Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 10.08.2017 N Ф01-3227/2017 ПО ДЕЛУ N А43-35377/2016

Требование: Об аннулировании лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.

Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: В связи с привлечением общества к административной ответственности за оборот алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками, Росалкогольрегулирование заявило, что лицензию у общества необходимо аннулировать.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2017 г. по делу N А43-35377/2016


Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Кузина С.В. (доверенность от 23.12.2016 N 42),
от заинтересованных лиц: Абрамычевой Н.С. (доверенность от 08.12.2016),
Подоляко С.С. (доверенность от 08.12.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2017,
принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017,
принятое судьями Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., Гущиной А.М.,
по делу N А43-35377/2016
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
к обществу с ограниченной ответственностью "Фест-Алко"
об аннулировании лицензии
и
установил:

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об аннулировании лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции от 17.08.2015 N 52ЗАП0004740 номер бланка РА 002688 действующую до 07.08.2019, выданную обществу с ограниченной ответственностью "Фест-Алко" (далее - Общество), в связи с оборотом алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками.
Суд решением от 25.01.2017 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 27.04.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Росалкогольрегулирование не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно истолковали пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), который носит императивный характер, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По мнению Росалкогольрегулирования, наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении лицензиатом Федерального закона N 171-ФЗ, является безусловным основанием для аннулирования выданной лицензии.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции от 17.08.2015 N 52ЗАП0004740, номер бланка РА 002688, сроком действия до 07.08.2019.
Постановлением Советского районного суда города Нижнего Новгорода по делу N 5-62/16 от 30.03.2016, оставленным без изменения Нижегородским областным судом от 09.06.2016, Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за оборот (поставку) алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками в виде штрафа 200 000 рублей без конфискации алкогольной продукции.
На основании этого, руководствуясь пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, Росалкогольрегулирование обратилась в арбитражный суд с требованием об аннулировании имеющейся у Общества лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
Руководствуясь статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 11, пунктами 2, 3.1, 3.2, 3.3, 6 статьи 12, пунктами 1, 2 статьи 18, пунктом 3 статьи 20, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к Обществу специальной меры принуждения в виде аннулирования лицензии и отказал Росалкогольрегулированию в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации; алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Маркировка алкогольной продукции иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.
Федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции: наименование алкогольной продукции; вид алкогольной продукции; содержание этилового спирта; объем алкогольной продукции в потребительской таре; наименование производителя алкогольной продукции; местонахождение производителя алкогольной продукции; страна происхождения алкогольной продукции; подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности; подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака; иные определяемые Правительством Российской Федерации сведения. Сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 5 пункта 3.1 статьи 12, указываются на русском языке (пункты 3.1 и 3.2 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ).
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе.
В данном случае суды пришли к выводу, что применение меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии не соответствует требованиям справедливости и несоразмерно степени вины Общества.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что привлечение Общества к административной ответственности и рассмотрение судом настоящего дела позволяют достичь целей пресечения и предупреждения совершения новых правонарушений без применения крайней меры, которой является аннулирование лицензии, при этом также учли, что лицензируемый вид деятельности (закупка, хранение и поставка алкогольной продукции) является единственным видом деятельности Общества.
Рассматриваемая мера ответственности должна применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств; должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
С учетом установленных обстоятельств, исходя из того, что пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда аннулировать лицензии при наличии соответствующих оснований, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления.
Довод заявителя о неправильном толковании судами пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ отклоняется.
Выводы судов соответствуют установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и не подлежат переоценке, поскольку это выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Росалкогольрегулирование освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 по делу N А43-35377/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)