Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.09.2017 N Ф10-3565/2017 ПО ДЕЛУ N А48-6048/2016

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, соответствующие пени, штрафы, поскольку в спорный период общество должно было применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении вида деятельности - предоставление контрагентам в аренду торговых мест с момента открытия торгового комплекса.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N А48-6048/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Егорова Е.И., Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от ОПО "Союз Орловщины" (ОГРН 1025700584029; г. Орел, Воскресенский переулок, 14) Ожиговой Н.В. - представителя (доверен. от 14.11.2016 г. N 33)
от Инспекции ФНС России по г. Орлу (г. Орел, Московское шоссе, 119) Жуковой А.С. - представителя (доверен. от 26.12.2016 г. N 07-22/34134)
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Орлу на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2017 г. (судья Жернов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 г. (судьи Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л., Осипова М.Б.) по делу N А48-6048/2016,

установил:

областное потребительское общество потребительской кооперации "Союз Орловщины" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Орлу от 30.06.2016 г. N 17-10/17.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2017 г. заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Орлу от 30.06.2016 г. N 17-10/17 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 3548868 руб. (пп. 1.2. п. 1), пени в сумме 333610 руб. 53 коп. (пп. 1.3. п. 1), применения штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 1419547 руб. 20 коп. (пп. 1.1. п. 1), доначисления налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 9302 руб. (пп. 2.6 п. 2), налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации на сумму 83721 руб. (пп. 2.13 п. 2), доначисления налога на имущество на сумму 2363 руб. (пп. 3.2 п. 3), применения штрафа по налогу на прибыль организации, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 51 руб. 20 коп. (пп. 2.1 п. 2), применения штрафа по налогу на прибыль организации, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 120 руб. 80 коп. (пп. 2.3 п. 2), штрафа по налогу на прибыль организации, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 3923 руб. 20 коп. (пп. 2.5 п. 2), штрафа по налогу на прибыль организации, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на сумму 460 руб. (пп. 2.8. п. 2), штрафа по налогу на прибыль организации, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на сумму 1085 руб. 60 коп. (пп. 2.10 п. 2), штрафа по налогу на прибыль организации, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на сумму 35310 руб. 40 коп. (пп. 2.12 п. 2).
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Орлу проведена выездная налоговая проверка областного потребительского общества потребительской кооперации "Союз Орловщины" за период с 01.01.2012 г. по 31.03.2014 г., по результатам которой составлен акт от 27.05.2016 г. N 17-10/15 и вынесено решение от 30.06.2016 г. N 17-10/17 о доначислении налогов, пени, применении налоговых санкций.
Решением Управления ФНС России по Орловской области от 05.09.2016 г. N 110 решение инспекции отменено в части привлечения к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату налога на имущество организаций за 2014 год в размере 156528 руб. 80 коп. (пп. 3.1 решения) и предложения уплатить его в указанном размере (п. 3.2 решения); доначисления и предложения уплатить налог на имущество организаций в сумме 386405 руб. (пп. 3.2 и п. 3.2 решения); пени по налогу на имущество организаций в сумме 65343 руб. 40 коп. (пп. 3.3 решения) и предложения уплатить пени в указанном размере (п. 3.2 решения).
Не согласившись с решением инспекции, ОПО "Союз Орловщины" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из оспариваемого решения видно, что налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно не восстановил в 4 квартале 2014 года налог на добавленную стоимость в сумме 3548868 руб., принятой к вычету по основным средствам (ТК "Воскресенский"), ссылаясь на то, что общество должно было применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении вида деятельности - предоставление торговых мест в аренду или временное использование хозяйствующим субъектам с момента открытия торгового комплекса.
Рассматривая спор, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, за исключением: операций, предусмотренных подпунктами 9.1 и 9.2 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса; операции, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта; выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации российскими авиационными предприятиями в рамках миротворческой деятельности и осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем гуманитарного характера в рамках Организации Объединенных Наций (в отношении воздушных судов, двигателей и запасных частей к ним); передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц; передачи имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2, 26.3 и 26.5 настоящего Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Абзацем 4 пункта 6 статьи 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), при приобретении иных товаров (работ, услуг) для осуществления строительно-монтажных работ, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
В этом случае налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 НК РФ, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.
В силу п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Судами установлено, что общество производило строительство ТК "Воскресенский" (г. Орел, пер. Рыночный, 4), который был сдан и введен в эксплуатацию 31.10.2014 г. В период строительства указанного торгового комплекса ОПО "Союз Орловщины" заявляло в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость налоговые вычеты по данному объекту.
С 01.09.2014 г. по 31.12.2014 г. общество применяло общую систему налогообложения в отношении доходов, полученных при взимании разовых платежей от сдачи в аренду мест хранения, а также уплачивало единый налог на вмененный доход по виду деятельности - сдача в аренду торговых площадей по адресу осуществления деятельности: г. Орел, ул. Черкасская, 13.
Адрес ТК "Воскресенский" (Орел, пер. Рыночный, 4) в декларациях по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2014 года обществом не заявлялся.
Исследовав проектно-сметную документацию, суды установили, что вновь возведенный торговый объект представлял собой предназначенное для ведения торговли здание, в котором имеются оснащенные специальным оборудованием обособленные подразделения для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей (торговые залы), в связи с чем относился к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы.
Поскольку общество с 01.09.2014 г. сдавало в аренду часть площади объекта стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, суды сделали правомерные выводы об отсутствия в проверяемый период у заявителя оснований для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении деятельности по сдаче в аренду торговых помещений в ТК "Воскресенский".
Обратного налоговым органом не доказано.
Основанием для доначисления обществу налога на прибыль, пени и применения штрафа по п. 3 ст. 122 НК РФ, а также доначисления налога на имущество, послужили выводы налогового органа о занижении плательщиком налоговой базы по налогу на прибыль за 2014 год, в связи с включением в расходы затрат, связанных с содержанием ТК "Воскресенский" до введения его в эксплуатацию.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиками, которая представляет собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
В силу положений статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40000 рублей.
Судами установлено, что обществом были понесены расходы, связанные с размещением региональной рекламы на телеканалах ВГТРК о построенном торговом комплексе, с обеспечением пропускного режима и обеспечения сохранности имущества арендаторов, с техническим обслуживанием систем охранной сигнализации и видеонаблюдения, с техническим обслуживанием интегрированной системы пожарной безопасности, с техническим обслуживанием лифтов, лифтовой диспетчерский связи, с обучением персонала технике безопасности в целях обслуживания эскалаторов, с обслуживанием котельной.
Проанализировав представленные обществом документы в подтверждение понесенных расходов, суды установили, что первичные документы соответствуют требованиям законодательства о бухгалтерском учете и позволяют установить содержание хозяйственной операции, характер и количественные характеристики оказанных ему услуг.
Факт несения обществом указанных расходов инспекция не оспаривает.
Отклоняя доводы налогового органа о том, что данные расходы до введения торгового комплекса в эксплуатацию не могут учитываться для целей налогообложения прибыли организации, как не соответствующие положениям ст. 252 НК РФ, суды правильно указали, что расходы, непосредственно относящиеся к обязанностям арендодателя по договору аренды помещений, учитываются для целей налогообложения прибыли в качестве текущих расходов. При этом понесенные обществом спорные расходы не могут быть отнесены к достройке, дооборудованию, модернизации и реконструкции объекта, поскольку они не были направлены на доведение объекта до состояния готовности.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования, признав недействительным решение инспекции в указанной части.
Рассматривая спор по вопросу привлечения заявителя к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ, суды, руководствуясь положениями статей 106, 108, 110 Налогового кодекса РФ и исходя из обстоятельств дела, пришли к правомерному выводу об отсутствии у инспекции оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, заявлялись ранее и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов судов, доказательств и установленных фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2017 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 г. по делу N А48-6048/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 291.1, ст. 291.2 АПК РФ.
Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
М.Н.ЕРМАКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)