Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Келлер О.В.
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Химический завод "Планта" (ИНН 6623083253, ОГРН 1116623010195): Жаворонкова Ю.Н. по доверенности от 11.11.2015, Крюкова Г.Ф. по доверенности от 28.04.2016
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773): Гордиенко Е.И. по доверенности от 18.02.2015, Зыкова И.Е. по доверенности от 09.10.2013, Широков А.Г. по доверенности от 17.12.2015
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 февраля 2016 года
по делу N А60-54209/2015
принятое судьей Калашником С.Е.
по заявлению акционерного общества "Химический завод "Планта"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта в части
Акционерное общество "Химический завод "Планта" (далее - АО "ХЗ "Планта", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) от 22.06.2015 N 6973/14 в части доначисления земельного налога в сумме 44 217 693 руб., соответствующих пеней и штрафа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 февраля 2016 года по делу N А60-54209/2015, принятым судьей Калашником С.Е., заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области от 22.06.2015 N 6973/14 в части доначисления земельного налога в сумме 44 217 693 руб., соответствующих пеней и штрафа. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области возложенная обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "ХЗ "Планта".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие оснований для отнесения спорных земельных участков к землям, ограниченным в обороте. В соответствии с положениями пп. 5 п. 5 ст. 27, п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ для применения пониженной ставки земельного налога, необходимо использование обществом земельного участка в целях обеспечения обороны, участок должен быть ограниченным в обороте и находиться в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки с кадастровыми номерами 66:56:0301001:154, 66:56:0301001:155, 66:56:0301001:156 не являются ограниченными в обороте, поскольку имеют вид разрешенного использования "для эксплуатации производственной площадки с подъездными путями (для производства оружия и боеприпасов)", субъект права - ОАО "ХЗ "Планта". Земельный участок с кадастровым номером 66:56:01150014:637, принадлежащий на праве собственности ОАО "ХЗ "Планта" также не является ограниченным в обороте, кроме того, имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации здания механического цеха и административно-бытового корпуса". Выводы суда первой инстанции о том, что фактически собственником земельного участка является Российская Федерация, поскольку общество создано в процессе преобразования ФГУП и учредителем общества является Российская Федерация (100% акций), является неправильным, поскольку право собственности зарегистрировано за ОАО "ХЗ "Планта".
Представители налогового органа в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
АО "ХЗ "Планта" в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что судом сделан верный вывод о том, что спорные земельные участки переданы ОА "ХЗ "Планта" и используются обществом для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, в связи с чем являются ограниченными в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ, налоговая ставка в размере 0,3% применена правомерно.
Представили заявителя в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной АО "ХЗ "Планта" 09.04.2015 уточненной налоговой декларации N 1 по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт от 12.05.2015 N 26456/14 и вынесено решение инспекции от 22.06.2015 N 6973/14, которым АО "ХЗ "Планта" предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 51 716 449 руб., пени в сумме 3 701 818 руб. 01 коп., также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм земельного налога в виде штрафа в сумме 5 171 645 руб.
Решением Инспекции от 17.07.2015 N 6973/14/1 внесены изменения в резолютивную часть решения от 22.06.2015 N 6973/14, согласно которым обществу доначислен земельный налог в сумме 50 707 512 руб., сумма пеней составила 3 622 187 руб. 74 коп., штраф - 5 070 751 руб.
Основанием для доначисления земельного налога в сумме 44 217 693 руб., соответствующих пеней и штрафа явился вывод Инспекции о неверном применении АО "ХЗ "Планта" налоговой ставки 0,3% по земельным участкам с кадастровыми номерами 66:56:0301001:154, 66:56:0301001:155, 66:56:0301001:156, 66:56:0115001:637. В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что указанные земельные участки не находятся в государственной или муниципальной собственности, принадлежат АО "ХЗ "Планта" на праве частной собственности. Налоговым органом сделан вывод о том, что в отношении вышеуказанных участков абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации не применяется, земельный налог на основании подп. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит исчислению по ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решение Инспекции обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 24.08.2015 N 917/15 решение Инспекции оставлено без изменений.
Полагая, что решение Инспекции в указанной части, нарушает его права и законные интересы, АО "ХЗ "Планта" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что спорные земельные участки переданы обществу "ХЗ "Планта" и используются им для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов). Земельные участки признаны ограниченными в обороте в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, что дает право на применение налоговой ставки 0,3%.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно положениям пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0, 3% в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Ставки земельного налога, действовавшие в проверяемый период на территории муниципального образования "город Нижний Тагил", установлены решением Нижнетагильской городской Думы от 22.11.2011 N 51, с учетом изменений, внесенным решением Нижнетагильской городской Думы от 29.04.2013 N 21, в соответствии с которым налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости применяется в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В отношении прочих земельных участков применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5%.
В соответствии с п. 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (подп. 2 п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации в обороте, в частности, ограничиваются земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Следовательно, организация, предприятие, учреждение, использующие такие земельные участки, должны подтвердить, что земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, занят зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, либо предоставлен и используется в целях обеспечения обороны и безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2010 N 3199/10, решение вопроса о том, является ли указанный участок ограниченным в обороте, зависит от выяснения и таких обстоятельств: какие объекты расположены на данном участке; использует ли их общество в своей хозяйственной деятельности; на чьем балансе они находятся.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что основная производственная площадка с подъездными путями ФГУП "ХЗ "Планта" ранее располагалась на земельном участке с кадастровым номером 66:56:0000000:52.
20.10.2009 произведено межевание земельного участка с кадастровым номером 66:56:0000000:52, в результате которого он разделен на 6 земельных участков, в том числе земельные участки:
- - с кадастровым номером 66:56:0301001:154 (площадь - 2 453 443 кв. м, расположен по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Щорса, 1Б; вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной площадки с подъездными путями (для производства оружия и боеприпасов));
- - с кадастровым номером 66:56:0301001:155 (площадь 20 792 кв. м, расположен по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Щорса, 1Б; вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной площадки с подъездными путями (для производства оружия и боеприпасов));
- - с кадастровым номером 66:56:0301001:156 (площадь 56 997 кв. м расположен по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Щорса, 1Б; вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной площадки с подъездными путями (для производства оружия и боеприпасов)).
Право собственности на вновь образованные земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией.
ОАО "ХЗ "Планта" (дата постановки на учет 30.12.2011) создано в соответствии с федеральными законами от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Химический завод "Планта" на основании Указа Президента Российской Федерации от 10.07.2008 N 1052, распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 N 513-р, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.04.2011 N 143 и распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 23.06.2011 N 221-р и является его правопреемником (т. 1 л.д. 58-62).
Распоряжением от 23.06.2011 N 221-Р "Об условиях приватизации ФГУП "ХЗ "Планта" утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "ХЗ "Планта"; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ХЗ "Планта"; перечень обременении (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "ХЗ "Планта".
В соответствии с п. 4.1 Устава основными целями деятельности ОАО "ХЗ "Планта" являются: производство вооружений, военной техники, боеприпасов для обеспечения интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности; производство товаров, работ и услуг для обеспечения общественных потребностей и нужд общества; получение прибыли.
Пунктом 4.2 Устава предусмотрено, что для достижения указанных целей, Уставом определены виды деятельности общества, в частности: разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения, военной техники и боеприпасов; разработка, производство, хранение и реализация взрывчатых веществ, порохов, пиротехники, средств взрывания, а также их утилизация; торговля вооружением и военной техникой; ремонт вооружения и военной техники; хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения; утилизация боеприпасов, их запасных частей, вооружения и военной техники и др.
Учредителем общества в соответствии с п. 1.2 Устава является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Общество входит в перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса на основании приказов Министерства промышленности и торговли России от 23.10.2013 N 1703 (п. 259), от 22.04.2014 N 758 (п. 258), от 02.06.14 N 1067 (п. 260), от 20.11.2014 N 2338 (п. 258).
Согласно информационному письму Свердловскстата от 12.01.2012 N 21-03-02/288 и уведомления Росстата от 26.08.2015 в Статистическом регистре ОАО "ХЗ "Планта" отнесено по Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС) к федеральной собственности - 12, основным видом деятельности (ОКВЭД) является 29.60 - производство оружия и боеприпасов. Видами экономической деятельности указаны (код по ОКВЭД): 29.60 - производство оружия и боеприпасов; 36.13 - производство кухонной мебели; 20.10.2 - производство пиломатериалов, профилированных по кромке; производство древесной шерсти, древесной муки; производство технологической щепы или стружки; 55.51 - деятельность столовых при предприятиях и учреждениях, прочие виды деятельности (т. 1 л.д. 119-121).
Согласно передаточному акту от 22.12.2011 ОАО "ХЗ "Планта" передано 27 земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса, в том числе 4 спорных земельных участка с кадастровыми номерами 66:56:0301001:154, 66:56:0301001:155, 66:56:0301001:156 с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственной площадки с подъездными путями (для производства оружия и боеприпасов) и земельный участок с кадастровым номером 66:56:0115001:637 с видом разрешенного использования: для эксплуатации здания механического цеха и административно-бытового корпуса (т. 2 л.д. 150).
Из представленной в материалы дела распечатки кадастрового паспорта в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:637, сделанной из рабочей базы АИС Налог 2.7.000.04 следует, что разрешенным видом использования данного земельного участка является также производство оружия и боеприпасов (т. 2 л.д. 118).
На основании установленных обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что спорные земельные участки переданы АО "ХЗ "Планта" и используются им для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов).
Таким образом, спорные земельные участки используются для нужд обороны. Судом апелляционной инстанции установлено, что осмотр спорных земельных участков Инспекцией не производился, доказательств, свидетельствующих о том, что земельные участки используются налогоплательщиком в иных целях не представлено.
Апелляционная инстанция отклоняет довод налогового органа о том, что спорные земельные участки не могут быть признаны ограниченными в обороте применительно к п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, следовательно пониженная ставка земельного налога не подлежала применению.
Согласно указанной норме ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в п. 4 этой же статьи.
Согласно Приказу о решениях внеочередного общего собрания акционеров ОАО "ХЗ "Планта" от 25.07.2012 N 318 на основании ст. 18.1 Федерального закона от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 831 "Об осуществлении Государственной корпорацией "Ростехнологии" от имени Российской Федерации прав акционера акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и передаются Государственной корпорации "Ростехнологии" в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций", в соответствии с которыми Государственная корпорация "Ростехнологии" осуществляет от имени Российской Федерации права акционера ОАО "ХЗ "Планта", сто процентов акций которого находится в федеральной собственности и подлежат передаче Государственной корпорации "Ростехнологии" в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций. Таким образом, право собственности общества в отношении земельных участков реализуется по решению ГК "Ростех".
Пониженная ставка земельного налога, предусмотренная п.п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ установлена для земельных участков, используемых для нужд обороны, возможность применения указанной ставки в налоговом законодательстве не поставлена в зависимость от принадлежности земельного участка. Воля законодателя направлена на сокращение налогового бремени для предприятий, использующих земельные участки в целях обороны. Содержание п. 5 ст. 27 ЗК РФ не является основанием для применения иной ставки земельного налога.
Судом первой инстанции правомерно указано, что использование земельных участков для нужд обороны дает право налогоплательщику на применение соответствующей льготы в виде налоговой ставки в размере 0,3%. У налогового органа отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности, доначисления спорных сумм налога и пени, в связи с чем решение Инспекции правомерно признано недействительным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 февраля 2016 года по делу N А60-54209/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2016 N 17АП-3812/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-54209/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2016 г. N 17АП-3812/2016-АК
Дело N А60-54209/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Келлер О.В.
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Химический завод "Планта" (ИНН 6623083253, ОГРН 1116623010195): Жаворонкова Ю.Н. по доверенности от 11.11.2015, Крюкова Г.Ф. по доверенности от 28.04.2016
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773): Гордиенко Е.И. по доверенности от 18.02.2015, Зыкова И.Е. по доверенности от 09.10.2013, Широков А.Г. по доверенности от 17.12.2015
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 февраля 2016 года
по делу N А60-54209/2015
принятое судьей Калашником С.Е.
по заявлению акционерного общества "Химический завод "Планта"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта в части
установил:
Акционерное общество "Химический завод "Планта" (далее - АО "ХЗ "Планта", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) от 22.06.2015 N 6973/14 в части доначисления земельного налога в сумме 44 217 693 руб., соответствующих пеней и штрафа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 февраля 2016 года по делу N А60-54209/2015, принятым судьей Калашником С.Е., заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области от 22.06.2015 N 6973/14 в части доначисления земельного налога в сумме 44 217 693 руб., соответствующих пеней и штрафа. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области возложенная обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "ХЗ "Планта".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие оснований для отнесения спорных земельных участков к землям, ограниченным в обороте. В соответствии с положениями пп. 5 п. 5 ст. 27, п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ для применения пониженной ставки земельного налога, необходимо использование обществом земельного участка в целях обеспечения обороны, участок должен быть ограниченным в обороте и находиться в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки с кадастровыми номерами 66:56:0301001:154, 66:56:0301001:155, 66:56:0301001:156 не являются ограниченными в обороте, поскольку имеют вид разрешенного использования "для эксплуатации производственной площадки с подъездными путями (для производства оружия и боеприпасов)", субъект права - ОАО "ХЗ "Планта". Земельный участок с кадастровым номером 66:56:01150014:637, принадлежащий на праве собственности ОАО "ХЗ "Планта" также не является ограниченным в обороте, кроме того, имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации здания механического цеха и административно-бытового корпуса". Выводы суда первой инстанции о том, что фактически собственником земельного участка является Российская Федерация, поскольку общество создано в процессе преобразования ФГУП и учредителем общества является Российская Федерация (100% акций), является неправильным, поскольку право собственности зарегистрировано за ОАО "ХЗ "Планта".
Представители налогового органа в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
АО "ХЗ "Планта" в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что судом сделан верный вывод о том, что спорные земельные участки переданы ОА "ХЗ "Планта" и используются обществом для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, в связи с чем являются ограниченными в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ, налоговая ставка в размере 0,3% применена правомерно.
Представили заявителя в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной АО "ХЗ "Планта" 09.04.2015 уточненной налоговой декларации N 1 по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт от 12.05.2015 N 26456/14 и вынесено решение инспекции от 22.06.2015 N 6973/14, которым АО "ХЗ "Планта" предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 51 716 449 руб., пени в сумме 3 701 818 руб. 01 коп., также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм земельного налога в виде штрафа в сумме 5 171 645 руб.
Решением Инспекции от 17.07.2015 N 6973/14/1 внесены изменения в резолютивную часть решения от 22.06.2015 N 6973/14, согласно которым обществу доначислен земельный налог в сумме 50 707 512 руб., сумма пеней составила 3 622 187 руб. 74 коп., штраф - 5 070 751 руб.
Основанием для доначисления земельного налога в сумме 44 217 693 руб., соответствующих пеней и штрафа явился вывод Инспекции о неверном применении АО "ХЗ "Планта" налоговой ставки 0,3% по земельным участкам с кадастровыми номерами 66:56:0301001:154, 66:56:0301001:155, 66:56:0301001:156, 66:56:0115001:637. В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что указанные земельные участки не находятся в государственной или муниципальной собственности, принадлежат АО "ХЗ "Планта" на праве частной собственности. Налоговым органом сделан вывод о том, что в отношении вышеуказанных участков абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации не применяется, земельный налог на основании подп. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит исчислению по ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решение Инспекции обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 24.08.2015 N 917/15 решение Инспекции оставлено без изменений.
Полагая, что решение Инспекции в указанной части, нарушает его права и законные интересы, АО "ХЗ "Планта" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что спорные земельные участки переданы обществу "ХЗ "Планта" и используются им для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов). Земельные участки признаны ограниченными в обороте в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, что дает право на применение налоговой ставки 0,3%.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно положениям пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0, 3% в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Ставки земельного налога, действовавшие в проверяемый период на территории муниципального образования "город Нижний Тагил", установлены решением Нижнетагильской городской Думы от 22.11.2011 N 51, с учетом изменений, внесенным решением Нижнетагильской городской Думы от 29.04.2013 N 21, в соответствии с которым налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости применяется в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В отношении прочих земельных участков применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5%.
В соответствии с п. 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (подп. 2 п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации в обороте, в частности, ограничиваются земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Следовательно, организация, предприятие, учреждение, использующие такие земельные участки, должны подтвердить, что земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, занят зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, либо предоставлен и используется в целях обеспечения обороны и безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2010 N 3199/10, решение вопроса о том, является ли указанный участок ограниченным в обороте, зависит от выяснения и таких обстоятельств: какие объекты расположены на данном участке; использует ли их общество в своей хозяйственной деятельности; на чьем балансе они находятся.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что основная производственная площадка с подъездными путями ФГУП "ХЗ "Планта" ранее располагалась на земельном участке с кадастровым номером 66:56:0000000:52.
20.10.2009 произведено межевание земельного участка с кадастровым номером 66:56:0000000:52, в результате которого он разделен на 6 земельных участков, в том числе земельные участки:
- - с кадастровым номером 66:56:0301001:154 (площадь - 2 453 443 кв. м, расположен по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Щорса, 1Б; вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной площадки с подъездными путями (для производства оружия и боеприпасов));
- - с кадастровым номером 66:56:0301001:155 (площадь 20 792 кв. м, расположен по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Щорса, 1Б; вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной площадки с подъездными путями (для производства оружия и боеприпасов));
- - с кадастровым номером 66:56:0301001:156 (площадь 56 997 кв. м расположен по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Щорса, 1Б; вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной площадки с подъездными путями (для производства оружия и боеприпасов)).
Право собственности на вновь образованные земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией.
ОАО "ХЗ "Планта" (дата постановки на учет 30.12.2011) создано в соответствии с федеральными законами от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Химический завод "Планта" на основании Указа Президента Российской Федерации от 10.07.2008 N 1052, распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 N 513-р, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.04.2011 N 143 и распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 23.06.2011 N 221-р и является его правопреемником (т. 1 л.д. 58-62).
Распоряжением от 23.06.2011 N 221-Р "Об условиях приватизации ФГУП "ХЗ "Планта" утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "ХЗ "Планта"; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ХЗ "Планта"; перечень обременении (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "ХЗ "Планта".
В соответствии с п. 4.1 Устава основными целями деятельности ОАО "ХЗ "Планта" являются: производство вооружений, военной техники, боеприпасов для обеспечения интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности; производство товаров, работ и услуг для обеспечения общественных потребностей и нужд общества; получение прибыли.
Пунктом 4.2 Устава предусмотрено, что для достижения указанных целей, Уставом определены виды деятельности общества, в частности: разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения, военной техники и боеприпасов; разработка, производство, хранение и реализация взрывчатых веществ, порохов, пиротехники, средств взрывания, а также их утилизация; торговля вооружением и военной техникой; ремонт вооружения и военной техники; хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения; утилизация боеприпасов, их запасных частей, вооружения и военной техники и др.
Учредителем общества в соответствии с п. 1.2 Устава является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Общество входит в перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса на основании приказов Министерства промышленности и торговли России от 23.10.2013 N 1703 (п. 259), от 22.04.2014 N 758 (п. 258), от 02.06.14 N 1067 (п. 260), от 20.11.2014 N 2338 (п. 258).
Согласно информационному письму Свердловскстата от 12.01.2012 N 21-03-02/288 и уведомления Росстата от 26.08.2015 в Статистическом регистре ОАО "ХЗ "Планта" отнесено по Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС) к федеральной собственности - 12, основным видом деятельности (ОКВЭД) является 29.60 - производство оружия и боеприпасов. Видами экономической деятельности указаны (код по ОКВЭД): 29.60 - производство оружия и боеприпасов; 36.13 - производство кухонной мебели; 20.10.2 - производство пиломатериалов, профилированных по кромке; производство древесной шерсти, древесной муки; производство технологической щепы или стружки; 55.51 - деятельность столовых при предприятиях и учреждениях, прочие виды деятельности (т. 1 л.д. 119-121).
Согласно передаточному акту от 22.12.2011 ОАО "ХЗ "Планта" передано 27 земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса, в том числе 4 спорных земельных участка с кадастровыми номерами 66:56:0301001:154, 66:56:0301001:155, 66:56:0301001:156 с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственной площадки с подъездными путями (для производства оружия и боеприпасов) и земельный участок с кадастровым номером 66:56:0115001:637 с видом разрешенного использования: для эксплуатации здания механического цеха и административно-бытового корпуса (т. 2 л.д. 150).
Из представленной в материалы дела распечатки кадастрового паспорта в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:637, сделанной из рабочей базы АИС Налог 2.7.000.04 следует, что разрешенным видом использования данного земельного участка является также производство оружия и боеприпасов (т. 2 л.д. 118).
На основании установленных обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что спорные земельные участки переданы АО "ХЗ "Планта" и используются им для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов).
Таким образом, спорные земельные участки используются для нужд обороны. Судом апелляционной инстанции установлено, что осмотр спорных земельных участков Инспекцией не производился, доказательств, свидетельствующих о том, что земельные участки используются налогоплательщиком в иных целях не представлено.
Апелляционная инстанция отклоняет довод налогового органа о том, что спорные земельные участки не могут быть признаны ограниченными в обороте применительно к п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, следовательно пониженная ставка земельного налога не подлежала применению.
Согласно указанной норме ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в п. 4 этой же статьи.
Согласно Приказу о решениях внеочередного общего собрания акционеров ОАО "ХЗ "Планта" от 25.07.2012 N 318 на основании ст. 18.1 Федерального закона от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 831 "Об осуществлении Государственной корпорацией "Ростехнологии" от имени Российской Федерации прав акционера акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и передаются Государственной корпорации "Ростехнологии" в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций", в соответствии с которыми Государственная корпорация "Ростехнологии" осуществляет от имени Российской Федерации права акционера ОАО "ХЗ "Планта", сто процентов акций которого находится в федеральной собственности и подлежат передаче Государственной корпорации "Ростехнологии" в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций. Таким образом, право собственности общества в отношении земельных участков реализуется по решению ГК "Ростех".
Пониженная ставка земельного налога, предусмотренная п.п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ установлена для земельных участков, используемых для нужд обороны, возможность применения указанной ставки в налоговом законодательстве не поставлена в зависимость от принадлежности земельного участка. Воля законодателя направлена на сокращение налогового бремени для предприятий, использующих земельные участки в целях обороны. Содержание п. 5 ст. 27 ЗК РФ не является основанием для применения иной ставки земельного налога.
Судом первой инстанции правомерно указано, что использование земельных участков для нужд обороны дает право налогоплательщику на применение соответствующей льготы в виде налоговой ставки в размере 0,3%. У налогового органа отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности, доначисления спорных сумм налога и пени, в связи с чем решение Инспекции правомерно признано недействительным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 февраля 2016 года по делу N А60-54209/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)