Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.08.2016 N 81-АПГ16-4

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. N 81-АПГ16-4


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 8 декабря 2015 г. N 795 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Теплоснаб" (г. Новокузнецк) на 2016 год" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" на решение Кемеровского областного суда от 4 апреля 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области, Комиссия) от 8 декабря 2015 г. N 795 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Теплоснаб" (г. Новокузнецк) на 2016 год".
Решением Кемеровского областного суда от 4 апреля 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
Согласно подпункту 6 части 1 и пункту 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на услуги по передаче теплоносителя подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи теплоносителя учитываются при установлении тарифов на теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
Основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии и платы за подключение к системе теплоснабжения определены Основами ценообразования.
Согласно пункту 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в упомянутом пункте 13 данного документа.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данного документа.
Согласно пункту 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются: расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с Методическими указаниями.
По итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам (пункт 50 Основ ценообразования).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и названными методическими указаниями (пункт 33 упомянутых Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).
Приложением к оспариваемому постановлению для потребителей ООО "Теплоснаб" с 1 января по 31 декабря 2016 г. методом экономически обоснованных расходов (затрат) установлен тариф на услуги по передаче теплоносителя - воды в размере 294,7 руб./Гкал. При определении размера необходимой валовой выручки регулируемой организации РЭК Кемеровской области не учла экономически необоснованные расходы, указав в экспертном заключении причины исключения конкретных величин затрат со ссылкой на нормативные источники.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод об экономической обоснованности установленного тарифа на передачу теплоносителя, отсутствии нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.
Как следует из материалов дела, по статье "расходы на сырье и материалы (на обслуживание и ремонты)" предложение общества составило 2 619,40 тыс. руб. Для обоснования расходов на ремонты регулируемая организация представила титульный лист программы ремонтного обслуживания на 2016 год, дефектные ведомости, сметы, план-график ремонтных работ, акты осмотра, план вывода в ремонт объектов теплосетевого комплекса.
Эксперт органа регулирования снизил заявленную сумму на 1 960,84 тыс. руб., приняв 658,56 тыс. руб. При этом Комиссией проанализированы программа ремонта основных производственных фондов, учтены объем и качество планируемых работ.
Корректировка объема финансирования работ обусловлена тем, что стоимость, указанная в программе, не соответствует стоимости, указанной в обосновывающих материалах. Обществом не представлено обоснование необходимости замены участка трубы подземной теплотрассы от ТК-21 до ТК-22. Каких-либо сведений о состоянии труб указанного участка теплотрассы в материалы дела не представлено, а согласно пункту 16 договора аренды от 1 января 2016 г., заключенного с ООО "Теплотранзит", передаваемые в аренду объекты находятся в удовлетворительном техническом состоянии, пригодном для использования в соответствии с их функциональным назначением.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию.
По статье "арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи" запланированные ООО "Теплоснаб" затраты в размере 3 978,80 тыс. руб. на аренду нежилого здания ПНС с насосами и теплотрассы по договору аренды с ООО "Теплотранзит" от 1 января 2016 г. - исключены РЭК Кемеровской области по причине отсутствия экономического обоснования заявленных затрат.
В силу пункта 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Для расчета амортизационных отчислений общество отнесло арендуемые объекты к восьмой амортизационной группе в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 (далее - Классификация основных средств) и используемой для целей бухгалтерского учета. Срок полезного использования имущества, отнесенного к восьмой амортизационной группе, составляет свыше 20 лет до 25 лет включительно. Эта группа включает в себя в том числе нежилые здания - бескаркасные со стенами облегченной каменной кладки, железобетонными, кирпичными и деревянными колоннами и столбами, с железобетонными, деревянными и другими перекрытиями; здания деревянные с брусчатыми или бревенчатыми рублеными стенами; сооружения обвалованные, а также отвод от магистральных трубопроводов и линейное оборудование.
Комиссия обоснованно отнесла теплотрассу к пятой амортизационной группе в соответствии с Классификацией основных средств, поскольку к этому имуществу относятся в том числе магистральные тепловые сети.
Здание ПНС отнесено органом регулирования к десятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 30 лет (нежилые здания, сооружения и др.), поскольку согласно Классификации основных средств к данной группе относятся здания, кроме вошедших в другие группы (с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями). Так как конструктивные элементы здания выполнены из железобетонных панелей, плит, блоков, определение амортизационной группы Комиссией является правильным.
Кроме того, с учетом фактического приобретения права собственности на объекты недвижимости амортизационные отчисления, заложенные в основу арендной платы, могли быть учтены при формировании тарифа только в случае, если они являлись источниками финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой. Однако такого документа ООО "Теплоснаб" не представлено.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
На 2016 год ООО "Теплоснаб" планировало принять на работу 23 человека со средней заработной платой 31 024,28 руб. /мес., годовой фонд оплаты труда при этом составил 8 562,70 тыс. руб. В качестве обосновывающих документов административный истец представил Комиссии расчет численности промышленно-производственного персонала, произведенный ОАО "ЭНИН" (отделением ОАО "ЦОТЭНЕРГО"), единую тарифную сетку, штатное расписание и приказ о его утверждении, Положение об оплате труда и премировании работников регулируемой организации, Отраслевое тарифное соглашение, Нормативы численности промышленно-производственного персонала тепловых сетей, разработанные ОАО "ЦОТЭНЕРГО".
Согласно указанному расчету нормативная численность рабочих составила 20 чел., руководителей, специалистов, служащих - 18 чел. (всего 38 чел.). Согласно штатному расписанию на 2016 год общая численность - 23 чел., из них 8 руководителей и 15 рабочих.
По расчету Комиссии фонд оплаты труда на 2016 год составил 2 327,48 тыс. руб. Норматив численности рабочих в смену составил 2,135 чел. Для круглосуточной работы эксперт РЭК Кемеровской области предложил установить четыре смены, в связи с чем нормативная численность рабочего персонала составила 8,54 чел. Дополнительно предложено включить 1 ставку административно-управленческого персонала (9,54 чел. на производстве).
РЭК Кемеровской области руководствовалась Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 г. N 65, предназначенными для определения численности рабочих, занятых обслуживанием, текущим и капитальным ремонтом основного оборудования отопительных котельных, наружных тепловых сетей и сетевых сооружений.
Определение численности рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей, предусмотрено пунктом 2.8 названных Рекомендаций. Формула, по которой рассчитывается объем обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах, предусматривает в том числе такие параметры, как количество тепловых камер на i-м участке тепловой сети, протяженность i-го участка тепловой сети, коэффициенты, учитывающие количество труб в тепловой сети, теплоноситель, способ прокладки теплопроводов.
Для расчетов орган регулирования использовал технические данные эксплуатируемого оборудования согласно представленной обществом информации: протяженность теплотрассы 3 987 м в двухтрубном исчислении, средний диаметр труб - 395 мм, прокладка трубопроводов преимущественно подземная, количество тепловых камер - 14 тепловых пунктов по документам на 2015 год.
Определенные Комиссией показатели являются обоснованными, соответствуют условиям и требованиям производства, сопоставимы с численностью работников ООО "Теплотранзит", осуществляющей аналогичную деятельность, и не противоречат Нормативам численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий и Рекомендациям по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденным приказом Госстроя РФ от 12 октября 1999 г. N 74.
Средняя заработная плата рассчитана РЭК Кемеровской области на основании средних данных об утвержденной заработной плате по четырем теплосетевым компаниям, осуществляющим аналогичную регулируемую деятельность. Средняя заработная плата с учетом индексации составила 20 330,86 тыс. руб. /мес. Комиссия также учла, что на момент обращения с заявлением об установлении тарифов общество не осуществляло регулируемую деятельность, не располагало фактическими сведениями о фонде оплаты труда.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Кемеровского областного суда от 4 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)