Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2016 N 09АП-4054/2016 ПО ДЕЛУ N А40-184958/15

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2016 г. N 09АП-4054/2016

Дело N А40-184958/15

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Мухина С.М., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Весна"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2015 по делу N А40-184958/15, принятое судьей Лариным М.В. (шифр судьи 107-1513)
по заявлению ООО "Весна"
к 1) ИФНС России N 18 по г. Москве, 2) УФНС по г. Москве
о признании недействительным решение от 01.06.2015 N 786, решения по жалобе от 06.08.2015 N 21-19/079551,
при участии:
- от заявителя: Лабок Е.В. по дов. от 20.09.2015;
- от заинтересованного лица: 1) Корноухов А.М. по дов. от 12.01.2016, 2) Красовская Е.В. по дов. от 13.01.2016;

- установил:

ООО "Весна" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России N 18 по г. Москве (далее - ответчик) от 01.06.2015 N 786 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и УФНС России по г. Москве от 06.08.2015 N 21-19/079551.
Решением суда от 21.12.2015 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчики возражали против изложенных в жалобе доводов, представили отзывы на жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчиков, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, инспекция проводила камеральную налоговую проверку представленного обществом 05.03.2015 декларации по налогу на имущество организаций за 2014 год. После окончания проверки был составлен акт камеральной налоговой проверки от 08.04.2015 N 3193, рассмотрены возражения (протокол от 26.05.2015) и вынесено решение от 01.06.2015 N 786, которым налогоплательщику начислена недоимка по налогу на имущество организаций в размере 498 252 руб., с предложением ее уплатить и внести необходимые исправления в документы налогового и бухгалтерского учета.
Решением УФНС России по г. Москве по апелляционной жалобе от 06.08.2015 N 21-19/079551 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Основанием для начисления недоимки по налогу на имущество организаций за 2014 год послужили следующие обстоятельства.
Общество на 01.01.2014 и в течение 2014 года являлось собственником объекта недвижимого имущества - здания по адресу: г. Москва, Колодезный пер., д. 3, стр. 25, площадью 5 374,4 кв. м, с кадастровый номером 77:03:0003010:4898 (устаревший кадастровый номер 77:03:003010:1078) и плательщиком налога на имущество организаций в отношении этого объекта, рассчитанного исходя из его кадастровой стоимости на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Закона г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 63), в связи с включением здания по адресным ориентирам в пункт 793 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП (далее - Перечень, Постановление N 772-ПП), по предыдущему (устаревшему) кадастровому номеру 77:03:003010:1078.
В представленной декларации по налогу на имущество организаций за 2014 год налогоплательщик отразил:
- - в разделе 2 налоговую базу, рассчитанную исходя из среднегодовой стоимости объектов в размере 5 678 888 руб. и сумму налога к уплате за год, исходя из среднегодовой (инвентаризационной) стоимости имущества, в размере 124 936 руб. (ставка 2,2%);
- - в разделе 3 налоговую базу, рассчитанную исходя из кадастровой стоимости здания, с кадастровым номером 77:03:0003010:4898, в размере 342 279 019 руб., определенной в кадастровой справке от 14.03.2014 выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве, и сумму налога к уплате за год исходя из кадастровой стоимости, в размере 3 080 511 руб. (ставка 0,9%);
- - общая сумма налога к уплате за год составила 3 205 447 руб., налог к доплате по итогам 2014 года, за вычетом авансовых платежей в размере 2 404 828 руб., составил 800 619 руб.
Налоговый орган при проведении проверки установил на основании ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве установил, что:
- объект (здание) с кадастровым номером 77:03:0003010:4898 и площадью 5 374,4 кв. м является тем же объектом, что и записан в пункте 793 Постановления N 772-ПП, с кадастровым номером 77:03:003010:1078, который ранее был признан устаревшим и архивным,
- - площадь объекта с архивным номером 77:03:003010:1078, который указан в Перечне, составляла 5 032,7 кв. м, кадастровая стоимость составила 527 882 872 руб. и была утверждена в порядке установленном статьями 3, 24.11 - 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) Постановлением Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП (далее - Постановление N 752-ПП);
- - ввиду обнаружения технической ошибки в виде наличия дублирующего кадастрового номера 77:03:0003010:4898, отражающего сведения об одном и том же объекте (здании), что и объект с устаревшим кадастровым номером 77:03:003010:1078, включенном в Перечень под номером 793, но с увеличенной общей площадью до 5 374,4 кв. м, ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве на основании Закона N 135-ФЗ провели перерасчет кадастровой стоимости этого объекта исходя из реальной площади, которая после перерасчета составила 563 723 986 руб.
На основании ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве налоговый орган сделал вывод, что поскольку оба кадастровых номера (77:03:003010:1078 и 77:03:0003010:4898) принадлежат одному и тому же зданию, то учитывая включение в Перечень под номером 793 объекта с кадастровым номером 77:03:003010:1078 и адресом: г. Москва, Колодезный пер., д. 3, стр. 25, принадлежащем налогоплательщику, в том числе с учетом дублирования кадастровых номером, данный объект подлежит налогообложению по налогу на имущество организаций в порядке пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ исходя из его кадастровой стоимости, составившей, с учетом произведенного уполномоченным органом перерасчета по реальной площади (исправления технической ошибки), 563 723 986 руб.
После установления инспекцией актуальной кадастровой стоимости здания, превышающей кадастровую стоимость определенную налогоплательщиком в декларации для целей исчисления налога на имущество организаций за 2014 год, налоговым органом был сделан вывод о неверном определении кадастровой стоимости и занижении налоговой базы, с последующим перерасчетом налоговой базы и суммы налога, который составил 5 073 516 руб. (563 723 986 руб. "кадастровая стоимость" x 0,9% "ставка налога").
Разница между исчисленным налогоплательщиком в декларации и налоговым органом в решении налогом к доплате по итогам 2014 года, с учетом исчисленных и уплаченных авансовых платежей, составила 498 252 руб. и была указана в решении в качестве недоимки.
Общество, оспаривая вывод инспекции о занижении налоговой базы ввиду неверного определения кадастровой стоимости, со ссылкой на положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), указывает, что при расчете налоговой базы руководствовалась официальными сведениями о кадастровой стоимости здания, полученными от уполномоченного по ведению государственного кадастра органа - ФГБУ "ФКП Росреестр" по г. Москве в виде кадастровой справки от 14.03.2014, которые содержат актуальную информацию о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведение бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них,
2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, на территории г. Москвы принят Закон N 63, устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 64 был определен в Постановлении Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП.
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Закона N 135-ФЗ как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительства г. Москвы, которое в силу перечисленных выше положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам Постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Из анализа перечисленных выше нормативных актов следует, что единственным источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций на основании статьи 378.2 НК РФ на 2014 год является Постановлении Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений данные (в том числе информация из кадастровой карты в сети Интернет, кадастровые справки и кадастровые паспорта), отличные от сведений содержащихся в Постановлении N 752-ПП, не считаются достоверными, в связи с чем, не должны учитываться налогоплательщиками и не приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объекта в порядке статьи 378.2 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество в 2014 году являлось собственником объекта недвижимого имущества - здания по адресу: г. Москва, Колодезный пер., д. 3, стр. 25, площадью 5 374,4 кв. м, с кадастровый номером 77:03:0003010:4898 (устаревший кадастровый номер 77:03:003010:1078), внесенного в Перечень под номером 793, который был учтен при государственной кадастровой оценке, с определением его кадастровой стоимости в Постановлении Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, которая, с учетом исправления уполномоченным органом технической ошибки на основании статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ, составила 563 723 986 руб. и подлежала учету налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2014 год.
Доводы общества о различной кадастровой стоимости в кадастровых справках выданных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестр" по г. Москве в марте и ноябре 2014 года судом не принимаются, поскольку налогоплательщику при расчете налоговой базы необходимо было руководствоваться только данными о кадастровой стоимости здания отраженными в Постановлении N 752-ПП, с учетом внесения исправлений в связи с технической ошибкой, о которой он был извещен в кадастровой справке от 24.11.2014, в которой указана правильная кадастровая стоимость здания в размере 563 723 986 руб.
Ссылка на наличие двух различных кадастровых номеров в отношении одного объекта судом в качестве основания для уплаты налога исходя из кадастровой стоимости указанной в кадастровой справке от 14.03.2014 не принимается, поскольку первый кадастровый номер 77:03:003010:1078, под которым спорный объект отражен в Перечне, является устаревшим и архивным согласно ответа ФГБУ "ФКП Росреестр" по г. Москве, второй кадастровый номер 77:03:0003010:4898 является действующим и содержит реальные сведения об объекте, включая его площадь и утвержденную кадастровую стоимость на 01.01.2014.
Таким образом, общество, несмотря на наличие сведений о размере кадастровой стоимости здания в Постановления N 752-ПП, незаконно учло при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций в декларации за 2014 год кадастровую стоимость ошибочно отраженную в кадастровой справке на объект от 14.03.2014 в сумме 342 279 019 руб., заниженную по сравнению с реальной и утвержденной в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ кадастровой стоимостью в размере 563 723 986 руб., что привело к занижению налоговой базы и неуплате налога за 2014 год, с учетом ранее уплаченных и исчисленных авансовых платежей, в размере 498 252 руб., при отсутствии каких-либо законных оснований для изменения утвержденной Постановлением N 752-ПП кадастровой стоимости (с учетом исправления технической ошибки), в связи с чем, оспариваемые решение инспекции от 01.06.2015 N 786 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение УФНС России по г. Москве по апелляционной жалобе от 06.08.2015 N 21-19/079551 являются законными и обоснованными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2015 по делу N А40-184958/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА

Судьи
С.М.МУХИН
М.В.КОЧЕШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)