Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-7988/2017

Требование: О взыскании обязательных платежей и санкций.

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик, зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве адвоката, не уплатил в срок страховые взносы за спорный период.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. по делу N 33а-7988/2017


Судья: Бурунова С.В.

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей Бушминой А.Е., Есыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании
по докладу судьи Самарцевой В.В.
в порядке апелляционного производства
дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода Г.
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03 апреля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода о взыскании обязательных платежей и санкций с М.,
установила:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода обратилось в суд с административным исковым заявлением о взыскании с М. обязательных платежей и санкций: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере 8012 руб. 00 коп., пени, начисленных за неоплату взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год, за период с 01.01.2014 г. по 13.05.2016 г. в размере 782 руб. 90 коп., в обоснование требований указав, что страхователь ФИО2, зарегистрированная в установленном законом порядке в качестве адвоката, не оплатила в срок страховые взносы за период 2014 г. в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб. (доход плательщика составил 1310400 руб. 00 коп.) в ПФР (на страховую часть) в размере 8012 руб. 00 коп., в связи с чем, ей были начислены пени в размере 782 руб. 90 коп.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03 апреля 2017 года в удовлетворении административных исковых требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода о взыскании с М. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере 8012 рублей 00 копеек, пени, начисленных за неоплату взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 782 рубля 90 копеек - отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода <данные изъяты> ставит вопрос об отмене решения Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03 апреля 2017 года, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступают органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Плательщиками страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, выступают, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, производится плательщиками самостоятельно.
Расчет по обязательному пенсионному страхованию определяется в порядке, установленном ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (в редакции, действующий в период начисления платежей), согласно которому 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
Согласно части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ величина дохода плательщика определяется для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 9 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность налоговых органов направить в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период.
В силу части 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Исходя из положений части 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Частью 2 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Таким образом, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, согласно пункту 1 статьи 221 Кодекса и подпункту 2 пункта 1 статьи 227 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, установлено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Неисполнение плательщиком обязательств по уплате страховых взносов является основанием для начисления пени на сумму задолженности, как это предусмотрено ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Как определено в ч. 1 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными комментируемым Законом сроки.
Вышеуказанной статьей предусмотрен порядок начисления суммы пени за неоплату в срок, установленный положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, страховых взносов на обязательное и медицинское страхование.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов за исключение случаев, прямо указанных в ст. 25 Закона 212-ФЗ, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
При этом в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности.
Судом первой инстанции установлено, что административный ответчик М. была зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве адвоката и обязана оплатить в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2014 год.
Согласно представленным административным истцом расчетам, М. не уплатила в установленный срок страховые взносы за 2014 год на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в размере 8012 руб. 00 коп., в связи с чем, на основании ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ ей были начислены пени за период с 01.01.2014 г. по 13.05.2016 г. в размере 782 руб. 90 коп.
О необходимости уплаты страховых взносов и пени административный ответчик был извещен в требовании N 062S01160138773 от 13 мая 2016 года (срок добровольного исполнения - до 06 июня 2016 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Во исполнение вышеуказанной нормы закона, М. представлены в суд первой инстанции: копия налоговой декларации за 2014 год по форме 3-НДФЛ, копии квитанций об оплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, справка из ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г. Н. Новгорода об отсутствии недоимки по уплате страховых взносов.
Согласно копии налоговой декларации за 2014 год по форме 3-НДФЛ, в 2014 году общая сумма дохода М. составила 1310400 руб. 00 коп., сумма расходов, принимаемая в уменьшение полученных доходов, - 801287 руб. 00 коп., налогооблагаемая база для исчисления налога 509113 руб. 00 коп. (л.д. 45-49).
В соответствии с приведенными выше нормами Налогового Кодекса РФ и Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", сумма доходов, в соответствии с которой М. должна была дополнительно оплатить страховые взносы в ПФ РФ, составила 509113 руб. 00 коп.
Размер страховых взносов, подлежащих оплате М. в ПФ РФ за 2014 год, составил 2091 руб. 13 коп.
С таким расчетом суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться.
С доводами апелляционной жалобы в этой части судебная коллегия не согласна по следующим мотивам.
Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ, адвокаты, как налогоплательщики относятся к категории индивидуальных предпринимателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 1 января 2014 года федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).
Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Такая правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда".
Суд первой инстанции правильно применил разъяснения, изложенные в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, и правильно определил статус адвоката, как лица, в процессе налогообложения и обязательного пенсионного страхования, приравненного к индивидуальному предпринимателю, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Кроме того, ссылка суда первой инстанции на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную выше является правильной и обоснованной, поскольку настоящее дело рассматривалось судом после принятия указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела установлено, что согласно платежному поручению N 55346 от 31.03.2015 г., страховые взносы на обязательной пенсионное страхование на страховую часть оплачены М. в сумме 2092 руб. 00 коп. (л.д. 53).
Установив данные обстоятельства, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, разрешая спор по существу, обоснованно принимая во внимание приведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку по данному делу установлен факт оплаты административным ответчиком М. размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных с учетом уменьшения общего дохода на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Разрешая данное административное дело, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам,
определила:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03 апреля 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода <данные изъяты> - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)