Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: Налоговый орган мотивировал отказ тем, что содержащиеся в заявлении сведения о публичности юридического лица не соответствуют новой редакции устава, согласно которой юридическое лицо является непубличным акционерным обществом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 28.12.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ПАО "АК "Крымавтотранс", г. Симферополь Сухобокова А.Н. - дов. от 01.06.2014, Запрута Ж.В. - дов. от 03.11.2014
от заинтересованных лиц - УФНС по Республике Крым, г. Симферополь Безверхая Ю.А. - дов. от 05.10.2015
ИФНС по г. Симферополю Сеитяьгьяев А.А. - дов. от 12.01.2015
от третьего лица - Совета министров Республики Крым, г. Симферополь Тихончук С.Г. - дов. от 15.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Акционерная компания "Крымавтотранс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.07.2015 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 (судьи Привалова А.В., Горошко Н.П., Карев А.Ю.) по делу N А83-1323/2015,
установил:
публичное акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее - ИФНС, инспекция), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее - УФНС, управление) от 01.02.2015 N 23901А об отказе в государственной регистрации юридического лица и о понуждении инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения об Акционерном обществе "Акционерная компания "Крымавтотранс".
Третьим лицом по делу выступал Совет министров Республики Крым (далее - Совет министров).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, требования общества удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права.
В отзывах на кассационную жалобу ИФНС, УФНС и Совет министров просят оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, представители инспекции, управления и Совета министров поддержали доводы своих отзывов на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, публичное акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" было зарегистрировано 30.10.1996 по законодательству Украины в Едином государственном реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей Украины с идентификационным кодом юридического лица 03120667, по месту нахождения: АР Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, дом 20а.
В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, приведением своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации 31.12.2014 общество подало в инспекцию заявление по форме N Р 18001 о внесении сведений о юридическом лице - Акционерном обществе "Акционерная компания "Крымавтотранс" в ЕГРЮЛ. К заявлению были приложены устав общества, протокол собрания о приведении деятельности общества и устава общества в соответствие с законодательством Российской Федерации и реестр акционеров.
Решением инспекции от 01.02.2015 N 23901А обществу отказано в государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица со ссылкой на несоответствие содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации, непредставление в регистрирующий орган документов, соответствующих требованиям Закона N 52-ФЗ.
Общество обжаловало решение инспекции в порядке подчиненности в УФНС, которое отказало обществу в удовлетворении его жалобы.
Полагая, что решение инспекции не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа обществу в удовлетворении его требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на 31.12.2014, далее - Закон N 52-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" или настоящим пунктом.
Приведя свой устав в соответствие с законодательством Российской Федерации (протокол собрания акционеров об утверждении устава от 24.12.2014), общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ.
Пунктом 4 статьи 19 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям о юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.
Как указано выше, общество было учреждено по законодательству Украины как публичное акционерное общество (согласно ч. 1 ст. 5 Закона Украины от 17.09.2008 N 514-VI "Об акционерных обществах" акционерные общества делятся по типу на публичные и частные).
В соответствии со ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ, в редакции ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ) акционерные общества делятся на публичные и непубличные акционерные общества.
В силу пункта 1 названной нормы права публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, признаются непубличными - п. 2 ст. 66.3 ГК РФ.
Аналогичные требования содержатся в статьях 7 и 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции от 29.06.2015, далее - Закон N 208-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 39 Закона N 208-ФЗ публичное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством как открытой, так и закрытой подписки. Непубличное общество не вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Пунктом 1 статьи 97 ГК РФ предусмотрено, что публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Желая зарегистрироваться на территории Российской Федерации, общество привело свои уставные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и утвердило на общем собрании акционеров новую редакцию устава общества, согласно которой акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" является непубличным акционерным обществом (т. 1, л.д. 26,31). Об этом общество указало и в заявлении, представленном в инспекцию.
Однако, из устава общества следует, что акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" является публичным акционерным обществом.
В соответствии с требованиями закона в непубличном обществе акции должны размещаться только путем закрытой подписки.
В пунктах 8.7 и 8.8 устава общества говорится об оплате дополнительных акций, размещаемых путем подписки.
Пунктом 8.9 устава предусмотрено, что оплата дополнительных акций путем зачета денежных требований к обществу допускается в случае их размещения посредством закрытой подписки.
Из указанных пунктов устава общества категорически не следует, что размещение акций в обществе будет проводиться только путем закрытой подписки.
А в пункте 9.3.2 устава общества прямо говорится о размещении дополнительных акций путем открытой подписки (акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).
При таких обстоятельствах ссылка в уставе, а также и в заявлении о регистрации сведений о юридическом лице, представленном в инспекцию, на то, что общество является непубличным, неверна.
В непубличном обществе не могут размещаться акции посредством открытой подписки.
Довод заявителя жалобы о том, что при принятии решения о наименовании общества собрание акционеров исходило из того, что все акции общества уже распределены между акционерами и подписка на акции либо открытое их размещение не предполагалось, несостоятелен.
Из устава следует, что выпуск дополнительных акций возможен, и размещение дополнительных акций возможно путем открытой подписки.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.12.2015 N Ф10-4709/2015 ПО ДЕЛУ N А83-1323/2015
Требование: О признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица, понуждении налогового органа внести в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице.Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: Налоговый орган мотивировал отказ тем, что содержащиеся в заявлении сведения о публичности юридического лица не соответствуют новой редакции устава, согласно которой юридическое лицо является непубличным акционерным обществом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. N Ф10-4709/2015
Дело N А83-1323/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 28.12.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ПАО "АК "Крымавтотранс", г. Симферополь Сухобокова А.Н. - дов. от 01.06.2014, Запрута Ж.В. - дов. от 03.11.2014
от заинтересованных лиц - УФНС по Республике Крым, г. Симферополь Безверхая Ю.А. - дов. от 05.10.2015
ИФНС по г. Симферополю Сеитяьгьяев А.А. - дов. от 12.01.2015
от третьего лица - Совета министров Республики Крым, г. Симферополь Тихончук С.Г. - дов. от 15.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Акционерная компания "Крымавтотранс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.07.2015 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 (судьи Привалова А.В., Горошко Н.П., Карев А.Ю.) по делу N А83-1323/2015,
установил:
публичное акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее - ИФНС, инспекция), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее - УФНС, управление) от 01.02.2015 N 23901А об отказе в государственной регистрации юридического лица и о понуждении инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения об Акционерном обществе "Акционерная компания "Крымавтотранс".
Третьим лицом по делу выступал Совет министров Республики Крым (далее - Совет министров).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, требования общества удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права.
В отзывах на кассационную жалобу ИФНС, УФНС и Совет министров просят оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, представители инспекции, управления и Совета министров поддержали доводы своих отзывов на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, публичное акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" было зарегистрировано 30.10.1996 по законодательству Украины в Едином государственном реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей Украины с идентификационным кодом юридического лица 03120667, по месту нахождения: АР Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, дом 20а.
В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, приведением своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации 31.12.2014 общество подало в инспекцию заявление по форме N Р 18001 о внесении сведений о юридическом лице - Акционерном обществе "Акционерная компания "Крымавтотранс" в ЕГРЮЛ. К заявлению были приложены устав общества, протокол собрания о приведении деятельности общества и устава общества в соответствие с законодательством Российской Федерации и реестр акционеров.
Решением инспекции от 01.02.2015 N 23901А обществу отказано в государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица со ссылкой на несоответствие содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации, непредставление в регистрирующий орган документов, соответствующих требованиям Закона N 52-ФЗ.
Общество обжаловало решение инспекции в порядке подчиненности в УФНС, которое отказало обществу в удовлетворении его жалобы.
Полагая, что решение инспекции не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа обществу в удовлетворении его требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на 31.12.2014, далее - Закон N 52-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" или настоящим пунктом.
Приведя свой устав в соответствие с законодательством Российской Федерации (протокол собрания акционеров об утверждении устава от 24.12.2014), общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ.
Пунктом 4 статьи 19 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям о юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.
Как указано выше, общество было учреждено по законодательству Украины как публичное акционерное общество (согласно ч. 1 ст. 5 Закона Украины от 17.09.2008 N 514-VI "Об акционерных обществах" акционерные общества делятся по типу на публичные и частные).
В соответствии со ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ, в редакции ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ) акционерные общества делятся на публичные и непубличные акционерные общества.
В силу пункта 1 названной нормы права публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, признаются непубличными - п. 2 ст. 66.3 ГК РФ.
Аналогичные требования содержатся в статьях 7 и 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции от 29.06.2015, далее - Закон N 208-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 39 Закона N 208-ФЗ публичное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством как открытой, так и закрытой подписки. Непубличное общество не вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Пунктом 1 статьи 97 ГК РФ предусмотрено, что публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Желая зарегистрироваться на территории Российской Федерации, общество привело свои уставные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и утвердило на общем собрании акционеров новую редакцию устава общества, согласно которой акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" является непубличным акционерным обществом (т. 1, л.д. 26,31). Об этом общество указало и в заявлении, представленном в инспекцию.
Однако, из устава общества следует, что акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" является публичным акционерным обществом.
В соответствии с требованиями закона в непубличном обществе акции должны размещаться только путем закрытой подписки.
В пунктах 8.7 и 8.8 устава общества говорится об оплате дополнительных акций, размещаемых путем подписки.
Пунктом 8.9 устава предусмотрено, что оплата дополнительных акций путем зачета денежных требований к обществу допускается в случае их размещения посредством закрытой подписки.
Из указанных пунктов устава общества категорически не следует, что размещение акций в обществе будет проводиться только путем закрытой подписки.
А в пункте 9.3.2 устава общества прямо говорится о размещении дополнительных акций путем открытой подписки (акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).
При таких обстоятельствах ссылка в уставе, а также и в заявлении о регистрации сведений о юридическом лице, представленном в инспекцию, на то, что общество является непубличным, неверна.
В непубличном обществе не могут размещаться акции посредством открытой подписки.
Довод заявителя жалобы о том, что при принятии решения о наименовании общества собрание акционеров исходило из того, что все акции общества уже распределены между акционерами и подписка на акции либо открытое их размещение не предполагалось, несостоятелен.
Из устава следует, что выпуск дополнительных акций возможен, и размещение дополнительных акций возможно путем открытой подписки.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)