Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-16288/2016

Требование: О признании незаконными распоряжения о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, внеплановой документарной проверки, предупреждения и выводов акта проверки.

Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что организация неправомерно включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а изложенные в акте проверки и распоряжении государственного органа выводы об осуществлении организацией политической деятельности и получении финансирования от иностранных лиц являются необоснованными, так как ее деятельность соответствует заявленным в уставе целям, направленным на защиту прав журналистов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33а-16288/2016


Судья: фио

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе наименование организации на решение Гагаринского районного суда адрес от дата по делу по административному исковому заявлению наименование организации о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, признании незаконным внеплановой документарной проверки, предупреждения и выводов акта проверки, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:

наименование организации (далее - фио) обратилась в суд с указанным выше заявлением к Министерству юстиции РФ, полагая незаконным распоряжение указанного органа государственной власти о включении заявителя в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Требование мотивировано тем, что фио неправомерно включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а изложенные в акте проверки и распоряжении Минюста России от дата выводы об осуществлении организацией политической деятельности и получения финансирования от иностранных лиц являются необоснованными, поскольку деятельность фио соответствует заявленным в Уставе целям, направленным на защиту прав журналистов, а также указывает на то, что на фио могут быть неправомерно возложены дополнительные обязанности, которые создают препятствия для активной общественной работы.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ***, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции в том, что организация причастна к осуществлению политической деятельности.
Представители административного истца наименование организации *** по доверенности в судебном заседании просили удовлетворить апелляционную жалобу.
Представитель ГУ Министерства юстиции РФ по доверенности фио просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Установлено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от дата фио включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки и иными доказательствами, представленными в ходе рассмотрения дела административным ответчиком.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от дата N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, наименование организации, граждан *** указано, что из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
- быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на адрес;
- получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
- участвовать в политической деятельности, осуществляемой на адрес, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
фио, осуществляя политическую деятельность, на момент получения денежных средств от иностранных источников, не исполнило установленную законом обязанность подать заявление о включении его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В период с дата по дата на расчетный счет ***.
Целевое финансирование от иностранных источников составляет 99,% от всех поступлений, что свидетельствует о том, что фио практически полностью финансируется из источников, находящихся за пределами Российской Федерации.
Предоставляемые денежные средства в сумме не менее сумма использовались фио на реализацию мероприятий по созданию и обеспечению деятельности общественно-политического и просветительского проекта: "*** и партнеров в этих городах, направленного на обучение журналистов и блогеров основным методам проведения расследований, языку, этике и экспертизам.
дата на сайте фио опубликован дайджест, в котором размещена статья, автором которой является собственный корреспондент фио в Сибирском федеральном округе и в которой дается оценка действиям официальных представителей региональных властей, обсуждаются действия Министра экономики адрес фио в отношении журналистов, превышении должностных полномочий и сокрытие информации от общества.
Факт причастности фио к политическим акциям подтверждается отчетами о проведенных мероприятиях и обсуждаемых на них вопросах, в том числе с указанием участников мероприятий.
В частности, в ходе отдельных дискуссий с участием известных оппозиционеров *** высказывалась критика действующего законодательства РФ, давались оценки в отношении принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, приглашенные участники оценивали принимаемые государственными органами решения и проводимую ими политику, тем самым формируя определенное мнение у слушателей.
Таким образом, результаты проверки подтвердили политическую деятельность административного истца и факт финансирования фио от иностранных источников.
Изложенное свидетельствует о том, что фио осуществлял политическую деятельность в том значении, в каком она раскрыта в упомянутом Постановлении Конституционного Суда России от дата N 10-П.
Установленные выше обстоятельства получили надлежащую правовую оценку по правилам ст. 62 КАС РФ в соответствии со следующими законоположениями.
Согласно п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от дата N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте РФ дата; регистрационный N 25980).
Согласно п. 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (подп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).
Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ.
Так, в силу п. 7 адрес закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В этом случае уведомление о включении некоммерческой организации в реестр направляется Министерством некоммерческой организации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения (п. 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (п. 21 Порядка).
Таким образом, Министерство юстиции РФ вправе было решать вопрос о включении фио в реестр даже в отсутствие его заявления, поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении им деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие его право на принятие оспариваемого решения и соблюдение порядка его принятия, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств причастности наименование организации опровергается данными бухгалтерского учета, которым дана оценка в Акте проверки от дата, об использовании фио денежных средств на реализацию вышеуказанного проекта совместно с другими партнерами, отчетами перед фио и фио (США), Фридем Хаус (США), Норвежским Хельсинским комитетом (Норвегия) о проведенных мероприятиях.
Вопреки доводам административного истца внеплановая проверка фио была проведена в соответствии с законом, предупреждение о недопустимости нарушения законодательства было вынесено обоснованно, а несогласие административного истца с выводами, изложенными в Акте проверки, не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика.
Доводы жалобы о том, что распоряжение Министерства юстиции РФ нарушает права административного истца, не были проигнорированы судом первой инстанции, как ошибочно полагает заявитель жалобы, поскольку суд в решении пришел к выводу о соблюдении прав заявителя Министерством юстиции РФ, действовавшим в рамках своей компетенции и в соответствии с установленным законом порядком.
В жалобе административный истец со ссылкой на ст. 10, 11, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод заявляет о недопустимости ограничения свободы выражать свое мнение, умаления права на ассоциации и получение финансирования из источников, находящихся в том числе в иностранных государствах.
Указанные доводы основаны на искаженном цитировании норм права, что влечет односторонность выводов заявителя жалобы, поскольку действия Минюста России не лишают фио возможности в полном объеме осуществлять свою уставную деятельность, включая политическую, и получать финансирование от иностранных источников при обеспечении прозрачности как самой деятельности, так и источников ее финансирования.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о немотивированном отклонении судом ходатайств об истребовании дополнительных доказательств и проведении судебной экспертизы, поскольку указанные ходатайства были разрешены судом в соответствии со ст. 154 КАС РФ, оснований для удовлетворении данных ходатайств не имелось.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:

решение Гагаринского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)