Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-20435/2017

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. по делу N А60-20435/2017


Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 28 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Кропачевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Святогор" (ИНН 6618000220, ОГРН 1026601213980)
к Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (ИНН 6608002549, ОГРН 1046603571740)
о признании недействительным решения N 12-17/35 от 11.01.2017 в части начисления недоимки по НДС в сумме 18 356 653 руб. 00 коп., соответствующей суммы пени и привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 397 649 руб. 10 коп., начисления недоимки по налогу на имущество в сумме 1 021 634 руб. 00 коп., соответствующей суммы пени и привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 80 366 руб. 75 коп.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Мухина В.А., представитель по доверенности N 66 АА 3799171 от 23.08.2016, паспорт,
Русских И.А., представитель по доверенности N 66 АА 4029387 от 16.01.2017, паспорт,
Трухин Д.С., представитель по доверенности N 66 АА 4241354 от 18.05.2017, паспорт,
Смагин С.В., представитель по доверенности N 66 АА 4241831 от 10.07.2017, паспорт,
от заинтересованного лица - Ефимов А.Д., представитель по доверенности N 04-16/01010 от 01.02.2017, удостоверение,
Тихонова Е.В., представитель по доверенности N 04-16/00028 от 09.01.2017, удостоверение,
Русскова Л.Ю., представитель по доверенности от 27.07.2017, удостоверение
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Открытое акционерное общество "Святогор" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о признании недействительным решения N 12-17/35 от 11.01.2017 в части:
- начисления недоимки по НДС в сумме 18356653 руб., соответствующей суммы пени и привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 397 649 руб. 10 коп.,
- начисления недоимки по налогу на имущество в сумме 1 021 634 руб., соответствующей суммы пени и привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 80366 руб. 75 коп.
Оспаривая решение, заявитель считает, что выводы налоговой инспекции не соответствуют фактическим обстоятельствам, в связи с чем оснований для доначисления налогов, пеней и штрафов не имелось.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, считает решение в оспариваемой части законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

В период с 21.09.2015 по 14.07.2016 Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) проводилась выездная налоговая проверка ОАО "Святогор" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержаний, перечислений) налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на доходы физических лиц, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки был составлен акт N 12-17/35 от 13.09.2016, вынесено решение от 11.01.2017 г. N 12-17/35 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислены налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых в размере 22 425 654 рубля, начислены пени в размере 5 658 643,59 рублей, ОАО "Святогор" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 479 316,90 рублей
Указанным решением от 11.01.2017 N 12-17/35 ОАО "Святогор" доначислены налоги:
- налог на прибыль в сумме 19 881 770 руб., штраф в размере 1 398 606,05 руб., начислены пени в сумме 4 871 536,72 руб.,
- налог на добычу полезных ископаемых в сумме 2 847 руб., штраф в размере 113,15 руб., начислены пени в сумме 502,09 руб.,
- налог на имущество организаций в сумме 2 536 958 руб., штраф в размере 80 419,35 руб., начислены пени в сумме 785 247,92 руб.,
- транспортный налог в сумме 4 079 руб., штраф в размере 178,35 руб., начислены пени в сумме 1 356,86 руб.
ОАО "Святогор", не согласившись с решением от 11.01.2017 N 12-17/35, направил в Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области апелляционную жалобу.
Решением вышестоящего налогового органа от 10.04.2017 N 407/17 в удовлетворении апелляционной жалобы ОАО "Святогор" отказано.
Не согласившись с решением N 12-17/35 от 11.01.2017 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области не согласно в части:
- начисления недоимки по налогу на прибыль в сумме 18 356 653 руб., начисления пени на указанную сумму, привлечения к ответственности за неуплату указанной суммы налога в виде штрафа в размере 1 397 649,10 руб.,
- начисления недоимки по налогу на имущество в сумме 1 021 634 руб., начисления пени на указанную сумму, привлечения к ответственности за неуплату указанной суммы налога в виде штрафа в размере 80 366,75 руб., заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
По итогам проверки налоговой инспекцией доначислен налог на прибыль в размере 18356653 руб., в том числе за 2013 год в размере 9596329 руб., за 2014 год в размере 8760324 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль в сумме 18356653 руб. явился вывод инспекции о завышении суммы начисленной амортизации, подлежащей включению в состав расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и соответственно, занижении налоговой базы по объекту недвижимости - карьер Тарньерского месторождения медно-цинковых руд.
Из материалов дела следует, что право пользования недрами лицензионного участка было предоставлено закрытому акционерному обществу "Шемур" (далее - общество "Шемур") по итогам конкурса на основании постановления Правительства Свердловской области от 25.01.2000 N 61-ПП/2 в рамках лицензии СВЕ 00913 ТЭ (дата государственной регистрации 24.02.2000).
В январе 2009 года общество "Святогор" приобрело имущество у общества "Шемур" - карьер Тарньерского месторождения (Тарньерский карьер, инвентарный номер 380250).
Дата ввода в эксплуатацию объекта предыдущим собственником - обществом "Шемур" - 05.05.2006.
В результате продажи недропользователь - общество "Святогор" приняло на себя в полном объеме обязательства и условия пользования недрами по лицензии СВЕ 00913 ТЭ, включая не выполненные прежним недропользователем - обществом "Шемур".
Переоформление лицензии на право пользования недрами для целей добычи медных руд Тарньерского медноколчеданного месторождения в Свердловской области, предоставленное ранее обществу "Шемур", на общество "Святогор" произведено на основании приказа Федерального агентства по недропользованию Министерства природы России от 16.12.2008 N 1078.
В результате общество "Святогор" получило лицензию на добычу медных руд Тарньерского медноколчеданного месторождения, зарегистрированную Федеральным агентством по недропользованию Министерства природы России 24 декабря 2008 года N 5539/СВЕ 14613 ТЭ. Срок действия горного отвода по данной лицензии определен до 10 февраля 2024 года.
Из регистра учета амортизации карьера общества "Шемур" следует, что предыдущим собственником срок полезного использования объекта установлен в количестве 84 месяца.
Спорный объект после его ввода в эксплуатацию в 2006 г. поставлен на учет как предыдущим собственником, так и налогоплательщиком с присвоением ему наименования Тарньерский карьер и соответствующего кода по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359.
По данным инвентарной карточки и регистров налогового учета общество "Святогор" включило приобретенный объект основных фондов согласно коду 12 4521501 Классификатора ОК 013-94 в седьмую амортизационную группу (имущество со сроком использования свыше 15 лет до 20 лет включительно).
Обществом определена норма амортизационных отчислений в процентах по Тарньерскому карьеру с учетом установленного организацией срока полезного использования 4 года 4 мес. или 52 мес.: К = (1 / 52 (мес.)) * 100%; К = 1,923076923%, которая использована для расчета сумм амортизации за 2009, 2010, 2011, 2012, 5 мес. 2013 гг.
В мае 2013 года основное средство "Карьер Тарньерского месторождения", было полностью самортизировано.
В мае 2012 года в соответствии с проектно-сметной документацией ОАО "Уралгипрошахт" начаты работы по модернизации карьера в том числе, согласно представленных первичных документов (акты выполненных работ, сметы, счета-фактуры и др.) проведена доработка запасов на Тарньерском месторождении открытым способом до отметки 52,5 м. Работы закончены в августе 2013 года (акт ОС-3 от 26.08.2013). По данным отчета исчисленной амортизации в налоговом учете налогоплательщика срок полезного использования основного средства увеличился на 9 месяцев.
Норма амортизационных отчислений определена заявителем исходя из оставшегося срока полезного использования после реконструкции, то есть 9 месяцев и составила 11,111111% = (1 / 9) x 100%.
Доначисляя налог на прибыль, налоговая инспекция исходила из того, что стоимость произведенной модернизации основного средства должна амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении этого основного средства в эксплуатацию.
Согласно расчету амортизационных отчислений, отраженному на стр. 7 и стр. 13 оспариваемого решения, амортизационные отчисления рассчитаны налоговой инспекцией:
- за 2013 год, до проведения модернизации - исходя из остаточной стоимости основного средства и нормы амортизации, установленной при введении этого основного средства в эксплуатацию - 1,923076923%.
Разногласий по данному периоду у сторон не имеется.
- за 2013 год, после проведения модернизации и за 2014 год - исходя из остаточной стоимости основного средства и затрат на модернизацию и нормы амортизации, установленной при введении этого основного средства в эксплуатацию - 1,923076923%.
Остаточная стоимость основного средства определена заявителем, как разница между первоначальной стоимость карьера и суммой начисленной и учтенной в составе расходов амортизации, плюс расходы на модернизацию - (108362825 - 108362825) + 158908171 = 158908171. Данный расчет остаточной стоимости налоговой инспекцией в ходе проверки не оспаривался, и расчет амортизационных отчислений был произведен исходя из стоимости основного средства, определенного самим налогоплательщиком.
Разница в начислениях возникла в результате применения налоговой инспекцией нормы амортизационных отчислений, установленной на момент введения основного средства в производства - 1,923076923%.
С данным расчетом амортизационных отчислений налоговой инспекции, суд не может согласится, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества.
В соответствии с изложенными нормами амортизацией является постепенное включение затрат на приобретение основного средства в состав расходов в течение срока полезного использования объекта основного средства.
На основании пункта 2 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения.
При этом налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство (абз. 2 п. 1 ст. 258 НК РФ).
При применении линейного метода ежемесячная норма ежемесячной амортизации определяется как 1/N, где N - срок полезного использования, выраженный в месяцах.
Поскольку целью применения амортизации является списание всей первоначальной стоимости (в т.ч. увеличенной в результате модернизации) в пределах установленного срока полезного использования, то изменение первоначальной стоимости для ее списания в пределах оставшегося срока полезного использования с необходимостью приведет к изменению нормы амортизации (1/N 1, где N 1 оставшийся после модернизации срок полезного использования).
Доводы налогового органа о том, что изменение нормы амортизации не предусмотрено налоговым законодательством, неправомерны. Норма амортизации является расчетным показателем для ежемесячного равного переноса стоимости объекта ОС в состав расходов, которая (норма) зависит от стоимости ОС и срока его полезного использования, следовательно, в случае изменения каждого из указанных показателей норма амортизации также подлежит пересчету.
Налоговым кодексом РФ не предусмотрен запрет для изменения нормы амортизации в случаях изменения первоначальных показателей: стоимости и/или срока полезного использования.
В судебном заседании представлены пояснения N 04-17/07673 (поступили в суд 10.08.2017), согласно которым налоговая инспекция полностью изменила расчет амортизационных отчислений, соответственно пересчитала доначисленный налог на прибыль. Сумма заниженного налога на прибыль по данному эпизоду увеличилась и составила 18584960,50 руб.
Исходя из предоставленного расчета следует, что налоговая инспекция изменила норму амортизации, а также стоимость объекта основных средств.
Данная методика расчета не соответствует выводам и расчетам, изложенным в оспариваемом решении налогового органа.
Норма амортизации по новому расчету составляет 1 / 61 мес. * 100% (ранее по решению 1 / 52 мес. * 100%). Срок полезного использования основного средства определен заинтересованным лицом исходя из первоначального срока полезного использования и срока полезного использования после реконструкции (52 мес. + 9 мес.).
Стоимость основного средства определена как 267 270 996 руб. (ранее по решению 158 908 171 руб.), исходя из стоимости основного средства и стоимости реконструкции (108362825 + 158908171).
Суд исследовал данный расчет и не принял его во внимание, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 44 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу статей 101 и 101.4 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого такое решение было вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок.
В то же время следует признать допустимым внесение налоговым органом в названные решения изменений, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
В данном же случае применение иной методики определения амортизационных отчислений не является опечаткой или технической ошибкой, ухудшает положение заявителя, поскольку налоговой инспекцией применена совершенно иная методика, основанная на увеличении, как стоимости основного средства, так и срока полезного использования основного средства, что привело к увеличению заниженного налога на прибыль.
По существу представленного расчета судом принято во внимание, что налоговым органом в ходе проверки установлено, что на момент завершения реконструкции карьер был полностью самортизирован. Для целей налогового учета остаточная стоимость объекта основных средств Общества равнялась нулю, срок полезного использования - 52 месяца, определенный налогоплательщиком в целях налогового учета, закончился.
Таким образом, налоговой инспекцией установлено и не оспаривается, что заявителем произведена реконструкция полностью самортизированного в целях налогового учета основного средства, срок полезного использования которого, истек.
Из представленных сторонами документов усматривается, что стоимость объекта определена заявителем в размере фактической стоимости выполненного объема работ по реконструкции спорного объекта общества и составила 158908171 руб., установлен срок полезного использования в целях налогового учета - 9 месяцев.
Поскольку на момент завершения реконструкции карьер был полностью самортизирован, ранее определенный срок полезного использования карьера в целях налогообложения истек, в связи с чем заявитель был вправе выбрать любой порядок учета соответствующих расходов на реконструкцию, в том числе, и путем исчисления амортизации в порядке, определяемом самостоятельно в соответствии со статьей 258 НК РФ. Начисление амортизации по объекту с истекшим сроком полезного использования на момент завершения реконструкции было прекращено. То есть период начисления амортизации закончился.
Включение первоначальной стоимости в расчет амортизационных начислений после реконструкции приведет к повторному списанию уже учтенных затрат (амортизации), что не соответствует положениям налогового законодательства.
При таких обстоятельствах суд считает, что налоговым органом не доказан факт занижения налога на прибыль за 2013, 2014 года в размере 18356653 руб.
По итогам проверки налоговой инспекцией доначислен налог на имущество в размере 1021634 руб., соответствующий штраф. Основанием для начисления налога на имущество послужили выводы налоговой инспекции о неправомерном применении обществом налоговой льготы по налогу на имущество.
Оспаривая решение в данной части, заявитель считает, что организация, имеющая на балансе в составе основных фондов имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, указанные в Перечне N 504, имеет право на применение льготы в соответствии с п. 3 ст. 380 НК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013, до вступления в силу Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2013 пониженная ставка налога по линейным объектам установлена п. 3 ст. 380 НК РФ.
Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид.
Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
В Письме Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143 разъяснено, что объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Как следует из материалов проверки, обществом неправомерно применена пониженная ставка налога по налогу на имущество в отношении 84 объектов основных средств (список имущества указан на стр. 33 - 36 решения Инспекции).
По мнению налогоплательщика, указанные объекты относятся к линиям энергопередачи либо являются неотъемлемыми технологическими частями данных объектов, в связи, с чем в отношении данных основных средств подлежат применению пониженные налоговые ставки 0,4 за 2013 год и 0,7 процентов за 2014 год.
Поскольку понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст. 11 НК РФ).
Согласно пункту 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 4 ст. 539 и пункта 1 ст. 548 ГК РФ правила § 6 "Энергоснабжение" применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Таким образом, к линиям энергопередачи, о которых идет речь в пункте 11 статьи 381 НК РФ и Перечне N 504, следует относить, в частности, линии электропередачи и линии теплопередачи.
В соответствии с п. 6 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Как следует из пункта 34 ГОСТ 19431-84, линия электропередачи -электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
В соответствии с "ГОСТ 24291-90. Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Согласно пункту 2.5.2. Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 N 187, ОРУ (открытое распределительное устройство) - место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону Воздушной линии электропередачи (ВЛ), которое принимается за начало и конец ВЛ (ВЛЗ).
На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках.
На основании пункта 27 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, электростанция - энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла.
В соответствии с пунктом 2.5.2 Правил устройства электроустановок, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электросетей, разграничение эксплуатационной ответственности и сетевой организации, собственником ЛЭП.
Граница балансовой принадлежности электросетей, разграничения эксплуатационной ответственности находится в точке выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале ОРУ в сторону ВЛ.
Системное толкование названных норм позволяет сделать вывод, что в качестве линии электропередачи для целей статьи 381 НК РФ, можно квалифицировать оборудование, участвующее в передаче электрической энергии на расстояние (а также сооружения, являющихся их неотъемлемой технологической частью), и расположенное до точки выхода.
Налоговой инспекцией из состава льготируемого имущества исключены основные средства, которые по своему функциональному назначению являются оборудованием, обеспечивающим прием, распределение электрической энергии и управление электрооборудованием. Данные основные средства предназначены для обеспечения собственных производственных нужд Общества.
Как следует из материалов дела, Шкаф управления ШУ-3 дробилкой и питателем 2700*60 (инв. N 016386) предназначен для управления электроприводом инженерных систем объекта. Основные функции: контроль наличия и параметров 3-хфазного электропитания на вводе сети; контроль исправности основных цепей электрической схемы прибора; контроль исправности входных цепей от датчиков на обрыв и кз; управление подключенным электроприводом. Данное основное средство расположено в газоходном тракте от отражательной печи N 2 до СКЦ металлургического цеха налогоплательщика.
Ячейки КСО СЭЩ (инв. N 028942-028959) предназначены для приема и распределения электрической энергии переменного трехфазного тока промышленной частоты 50 ГЦ напряжением 6 (10) кВ. и расположены в главном корпусе подстанции 9 обогатительной фабрики ОАО "Святогор".
Технологическая связь между освещением наружного на территории сернокислотного цеха (инв. N 042934) и передачей электроэнергии также отсутствует.
Шкаф ШАВ-15 (инв. N 033035) предназначен для управления, защиты и сигнализации режимов работы дизель-генераторов мощностью 12, 24, 48 кВт, напряжением 400 В автоматического управления вводом внешней сети и вспомогательным электрооборудованием дизельной электростанции. Согласно представленной схеме электроснабжения основной промышленной площадки ОАО "Святогор" расположен в сернокислотном цехе.
Ячейка ЯКНО 6У 1В-В-4 предназначена для питания электрооборудования роторных комплексов карьерных экскаваторов, для установки в осветительных и магистральных сетях карьеров, а также в местах присоединения к внутрикарьерным линиям электропередач сетей напряжением 6 и 10 кВ, частотой 50 Гц.
С 01.01.2004 порядок обложения налогом на имущество регулируется гл. 30 НК РФ, в которой в п. 11 ст. 381 НК РФ сохранена льгота, ранее установленная в п. "г" ст. 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 (ред. от 06.06.2003) "О налоге на имущество предприятий".
Все имущество, исключенное из числа льготируемого, находится на территории общества, используется в его производственной деятельности. Иного заявителем не доказано, ни в ходе проверки, ни в судебном заседании.
Довод заявителя о том, что ОАО "Святогор" являлось организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, судом отклоняется, поскольку доказательств того, что перечисленное имущество используется именно в данном виде деятельности, не представлено ни в ходе проверки, ни в судебное заседание.
Перечень объектов, входящих в состав линий энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, утвержден Министерством энергетики Российской Федерации 25 апреля 2001 года и согласован с МНС России и Минфином России. Указанный перечень разработан на основании ГОСТ 24291-90, ГОСТ 19431-84, СНиП 3.05.06-85 "Электротехнические устройства", "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей" и "Правил устройства электроустановок". Указанный перечень является действующим до настоящего времени.
Впоследствии, во исполнение п. 11 ст. 381 НК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций имущество.
Анализ приведенных выше перечней имущества (пообъектно по каждому виду и назначению) свидетельствует об отсутствии их изменений с точки зрения функциональной направленности льготируемого имущества, несмотря на различную группировку и терминологию.
Приведенные нормативные акты относят к льготируемому имуществу объекты, непосредственно участвующие в передаче электро-, теплоэнергии.
Объектов, используемых для приема, распределения электрической энергии и управление электрооборудованием, данные перечни не содержат.








































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)