Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2017 N 16АП-3836/2017 ПО ДЕЛУ N А61-1921/2017

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N А61-1921/2017


Резолютивная часть объявлена 21 ноября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2017 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 07 августа 2017 года по делу N А61-1921/2017,
по заявлению Федерального государственного учреждения "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (ОГРН 1081511000581, ИНН 1511017599),
к Управлению Федеральной налоговой службы по РСО-Алания (ОГРН 1041501903739, ИНН 1515900068),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по РСО-Алания (ОГРН 1041500801550, ИНН 1511012985),
о признании частично недействительным решение от 27.01.2017 N 548 об отказе в привлечении к ответственности (судья Акимцева С.А.).
при участии в судебном заседании:
- от Управления Федеральной налоговой службы по РСО-Алания - Бугаенко В.В. по доверенности от 27.09.2017; Засеева Д.И. по доверенности от 22.05.2017;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по РСО-Алания - Муртазов А.Р. по доверенности от 03.08.2017; Бугаенко В.В. по доверенности от 20.11.2017;
- от Федерального государственного учреждения "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" - Аликова С.Н. по доверенности от 18.05.2016; Езеева З.М. по доверенности от 19.12.2016,

установил:

Федеральное государственное учреждение "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (далее - заявитель, налогоплательщик, учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения N 548, вынесенного 27.01.2017 Межрайонной инспекцией ФНС России по г. Владикавказу (далее - налоговая инспекция) об отказе в привлечении учреждения к налоговой ответственности в части начисления недоимки по земельному налогу в размере 2 370 872 рублей и пеней в сумме 186 957 рублей 68 копеек, оставленного без изменения Управлением ФНС России по РСО-Алания (далее - УФНС по РСО-Алания) решением от 17.03.2017 N 19.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 07 августа 2017 года в удовлетворении требований отказано. Суд установил, что налоговая инспекция пришла к правильному выводу о том, что в спорном налоговом периоде (2015 год) для целей налогообложения Постановление Правительства РСО-Алания N 412 не действовало в целях налогообложения, в связи с чем, налоговой инспекцией правомерно был доначислен земельный налог за 2015 год по спорным земельным участкам, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства РСО-Алания от 24.10.2008 N 244 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия - Алания" (далее - постановление Правительства РСО-Алания N 244).
Учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм права. Суд не учел, что Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 28.11.2014 N 412, которым были утверждены результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия - Алания по состоянию на 01.01.2015 года было опубликовано в газете "Северная Осетия" N 220 (26728) 29 ноября 2014 г. и в "Собрании законодательства Республики Северная Осетия - Алания" N 6 за ноябрь - декабрь 2014 г. Указанный нормативный акт был опубликован в официальных источниках без приложений. Вместе с тем, в соответствии с Указом Главы Республики Северная Осетия - Алания от 14.04.2014 N 94, на официальном сайте Правительства Республики Северная Осетия - Алания постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 28.11.2014 N 412 было размещено со всеми приложениями. Копия постановления Правительства РСО-Алания от 28.11.2014 N 412 поступили в Росреестр 04.12.2014, дата вступления в силу постановления Правительства РСО-Алания от 28.11.2014 N 412 указана 01.01.2015 г. указана в его тексте. Считает, что, что постановление N 412 подлежит применению за налоговый период 2015 год.
Налоговая инспекция просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается.
На основании свидетельства о государственной регистрации права на землю от 23 октября 2009 г., выданного на основании постановления от 01.10.2009 г. N 406, выдавший орган: Муниципальное образование администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания, ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (г. БЕСЛАН) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 15:03:010711:3.
Также, на основании свидетельства о государственной регистрации права на землю от 13 июля 2011 г., основание: Решение Арбитражного суда РСО-Алании дело N А61-2527/10 от 06.05.2011 г., ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (г. БЕСЛАН) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 15:03:010711:4.
Учреждение является плательщиком земельного налога.
В первичной декларации учреждение исчислило земельный налог исходя из утвержденной Правительством РСО-Алания в 2008 году кадастровой стоимости.
09.11.2016 Учреждение подало уточненную декларацию по земельному налогу за 2015 год, исчислив налог к уменьшению, руководствуясь кадастровой стоимостью участков, установленной постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 28.11.2014 N 412 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия - Алания".
МРИ ФНС России N 3 по РСО-Алания проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, поданной налогоплательщиком 09.11.2016, составлен акт N 12559 от 07.12.2016.
В акте камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией отражено, что согласно данным Управления Росреестра по РСО-Алания по состоянию на 01.01.2015 стоимость земельного участка с КН 15:03:010711:3 составляет 1 548 614 910 рублей, а земельного участка с КН 15:03:010711:4 составляет 88 224 805 рублей, тогда как расчет налоговой базы по налогу на землю налогоплательщиком был исчислен с кадастровой стоимости земельных участков, равной 800 920 189 рублей и 45 628 534 рублей соответственно (л.д. 27-33). Таким образом, налогооблагаемая база налогоплательщиком неправомерно занижена на 790 290 992 рублей.
На основании акта проверки налоговой инспекцией было вынесено решение N 548 от 27.01.2017, согласно которому налогоплательщиком неправомерно была занижена налоговая база (кадастровая стоимость) на 790 290 992 рубля, что привело к занижению суммы налога на землю за 2015 год в размере 2 370 872 рублей (л.д. 13-20).
Решением налоговой инспекции N 548 от 27.01.2017 налогоплательщик обязан уплатить недоимку по налогу на землю за 2015 год в сумме 2 370 872 руб., пени в сумме 186 957 рублей 68 копеек.
Указанным решением налоговая инспекция отказала в привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
В обоснование вынесенного решения налоговая инспекция указала, что постановление Правительства РСО-Алания от 28.11.2014 N 412 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия - Алания" (далее - постановление Правительства РСО-Алания N 412), которым ошибочно руководствовался налогоплательщик, было опубликовано в издании "Собрание законодательства Республики Северная Осетия - Алания" N 6 за ноябрь - декабрь 2014 года и в соответствии со статьей 5 НК РФ не подлежит применению в налоговом периоде 2015 год.
Не согласившись с данным решением, учреждение обжаловало его в УФНС России по РСО-Алания.
УФНС России по РСО-Алания, рассмотрев 17.03.2017 решение МРИ ФНС N 3 по РСО-Алания, оставила его в силе (л.д. 22-26).
Считая решение налоговой инспекции N 548 незаконным, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.
В силу положений частей 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял этот акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Статьей 393 НК РФ установлено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
Как следует из материалов дела, при исчислении земельного налога налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации за 2015 год налогоплательщик применил кадастровую стоимость земельного участка КН 15:03:010711:3 в размере 800 920 189 рублей, а кадастровую стоимость земельного участка с КН 15:03:010711:4 отражена в размере 45 628 534 рублей; исчисленная сумма налога согласно декларации составила 2 402 761 рубль и 136 886 рублей соответственно.
Налогоплательщик руководствовался новой кадастровой стоимостью на основании постановления Правительства РСО-Алания от 28 ноября 2014 года N 412 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия - Алания" (по состоянию на 01.01.2015), (далее - Постановление N 412).
Пунктом 3 Постановления Правительства РСО-Алания N 412 определено, что оно вступает в силу с 1 января 2015 года.
Поскольку кадастровая оценка используется как для налоговых, так и гражданско-правовых целей, при рассмотрении настоящего спора следует руководствоваться правилами вступления в силу нормативных актов, регулирующих налоговые правоотношения.
Статьей 5 НК РФ предусмотрено:
1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 ст. 5).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" признаны положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Указом Главы РСО - Алания от 14.04.2014 г. N 94 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания" определен порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы РСО - Алания и Правительства РСО - Алания.
В силу пункта 1 Указа Главы РСО - Алания N 94 акты, имеющие нормативный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, отнесенных федеральным законом к государственной тайне или иной информации ограниченного доступа.
Согласно пункту 2 Указа "акты Главы РСО - Алания и акты Правительства РСО-Алания, указанные в пункте 1 настоящего Указа, подлежат официальному опубликованию в газетах "Северная Осетия", "Растдзинад" или в официальном издании "Собрание законодательства РСО-Алания", размещаются на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), официальных сайтах Главы РСО - Алания и Правительства РСО - Алания соответственно.
Официальным опубликованием акта Главы РСО - Алания, акта Правительства РСО-Алания считается первая публикация текстов в газете "Северная Осетия", газете "Растдзинад" или официальном издании "Собрание законодательства РСО - Алания" либо первое размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)".
Аналогичная норма содержится в абзаце 6 статьи 24 Республиканского Конституционного Закона от 28.05.1998 года N 6-3 (в редакции от 07.07.2014 года N 2-РКЗ) "О Правительстве Республики Северная Осетия - Алания".
Кроме того, в абзаце 7 статьи 24 данного Закона указано, что "Постановления Правительства РСО - Алания, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Конституционного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15.04.2009 года N 1-П "днем официального опубликования нормативного правового акта Республики Северная Осетия - Алания, опубликованного в издании "Собрание законодательства Республики Северная Осетия - Алания", является указанная в самом издании дата гарантированного выхода издания в свет, наступление которой обеспечивает беспрепятственное ознакомление граждан с текстом нормативного правового акта. Если в официальном издании указывается только месяц издания либо диапазон дат, то датой официального опубликования помещенного в ней нормативного правового акта считается последний день указанного месяца или диапазона дат".
Из материалов дела следует, что впервые Постановление Правительства РСО-Алания N 412 опубликовано в "Собрании законодательства Республики Северная Осетия - Алания" N 6 за ноябрь - декабрь 2014 года, датой опубликования является 31.12.2014.

















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)