Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2017 N 19АП-3819/2017 ПО ДЕЛУ N А35-8836/2016

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2017 г. по делу N А35-8836/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 10 августа 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области, Садового некоммерческого товарищества "Красная звезда", Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 18.04.2017 по делу N А35-8836/2016 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Красная звезда" (ОГРН 1024600972373, ИНН 4629013795) к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области о признании незаконными действий по отказу в возврате платежей,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Красная звезда" (далее - СНТ "Красная звезда", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (далее - Управление, отделение Пенсионного фонда):
- о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафных санкций на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года, выраженных в письмах N 30-09/23258 от 17.06.2016 и N 30-09/29565 от 04.08.2016;
- об обязании Управления возвратить Товариществу излишне уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы, пени и штрафные санкции на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года в размере 131 443,16 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.04.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Курской области от 18.04.2017 по делу N А35-8836/2016 по заявлению СНТ "Красная звезда" о признании незаконным действий в виде отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафных санкций в Пенсионный фонда РФ на обязательное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за периоды 2013-2015 годы и 1 квартал 2016 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований СНТ "Красная звезда".
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается, что Товарищество не подтвердило право на применение пониженного тарифа, поскольку не представило доказательств того, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по осуществляемому виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Также в обоснование апелляционной жалобы орган Пенсионного фонда ссылается, что на момент подачи заявления СНТ "Красная звезда" о возврате излишне уплаченных страховых взносов суммы страховых взносов, перечисленные Товариществом в добровольном порядке за 2013-2015 годы, 1 квартал 2016 года, были разнесены органом Пенсионного фонда на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В представленном отзыве Товарищество указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В материалы дела представлены заявления Товарищества и Управления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. В силу ч. 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, в перечень основных видов экономической деятельности СНТ "Красная звезда" включена деятельность по управлению недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32), Товарищество применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО).
При сдаче отчетности за 1 квартал 2016 года и уточненных отчетов за 2013-2015 годы, СНТ "Красная звезда" подано заявление от 23.05.2016 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В обоснование подачи указанного заявления Товарищество сослалось на наличие права применения пониженного тарифа в размере 20% при уплате страховых взносов в пенсионный фонд.
Управление письмом от 17.06.2016 N 30-09/23258 отказало Товариществу в возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Основанием для отказа в возврате страховых взносов послужил вывод Управления об отсутствии у Товарищества права на применение пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), поскольку доля доходов Товарищества, определяемая в соответствии с ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, составляет менее 70% в общем объеме доходов и равна "0".
Представив запрошенные органом Пенсионного фонда копии деклараций за 2013-2014 годы, 25.07.2016 СНТ "Красная звезда" повторно обратилось в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 131 443,16 руб.
Письмом от 04.08.2016 N 30-09/29565 Управление повторно отказало СНТ "Красная звезда" в возврате излишне уплаченных страховых взносов по тем же основаниям.
Не согласившись с действиями органа Пенсионного фонда по отказу СНТ "Красная звезда" в возврате излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, пеней и штрафных санкций на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года, выраженными в письмах N 30-09/23258 от 17.06.2016 и N 30-09/29565 от 04.08.2016, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Товарищество имеет облагаемый по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда, им соблюдены требования положений ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него основания для применения пониженных тарифов страховых взносов.
При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктом 1 части 1 статьи 5 названного закона.
Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного статьей 58 Федерального закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализована только при соблюдении установленных в статье 58 Федерального закона N 212-ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Согласно подпункту "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых являются, в частности, управление недвижимым имуществом.
В соответствии с Постановлением Госстандарта России от 06.11.2011 N 454-ст группировка 70.32 "Управление недвижимым имуществом" включает "Управление эксплуатацией жилого фонда" (группировка 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (группировка 70.32.2), "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" (группировка 70.32.3).
Группировка 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда" включает:
- - деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда;
- - деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда.
При этом для целей признания соответствующего вида экономической деятельности, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, основным видом деятельности конкретной организации последней должно выполняться условие о том, что доля ее доходов по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
В соответствии с частью 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Таким образом, применение пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ возможно при соблюдении трех условий:
- - применение упрощенной системы налогообложения;
- - основной вид деятельности должен быть включен в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ;
- - доля от реализации продукции или оказанных услуг, согласно ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, по деятельности, предусмотренной пп. "я.2" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, должна составлять не менее 70 процентов общего объема доходов.
При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.
Статьей 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 251 НК РФ К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Материалами дела установлено, что Товарищество является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и исчисляло в рассматриваемом периоде страховые взносы по пониженным тарифам на основании подпункта "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в разделе 3.2 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ" расчета РСВ-1 за 1 квартал 2016 года СНТ "Красная звезда" отразило доход: всего - 290 005 руб., в том числе доход, определяемый в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, равный 246 604 руб.
Сумма доходов в размере 246 604 руб. состоит из вступительных взносов, членских взносов, и других взносов физических лиц - членов СНТ "Красная звезда", что подтверждается книгой учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (Форма 135-н) за 1 квартал 2016 года, а также бухгалтерской справкой за 1 квартал 2016 года.
Как установил суд первой инстанции, расчетная доля доходов СНТ "Красная звезда", определяемая в целях применения ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, в процентном соотношении составила: в 2013 году - 86,96%; в 2014 году - 90,08%; в 2015 году - 86,25%; в 2016 году - 85,03%. Указанные обстоятельства Управлением не опровергнуты.
Таким образом, Товарищество относится к плательщикам страховых взносов, имеющим право на применение в спорный период указанных пониженных тарифов страховых взносов.
Товарищество в установленном порядке подтвердило основной вид экономической деятельности (управление недвижимым имуществом) и право на применение пониженных тарифов страховых взносов по рассматриваемому основанию.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как противоречащие доказательствам, представленным в материалы дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что материалами дела подтверждается, что Товарищество имеет облагаемый по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда, им соблюдены требования положений ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него основания для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Ссылку Управления на неправомерное включение Товариществом в доход вступительных взносов, членских взносов и других взносов физических лиц - членов СНТ "Красная звезда" суд первой инстанции обоснованно отклонил как несостоятельную, поскольку законодательством Российской Федерации о страховых взносах не установлено зависимости применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, применяющими УСН, от определения ими налоговой базы при применении УСН и наличия у такого плательщика суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением УСН.
Размер излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, пеней и штрафных санкций на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2013-2015 годов и 1 квартал 2016 года (131 443,16 руб.) подтвержден материалами дела и органом Пенсионного фонда РФ не оспаривался, не опровергнут; о наличии иных, помимо приведенных выше, обстоятельств, препятствующих возврату, орган ПФР в ходе рассмотрения спора не заявлял, соответствующих доказательств их наличия не представил.
При таких обстоятельствах отказ Управления в возврате излишне уплаченных страховых взносов СНТ "Красная звезда" по основанию отсутствия права на применение пониженных тарифов страховых взносов в пенсионный фонд признан судом незаконным.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что сведения об уплаченных и начисленных страховых взносах, представленные Товариществом, разнесены на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, соответственно, представление заявителем уточненных расчетов неправомерно. Указанные обстоятельства к рассматриваемому спору отношения не имеют и не влияют на право плательщика страховых взносов произвести правомерный расчет размера взносов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено наличие у Товарищества права на применение пониженного тарифа страховых взносов, доводы апелляционной жалобы Управления подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права как в части определения доли доходов.
При рассмотрении настоящего дела, исходя из критериев разумности и экономической обоснованности, с учетом объема фактически оказанных услуг и документального подтверждения подготовки заявления Товарищества в суд по настоящему делу (квитанция к приходному кассовому ордеру N 68 от 07.09.2016) суд первой инстанции пришел к выводу, что судебные издержки в размере 5000 руб. за составление заявления, заявленные Товариществом, соответствуют временным затратам, которые мог бы понести квалифицированный специалист на подготовку заявления об оспаривании ненормативного правового акта, а также среднерыночному уровню цен на подобные услуги в г. Курске и подлежат взысканию с отделения Пенсионного фонда.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 18.04.2017 по делу N А35-8836/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 18.04.2017 по делу N А35-8836/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ

Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
М.Б.ОСИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)