Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей Яковлевой Л.Г., Румянцева П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Булановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Росспиртпром"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2016 по делу N А40-130185/2016, принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению открытого акционерного общества "Росспиртпром" (ИНН 7730605160; ОГРН 1097746003410; дата регистрации 16.01.2009, адрес: 121170, г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34, стр. 21)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (ИНН 7702246311; ОГРН 1047702057732; дата регистрации 23.12.2004, адрес: 129110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 66, стр. 1)
о признании недействительным решения от 25.01.2016 N 1115
при участии:
- от заявителя: Бережецкий А.Ю. по дов.19.10.2015;
- от заинтересованного лица: Сероус Н.Н. по дов. от 15.08.2016;
- установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2016, принятым по данному делу, в удовлетворении заявления ОАО "Росспиртпром" о признании недействительным решения от Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 25.01.2016 N 1115 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по акцизам за исключением табачных изделий представленных обществом за февраль 2015 года, представленной по филиалу Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", по итогам которой был составлен акт камеральной проверки N 994 от 26.11.2015.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, представленных обществом возражений инспекцией было вынесено решение от 25.01.2016 N 1115 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 8 949 995,00 руб.
Решением по апелляционной жалобе от 09.03.2016 N СА-4-9/3818@ ФНС России решение инспекции от 25.01.2016 N 1115 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с выводом Инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием к принятию оспариваемого решения послужили выводы инспекции о преднамеренном и систематическом занижении разными филиалами общества в декларациях по акцизам данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок по сравнению с данными о ее отгрузках, отраженными в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
Передавая в ЕГАИС одни данные об объемах отгруженной алкогольной продукции, и, отражая в налоговых декларациях в целях налогообложения акцизами иные данные, существенно ниже содержащихся в ЕГАИС, Общество не могло ее осознавать, что совершает налоговое правонарушение, занижает налогооблагаемую базу по акцизам с целью уменьшения своих налоговых обязанностей.
25.03.2015 обществом представлена первичная налоговая декларация по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 года по филиалу Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", в которой по коду 10001 "реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 33 821,160 л. б/с, сумма акциза составляет 16 910 580 рублей. (том 1 л.д. 55 - 57).
В ходе проверки инспекцией установлено, что данные, осаженные в декларации по акцизам за февраль 2015 года по филиалу Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" по объемам, отгруженным на внутренний рынок, не соответствуют данным, отраженным в ЕГАИС, согласно которым объем отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок составляет 37.83022 тыс. дал, что соответствует 152 945,51 л. б/с, сумма акциза составляет 76 472 755 рублей.
По факту расхождения данных об объемах отгруженной алкогольной, продукции собственного производства, указанных в декларации и ЕГАИС инспекцией в адрес общества направлено сообщение от 21.05.2015 N 14-14/06755.
05.06.2015 общество письмом N 323/03 представлена пояснения и 16.06.2015 письмом N 340/03 направило уточненную (корректировка N 1) налоговую декларацию по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 года по филиалу Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", в которой по коду 10001 "реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 51 821,160 л. б/с, сумма акциза - 25 910 580 руб. (том 1 л.д. 60 - 62).
Платежными поручениями от 02.06.2015 N 973, от 03.06.2015 N 988, от 04.06.2015 N 14 обществом перечислен налог в сумме 9 000 000 руб.
04.07.2015 Обществом представлена уточненная (корректировка N 2) налоговая декларация по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 года по филиалу "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", в которой по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 69 821,160 л. б/с, сумма акциза - 34 910 580 рублей (т. 1 л.д. 65 - 67).
Платежными поручениями от 15.06.2015 N 93, 104, 231 Обществом перечислен налог в общей сумме 9 000 000 рублей и от 02.07.2015 N 972 пени в сумме 143 000 рублей (т. 1 л.д. 48 - 49).
12.08.2015 Обществом была представлена уточненная (корректировка N 3) налоговая декларация по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 года по филиалу Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", в которой по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 233 821,160 л. б/с, сумма акциза - 116 910 580 рублей (т. 1 л.д. 70 - 72).
Платежными поручениями от 06.08.2015 N 977, 978 Обществом перечислен налог в общей сумме 82 000 000 рублей и пени в сумме 3 000 000 рублей (т. 1 л.д. 50).
По факту вышеуказанных расхождений данных Инспекцией направлен запрос в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу) от 30.06.2015 N 14-12/08971 о предоставлении сведений в отношении ОАО "Росспиртпром" об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, за исключением внутреннего перемещения между филиалами организации, зафиксированной в системе ЕГАИС за февраль 2015 года (т. 1 л.д. 25).
Согласно ответу МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу от 21.07.2015 N у2-6200/10-12 объем отгруженной алкогольной продукции собственного производства за февраль 2015 года составил 123 242,70 л. б/с. (т. 1 л.д. 26).
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что Общество уплатило недостающие суммы налога, пени и предоставило корректирующие декларации по акцизу за февраль 2015 после выявления налоговым органом неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. При этом сумма налога по первичной декларации была занижена более чем в 3,6 раза по сравнению с данными отраженными в ЕГАИС, а сумма подлежащего уплате налога перечислена Обществом в бюджет только через 5 месяца после срока его уплаты.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что налогоплательщик узнал об установленных проверкой нарушениях в виде неотражения или неполноты отражения в налоговой декларации сведений, ошибок, влияющих на сумму налога к уплате, не ранее даты получения налогоплательщиком акта налоговой проверки. По мнению заявителя, направление сообщения о представлении пояснений в порядке п. 3 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть отождествлено с обнаружением налоговым органом ошибок в налоговой декларации, влекущих занижение налоговой базы.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизом признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 187 Кодекса налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения).
На основании ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) составляет 500 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на производителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возлагается обязанность вести автоматизированный учет производимой продукции, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ведет единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522, ЕГАИС содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, организацией, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющей изготовление федеральных специальных и акцизных марок, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота продукции.
Организации представляют в ЕГАИС информацию, перечисленную в п. 3 Правил. Для фиксации информации, указанной в п. 3 Правил, в единой информационной системе организация, используя технические средства, представляет в электронном виде с электронной цифровой подписью заявку о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой (п. 4 Правил).
Согласно п. 9 Правил, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган, используя технические средства единой информационной системы, в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, направляет организации в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям с электронной цифровой подписью подтверждение о фиксации или. уведомление об отказе в фиксации продукции; 4) предельная вместимость потребительской тары (упаковки), в которую разлита закупаемая, поставляемая продукция каждого вида и наименования; 5) количество (в штуках) закупаемой, поставляемой продукции каждого вида и наименования.
Обществом не отрицается, что у него имеется доступ к системе ЕГАИС, а также доступ к получаемой из нее информации, в том числе в отношении спорных периодов.
Программные средства организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяют формировать отчеты, содержащие справочные данные об объемах производства и (или) оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной продукции и спиртсодержащей продукции. Данные отчеты формируется по запросу пользователя и могут быть экспортированы в форматы MS Excel или PDF.
Таким образом, общество осведомлено о несоответствии отражаемых им в налоговых декларациях данных и данных ЕГАИС.
Кроме этого, в рассматриваемом случае нарушения и искажения, допущенные обществом как налогоплательщиком в представленных в инспекцию первичных налоговых декларациях, имеют очевидный характер, поскольку не соответствуют данным, представленным самим же обществом как участником рынка алкогольной продукции в ЕГАИС.
По мнению общества, им соблюдены предусмотренные п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации условия для освобождения от ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых с их учетом нормативных правовых актов.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые органы вправе проводить проверки в порядке, установленном Кодексом.
К числу налоговых проверок ст. 87 Кодекса отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Законодательство о налогах и сборах различает формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности, как налогоплательщика, так и налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Из взаимосвязанного толкования приведенных положений, а также положений п. 5 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, допускающих установление факта совершения налогового правонарушения, на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, следует обязанность налогоплательщика и, как следствие, право налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля.
Из материалов дела следует, что инспекцией в поданных обществом налоговых декларациях по акцизам за исключением табачных изделий обнаружены ошибки (несоответствие сведений, заявленных налогоплательщиком, сведениям, полученным из ЕГАИС), приводящие к занижению налоговой базы. О выявленных ошибках (искажениях) сообщено заявителю, что подтверждается сообщением о предоставлении пояснений от 21.05.2015 N 14-14/06755.
По результатам обнаружения в налоговой декларации ошибок, которые привели к занижению налоговой базы, инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки, который направлен обществу.
Обществом произведена доплата налога, пени и представлены уточненные налоговые декларации после получения от налогового органа сообщений об обнаружении ошибок и составления актов камеральных налоговых проверок.
Таким образом, действия налогоплательщика совершены после того, как он узнал об обнаружении инспекцией неотражения (неполноты отражения) сведений, приводящих к занижению налоговой базы и акциза, в связи, с чем они не могут быть расценены как самостоятельное выявление и исправление ошибок, они подлежат оценке как несоблюдение условий освобождения от ответственности, предусмотренных п. 4 ст. 81 Налогового кодекса российской Федерации.
Исходя из положений п. 5 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса.
Таким образом, акт камеральной налоговой проверки составляется, только если установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, а также при отсутствии переплаты перекрывающей сумму доначислений.
Заявитель в отношении решения инспекции указывает, что налоговый орган не направлял обществу сообщений о расхождениях данных общества с подтверждающими Росалкогольрегулированием данными ЕГАИС, акт проверки составлен без представления обществу возможность дать пояснения с учетом обстоятельств, которые оказали решающее воздействия на вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы.
Данные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией в адрес общества направлено сообщение по фактам расхождения данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, указанных в декларации и ЕГАИС.
Из материалов дела следует, что ответы Росалкогольрегулирования на запросы инспекции подтверждают данные, содержащиеся в ЕГАИС (на расхождение с которыми указывал налоговый орган), они не могут быть расценены как лишающие общество представлять пояснения, с учетом обстоятельств установленных налоговым органом в ходе проведения налоговой проверки. Кроме того, общество не лишено возможности представить возражения.
Не направление инспекцией в адрес общества дополнительных сообщений о расхождениях данных общества с подтвержденными Росалкогольрегулированием данными ЕГАИС не имеет правового значения, поскольку заявитель имеет доступ к данным ЕГАИС и располагал соответствующей информацией.
Согласно п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В соответствии с п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 204 Налогового кодекса Российской Федерации уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).
В соответствии с законодательством о налогах и сборах, если у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, только при соблюдении им условий, определенных п. 4 ст. 81 Кодекса.
Пунктом 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что, если предусмотренное п. 1 ст. 81 Кодекса заявление о дополнение или изменение налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное дополнение или изменение налогоплательщик сделал до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 ст. 81 Кодекса.
Инспекцией в поданных обществом налоговых декларациях по акцизам за исключением табачных изделий обнаружены ошибки (несоответствие сведений, заявленных налогоплательщиком, сведениям, полученным из ЕГАИС), приводящие к занижению налоговой базы.
Учитывая установленные налоговым органом факты занижения обществом налоговой базы при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, заявитель правомерно привлечен налоговым органом к ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представление уточненных налоговых деклараций и уплата недоимки по налогу после сообщения инспекции о представлении пояснений по выявленным расхождениям не является основанием для освобождения от налоговой ответственности в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2014 N ВАС-3399/14 по делу N А27-3428/2013).
В соответствии с п. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Пунктом 1 ст. 100 Кодекса предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено составление справки по окончании камеральной налоговой проверки, момент ее окончания указывается в акте налоговой проверки. Из этого следует, что моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации трехмесячного срока либо, если проверка заканчивается ранее, момент ее окончания следует определять по дате, указанной в акте налоговой проверки.
Вместе с тем, уточненные налоговые декларации представлены обществом после составления акта камеральной налоговой проверки и уплата налогов и пеней по указанной налоговой декларации производилась обществом после составления акта камеральной налоговой проверки.
По мнению заявителя, при привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекцией не приняты во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, в качестве которых заявитель указывает: отсутствие умысла в совершении нарушения, поскольку занижение налоговой базы в декларации вызвано техническими причинами; добровольное устранение неблагоприятных для бюджета последствий в кратчайшие сроки; существенный объем регулярных налоговых отчислений и своевременное исполнение налоговых обязательств; высокая социальная значимость как работодателя; сложная социально-экономическая ситуация вокруг филиалов общества; принадлежность общества государству на 100% и участие в государственных и социальных программах; несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения, тяжести и характера правонарушения; нецелесообразность наложений санкции ввиду самостоятельного исправления обществом допущенных по техническим причинам ошибок без потерь для бюджета.
Заявитель указывает на то, что даже в случае привлечения общества к ответственности, размер штрафа должен быть снижен пропорционально количеству смягчающих ответственность обстоятельств.
Доводы общества отклоняются, так как не могут быть признаны смягчающими, поскольку расхождение данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, указанных в декларациях и ЕГАИС не имели технического характера, а искажены заявителем с целью занижения налоговой базы по акцизам, в связи, с чем довод общества об отсутствии у него умысла на совершение правонарушения, необоснован. Кроме того, из материалов дела следует, что занижение налогооблагаемой базы имело систематический характер, то есть допущено на протяжении ряда налоговых периодов и несколькими филиалами общества.
Штрафные санкции наложены на общество в размере 1/5 от суммы неотраженного в целях налогообложения и неуплаченного налога (20%), при этом сумма налога к доплате по уточненным декларациям в рассматриваемых случаях превышала первоначально заявленную в 3,6 - 34,5 раз.
Оснований для снижения размера ответственности, судом не установлено.
Таким образом, права и законные интересы налогоплательщика оспариваемыми решениями налогового органа не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2016 по делу N А40-130185/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2016 N 09АП-46336/2016 ПО ДЕЛУ N А40-130185/2016
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. N 09АП-46336/2016
Дело N А40-130185/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей Яковлевой Л.Г., Румянцева П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Булановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Росспиртпром"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2016 по делу N А40-130185/2016, принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению открытого акционерного общества "Росспиртпром" (ИНН 7730605160; ОГРН 1097746003410; дата регистрации 16.01.2009, адрес: 121170, г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34, стр. 21)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (ИНН 7702246311; ОГРН 1047702057732; дата регистрации 23.12.2004, адрес: 129110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 66, стр. 1)
о признании недействительным решения от 25.01.2016 N 1115
при участии:
- от заявителя: Бережецкий А.Ю. по дов.19.10.2015;
- от заинтересованного лица: Сероус Н.Н. по дов. от 15.08.2016;
- установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2016, принятым по данному делу, в удовлетворении заявления ОАО "Росспиртпром" о признании недействительным решения от Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 25.01.2016 N 1115 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по акцизам за исключением табачных изделий представленных обществом за февраль 2015 года, представленной по филиалу Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", по итогам которой был составлен акт камеральной проверки N 994 от 26.11.2015.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, представленных обществом возражений инспекцией было вынесено решение от 25.01.2016 N 1115 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 8 949 995,00 руб.
Решением по апелляционной жалобе от 09.03.2016 N СА-4-9/3818@ ФНС России решение инспекции от 25.01.2016 N 1115 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с выводом Инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием к принятию оспариваемого решения послужили выводы инспекции о преднамеренном и систематическом занижении разными филиалами общества в декларациях по акцизам данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок по сравнению с данными о ее отгрузках, отраженными в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
Передавая в ЕГАИС одни данные об объемах отгруженной алкогольной продукции, и, отражая в налоговых декларациях в целях налогообложения акцизами иные данные, существенно ниже содержащихся в ЕГАИС, Общество не могло ее осознавать, что совершает налоговое правонарушение, занижает налогооблагаемую базу по акцизам с целью уменьшения своих налоговых обязанностей.
25.03.2015 обществом представлена первичная налоговая декларация по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 года по филиалу Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", в которой по коду 10001 "реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 33 821,160 л. б/с, сумма акциза составляет 16 910 580 рублей. (том 1 л.д. 55 - 57).
В ходе проверки инспекцией установлено, что данные, осаженные в декларации по акцизам за февраль 2015 года по филиалу Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский" по объемам, отгруженным на внутренний рынок, не соответствуют данным, отраженным в ЕГАИС, согласно которым объем отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок составляет 37.83022 тыс. дал, что соответствует 152 945,51 л. б/с, сумма акциза составляет 76 472 755 рублей.
По факту расхождения данных об объемах отгруженной алкогольной, продукции собственного производства, указанных в декларации и ЕГАИС инспекцией в адрес общества направлено сообщение от 21.05.2015 N 14-14/06755.
05.06.2015 общество письмом N 323/03 представлена пояснения и 16.06.2015 письмом N 340/03 направило уточненную (корректировка N 1) налоговую декларацию по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 года по филиалу Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", в которой по коду 10001 "реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 51 821,160 л. б/с, сумма акциза - 25 910 580 руб. (том 1 л.д. 60 - 62).
Платежными поручениями от 02.06.2015 N 973, от 03.06.2015 N 988, от 04.06.2015 N 14 обществом перечислен налог в сумме 9 000 000 руб.
04.07.2015 Обществом представлена уточненная (корректировка N 2) налоговая декларация по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 года по филиалу "Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", в которой по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 69 821,160 л. б/с, сумма акциза - 34 910 580 рублей (т. 1 л.д. 65 - 67).
Платежными поручениями от 15.06.2015 N 93, 104, 231 Обществом перечислен налог в общей сумме 9 000 000 рублей и от 02.07.2015 N 972 пени в сумме 143 000 рублей (т. 1 л.д. 48 - 49).
12.08.2015 Обществом была представлена уточненная (корректировка N 3) налоговая декларация по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 года по филиалу Петрозаводский ликероводочный завод "Петровский", в которой по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 233 821,160 л. б/с, сумма акциза - 116 910 580 рублей (т. 1 л.д. 70 - 72).
Платежными поручениями от 06.08.2015 N 977, 978 Обществом перечислен налог в общей сумме 82 000 000 рублей и пени в сумме 3 000 000 рублей (т. 1 л.д. 50).
По факту вышеуказанных расхождений данных Инспекцией направлен запрос в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу) от 30.06.2015 N 14-12/08971 о предоставлении сведений в отношении ОАО "Росспиртпром" об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, за исключением внутреннего перемещения между филиалами организации, зафиксированной в системе ЕГАИС за февраль 2015 года (т. 1 л.д. 25).
Согласно ответу МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу от 21.07.2015 N у2-6200/10-12 объем отгруженной алкогольной продукции собственного производства за февраль 2015 года составил 123 242,70 л. б/с. (т. 1 л.д. 26).
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что Общество уплатило недостающие суммы налога, пени и предоставило корректирующие декларации по акцизу за февраль 2015 после выявления налоговым органом неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. При этом сумма налога по первичной декларации была занижена более чем в 3,6 раза по сравнению с данными отраженными в ЕГАИС, а сумма подлежащего уплате налога перечислена Обществом в бюджет только через 5 месяца после срока его уплаты.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что налогоплательщик узнал об установленных проверкой нарушениях в виде неотражения или неполноты отражения в налоговой декларации сведений, ошибок, влияющих на сумму налога к уплате, не ранее даты получения налогоплательщиком акта налоговой проверки. По мнению заявителя, направление сообщения о представлении пояснений в порядке п. 3 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть отождествлено с обнаружением налоговым органом ошибок в налоговой декларации, влекущих занижение налоговой базы.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизом признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 187 Кодекса налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения).
На основании ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) составляет 500 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на производителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возлагается обязанность вести автоматизированный учет производимой продукции, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ведет единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522, ЕГАИС содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, организацией, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющей изготовление федеральных специальных и акцизных марок, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота продукции.
Организации представляют в ЕГАИС информацию, перечисленную в п. 3 Правил. Для фиксации информации, указанной в п. 3 Правил, в единой информационной системе организация, используя технические средства, представляет в электронном виде с электронной цифровой подписью заявку о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой (п. 4 Правил).
Согласно п. 9 Правил, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган, используя технические средства единой информационной системы, в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, направляет организации в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям с электронной цифровой подписью подтверждение о фиксации или. уведомление об отказе в фиксации продукции; 4) предельная вместимость потребительской тары (упаковки), в которую разлита закупаемая, поставляемая продукция каждого вида и наименования; 5) количество (в штуках) закупаемой, поставляемой продукции каждого вида и наименования.
Обществом не отрицается, что у него имеется доступ к системе ЕГАИС, а также доступ к получаемой из нее информации, в том числе в отношении спорных периодов.
Программные средства организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяют формировать отчеты, содержащие справочные данные об объемах производства и (или) оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной продукции и спиртсодержащей продукции. Данные отчеты формируется по запросу пользователя и могут быть экспортированы в форматы MS Excel или PDF.
Таким образом, общество осведомлено о несоответствии отражаемых им в налоговых декларациях данных и данных ЕГАИС.
Кроме этого, в рассматриваемом случае нарушения и искажения, допущенные обществом как налогоплательщиком в представленных в инспекцию первичных налоговых декларациях, имеют очевидный характер, поскольку не соответствуют данным, представленным самим же обществом как участником рынка алкогольной продукции в ЕГАИС.
По мнению общества, им соблюдены предусмотренные п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации условия для освобождения от ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых с их учетом нормативных правовых актов.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые органы вправе проводить проверки в порядке, установленном Кодексом.
К числу налоговых проверок ст. 87 Кодекса отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Законодательство о налогах и сборах различает формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности, как налогоплательщика, так и налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Из взаимосвязанного толкования приведенных положений, а также положений п. 5 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, допускающих установление факта совершения налогового правонарушения, на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, следует обязанность налогоплательщика и, как следствие, право налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля.
Из материалов дела следует, что инспекцией в поданных обществом налоговых декларациях по акцизам за исключением табачных изделий обнаружены ошибки (несоответствие сведений, заявленных налогоплательщиком, сведениям, полученным из ЕГАИС), приводящие к занижению налоговой базы. О выявленных ошибках (искажениях) сообщено заявителю, что подтверждается сообщением о предоставлении пояснений от 21.05.2015 N 14-14/06755.
По результатам обнаружения в налоговой декларации ошибок, которые привели к занижению налоговой базы, инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки, который направлен обществу.
Обществом произведена доплата налога, пени и представлены уточненные налоговые декларации после получения от налогового органа сообщений об обнаружении ошибок и составления актов камеральных налоговых проверок.
Таким образом, действия налогоплательщика совершены после того, как он узнал об обнаружении инспекцией неотражения (неполноты отражения) сведений, приводящих к занижению налоговой базы и акциза, в связи, с чем они не могут быть расценены как самостоятельное выявление и исправление ошибок, они подлежат оценке как несоблюдение условий освобождения от ответственности, предусмотренных п. 4 ст. 81 Налогового кодекса российской Федерации.
Исходя из положений п. 5 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса.
Таким образом, акт камеральной налоговой проверки составляется, только если установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, а также при отсутствии переплаты перекрывающей сумму доначислений.
Заявитель в отношении решения инспекции указывает, что налоговый орган не направлял обществу сообщений о расхождениях данных общества с подтверждающими Росалкогольрегулированием данными ЕГАИС, акт проверки составлен без представления обществу возможность дать пояснения с учетом обстоятельств, которые оказали решающее воздействия на вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы.
Данные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией в адрес общества направлено сообщение по фактам расхождения данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, указанных в декларации и ЕГАИС.
Из материалов дела следует, что ответы Росалкогольрегулирования на запросы инспекции подтверждают данные, содержащиеся в ЕГАИС (на расхождение с которыми указывал налоговый орган), они не могут быть расценены как лишающие общество представлять пояснения, с учетом обстоятельств установленных налоговым органом в ходе проведения налоговой проверки. Кроме того, общество не лишено возможности представить возражения.
Не направление инспекцией в адрес общества дополнительных сообщений о расхождениях данных общества с подтвержденными Росалкогольрегулированием данными ЕГАИС не имеет правового значения, поскольку заявитель имеет доступ к данным ЕГАИС и располагал соответствующей информацией.
Согласно п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В соответствии с п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 204 Налогового кодекса Российской Федерации уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).
В соответствии с законодательством о налогах и сборах, если у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, только при соблюдении им условий, определенных п. 4 ст. 81 Кодекса.
Пунктом 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что, если предусмотренное п. 1 ст. 81 Кодекса заявление о дополнение или изменение налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное дополнение или изменение налогоплательщик сделал до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 ст. 81 Кодекса.
Инспекцией в поданных обществом налоговых декларациях по акцизам за исключением табачных изделий обнаружены ошибки (несоответствие сведений, заявленных налогоплательщиком, сведениям, полученным из ЕГАИС), приводящие к занижению налоговой базы.
Учитывая установленные налоговым органом факты занижения обществом налоговой базы при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, заявитель правомерно привлечен налоговым органом к ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представление уточненных налоговых деклараций и уплата недоимки по налогу после сообщения инспекции о представлении пояснений по выявленным расхождениям не является основанием для освобождения от налоговой ответственности в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2014 N ВАС-3399/14 по делу N А27-3428/2013).
В соответствии с п. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Пунктом 1 ст. 100 Кодекса предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено составление справки по окончании камеральной налоговой проверки, момент ее окончания указывается в акте налоговой проверки. Из этого следует, что моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации трехмесячного срока либо, если проверка заканчивается ранее, момент ее окончания следует определять по дате, указанной в акте налоговой проверки.
Вместе с тем, уточненные налоговые декларации представлены обществом после составления акта камеральной налоговой проверки и уплата налогов и пеней по указанной налоговой декларации производилась обществом после составления акта камеральной налоговой проверки.
По мнению заявителя, при привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекцией не приняты во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, в качестве которых заявитель указывает: отсутствие умысла в совершении нарушения, поскольку занижение налоговой базы в декларации вызвано техническими причинами; добровольное устранение неблагоприятных для бюджета последствий в кратчайшие сроки; существенный объем регулярных налоговых отчислений и своевременное исполнение налоговых обязательств; высокая социальная значимость как работодателя; сложная социально-экономическая ситуация вокруг филиалов общества; принадлежность общества государству на 100% и участие в государственных и социальных программах; несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения, тяжести и характера правонарушения; нецелесообразность наложений санкции ввиду самостоятельного исправления обществом допущенных по техническим причинам ошибок без потерь для бюджета.
Заявитель указывает на то, что даже в случае привлечения общества к ответственности, размер штрафа должен быть снижен пропорционально количеству смягчающих ответственность обстоятельств.
Доводы общества отклоняются, так как не могут быть признаны смягчающими, поскольку расхождение данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, указанных в декларациях и ЕГАИС не имели технического характера, а искажены заявителем с целью занижения налоговой базы по акцизам, в связи, с чем довод общества об отсутствии у него умысла на совершение правонарушения, необоснован. Кроме того, из материалов дела следует, что занижение налогооблагаемой базы имело систематический характер, то есть допущено на протяжении ряда налоговых периодов и несколькими филиалами общества.
Штрафные санкции наложены на общество в размере 1/5 от суммы неотраженного в целях налогообложения и неуплаченного налога (20%), при этом сумма налога к доплате по уточненным декларациям в рассматриваемых случаях превышала первоначально заявленную в 3,6 - 34,5 раз.
Оснований для снижения размера ответственности, судом не установлено.
Таким образом, права и законные интересы налогоплательщика оспариваемыми решениями налогового органа не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2016 по делу N А40-130185/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
С.М.МУХИН
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)