Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Скляр Т.В., доверенность от 15 сентября 2015 года N 74,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2015 года по делу N А55-18807/2015 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс" (правопреемник ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания") 26 км автодороги "Балтия", территория Бизнес-центр Рига Лэнд Красногорского района Московской области,
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области, город Тольятти Самарской области,
о признании недействительными решения,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (правопреемник ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания") (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 04-13/115860 от 25 ноября 2014 года.
Обществом заявлены ходатайства (вх. N 113529 и N 113713 от 19.08.2015 г.) об объединении дел N А55-18807/2015, N А55-18806/2015 и N А55-18806/2015 в одно производство, поскольку предметом заявлений по указанным делам является признание недействительными решений инспекции в части доначисления заявителю земельного налога по результатам камеральной налоговой проверки: по делу N А55-18805/2015 - за 2010 г.; по делу N А55-18807/2015 - за 2012 г.; по делу N А55-18806/2015 - за 2011 г., уточнение налоговых обязательств за 2010, 2011, 2012 г. было произведено заявителем в связи с применением пониженной налоговой ставки по земельному налогу в соответствии с абз. 2 п. п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, то есть данные дела являются однородными, связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, и во всех делах участвуют одни и те же лица, которое суд удовлетворил.
Определением от 04.09.2015 г. дела N А55-18805/2015, N А55-18806/2015 и N А55-18807/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением делу N А55-18807/2015.
Таким образом, общество просило суд признать недействительными решения инспекции от 25.11.2014 г. N 04-13/115860, от 25.11.2014 г. N 04-13/115859 и от 16.07.2014 г. N 04-13/16015.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой и дополнении к ней, в которых просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель инспекции в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя инспекции, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2010-2012 г., а по результатам проверок вынесены решения от 25.11.2014 г. N 04-13/115860, от 25.11.2014 г. N 04-13/115859, от 16.07.2014 г. N 04-13/16015 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которыми заявителю доначислен земельный налог за 2010 г. в сумме 4 557 591 руб., за 2011 г. в сумме 4 557 591 руб., за 2012 г. в сумме 4 557 591 руб. и предложено уменьшить сумму налога, исчисленную в завышенных размерах за 2010 г. в сумме 911 518 руб., за 2011 г. в сумме 911 518 руб., за 2012 г. в сумме 911 518 руб., которые решениями УФНС России по Самарской области от 29.05.2015 г. N 03-15/13523, N 03-15/13520 и N 03-15/13521 оставлены без изменения, а апелляционные жалобы заявителя без удовлетворения.
Считая решения недействительными, общество оспорило их в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалов дела, уточнение налоговых обязательств произведено в связи с применением пониженной налоговой ставки по земельному налогу в размере 0,3%, в соответствии с Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 19.10.2005 г. N 257 "Положение о земельном налоге на территории городского округа Тольятти" в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:811, как участка, занятого объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
03.02.2014 г. обществом представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г., в которой заявлен земельный участок с кадастровым номером: 63:09:0000000:811 с разрешенным использованием "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции" (расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Вокзальная, д. 100), по ставке 0,3%, а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе представленной уточненной декларации за 2010 г. составила 911 518 руб.
25.07.2014 г. обществом представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., в которой заявлен земельный участок с кадастровым номером: 63:09:0000000:811 с разрешенным использованием "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции" (расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Вокзальная, д. 100), по ставке 0,3%, а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе представленной уточненной декларации за 2011 г. составила 911 518 руб.
25.06.2014 г. обществом представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 г., в которой заявлен земельный участок с кадастровым номером: 63:09:0000000:811 с разрешенным использованием "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции" (расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Вокзальная, д. 100), по ставке 0,3%, а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе представленной уточненной декларации за 2012 г. составила 911 518 руб.
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 2 ст. 391 НК РФ, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ определено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателями земельных участков самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 г. N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:811 находится в собственности общества и имеет разрешенное использование - "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции".
Постановлением Тольяттинской городской думы Самарской области от 19.10.2005 г. N 257 "Положение о земельном налоге на территории г.о. Тольятти" на территории г.о. Тольятти установлены дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п. п. "в" п. 2 ст. 1 Постановления N 257, в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса установлена ставка 0,3%, а с п. 9 ст. 1 в отношении прочих земельных участков установлена ставка 1,5%.
Применение налоговых ставок для исчисления земельного налога должно осуществляться с учетом категории земли или вида разрешенного использования земельного участка, указанных в свидетельстве о государственной регистрации прав на участок, выданном органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2 ст. 394 НК РФ, где - допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка).
Согласно Постановлению правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление N 473) кадастровая стоимость земельного участка с КН 63:09:0000000:811 составляла 303 839 418,6 руб., стоимость 1 кв. м указанного участка 236,42 руб. (303 839 418,6 руб. /1 285 168 м2.).
В соответствии с приложением N 3 Постановления N 473 среднее значение кадастровой стоимости земель населенных пунктов 236,42 руб. за один квадратный метр соответствовал стоимости земельного участка с видом разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Обществом подлежит применению ставка 1,5%, установленная в отношении прочих земельных участков, поскольку согласно сведениям государственного кадастра земельные участки имели вид разрешенного использования "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции" и не является объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, так как земельные участки отнесены по классификатору к землям промышленности: код - 143001000000 "для размещения промышленных объектов".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к системе коммунальной инфраструктуры относятся трубопроводы, линии электропередачи и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований. При этом, организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Однако, Законом N 210-ФЗ не конкретизированы объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, входящие в систему коммунальной инфраструктуры.
При рассмотрении вопроса об определении объектов электроснабжения, входящих в систему коммунальной инфраструктуры, налогоплательщикам следует руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. N 17 (далее - Классификатор ОК 004-93).
Согласно Классификатору ОК 004-93 к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, указанные по кодам 4527391-4527393 (котельная отопительная и отопительно-производственная - код 4527391, сеть тепловая магистральная - код 4527392, пункт тепловой центральный - код 4527393).
Теплоэлектроцентраль промышленно-отопительная (ТЭЦ) (код 4521111) отнесена Классификатором к зданиям и сооружениям топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий (код 4521000).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", системы коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Определение жилищного фонда содержится в ЖК РФ, поэтому с учетом ст. 11 Кодекса данное понятие следует использовать в том значении, в каком оно применяется в жилищном законодательстве.
Согласно п. 1 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.
Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о принадлежности указанных объектов к объектам инженерной инфраструктуры коммунального комплекса (свидетельства о государственной регистрации права собственности), и их использование для оказания коммунальных услуг промышленным предприятиям. При этом сведений, подтверждающих, что земельные участки заняты жилищным фондом и расположенные на земельных участках объекты являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенными для обслуживания жилищного фонда и используемыми для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования, заявителем не представлены. Напротив заявитель оказывает услуги промышленным и коммерческим организациям города.
Данная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 02.09.2010 г. N ВАС-10062/10 и в письме Минфина от 18.06.2014 г. N БС-4-11/11674@.
Согласно п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Исходя из данных норм НК РФ налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ст. ст. 1, 37 Градостроительного кодекса РФ).
При этом необходимо также учитывать, что включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями п. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов, указанные законоположения позволяют изменить по фактическому использованию земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Данная позиция согласуется с положениями, изложенными в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 г. N 7943/12.
Судом установлено, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:811 с использованием процедуры кадастрового учета объекта недвижимости, налогоплательщиком не было произведено в период 2010-2014 г.
Кроме того, согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В связи с чем, если правообладателем земельного участка является одно лицо, долей в праве на земельный участок не возникает и при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка может быть применена только одна налоговая ставка, установленная в соответствии с п. 2 ст. 387 и п. 2 ст. 394 НК РФ представительным органом муниципального образования, в зависимости от категории земли, к которой относится земельный участок, или вида его разрешенного использования.
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 23.08.2012 г. по делу N А65-27618/2011.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем подлежит применению ставка 1,5%, установленная в отношении прочих земельных участков, поскольку согласно сведениям государственного кадастра у земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:811 вид разрешенного использования - "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции" и не является объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, так как земельные участки отнесены по классификатору к землям промышленности: код - 143001000000 "для размещения промышленных объектов", а поэтому действия налогового органа по начислению обществу земельного налога по ставке 1,5%, установленной для прочих земельных участков являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к тому, что нежилые помещения и объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся на спорном земельном участке, относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, так как под последними следует понимать все объекты, предназначенные для производства и передачи электро- и теплоэнергии (в паре и горячей воде) для отопления и горячего водоснабжения жилых многоквартирных и индивидуальных домов.
Указанные доводы признаются судом апелляционной инстанции неверными, основанными на неправильном толковании норм налогового и гражданского законодательства.
На основании статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
При этом законодательство Российской Федерации не содержит определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Данная правовая позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.
Как было указано выше, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее - Классификатор) к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, указанные по кодам 4527391-4527393 (котельная отопительная и отопительно-производственная - код 4527391, сеть тепловая магистральная - код 4527392, пункт тепловой центральный - код 4527393, однако теплоэлектроцентраль промышленно-отопительная (ТЭЦ) (код 4521111) отнесена Классификатором к зданиям и сооружениям топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий (код 4521000).
Таким образом, на рассматриваемых земельных участках расположены объекты, не относящиеся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, и оснований для применения налоговой ставки в размере 0,3% не имеется.
Доводы о социальной значимости объектов, расположенных на спорных земельных участках налогоплательщика, предназначенных для обслуживания жителей населенного пункта, отклоняются, поскольку сама по себе социальная значимость соответствующих объектов не свидетельствует о том, что они являются объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2016 г. по делу N А50-19370/2015, от 28.01.2016 г. по делу N А50-19371/2015.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2015 года по делу N А55-18807/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2016 N 11АП-18647/2015 ПО ДЕЛУ N А55-18807/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. по делу N А55-18807/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Скляр Т.В., доверенность от 15 сентября 2015 года N 74,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2015 года по делу N А55-18807/2015 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс" (правопреемник ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания") 26 км автодороги "Балтия", территория Бизнес-центр Рига Лэнд Красногорского района Московской области,
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области, город Тольятти Самарской области,
о признании недействительными решения,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (правопреемник ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания") (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 04-13/115860 от 25 ноября 2014 года.
Обществом заявлены ходатайства (вх. N 113529 и N 113713 от 19.08.2015 г.) об объединении дел N А55-18807/2015, N А55-18806/2015 и N А55-18806/2015 в одно производство, поскольку предметом заявлений по указанным делам является признание недействительными решений инспекции в части доначисления заявителю земельного налога по результатам камеральной налоговой проверки: по делу N А55-18805/2015 - за 2010 г.; по делу N А55-18807/2015 - за 2012 г.; по делу N А55-18806/2015 - за 2011 г., уточнение налоговых обязательств за 2010, 2011, 2012 г. было произведено заявителем в связи с применением пониженной налоговой ставки по земельному налогу в соответствии с абз. 2 п. п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, то есть данные дела являются однородными, связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, и во всех делах участвуют одни и те же лица, которое суд удовлетворил.
Определением от 04.09.2015 г. дела N А55-18805/2015, N А55-18806/2015 и N А55-18807/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением делу N А55-18807/2015.
Таким образом, общество просило суд признать недействительными решения инспекции от 25.11.2014 г. N 04-13/115860, от 25.11.2014 г. N 04-13/115859 и от 16.07.2014 г. N 04-13/16015.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой и дополнении к ней, в которых просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель инспекции в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя инспекции, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2010-2012 г., а по результатам проверок вынесены решения от 25.11.2014 г. N 04-13/115860, от 25.11.2014 г. N 04-13/115859, от 16.07.2014 г. N 04-13/16015 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которыми заявителю доначислен земельный налог за 2010 г. в сумме 4 557 591 руб., за 2011 г. в сумме 4 557 591 руб., за 2012 г. в сумме 4 557 591 руб. и предложено уменьшить сумму налога, исчисленную в завышенных размерах за 2010 г. в сумме 911 518 руб., за 2011 г. в сумме 911 518 руб., за 2012 г. в сумме 911 518 руб., которые решениями УФНС России по Самарской области от 29.05.2015 г. N 03-15/13523, N 03-15/13520 и N 03-15/13521 оставлены без изменения, а апелляционные жалобы заявителя без удовлетворения.
Считая решения недействительными, общество оспорило их в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалов дела, уточнение налоговых обязательств произведено в связи с применением пониженной налоговой ставки по земельному налогу в размере 0,3%, в соответствии с Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 19.10.2005 г. N 257 "Положение о земельном налоге на территории городского округа Тольятти" в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:811, как участка, занятого объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
03.02.2014 г. обществом представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г., в которой заявлен земельный участок с кадастровым номером: 63:09:0000000:811 с разрешенным использованием "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции" (расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Вокзальная, д. 100), по ставке 0,3%, а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе представленной уточненной декларации за 2010 г. составила 911 518 руб.
25.07.2014 г. обществом представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., в которой заявлен земельный участок с кадастровым номером: 63:09:0000000:811 с разрешенным использованием "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции" (расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Вокзальная, д. 100), по ставке 0,3%, а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе представленной уточненной декларации за 2011 г. составила 911 518 руб.
25.06.2014 г. обществом представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 г., в которой заявлен земельный участок с кадастровым номером: 63:09:0000000:811 с разрешенным использованием "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции" (расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Вокзальная, д. 100), по ставке 0,3%, а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе представленной уточненной декларации за 2012 г. составила 911 518 руб.
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 2 ст. 391 НК РФ, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ определено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателями земельных участков самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 г. N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:811 находится в собственности общества и имеет разрешенное использование - "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции".
Постановлением Тольяттинской городской думы Самарской области от 19.10.2005 г. N 257 "Положение о земельном налоге на территории г.о. Тольятти" на территории г.о. Тольятти установлены дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п. п. "в" п. 2 ст. 1 Постановления N 257, в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса установлена ставка 0,3%, а с п. 9 ст. 1 в отношении прочих земельных участков установлена ставка 1,5%.
Применение налоговых ставок для исчисления земельного налога должно осуществляться с учетом категории земли или вида разрешенного использования земельного участка, указанных в свидетельстве о государственной регистрации прав на участок, выданном органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2 ст. 394 НК РФ, где - допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка).
Согласно Постановлению правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление N 473) кадастровая стоимость земельного участка с КН 63:09:0000000:811 составляла 303 839 418,6 руб., стоимость 1 кв. м указанного участка 236,42 руб. (303 839 418,6 руб. /1 285 168 м2.).
В соответствии с приложением N 3 Постановления N 473 среднее значение кадастровой стоимости земель населенных пунктов 236,42 руб. за один квадратный метр соответствовал стоимости земельного участка с видом разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Обществом подлежит применению ставка 1,5%, установленная в отношении прочих земельных участков, поскольку согласно сведениям государственного кадастра земельные участки имели вид разрешенного использования "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции" и не является объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, так как земельные участки отнесены по классификатору к землям промышленности: код - 143001000000 "для размещения промышленных объектов".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к системе коммунальной инфраструктуры относятся трубопроводы, линии электропередачи и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований. При этом, организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Однако, Законом N 210-ФЗ не конкретизированы объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, входящие в систему коммунальной инфраструктуры.
При рассмотрении вопроса об определении объектов электроснабжения, входящих в систему коммунальной инфраструктуры, налогоплательщикам следует руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. N 17 (далее - Классификатор ОК 004-93).
Согласно Классификатору ОК 004-93 к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, указанные по кодам 4527391-4527393 (котельная отопительная и отопительно-производственная - код 4527391, сеть тепловая магистральная - код 4527392, пункт тепловой центральный - код 4527393).
Теплоэлектроцентраль промышленно-отопительная (ТЭЦ) (код 4521111) отнесена Классификатором к зданиям и сооружениям топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий (код 4521000).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", системы коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Определение жилищного фонда содержится в ЖК РФ, поэтому с учетом ст. 11 Кодекса данное понятие следует использовать в том значении, в каком оно применяется в жилищном законодательстве.
Согласно п. 1 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.
Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о принадлежности указанных объектов к объектам инженерной инфраструктуры коммунального комплекса (свидетельства о государственной регистрации права собственности), и их использование для оказания коммунальных услуг промышленным предприятиям. При этом сведений, подтверждающих, что земельные участки заняты жилищным фондом и расположенные на земельных участках объекты являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенными для обслуживания жилищного фонда и используемыми для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования, заявителем не представлены. Напротив заявитель оказывает услуги промышленным и коммерческим организациям города.
Данная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 02.09.2010 г. N ВАС-10062/10 и в письме Минфина от 18.06.2014 г. N БС-4-11/11674@.
Согласно п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Исходя из данных норм НК РФ налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ст. ст. 1, 37 Градостроительного кодекса РФ).
При этом необходимо также учитывать, что включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями п. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов, указанные законоположения позволяют изменить по фактическому использованию земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Данная позиция согласуется с положениями, изложенными в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 г. N 7943/12.
Судом установлено, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:811 с использованием процедуры кадастрового учета объекта недвижимости, налогоплательщиком не было произведено в период 2010-2014 г.
Кроме того, согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В связи с чем, если правообладателем земельного участка является одно лицо, долей в праве на земельный участок не возникает и при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка может быть применена только одна налоговая ставка, установленная в соответствии с п. 2 ст. 387 и п. 2 ст. 394 НК РФ представительным органом муниципального образования, в зависимости от категории земли, к которой относится земельный участок, или вида его разрешенного использования.
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 23.08.2012 г. по делу N А65-27618/2011.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем подлежит применению ставка 1,5%, установленная в отношении прочих земельных участков, поскольку согласно сведениям государственного кадастра у земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:811 вид разрешенного использования - "Для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции" и не является объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, так как земельные участки отнесены по классификатору к землям промышленности: код - 143001000000 "для размещения промышленных объектов", а поэтому действия налогового органа по начислению обществу земельного налога по ставке 1,5%, установленной для прочих земельных участков являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к тому, что нежилые помещения и объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся на спорном земельном участке, относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, так как под последними следует понимать все объекты, предназначенные для производства и передачи электро- и теплоэнергии (в паре и горячей воде) для отопления и горячего водоснабжения жилых многоквартирных и индивидуальных домов.
Указанные доводы признаются судом апелляционной инстанции неверными, основанными на неправильном толковании норм налогового и гражданского законодательства.
На основании статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
При этом законодательство Российской Федерации не содержит определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Данная правовая позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.
Как было указано выше, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее - Классификатор) к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, указанные по кодам 4527391-4527393 (котельная отопительная и отопительно-производственная - код 4527391, сеть тепловая магистральная - код 4527392, пункт тепловой центральный - код 4527393, однако теплоэлектроцентраль промышленно-отопительная (ТЭЦ) (код 4521111) отнесена Классификатором к зданиям и сооружениям топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий (код 4521000).
Таким образом, на рассматриваемых земельных участках расположены объекты, не относящиеся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, и оснований для применения налоговой ставки в размере 0,3% не имеется.
Доводы о социальной значимости объектов, расположенных на спорных земельных участках налогоплательщика, предназначенных для обслуживания жителей населенного пункта, отклоняются, поскольку сама по себе социальная значимость соответствующих объектов не свидетельствует о том, что они являются объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2016 г. по делу N А50-19370/2015, от 28.01.2016 г. по делу N А50-19371/2015.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2015 года по делу N А55-18807/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)