Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2017 по делу N А07-24919/2016 (судья Юсеева И.Р.).
Общество с ограниченной ответственностью "Струб" (далее - истец, ООО "Струб") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее - ответчик, ГКУ УКС РБ) о взыскании задолженности по контрактам N 04/2015-131 от 16.11.2015, N 04/2015-137 от 23.11.2015, N 04/2015-173 от 22.12.2015 в размере 210 100 руб. 73 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2017 (резолютивная часть объявлена 02.02.2017) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ГКУ УКС РБ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что ООО "Струб" является организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, при расчетах за работы, выполненные ООО "Струб" к нормативам накладных расходов и сметной прибыли ГКУ УКС РБ применило понижающие коэффициенты. В результате применения указанных коэффициентов стоимость фактически выполненных работ по сравнению со сметной стоимостью работ по контракту снизилась в части накладных расходов, сметной прибыли и НДС, соответственно, цена контракта уменьшилась.
Податель жалобы указывает, что документы, подтверждающие затраты ООО "Струб" по уплате НДС 18% поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг в ГКУ УКС РБ не представлены, в связи с чем оплатить работы, выполненные организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения по цене контрактов (с НДС 18%) ГКУ УКС РБ было не вправе.
До начала судебного заседания от ГКУ УКС РБ поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколами подведения итогов электронных аукционов, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), между ГКУ УКС РБ (заказчик) и ООО "Струб" (подрядчик) был заключен государственный контракт N 04/2015-131 от 16.11.2015 (л.д. 26-36), по условиям которого генеральный подрядчик обязался выполнить по заданию государственного заказчика комплекс строительно-монтажных работ по объекту: "Газоснабжение д. Дарьино Гафурийского района РБ" в соответствии с условиями контракта, действующими техническими регламентами, строительными нормами и правилами, проектной документацией и в установленные контрактом сроки, а государственный заказчик обязался принять выполненные генеральным подрядчиком работы и оплатить их в установленном контракте порядке (п. 1.1 контракта).
Сроки выполнения работ оговорены в п. 2 контракта: начало работ: в течение 7 дней с момента передачи генеральному подрядчику строительной площадки под строительство, окончание работ - 18.12.2015.
Согласно п. 3.1 контракта, цена контракта составляет 1 776 956 руб. 22 коп., является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством.
В соответствии с п. 3.3 контракта, оплата работ производится ежемесячно в течение 30 дней после выполнения работ на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ.
К контракту N 04/2015-131 от 16.11.2015 было подписано дополнительное соглашение N 1 от 04.12.2015 (л.д. 38-39), N 2 от 23.12.2015 (л.д. 40), N 3 от 10.03.2016 (л.д. 41).
23.11.2015 в соответствии с протоколом N 0801200000115000197-2 от 11.11.2015 сторонами заключен государственный контракт N 04/2015-137 (л.д. 47-57), по условиям которого генеральный подрядчик обязался выполнить по заданию государственного заказчика комплекс строительно-монтажных работ по объекту: "Газоснабжение ул. Максютова с. Мраково Кугарчинского района РБ" в соответствии с условиями контракта, действующими техническими регламентами, строительными нормами и правилами, проектной документацией и в установленные контрактом сроки, а государственный заказчик обязался принять выполненные генеральным подрядчиком работы и оплатить их в установленном контракте порядке (п. 1.1 контракта).
Сроки выполнения работ оговорены в п. 2 контракта: начало работ: в течение 7 дней с момента передачи генеральному подрядчику строительной площадки под строительство, окончание работ - 18.12.2015.
Согласно п. 3.1 контракта, цена контракта составляет 459 640 руб. 25 коп., является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством.
В соответствии с п. 3.3 контракта, оплата работ производится ежемесячно в течение 30 дней после выполнения работ на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ.
К контракту N 04/2015-137 от 23.11.2015 сторонами было подписано дополнительные соглашения N 1 от 04.12.2015 (л.д. 59-60), N 2 от 23.12.2015 (л.д. 61-62), N 3 от 10.03.2016 (л.д. 63).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0101200008115002695 от 10.12.2015, 22.12.2015 сторонами заключен государственный контракт N 04/2015-173 (л.д. 68-78), по условиям которого генеральный подрядчик обязался выполнить по заданию государственного заказчика комплекс строительно-монтажных работ по объекту: Газоснабжение нового микрорайона "Речной" ограниченного улицами А. Филиппова, З. Биишевой, Октябрьская с. Юмагузино Кугарчинского района", в соответствии с условиями контракта, действующими техническими регламентами, строительными нормами и правилами, проектной документацией и в установленные контрактом сроки, а государственный заказчик обязался принять выполненные генеральным подрядчиком работы и оплатить их в установленном контракте порядке (п. 1.1 контракта).
Сроки выполнения работ оговорены в п. 2 контракта: начало работ: в течение 7 дней с момента передачи генеральному подрядчику строительной площадки под строительство, окончание работ - 18.12.2015.
Согласно п. 3.1 контракта, цена контракта составляет 3 329 035 руб. 35 коп., является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством.
В соответствии с п. 3.3 контракта, оплата работ производится ежемесячно в течение 30 дней после выполнения работ на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ.
К контракту N 04/2015-173 от 22.11.2015 сторонами было подписано дополнительное соглашение N 1 от 04.12.2015 (л.д. 81-82), N 2 от 10.03.2016 (л.д. 63), N 3 от 13.04.2016 (л.д. 84).
ГКУ УКС РБ по окончании работ и произведении расчетов, в одностороннем порядке уменьшило цену заключенных государственных контрактов на сумму НДС, применив понижающие коэффициенты к размерам накладных расходов и сметной прибыли. Общая сумма снижения цены заключенных государственных контрактов составила 210 100 руб. 73 руб., по контракту N 04/2015-131 от 16.11.2015-76 907 руб., по контракту N 04/2015-137 от 23.11.2015-20 355 руб. 57 коп., по контракту N 04/2015-173 от 22.11.2015-112 838 руб. 16 коп.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 31.03.2016 с просьбой подписать унифицированные формы КС-2 и КС-3 и произвести оплату в полном объеме, согласно заключенных государственных контрактов и объектных ведомостей (л.д. 93).
Ответчик отказался от полной оплаты, ссылаясь на упрощенную систему налогообложения, применяемую истцом (л.д. 92).
Ненадлежащее исполнение ГКУ УКС РБ обязательств заказчика по оплате выполненных работ, наличие задолженности в размере 210 100 руб. 73 коп. послужило поводом для обращения ООО "Струб" в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент рассмотрения спора у ответчика имеется задолженность за выполненные работы, доказательства оплаты которой не представлено.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции, сделанные по существу спора, верными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
Правоотношения сторон, возникшие на основании вышеназванных контрактов, подлежат регулированию, положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом норм Закона N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствие с требованиями статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Доказательством сдачи подрядчиком результатов работы и приемки его заказчиком может являться акт, удостоверяющий приемку выполненных работ (статьи 720, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Согласно пункту 1 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истец свои обязательства по контрактам исполнил, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ N 3 от 01.04.2016 (л.д. 42), N 1 от 14.12.2015 (л.д. 43), N 1 от 27.11.2015 (л.д. 44), актом приемки законченного строительством объекта "Газоснабжение д. Дарьино Гафурийского района РБ" от 21.12.2015 (л.д. 45-46); справками о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 01.04.2016 (л.д. 64), N 1 от 15.12.2015 (л.д. 65), актом приемки законченного строительством объекта "Газоснабжение улицы Максютова с. Мраково Кугарчинского района РБ" от 18.12.2015 (л.д. 66-67); справками о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 23.12.2015 (л.д. 85), N 3 от 25.05.2016 (л.д. 86), N 2 от 01.04.2016 (л.д. 87), актами приемки законченного строительством объекта "Газоснабжение нового микрорайона "Речной" ограниченного улицами А. Филиппова, З. Биишевой, Октябрьская с. Юмагузино Кугарчинского района РБ" подтверждается" от 13.05.2016 (л.д. 88-90), актом приемки газопроводов и газопользующей установки для проведения комплексного опробования от 31.05.2016 (л.д. 91).
Указанные акты ответчиком подписаны без замечаний.
Ответчиком принятые работы оплачены частично.
Доказательств оплаты выполненных работ в полном объеме по обозначенным выше контрактам материалы дела не содержат.
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, законодатель не предусматривает возможность одностороннего изменения цены договора либо порядка ее определения при заключении и исполнении муниципального контракта.
По своей правовой природе государственные и муниципальные контракты являются контрактами на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, предусмотренными статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 766 названного Кодекса государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере, порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
Статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан заключить контракт на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем.
Участие общества в аукционе свидетельствует о том, что им были приняты все условия аукциона в том числе и формирование цены.
Вместе с тем, исключение сумм НДС при оплате выполненных истцом работ не соответствует условиям заключенных контрактов.
Коллегия судей отмечает, что в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками НДС, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет. Однако, возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика. Таким образом, в силу приведенных положений налогового законодательства у общества, применяющего специальный режим налогообложения и не являющегося плательщиком НДС, возникает обязанность по перечислению в бюджет сумм НДС, полученного в составе платы за выполненные работы (оказанные услуги).
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор в обжалуемой части разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы подателя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что ответчик не представил суду доказательств погашения задолженности, суд первой инстанции на основе всестороннего исследования и надлежащей оценки всех доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскании долга.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2017 по делу N А07-24919/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2017 N 18АП-2945/2017 ПО ДЕЛУ N А07-24919/2016
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2017 г. N 18АП-2945/2017
Дело N А07-24919/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2017 по делу N А07-24919/2016 (судья Юсеева И.Р.).
Общество с ограниченной ответственностью "Струб" (далее - истец, ООО "Струб") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее - ответчик, ГКУ УКС РБ) о взыскании задолженности по контрактам N 04/2015-131 от 16.11.2015, N 04/2015-137 от 23.11.2015, N 04/2015-173 от 22.12.2015 в размере 210 100 руб. 73 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2017 (резолютивная часть объявлена 02.02.2017) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ГКУ УКС РБ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что ООО "Струб" является организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, при расчетах за работы, выполненные ООО "Струб" к нормативам накладных расходов и сметной прибыли ГКУ УКС РБ применило понижающие коэффициенты. В результате применения указанных коэффициентов стоимость фактически выполненных работ по сравнению со сметной стоимостью работ по контракту снизилась в части накладных расходов, сметной прибыли и НДС, соответственно, цена контракта уменьшилась.
Податель жалобы указывает, что документы, подтверждающие затраты ООО "Струб" по уплате НДС 18% поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг в ГКУ УКС РБ не представлены, в связи с чем оплатить работы, выполненные организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения по цене контрактов (с НДС 18%) ГКУ УКС РБ было не вправе.
До начала судебного заседания от ГКУ УКС РБ поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколами подведения итогов электронных аукционов, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), между ГКУ УКС РБ (заказчик) и ООО "Струб" (подрядчик) был заключен государственный контракт N 04/2015-131 от 16.11.2015 (л.д. 26-36), по условиям которого генеральный подрядчик обязался выполнить по заданию государственного заказчика комплекс строительно-монтажных работ по объекту: "Газоснабжение д. Дарьино Гафурийского района РБ" в соответствии с условиями контракта, действующими техническими регламентами, строительными нормами и правилами, проектной документацией и в установленные контрактом сроки, а государственный заказчик обязался принять выполненные генеральным подрядчиком работы и оплатить их в установленном контракте порядке (п. 1.1 контракта).
Сроки выполнения работ оговорены в п. 2 контракта: начало работ: в течение 7 дней с момента передачи генеральному подрядчику строительной площадки под строительство, окончание работ - 18.12.2015.
Согласно п. 3.1 контракта, цена контракта составляет 1 776 956 руб. 22 коп., является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством.
В соответствии с п. 3.3 контракта, оплата работ производится ежемесячно в течение 30 дней после выполнения работ на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ.
К контракту N 04/2015-131 от 16.11.2015 было подписано дополнительное соглашение N 1 от 04.12.2015 (л.д. 38-39), N 2 от 23.12.2015 (л.д. 40), N 3 от 10.03.2016 (л.д. 41).
23.11.2015 в соответствии с протоколом N 0801200000115000197-2 от 11.11.2015 сторонами заключен государственный контракт N 04/2015-137 (л.д. 47-57), по условиям которого генеральный подрядчик обязался выполнить по заданию государственного заказчика комплекс строительно-монтажных работ по объекту: "Газоснабжение ул. Максютова с. Мраково Кугарчинского района РБ" в соответствии с условиями контракта, действующими техническими регламентами, строительными нормами и правилами, проектной документацией и в установленные контрактом сроки, а государственный заказчик обязался принять выполненные генеральным подрядчиком работы и оплатить их в установленном контракте порядке (п. 1.1 контракта).
Сроки выполнения работ оговорены в п. 2 контракта: начало работ: в течение 7 дней с момента передачи генеральному подрядчику строительной площадки под строительство, окончание работ - 18.12.2015.
Согласно п. 3.1 контракта, цена контракта составляет 459 640 руб. 25 коп., является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством.
В соответствии с п. 3.3 контракта, оплата работ производится ежемесячно в течение 30 дней после выполнения работ на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ.
К контракту N 04/2015-137 от 23.11.2015 сторонами было подписано дополнительные соглашения N 1 от 04.12.2015 (л.д. 59-60), N 2 от 23.12.2015 (л.д. 61-62), N 3 от 10.03.2016 (л.д. 63).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0101200008115002695 от 10.12.2015, 22.12.2015 сторонами заключен государственный контракт N 04/2015-173 (л.д. 68-78), по условиям которого генеральный подрядчик обязался выполнить по заданию государственного заказчика комплекс строительно-монтажных работ по объекту: Газоснабжение нового микрорайона "Речной" ограниченного улицами А. Филиппова, З. Биишевой, Октябрьская с. Юмагузино Кугарчинского района", в соответствии с условиями контракта, действующими техническими регламентами, строительными нормами и правилами, проектной документацией и в установленные контрактом сроки, а государственный заказчик обязался принять выполненные генеральным подрядчиком работы и оплатить их в установленном контракте порядке (п. 1.1 контракта).
Сроки выполнения работ оговорены в п. 2 контракта: начало работ: в течение 7 дней с момента передачи генеральному подрядчику строительной площадки под строительство, окончание работ - 18.12.2015.
Согласно п. 3.1 контракта, цена контракта составляет 3 329 035 руб. 35 коп., является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством.
В соответствии с п. 3.3 контракта, оплата работ производится ежемесячно в течение 30 дней после выполнения работ на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ.
К контракту N 04/2015-173 от 22.11.2015 сторонами было подписано дополнительное соглашение N 1 от 04.12.2015 (л.д. 81-82), N 2 от 10.03.2016 (л.д. 63), N 3 от 13.04.2016 (л.д. 84).
ГКУ УКС РБ по окончании работ и произведении расчетов, в одностороннем порядке уменьшило цену заключенных государственных контрактов на сумму НДС, применив понижающие коэффициенты к размерам накладных расходов и сметной прибыли. Общая сумма снижения цены заключенных государственных контрактов составила 210 100 руб. 73 руб., по контракту N 04/2015-131 от 16.11.2015-76 907 руб., по контракту N 04/2015-137 от 23.11.2015-20 355 руб. 57 коп., по контракту N 04/2015-173 от 22.11.2015-112 838 руб. 16 коп.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 31.03.2016 с просьбой подписать унифицированные формы КС-2 и КС-3 и произвести оплату в полном объеме, согласно заключенных государственных контрактов и объектных ведомостей (л.д. 93).
Ответчик отказался от полной оплаты, ссылаясь на упрощенную систему налогообложения, применяемую истцом (л.д. 92).
Ненадлежащее исполнение ГКУ УКС РБ обязательств заказчика по оплате выполненных работ, наличие задолженности в размере 210 100 руб. 73 коп. послужило поводом для обращения ООО "Струб" в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент рассмотрения спора у ответчика имеется задолженность за выполненные работы, доказательства оплаты которой не представлено.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции, сделанные по существу спора, верными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
Правоотношения сторон, возникшие на основании вышеназванных контрактов, подлежат регулированию, положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом норм Закона N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствие с требованиями статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Доказательством сдачи подрядчиком результатов работы и приемки его заказчиком может являться акт, удостоверяющий приемку выполненных работ (статьи 720, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Согласно пункту 1 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истец свои обязательства по контрактам исполнил, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ N 3 от 01.04.2016 (л.д. 42), N 1 от 14.12.2015 (л.д. 43), N 1 от 27.11.2015 (л.д. 44), актом приемки законченного строительством объекта "Газоснабжение д. Дарьино Гафурийского района РБ" от 21.12.2015 (л.д. 45-46); справками о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 01.04.2016 (л.д. 64), N 1 от 15.12.2015 (л.д. 65), актом приемки законченного строительством объекта "Газоснабжение улицы Максютова с. Мраково Кугарчинского района РБ" от 18.12.2015 (л.д. 66-67); справками о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 23.12.2015 (л.д. 85), N 3 от 25.05.2016 (л.д. 86), N 2 от 01.04.2016 (л.д. 87), актами приемки законченного строительством объекта "Газоснабжение нового микрорайона "Речной" ограниченного улицами А. Филиппова, З. Биишевой, Октябрьская с. Юмагузино Кугарчинского района РБ" подтверждается" от 13.05.2016 (л.д. 88-90), актом приемки газопроводов и газопользующей установки для проведения комплексного опробования от 31.05.2016 (л.д. 91).
Указанные акты ответчиком подписаны без замечаний.
Ответчиком принятые работы оплачены частично.
Доказательств оплаты выполненных работ в полном объеме по обозначенным выше контрактам материалы дела не содержат.
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, законодатель не предусматривает возможность одностороннего изменения цены договора либо порядка ее определения при заключении и исполнении муниципального контракта.
По своей правовой природе государственные и муниципальные контракты являются контрактами на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, предусмотренными статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 766 названного Кодекса государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере, порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
Статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан заключить контракт на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем.
Участие общества в аукционе свидетельствует о том, что им были приняты все условия аукциона в том числе и формирование цены.
Вместе с тем, исключение сумм НДС при оплате выполненных истцом работ не соответствует условиям заключенных контрактов.
Коллегия судей отмечает, что в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками НДС, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет. Однако, возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика. Таким образом, в силу приведенных положений налогового законодательства у общества, применяющего специальный режим налогообложения и не являющегося плательщиком НДС, возникает обязанность по перечислению в бюджет сумм НДС, полученного в составе платы за выполненные работы (оказанные услуги).
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор в обжалуемой части разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы подателя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что ответчик не представил суду доказательств погашения задолженности, суд первой инстанции на основе всестороннего исследования и надлежащей оценки всех доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскании долга.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2017 по делу N А07-24919/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.П.СКОБЕЛКИН
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
И.А.МАЛЫШЕВА
А.П.СКОБЕЛКИН
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
И.А.МАЛЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)