Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: Заявитель указал, что организация незаконно включена в указанный реестр, изложенные в распоряжении органа юстиции выводы об осуществлении организацией политической деятельности являются необоснованными, поскольку деятельность соответствует заявленным в уставе целям.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Н.В. Рубцова
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Неретиной Е.Н., Ставича В.В.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе Некоммерческого партнерства "......" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 мая 2015 года по делу по заявлению Некоммерческого партнерства "....." о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Некоммерческое партнерство "...." (далее - Институт) обратилось в суд с указанным выше заявлением к Министерству юстиции РФ, полагая незаконным решение указанного органа государственной власти о включении заявителя в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме..... рублей.
Требование мотивировано тем, что Институт неправомерно включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а изложенные в распоряжении Минюста России от 20 ноября 2014 года выводы об осуществлении организацией политической деятельности являются необоснованными, поскольку деятельность Института соответствует заявленным в Уставе целям, ссылается также на нарушение норм международного права, которое гарантирует возможность некоммерческим неправительственным организациям получать на равных условиях финансирование как внутри страны, так и из источников вне ее, а также указывает на то, что на Институт могут быть неправомерно возложены дополнительные обязанности.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Института по доверенности..... Н.Р., выражая несогласие с выводами суда первой инстанции в том, что организация причастна к осуществлению политической деятельности.
Представитель административного истца в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ - .... Е.М. по доверенности, просила решение суда оставить без изменения с учетом представленных возражений.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Установлено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2014 года N..... Институт включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки, согласно которой Институт получал финансовую поддержку от иностранных источников и был причастен к осуществлению политической деятельности.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева" указано, что из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
- быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
- получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
- участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Институт, осуществляя политическую деятельность, и получая денежные средства от иностранных источников, не исполнил установленную законом обязанность подать заявление о включении его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В период с.... года по.... года на расчетный счет Института от.... получено пожертвований на сумму не менее.... рублей; от компании.... - не менее.... рублей; от.... - .... рублей; Совет Министров Северный Стран перечислил грант на сумму..... рублей; ..... осуществлял пожертвования на сумму..... рублей; .... перечислено пожертвований на сумму.... рублей.
Предоставляемые денежные средства использовались Институтом на реализацию мероприятий по созданию и обеспечению деятельности общественно-политических и просветительских проектов.
Факт причастности Института к политическим акциям подтверждается отчетами о проведенных мероприятиях и обсуждаемых на них вопросах, в том числе с указанием участников мероприятий, темах докладов были размещены на сайте в сети Интернет.....
В частности, в ходе отдельных дискуссий, дебатов, семинаров, онлайн-бесед с приглашенными экспертами обсуждались вопросы изменения действующего законодательства, регулирующего деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации, высказывалась критика действующего законодательства, давались оценки в отношении принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, приглашенные участники оценивали принимаемые государственными органами решения и проводимую ими политику.
В соответствии с программой семинара "Развитие местной демократии и самоуправления" на нем обсуждались вопросы улучшения качества государственного и муниципального управления, местного самоуправления, современные проблемы органов местного самоуправления, значимость территориального общественного самоуправления; проведены круглые тематические столы: "Местная демократия, прямая демократия и демократия участия", "Проблемы участия населения в местном самоуправлении в Ленинградской области", а также дискуссия "Общественный контроль. Прозрачность действий власти. Оценка сайтов муниципалитетов".
Освещение указанных мероприятий производилось представителями СМИ в том числе корреспондентами газеты ".....", приглашенными представителями Института.
Результаты проведения публичных мероприятий размещались на сайте газеты "...." в статье ".....", а также в статье с аналогичным названием на сайте проекта ".....".
15 апреля 2014 года и 20 мая 2014 года в помещении Института по адресу: ..... была организована презентация книги "....." (Новые принципы политической классификации социальных слоев и групп населения, анализ истории социальной революции в СССР и России (1989 - 1993 гг.), ее причины, движущие силы и последствия) (авторы.... С.Н., .... П.В., 2014). Сведения о проведении мероприятий также находятся в открытом доступе и размещены на сайте Института в разделе "....".
В разделах "Р..." и "...?" указанной книги авторы ссылаются на неизбежность в России революции и изменения общественно-политического строя страны, при этом формируют задачи революции: 1) достижение парламентской республики; 2) разработка и принятие нового Закона о выборах; 3) разработка и принятие новой Конституции Российской Федерации.
В период проведения проверки прокуратурой Санкт-Петербурга 7 мая 2014 года указанная книга находилась в свободном доступе при входе в помещение Института.
Таким образом, результаты проверки подтвердили политическую деятельность административного истца и факт финансирования Института от иностранных источников.
Изложенное свидетельствует о том, что Институт осуществлял политическую деятельность в том значении, в каком она раскрыта в упомянутом Постановлении Конституционного Суда России от 8 апреля 2014 г. N 10-П.
Установленные выше обстоятельства, которые в апелляционной жалобе не оспариваются, получили надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ в соответствии со следующими законоположениями.
Согласно п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от 30 ноября 2012 г. N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2012 г.; регистрационный N 25980).
Согласно п. 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (пп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).
Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ.
Так, в силу п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В этом случае уведомление о включении некоммерческой организации в реестр направляется Министерством некоммерческой организации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения (п. 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (п. 21 Порядка).
Таким образом, Министерство юстиции РФ вправе было решать вопрос о включении Союза в реестр даже в отсутствие его заявления, поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении им деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие его право на принятие оспариваемого решения и соблюдение порядка его принятия, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Довод административного истца об отмене Верховным Судом РФ постановления мирового судьи судебного участка N..... г. Санкт-Петербурга от 12 декабря 2014 года, вынесенного в отношении Института по делу об административном правонарушении, предусмотренном..... КоАП РФ, по мнению судебной коллегии, не означает отсутствия в деятельности Института признаков осуществления функций иностранного агента, поскольку эти признаки были установлены в ходе проверочных мероприятий и нашли объективное подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела.
Доводы жалобы о том, что распоряжение Министерства юстиции РФ нарушает права заявителя не были проигнорированы судом первой инстанции, как ошибочно полагает заявитель жалобы, поскольку суд в решении пришел к выводу о соблюдении прав заявителя Министерством юстиции РФ, действовавшим в рамках своей компетенции и в соответствии с установленным законом порядком.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33А-46545/2015
Требование: О признании незаконным распоряжения о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: Заявитель указал, что организация незаконно включена в указанный реестр, изложенные в распоряжении органа юстиции выводы об осуществлении организацией политической деятельности являются необоснованными, поскольку деятельность соответствует заявленным в уставе целям.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2015 г. по делу N 33а-46545/2015
Судья: Н.В. Рубцова
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Неретиной Е.Н., Ставича В.В.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе Некоммерческого партнерства "......" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 мая 2015 года по делу по заявлению Некоммерческого партнерства "....." о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Некоммерческое партнерство "...." (далее - Институт) обратилось в суд с указанным выше заявлением к Министерству юстиции РФ, полагая незаконным решение указанного органа государственной власти о включении заявителя в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме..... рублей.
Требование мотивировано тем, что Институт неправомерно включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а изложенные в распоряжении Минюста России от 20 ноября 2014 года выводы об осуществлении организацией политической деятельности являются необоснованными, поскольку деятельность Института соответствует заявленным в Уставе целям, ссылается также на нарушение норм международного права, которое гарантирует возможность некоммерческим неправительственным организациям получать на равных условиях финансирование как внутри страны, так и из источников вне ее, а также указывает на то, что на Институт могут быть неправомерно возложены дополнительные обязанности.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Института по доверенности..... Н.Р., выражая несогласие с выводами суда первой инстанции в том, что организация причастна к осуществлению политической деятельности.
Представитель административного истца в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ - .... Е.М. по доверенности, просила решение суда оставить без изменения с учетом представленных возражений.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Установлено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2014 года N..... Институт включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки, согласно которой Институт получал финансовую поддержку от иностранных источников и был причастен к осуществлению политической деятельности.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева" указано, что из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
- быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
- получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
- участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Институт, осуществляя политическую деятельность, и получая денежные средства от иностранных источников, не исполнил установленную законом обязанность подать заявление о включении его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В период с.... года по.... года на расчетный счет Института от.... получено пожертвований на сумму не менее.... рублей; от компании.... - не менее.... рублей; от.... - .... рублей; Совет Министров Северный Стран перечислил грант на сумму..... рублей; ..... осуществлял пожертвования на сумму..... рублей; .... перечислено пожертвований на сумму.... рублей.
Предоставляемые денежные средства использовались Институтом на реализацию мероприятий по созданию и обеспечению деятельности общественно-политических и просветительских проектов.
Факт причастности Института к политическим акциям подтверждается отчетами о проведенных мероприятиях и обсуждаемых на них вопросах, в том числе с указанием участников мероприятий, темах докладов были размещены на сайте в сети Интернет.....
В частности, в ходе отдельных дискуссий, дебатов, семинаров, онлайн-бесед с приглашенными экспертами обсуждались вопросы изменения действующего законодательства, регулирующего деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации, высказывалась критика действующего законодательства, давались оценки в отношении принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, приглашенные участники оценивали принимаемые государственными органами решения и проводимую ими политику.
В соответствии с программой семинара "Развитие местной демократии и самоуправления" на нем обсуждались вопросы улучшения качества государственного и муниципального управления, местного самоуправления, современные проблемы органов местного самоуправления, значимость территориального общественного самоуправления; проведены круглые тематические столы: "Местная демократия, прямая демократия и демократия участия", "Проблемы участия населения в местном самоуправлении в Ленинградской области", а также дискуссия "Общественный контроль. Прозрачность действий власти. Оценка сайтов муниципалитетов".
Освещение указанных мероприятий производилось представителями СМИ в том числе корреспондентами газеты ".....", приглашенными представителями Института.
Результаты проведения публичных мероприятий размещались на сайте газеты "...." в статье ".....", а также в статье с аналогичным названием на сайте проекта ".....".
15 апреля 2014 года и 20 мая 2014 года в помещении Института по адресу: ..... была организована презентация книги "....." (Новые принципы политической классификации социальных слоев и групп населения, анализ истории социальной революции в СССР и России (1989 - 1993 гг.), ее причины, движущие силы и последствия) (авторы.... С.Н., .... П.В., 2014). Сведения о проведении мероприятий также находятся в открытом доступе и размещены на сайте Института в разделе "....".
В разделах "Р..." и "...?" указанной книги авторы ссылаются на неизбежность в России революции и изменения общественно-политического строя страны, при этом формируют задачи революции: 1) достижение парламентской республики; 2) разработка и принятие нового Закона о выборах; 3) разработка и принятие новой Конституции Российской Федерации.
В период проведения проверки прокуратурой Санкт-Петербурга 7 мая 2014 года указанная книга находилась в свободном доступе при входе в помещение Института.
Таким образом, результаты проверки подтвердили политическую деятельность административного истца и факт финансирования Института от иностранных источников.
Изложенное свидетельствует о том, что Институт осуществлял политическую деятельность в том значении, в каком она раскрыта в упомянутом Постановлении Конституционного Суда России от 8 апреля 2014 г. N 10-П.
Установленные выше обстоятельства, которые в апелляционной жалобе не оспариваются, получили надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ в соответствии со следующими законоположениями.
Согласно п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от 30 ноября 2012 г. N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2012 г.; регистрационный N 25980).
Согласно п. 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (пп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).
Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ.
Так, в силу п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В этом случае уведомление о включении некоммерческой организации в реестр направляется Министерством некоммерческой организации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения (п. 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (п. 21 Порядка).
Таким образом, Министерство юстиции РФ вправе было решать вопрос о включении Союза в реестр даже в отсутствие его заявления, поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении им деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие его право на принятие оспариваемого решения и соблюдение порядка его принятия, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Довод административного истца об отмене Верховным Судом РФ постановления мирового судьи судебного участка N..... г. Санкт-Петербурга от 12 декабря 2014 года, вынесенного в отношении Института по делу об административном правонарушении, предусмотренном..... КоАП РФ, по мнению судебной коллегии, не означает отсутствия в деятельности Института признаков осуществления функций иностранного агента, поскольку эти признаки были установлены в ходе проверочных мероприятий и нашли объективное подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела.
Доводы жалобы о том, что распоряжение Министерства юстиции РФ нарушает права заявителя не были проигнорированы судом первой инстанции, как ошибочно полагает заявитель жалобы, поскольку суд в решении пришел к выводу о соблюдении прав заявителя Министерством юстиции РФ, действовавшим в рамках своей компетенции и в соответствии с установленным законом порядком.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)