Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2016 г. по делу N А40-8680/16
принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" (ИНН 7704031449; ОГРН 1027742000439; дата регистрации 17.10.2002, адрес: 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, корп. 1)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве (ИНН 7704058987, ОГРН 1047704058060, дата регистрации 23.12.2004; адрес: 119048, г. Москва, ул. Доватора, д. 12, корп. 2/5)
о признании недействительными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 13611 от 13.08.2015 г., N 13612 от 13.08.2015 г., N 13613 от 13.08.2015 г.,
при участии:
- от заявителя: Трапчевская Ф.Г. по дов. от 10.09.2016, Деркач П.О. по дов. от 19.07.2016;
- от заинтересованного лица: Ликатурнов Л.Е. по дов. от 13.09.2016, Гущина А.Ю. по дов. от 21.09.2016, Катков М.В. по дов. от 04.07.2016;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" (далее - ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" (далее - Заявитель, Общество, ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по N 4 (далее также - Заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС) о признании недействительными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 13611 от 13.08.2015 г., N 13612 от 13.08.2015 г., N 13613 от 13.08.2015 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2016 г. в удовлетворении заявления ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебных заседаниях представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ИФНС возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" зарегистрировано 17.10.2002 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1027742000439.
На основании представленных ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" 26.12.2014 г. в Инспекцию налоговых расчетов по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2014 года, за полугодие 2014 года; за 9 месяцев 2014 года была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлены акты камеральной проверки от 09.04.2015 г. N 33336, N 33337, N 33338.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки ИФНС России N 4 по г. Москве 13.08.2015 г. вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 13611, N 13612, N 13613, согласно которым обществу доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 7 239 897 рублей, в частности: за 1 квартал 2014 года в размере 2 413 299 руб.; за полугодие 2014 года в размере 2 413 299 руб.; за 9 месяцев 2014 года в размере 2 413 299 руб.
Заявитель, не согласившись с оспариваемыми ненормативными актами обратился в УФНС России по г. Москве. 24.09.2015 г. УФНС России по г. Москве приняты решения N 21-19/09923 8@, 21-19/099250@, 21-19/099242@, в соответствии с которыми решения Инспекции оставлены без изменения, а апелляционные жалобы ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" - без удовлетворения.
На решения УФНС России по г. Москве по апелляционным жалобам, а также на решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.08.2015 г. N 13611, N 13612, N 13613 общество подало жалобу в Федеральную налоговую службу. 18.11.2015 г. ФНС России принято решение N СА-4-9/20191@, в соответствии с которым решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.08.2015 г. N 13611, N 13612, N 13613, а также решения по апелляционным жалобам N 21-19/09923 8@, 21-19/099250@, 21-19/099242@ от 24.09.2015 г. оставлены без изменения, а жалобы ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" - без удовлетворения.
В оспариваемом ненормативном акте инспекцией сделан вывод о необходимости исчисления налога на имущество, в отношении помещения с кадастровым номером 77:01:0001059:2680, расположенного по адресу г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, исходя из его кадастровой стоимости.
Признавая оспариваемые решения Инспекции законными, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории города Москвы налог на имущество организаций введен Законом города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций".
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении основных средств определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На основании пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в пункте 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Как следует из пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
С учетом изложенного, в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отвечающие условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 1 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Начиная с 01.01.2014 г. налогоплательщики, имеющие в собственности указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объекты, для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций должны использовать кадастровую стоимость в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Правительством Москвы принят Закон г. Москвы от 20.11.2013 г. N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (вступил в силу с 01.01.2014 года).
С января 2014 года налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость в отношении отдельных объектов недвижимого имущества административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации принят Закон г. Москвы от 20.11.2013 г. N 63 "О внесении изменений в Закон г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающий с 01.01.2014 г. особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (далее - Закон от 20.11.2013 г. N 63).
Законом г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон от 05.11.2003 г. N 64) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории г. Москвы определены ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы.
На основании пункта 2 статьи 2 Закона города Москвы N 64 налоговая ставка по налогу на имущество организаций на 2014 год в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, установлена в размере 0.9 процента.
Правительством Москвы Постановлением от 26.11.2013 г. N 752-ПП утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в г. Москве.
В силу положений подпункта 3 пункта 12 и пункта 13 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленный статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в отношении организаций-собственников объектов недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилых помещений в здании, находящемся по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21 с кадастровым номером 77:01:0001059:1031 - площадью 12.418,10 кв. м с кадастровым номером - 77:01:0001059:2680 (Свидетельство о государственной регистрации права 77-АО N 319307 от 02.11.2012) - площадью 3.826,4 кв. м с кадастровым номером 77:01:0001046:2961 (Свидетельство о государственной регистрации права 77АЖ N 017334 от 18.09.2007).
Объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, с кадастровым номером 77:01:0001059:1031 включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 13 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения камеральных налоговых проверок первичных налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал 2014 года, полугодие 2014 года, 9 месяцев 2014 года Инспекцией установлено, что Общество исчисляло авансовый платеж по налогу на имущество только за объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001046:2961 (площадью 3.826,4 кв. м).
Однако нежилое помещение располагается в здании, которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства г. Москвы N 772-ПП от 29.11.2013 г.
Учитывая изложенное, Инспекция и суд первой инстанции пришли к правильному выводу, что у Общества отсутствуют основания для исчисления налога, на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости имущества; нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001059:2680 (площадью 12418,10 кв. м), собственником которого является Общество, подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
Кроме того, согласно данным, представленным Росреестром в Инспекцию в порядке пункта 4 и пункта 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации и соглашения от 03.09.201 г. N ММВ-27-11/9/37 "О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы", ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" является собственником нежилых помещений площадью 12.418,10 квадратных метров и 3.826,40 квадратных метров. Указанные помещения находятся в здании по адресу: город Москва, улица Новый Арбат, дом 21, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации определено, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Согласно сведениям, содержащимся в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, здание, расположенное по указанному выше адресу, зарегистрировано в данном перечне с кадастровым номером 77:01:0001059:1031. Постановлением N 752-ПП утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01.01.2014 г. При этом указанным постановлением утверждена кадастровая оценка кадастрового квартала г. Москвы N 77:01:0001059, на территории которого находится указанное выше здание.
В соответствии с данными, представленными Росреестром в ходе камеральных проверок, а также информацией, размещенной на официальном сайте Росреестра России (https://rosreestr.ru/), на публичной кадастровой карте кадастровая стоимость помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001059:2680 и 77:01:0001046:2961 определена и по состоянию на 01.01.2014 г. составляет 1.072.577.182,86 руб. и 319.703.769 руб., соответственно.
Поскольку здание с кадастровым номером 77:01:0001059:1031 (г. Москва, ул. Н. Арбат, д. 21) включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (утвержден Постановлением Правительства г. Москвы N 772-ПП от 29.11.2013), кадастровая стоимость и указанного здания и помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001059:2680 и 77:01:0001046:2961 (принадлежащие Заявителю) определена уполномоченным органом, сведения о стоимости данных объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 г.
Соответственно, налоговая база по налогу на имущество организаций в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Москвы N 772-ПП от 29.11.2013 г. подлежит исчислению исходя из сведений о кадастровой стоимости, представленных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве.
Таким образом, учитывая, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно - Правительство города Москвы на налоговый период - 2014 год определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, суд первой инстанции верно признал обоснованным вывод Инспекции об исчислении налога на имущество в отношении помещения по адресу г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21 с кадастровым номером 77:01:0001059:2680 исходя из кадастровой стоимости такого помещения.
Учитывая разъяснения органа, ответственного за ведение государственного кадастра недвижимости, у Общества отсутствуют основания для применения иной кадастровой стоимости при расчете налога на имущество.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам. При этом указанное здание должно отвечать хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Следовательно, для отнесения объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации достаточно соответствия такого объекта одному из указанных выше условий.
Таким образом, в 2014 году налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в отношении административно-деловых центров (и помещений в них) общей площадью более 3000 кв. м, расположенных на территории города Москвы, которые отвечают одному из указанных выше условий, а именно - расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй НК РФ" до установления федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. N 257-ПП (далее - Порядок). Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно информации, размещенной на общедоступном интернет сайте Госинспекции (www.ggi.mos.ru), здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 21, не обследовано на предмет фактического использования помещений входящих в состав здания. Однако налогоплательщик не отрицает, что принадлежащие ему нежилые помещения фактически используются для размещения офисных помещений, торговых объектов и помещений общественного питания.
Вместе с тем, в отношении зданий, находящихся в квартале с номером 77:01:0001059 Госинспекцией проведены мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (например - 77:01:0001059:1048, 77:01:0001059:1049, 77:01:0001059:1055). Госинспекцией установлено, что вышеуказанные объекты (нежилые помещения) фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства, указанное здание включено в Перечень в соответствии с предписаниями пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64.
Кроме того, подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании в городе Москве) предусмотрено, что до введения в действие правил землепользования и застройки, установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы. Такой порядок установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", согласно пункту 3.2 которого разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1.2.5 Методических указаний к группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Постановлением Правительства Москвы N 228-ПП от 25.05.2011 г. утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, который содержит градацию участков размещения торгово-бытовых объектов, в частности: пункт 1.4.1 объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров, а пункт 1.4.3 объекты размещения организаций общественного питания.
Пункты 1.4.1 и 1.4.3 указанного выше Перечня объединены одним классификатором, 1.2.5 который соответствует Методическим рекомендациям.
14.05.2014 г. постановлением Правительства Москвы N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) и Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Согласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее трех календарных дней с даты проведения указанного мероприятия работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
В силу пункта 3.7 Порядка информация о результатах проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения в срок не позднее 7 рабочих дней с момента проведения указанного мероприятия размещается на официальном сайте Госинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Пунктом 3.8 Порядка установлено, что копия составленного акта о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения представляется Госинспекцией собственнику указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения на основании обращения собственника в срок не позднее 7 рабочих дней со дня поступления такого обращения.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка в случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения собственник объекта нежилого фонда вправе обратиться в течение 30 календарных дней с момента размещения информации о результатах проведения мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения на официальном сайте Госинспекции (пункт 3.7 настоящего Порядка) в Департамент экономической политики и развития города Москвы, который обеспечивает рассмотрение соответствующего вопроса на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2016 N 09АП-36070/2016 ПО ДЕЛУ N А40-8680/16
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. N 09АП-36070/2016
Дело N А40-8680/16
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2016 г. по делу N А40-8680/16
принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" (ИНН 7704031449; ОГРН 1027742000439; дата регистрации 17.10.2002, адрес: 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, корп. 1)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве (ИНН 7704058987, ОГРН 1047704058060, дата регистрации 23.12.2004; адрес: 119048, г. Москва, ул. Доватора, д. 12, корп. 2/5)
о признании недействительными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 13611 от 13.08.2015 г., N 13612 от 13.08.2015 г., N 13613 от 13.08.2015 г.,
при участии:
- от заявителя: Трапчевская Ф.Г. по дов. от 10.09.2016, Деркач П.О. по дов. от 19.07.2016;
- от заинтересованного лица: Ликатурнов Л.Е. по дов. от 13.09.2016, Гущина А.Ю. по дов. от 21.09.2016, Катков М.В. по дов. от 04.07.2016;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" (далее - ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" (далее - Заявитель, Общество, ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по N 4 (далее также - Заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС) о признании недействительными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 13611 от 13.08.2015 г., N 13612 от 13.08.2015 г., N 13613 от 13.08.2015 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2016 г. в удовлетворении заявления ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебных заседаниях представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ИФНС возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" зарегистрировано 17.10.2002 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1027742000439.
На основании представленных ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" 26.12.2014 г. в Инспекцию налоговых расчетов по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2014 года, за полугодие 2014 года; за 9 месяцев 2014 года была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлены акты камеральной проверки от 09.04.2015 г. N 33336, N 33337, N 33338.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки ИФНС России N 4 по г. Москве 13.08.2015 г. вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 13611, N 13612, N 13613, согласно которым обществу доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 7 239 897 рублей, в частности: за 1 квартал 2014 года в размере 2 413 299 руб.; за полугодие 2014 года в размере 2 413 299 руб.; за 9 месяцев 2014 года в размере 2 413 299 руб.
Заявитель, не согласившись с оспариваемыми ненормативными актами обратился в УФНС России по г. Москве. 24.09.2015 г. УФНС России по г. Москве приняты решения N 21-19/09923 8@, 21-19/099250@, 21-19/099242@, в соответствии с которыми решения Инспекции оставлены без изменения, а апелляционные жалобы ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" - без удовлетворения.
На решения УФНС России по г. Москве по апелляционным жалобам, а также на решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.08.2015 г. N 13611, N 13612, N 13613 общество подало жалобу в Федеральную налоговую службу. 18.11.2015 г. ФНС России принято решение N СА-4-9/20191@, в соответствии с которым решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.08.2015 г. N 13611, N 13612, N 13613, а также решения по апелляционным жалобам N 21-19/09923 8@, 21-19/099250@, 21-19/099242@ от 24.09.2015 г. оставлены без изменения, а жалобы ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" - без удовлетворения.
В оспариваемом ненормативном акте инспекцией сделан вывод о необходимости исчисления налога на имущество, в отношении помещения с кадастровым номером 77:01:0001059:2680, расположенного по адресу г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, исходя из его кадастровой стоимости.
Признавая оспариваемые решения Инспекции законными, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории города Москвы налог на имущество организаций введен Законом города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций".
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении основных средств определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На основании пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в пункте 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Как следует из пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
С учетом изложенного, в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отвечающие условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 1 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Начиная с 01.01.2014 г. налогоплательщики, имеющие в собственности указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объекты, для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций должны использовать кадастровую стоимость в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Правительством Москвы принят Закон г. Москвы от 20.11.2013 г. N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (вступил в силу с 01.01.2014 года).
С января 2014 года налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость в отношении отдельных объектов недвижимого имущества административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации принят Закон г. Москвы от 20.11.2013 г. N 63 "О внесении изменений в Закон г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающий с 01.01.2014 г. особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (далее - Закон от 20.11.2013 г. N 63).
Законом г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон от 05.11.2003 г. N 64) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории г. Москвы определены ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы.
На основании пункта 2 статьи 2 Закона города Москвы N 64 налоговая ставка по налогу на имущество организаций на 2014 год в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, установлена в размере 0.9 процента.
Правительством Москвы Постановлением от 26.11.2013 г. N 752-ПП утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в г. Москве.
В силу положений подпункта 3 пункта 12 и пункта 13 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленный статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в отношении организаций-собственников объектов недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилых помещений в здании, находящемся по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21 с кадастровым номером 77:01:0001059:1031 - площадью 12.418,10 кв. м с кадастровым номером - 77:01:0001059:2680 (Свидетельство о государственной регистрации права 77-АО N 319307 от 02.11.2012) - площадью 3.826,4 кв. м с кадастровым номером 77:01:0001046:2961 (Свидетельство о государственной регистрации права 77АЖ N 017334 от 18.09.2007).
Объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, с кадастровым номером 77:01:0001059:1031 включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 13 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения камеральных налоговых проверок первичных налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал 2014 года, полугодие 2014 года, 9 месяцев 2014 года Инспекцией установлено, что Общество исчисляло авансовый платеж по налогу на имущество только за объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001046:2961 (площадью 3.826,4 кв. м).
Однако нежилое помещение располагается в здании, которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства г. Москвы N 772-ПП от 29.11.2013 г.
Учитывая изложенное, Инспекция и суд первой инстанции пришли к правильному выводу, что у Общества отсутствуют основания для исчисления налога, на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости имущества; нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001059:2680 (площадью 12418,10 кв. м), собственником которого является Общество, подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
Кроме того, согласно данным, представленным Росреестром в Инспекцию в порядке пункта 4 и пункта 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации и соглашения от 03.09.201 г. N ММВ-27-11/9/37 "О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы", ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" является собственником нежилых помещений площадью 12.418,10 квадратных метров и 3.826,40 квадратных метров. Указанные помещения находятся в здании по адресу: город Москва, улица Новый Арбат, дом 21, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации определено, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Согласно сведениям, содержащимся в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, здание, расположенное по указанному выше адресу, зарегистрировано в данном перечне с кадастровым номером 77:01:0001059:1031. Постановлением N 752-ПП утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01.01.2014 г. При этом указанным постановлением утверждена кадастровая оценка кадастрового квартала г. Москвы N 77:01:0001059, на территории которого находится указанное выше здание.
В соответствии с данными, представленными Росреестром в ходе камеральных проверок, а также информацией, размещенной на официальном сайте Росреестра России (https://rosreestr.ru/), на публичной кадастровой карте кадастровая стоимость помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001059:2680 и 77:01:0001046:2961 определена и по состоянию на 01.01.2014 г. составляет 1.072.577.182,86 руб. и 319.703.769 руб., соответственно.
Поскольку здание с кадастровым номером 77:01:0001059:1031 (г. Москва, ул. Н. Арбат, д. 21) включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (утвержден Постановлением Правительства г. Москвы N 772-ПП от 29.11.2013), кадастровая стоимость и указанного здания и помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001059:2680 и 77:01:0001046:2961 (принадлежащие Заявителю) определена уполномоченным органом, сведения о стоимости данных объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 г.
Соответственно, налоговая база по налогу на имущество организаций в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Москвы N 772-ПП от 29.11.2013 г. подлежит исчислению исходя из сведений о кадастровой стоимости, представленных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве.
Таким образом, учитывая, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно - Правительство города Москвы на налоговый период - 2014 год определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, суд первой инстанции верно признал обоснованным вывод Инспекции об исчислении налога на имущество в отношении помещения по адресу г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21 с кадастровым номером 77:01:0001059:2680 исходя из кадастровой стоимости такого помещения.
Учитывая разъяснения органа, ответственного за ведение государственного кадастра недвижимости, у Общества отсутствуют основания для применения иной кадастровой стоимости при расчете налога на имущество.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам. При этом указанное здание должно отвечать хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Следовательно, для отнесения объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации достаточно соответствия такого объекта одному из указанных выше условий.
Таким образом, в 2014 году налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в отношении административно-деловых центров (и помещений в них) общей площадью более 3000 кв. м, расположенных на территории города Москвы, которые отвечают одному из указанных выше условий, а именно - расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй НК РФ" до установления федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. N 257-ПП (далее - Порядок). Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно информации, размещенной на общедоступном интернет сайте Госинспекции (www.ggi.mos.ru), здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 21, не обследовано на предмет фактического использования помещений входящих в состав здания. Однако налогоплательщик не отрицает, что принадлежащие ему нежилые помещения фактически используются для размещения офисных помещений, торговых объектов и помещений общественного питания.
Вместе с тем, в отношении зданий, находящихся в квартале с номером 77:01:0001059 Госинспекцией проведены мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (например - 77:01:0001059:1048, 77:01:0001059:1049, 77:01:0001059:1055). Госинспекцией установлено, что вышеуказанные объекты (нежилые помещения) фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства, указанное здание включено в Перечень в соответствии с предписаниями пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64.
Кроме того, подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании в городе Москве) предусмотрено, что до введения в действие правил землепользования и застройки, установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы. Такой порядок установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", согласно пункту 3.2 которого разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1.2.5 Методических указаний к группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Постановлением Правительства Москвы N 228-ПП от 25.05.2011 г. утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, который содержит градацию участков размещения торгово-бытовых объектов, в частности: пункт 1.4.1 объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров, а пункт 1.4.3 объекты размещения организаций общественного питания.
Пункты 1.4.1 и 1.4.3 указанного выше Перечня объединены одним классификатором, 1.2.5 который соответствует Методическим рекомендациям.
14.05.2014 г. постановлением Правительства Москвы N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) и Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Согласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее трех календарных дней с даты проведения указанного мероприятия работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
В силу пункта 3.7 Порядка информация о результатах проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения в срок не позднее 7 рабочих дней с момента проведения указанного мероприятия размещается на официальном сайте Госинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Пунктом 3.8 Порядка установлено, что копия составленного акта о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения представляется Госинспекцией собственнику указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения на основании обращения собственника в срок не позднее 7 рабочих дней со дня поступления такого обращения.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка в случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения собственник объекта нежилого фонда вправе обратиться в течение 30 календарных дней с момента размещения информации о результатах проведения мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения на официальном сайте Госинспекции (пункт 3.7 настоящего Порядка) в Департамент экономической политики и развития города Москвы, который обеспечивает рассмотрение соответствующего вопроса на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)