Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Дмитриевой И.А., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Сидельниковой О.Н.
при участии:
от заявителя: Миниханова Ю.А. по доверенности от 16.11.2015
от заинтересованного лица: Бабенецкий О.В. по доверенности от 12.01.2016, Привольнев М.А. по доверенности от 12.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6248/2016) ООО "УК "Кремль" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2016 по делу N А56-70729/2015 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ООО "УК "Кремль"
к ИФНС по Всеволожскому району Ленинградской области
об оспаривании решений N 6742 от 15.08.2014, N 14-26/14 от 26.03.2015
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кремль" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 6742 от 15.08.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, признании недействительным решения N 14-26/14 от 26.03.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 20.01.2016 в удовлетворении требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель налогового органа возражал по удовлетворению апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой, принято решение N 6742 от 15.08.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) в размере 1 руб. Кроме того, Обществу доначислен земельный налог в размере 3 179 456 руб., пени в размере 159 696 руб. 36 коп.
Также, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам полноты уплаты земельного налога за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, по результатам которой принято решение N 14-26/14 от 26.03.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 50 828 руб., ему доначислен земельный налог в сумме 5 082 749 руб., а также пени в размере 1 230 291 руб.
Основанием для принятия оспариваемых налогоплательщиком решений, послужил вывод Инспекции о нарушении налогоплательщиком пп. 1 п. 1 ст. 39 НК РФ и п. 2 Решения Совета депутатов муниципального образования Юкковское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.10.2010 N 33 "Об установлении земельного налога", выразившемся в неправомерном применении ставки земельного налога 0,3%.
Решением Управления ФНС по Ленинградской области от 26.06.2015 N 16-2103/07634 в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с указанными решениями налогового органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о правомерности принятых инспекцией решений и соответствии их нормам налогового законодательства.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных статьей 394 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ, налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, в частности, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
На основании статей 387 и 394 НК РФ решением Совета депутатов муниципального образования Юкковское сельское поселение Всеволожского муниципальный район Ленинградской области от 21.10.2010 N 33 "Об установлении земельного налога" установлена ставка земельного налога 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Из материалов дела установлено, что Общество является доверительным управляющим земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0479002:678 - 47:07:0479002:753; 47:07:0479002:756 - 47:07:0479002:762; 47:07:0479002:780 - 47:07:0479002:816; 47:07:0479002:818 - 47:07:0479002:845; 47:07:0479002:847 - 47:07:0479002:865; 47:07:0479002:867 - 47:07:0479002:884 входящих в состав имущества Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Перспектива-Девелопмент", как управляющая компания фонда и осуществляет права и обязанности собственников фонда, в том числе по уплате земельного налога.
Вышеуказанные земельные участки расположены по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Юкки, массив "Юкковская долина".
В ходе проверки налоговым органом установлено, что при исчислении земельного налога по вышеуказанным земельным участкам за период 2011 - 2013 г. обществом применялась ставка налога в размере 0,3%, в то время как налоговым органом при вынесении оспариваемого решения был сделан вывод о необходимости применения ставки в размере 1,5%.
Довод Общества, что критерием для применения то или иной ставки земельного налога является исключительно отнесение или неотнесение земельного участка к земельным участкам с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" или "для дачного строительства", в связи с чем, само по себе отсутствие дачного строительства или ведение дачного хозяйства на спорных земельных участках не является достаточным основанием для отказа в применения пониженной ставки земельного налога, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (статья 82 ЗК РФ).
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что земельные участки, находящиеся в управлении общества имеют разрешенное использование "для дачного строительства", в связи с чем, при исчислении и уплате земельного налога за вышеуказанные земельные участки следует руководствоваться ЗК РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 66-ФЗ установлено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. На основании указанной статьи дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Учитывая положения пункта 2 статьи 81 ЗК РФ, приведенные положения Закона N 66-ФЗ, пункт 1 статьи 394 НК РФ применение налоговой ставки 0,3% возможно только в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан при условии соблюдения целевого назначения земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу налогового законодательства пониженные станки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество осуществляет доверительное управление этими участками в целях строительства дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли. Данное обстоятельство не отрицается налогоплательщиком.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения, общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Взносы граждан и организаций в паевой инвестиционный фонд не могут быть охарактеризованы как ведение подсобного хозяйства, занятие садоводством, животноводством, огородничеством или дачным хозяйством. Кроме того, исходя из положений Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" целью инвестиционной политики управляющей компании является получение дохода от инвестирования имущества, соответствующего фонда.
Общество является коммерческой организацией, имеет согласно выписке из ЕГРЮЛ виды экономической (коммерческой) деятельности, а именно: 67.12.2 деятельность по управлению ценными бумагами; 67.12 биржевые операции с фондовыми ценностями; 67.11.19 прочая деятельность, связанная с управлением финансовыми рынками, не включенная в другие группировки; 65.23 финансовое посредничество, не включенное в другие группировки. Согласно анализу банковских выписок по счету налогоплательщика, установлено, что поступление денежных средств осуществлялось в связи со сдачей в аренду и продажей земельных участков, входящих в состав Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Перспектива-Девелопмент". Данное обстоятельство подтверждается договорами, заключенными с ООО "Юкковское", ЗАО "Этика Девелопмент", КЭПК "Юкковское" и ООО "Инвестиции плюс консалтинг" и не оспаривается самим заявителем.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что спорные земельные участки с видами разрешенного использования "для дачного строительства" использовались в коммерческих целях, что не оспаривается и самим налогоплательщиком. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Аналогичная позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 N 305-КГ15-2124, от 18.05.2015 N 305-КГ15-4628, от 12.05.2015 N 305-КГ15-3869, от 18.05.2015 по делу N А41-63325/13.
Учитывая изложенное, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащих обществу, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы налогоплательщика, что спорные земельные участки переданы в аренду Коттеджно-эксплуатационному потребительскому кооперативу "Юкковское" для строительства дачных домов, также правомерно отклонены судом первой инстанции, т.к. не имеют правового значения для применения ставки земельного налога, т.к. пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных и потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства. Целью деятельности налогоплательщика и паевого фонда, является получение прибыли от реализации в дальнейшем земельных участков с построенными дачными домами третьим лицам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2016 по делу N А56-70729/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2016 N 13АП-6248/2016 ПО ДЕЛУ N А56-70729/2015
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2016 г. N 13АП-6248/2016
Дело N А56-70729/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Дмитриевой И.А., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Сидельниковой О.Н.
при участии:
от заявителя: Миниханова Ю.А. по доверенности от 16.11.2015
от заинтересованного лица: Бабенецкий О.В. по доверенности от 12.01.2016, Привольнев М.А. по доверенности от 12.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6248/2016) ООО "УК "Кремль" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2016 по делу N А56-70729/2015 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ООО "УК "Кремль"
к ИФНС по Всеволожскому району Ленинградской области
об оспаривании решений N 6742 от 15.08.2014, N 14-26/14 от 26.03.2015
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кремль" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 6742 от 15.08.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, признании недействительным решения N 14-26/14 от 26.03.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 20.01.2016 в удовлетворении требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель налогового органа возражал по удовлетворению апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой, принято решение N 6742 от 15.08.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) в размере 1 руб. Кроме того, Обществу доначислен земельный налог в размере 3 179 456 руб., пени в размере 159 696 руб. 36 коп.
Также, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам полноты уплаты земельного налога за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, по результатам которой принято решение N 14-26/14 от 26.03.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 50 828 руб., ему доначислен земельный налог в сумме 5 082 749 руб., а также пени в размере 1 230 291 руб.
Основанием для принятия оспариваемых налогоплательщиком решений, послужил вывод Инспекции о нарушении налогоплательщиком пп. 1 п. 1 ст. 39 НК РФ и п. 2 Решения Совета депутатов муниципального образования Юкковское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.10.2010 N 33 "Об установлении земельного налога", выразившемся в неправомерном применении ставки земельного налога 0,3%.
Решением Управления ФНС по Ленинградской области от 26.06.2015 N 16-2103/07634 в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с указанными решениями налогового органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о правомерности принятых инспекцией решений и соответствии их нормам налогового законодательства.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных статьей 394 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ, налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, в частности, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
На основании статей 387 и 394 НК РФ решением Совета депутатов муниципального образования Юкковское сельское поселение Всеволожского муниципальный район Ленинградской области от 21.10.2010 N 33 "Об установлении земельного налога" установлена ставка земельного налога 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Из материалов дела установлено, что Общество является доверительным управляющим земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0479002:678 - 47:07:0479002:753; 47:07:0479002:756 - 47:07:0479002:762; 47:07:0479002:780 - 47:07:0479002:816; 47:07:0479002:818 - 47:07:0479002:845; 47:07:0479002:847 - 47:07:0479002:865; 47:07:0479002:867 - 47:07:0479002:884 входящих в состав имущества Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Перспектива-Девелопмент", как управляющая компания фонда и осуществляет права и обязанности собственников фонда, в том числе по уплате земельного налога.
Вышеуказанные земельные участки расположены по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Юкки, массив "Юкковская долина".
В ходе проверки налоговым органом установлено, что при исчислении земельного налога по вышеуказанным земельным участкам за период 2011 - 2013 г. обществом применялась ставка налога в размере 0,3%, в то время как налоговым органом при вынесении оспариваемого решения был сделан вывод о необходимости применения ставки в размере 1,5%.
Довод Общества, что критерием для применения то или иной ставки земельного налога является исключительно отнесение или неотнесение земельного участка к земельным участкам с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" или "для дачного строительства", в связи с чем, само по себе отсутствие дачного строительства или ведение дачного хозяйства на спорных земельных участках не является достаточным основанием для отказа в применения пониженной ставки земельного налога, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (статья 82 ЗК РФ).
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что земельные участки, находящиеся в управлении общества имеют разрешенное использование "для дачного строительства", в связи с чем, при исчислении и уплате земельного налога за вышеуказанные земельные участки следует руководствоваться ЗК РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 66-ФЗ установлено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. На основании указанной статьи дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Учитывая положения пункта 2 статьи 81 ЗК РФ, приведенные положения Закона N 66-ФЗ, пункт 1 статьи 394 НК РФ применение налоговой ставки 0,3% возможно только в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан при условии соблюдения целевого назначения земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу налогового законодательства пониженные станки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество осуществляет доверительное управление этими участками в целях строительства дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли. Данное обстоятельство не отрицается налогоплательщиком.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения, общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Взносы граждан и организаций в паевой инвестиционный фонд не могут быть охарактеризованы как ведение подсобного хозяйства, занятие садоводством, животноводством, огородничеством или дачным хозяйством. Кроме того, исходя из положений Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" целью инвестиционной политики управляющей компании является получение дохода от инвестирования имущества, соответствующего фонда.
Общество является коммерческой организацией, имеет согласно выписке из ЕГРЮЛ виды экономической (коммерческой) деятельности, а именно: 67.12.2 деятельность по управлению ценными бумагами; 67.12 биржевые операции с фондовыми ценностями; 67.11.19 прочая деятельность, связанная с управлением финансовыми рынками, не включенная в другие группировки; 65.23 финансовое посредничество, не включенное в другие группировки. Согласно анализу банковских выписок по счету налогоплательщика, установлено, что поступление денежных средств осуществлялось в связи со сдачей в аренду и продажей земельных участков, входящих в состав Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Перспектива-Девелопмент". Данное обстоятельство подтверждается договорами, заключенными с ООО "Юкковское", ЗАО "Этика Девелопмент", КЭПК "Юкковское" и ООО "Инвестиции плюс консалтинг" и не оспаривается самим заявителем.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что спорные земельные участки с видами разрешенного использования "для дачного строительства" использовались в коммерческих целях, что не оспаривается и самим налогоплательщиком. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Аналогичная позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 N 305-КГ15-2124, от 18.05.2015 N 305-КГ15-4628, от 12.05.2015 N 305-КГ15-3869, от 18.05.2015 по делу N А41-63325/13.
Учитывая изложенное, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащих обществу, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы налогоплательщика, что спорные земельные участки переданы в аренду Коттеджно-эксплуатационному потребительскому кооперативу "Юкковское" для строительства дачных домов, также правомерно отклонены судом первой инстанции, т.к. не имеют правового значения для применения ставки земельного налога, т.к. пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных и потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства. Целью деятельности налогоплательщика и паевого фонда, является получение прибыли от реализации в дальнейшем земельных участков с построенными дачными домами третьим лицам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2016 по делу N А56-70729/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА
М.В.БУДЫЛЕВА
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
С.В.ЛУЩАЕВ
И.А.ДМИТРИЕВА
С.В.ЛУЩАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)