на исчисление налога по конкретному объекту налогообложения с учетом времени действия различной кадастровой стоимости этого объекта в рамках одного налогового периода - данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.12 г. N 7701/12.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)