Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен 17 июня 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гасановой Г.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БЦ Президент" (ИНН 6672315370, ОГРН 1106672007584, далее - общество) к Правительству Свердловской области (ИНН 6658021579, далее - правительство) о признании незаконным бездействия.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство).
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Смирнов А.В. (доверенность от 15.02.2015); правительства - Рат М.Е. (доверенность от 17.03.2016 N 01-01-63/23); министерства - Денисова О.Н. (доверенность от 14.03.2016 N 17-01-82/3285).
Общество 28.03.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства, выразившегося в невключении в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, нежилого здания общей площадью 31871,9 кв. м, этажностью 22 этажа, подземной 2 этажа, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 1а, с кадастровым номером 66:41:0000000:26390. Общество просило суд обязать правительство внести здание в указанный перечень.
Правительство 21.04.2016 представило отзыв, требования не признало, указало на непредставление обществом доказательств соответствия спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в частности, кадастровый паспорт земельного участка, подтверждающий вид разрешенного использования земельного участка для размещения офисных зданий, кадастровый паспорт объекта, подтверждающий назначение помещений для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
02.06.2016 общество представило дополнительные объяснения, указав, что бездействие правительства влечет возникновение у общества обязанности по уплате излишней суммы налога на имущество организаций в размере более 31,5 млн. рублей.
В судебном заседании общество и правительство поддержали свои требования и возражения соответственно.
Министерство пояснило, что за министерством закреплена функция по формированию перечня объектов недвижимого имущества на территории Свердловской области, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; комиссией министерства был сформирован перечень таких объектов, выявленных в 2015 году, и представлен на утверждение правительства; утверждение указанного перечня относится к компетенции правительства.
Общество ходатайствовало о приобщении к материалам дела справки о средней балансовой (остаточной) стоимости объекта, налогового расчета по авансовому платежу и платежного поручения от 05.05.2016 N 296.
Правительство представило выписку из публичной кадастровой карты на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:824, письмо Уральской торгово-промышленной палаты от 26.10.2015 N 5806/1204-1, заключение уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области от 18.11.2015 N 1236-РУП на проект постановления.
Представленные документы приобщены к материалам дела.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Суд
Общество с 2013 года является собственником 22-этажного нежилого здания общей площадью 31871,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 1а. Разрешение на ввод в эксплуатацию получено обществом 28.01.2013.
30.12.2014 правительство приняло постановление N 1265-ПП, которым определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов), на 2015 год, включающий 41 объект, в числе которых принадлежащее обществу здание отсутствует.
28.12.2015 правительство приняло постановление N 1217-ПП "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (далее - постановление N 1217-ПП), которым продлило на 2016 год действие Перечня объектов на 2015 год.
Считая бездействие правительства по невключению спорного здания в Перечень объектов на 2016 год незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить.
В соответствии со ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 373 НК РФ).
Согласно ст. 374 НК РФ объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
На территории Свердловской области налог установлен Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ).
Законом Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ в Закон N 35-ОЗ введена статья 1-1 "Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества", в соответствии с которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 кв. метров, и помещения в них.
Функция по формированию Перечня объектов осуществляется министерством в соответствии с постановление правительства от 10.12.2014 N 1139-ПП "О реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Свердловской области".
Согласно подп. 7-3 ст. 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на определение Перечня, является правительство.
В целях реализации на территории Свердловской области ст. 378.2 НК РФ правительство постановлением от 30.12.2014 N 1265-ПП определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год. Перечень объектов на 2015 год определен в количестве 41 объекта, в числе которых спорного здания нет.
В 2015 году министерство сформировало Перечень объектов на 2016 год в количестве 338 объектов, в который включило под номером 33 спорное здание.
Министерство подготовило соответствующий проект постановления правительства и внесло его на рассмотрение правительства. Согласно протоколу заседания правительства от 23.12.2015 (пункт LIII) правительство поручило министерству совместно с Минфином Свердловской области в срок до 28.12.2015 доработать проект постановления.
Постановлением от 28.12.2015 N 1217-ПП правительство продлило на 2016 год действие Перечня объектов на 2015 год. Таким образом, представленный министерством новый Перечень объектов на 2016 год правительством не утвержден.
Вместе с тем суд считает, что правительство неправомерно уклонилось от включения в Перечень объектов на 2016 год принадлежащего обществу спорного здания.
Как следует из материалов дела, согласно кадастровой выписке ФГБУ ФКП Росреестра по Свердловской области от 06.03.2014 N 66/301/14-99656 о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:824, на котором построено спорное здание, земельный участок был предоставлен для строительства административного комплекса с подземной автостоянкой.
Упомянутое назначение земельного участка указано также в выданном обществу 06.03.2015 свидетельстве о праве собственности на земельный участок.
Спорное здание имеет назначение нежилое и общую площадь 31871,9 кв. метров. Здание представляет собой бизнес-центр "Президент" и согласно справке АНО "Риэлторский информационный центр" Уральской палаты недвижимости от 02.06.2016 N 080 относится к офисным зданиям класса А.
Из объяснений общества и технического паспорта здания от 09.11.2012 следует, что более 71 процента всей площади здания предназначено для размещения офисов, и фактически в период с 01.10.2015 по 01.06.2016 были сданы в аренду офисные помещения общей площадью от 8693 кв. м до 11816 кв. м, что составляет от 27 до 37 процентов от площади здания.
Таким образом, суд считает, что спорное здание соответствует критериям, установленным подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и ст. 1-1 Закона N 35-ОЗ.
Поскольку спорное здание не было включено в Перечень объектов по состоянию на 01.01.2015 и было выявлено министерством в 2015 году, оно в соответствии с п. 10 ст. 378.2 НК РФ подлежало включению в Перечень объектов на 2016 год.
При этом бездействие правительства влечет возникновение у общества обязанности по уплате излишней суммы налога на имущество организаций в размере более 31,5 млн. руб., поскольку среднегодовая балансовая (остаточная) стоимость спорного здания составляет на 2016 год 1 598 175 799,55 руб., а кадастровая стоимость - 243 108 972,91 руб.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд считает, что в настоящем деле правительство не доказало законности своего бездействия в части не включения спорного здания в Перечень объектов на 2016 год.
Правительство ссылалось на непредставление обществом доказательств соответствия спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Однако суд считает, что довод министерства не соответствует обстоятельствам дела, общество соответствующие суду представило.
Соответствие спорного здания установленным ст. 378.2 НК РФ критериям признало также министерство, комиссия которого включила спорное здание в представленный в правительство для утверждения Перечень объектов на 2016 год.
Более того, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ именно на правительстве лежит обязанность доказывания не соответствия спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Довод правительства о том, что фактическое использование спорного здания не проверялось, судом также отклоняется. Поскольку спорный объект соответствует критериям, установленным подп. 1 п. 3 ст. 378.2 НК РФ, документами подтверждено, что здание предназначено для использования размещения офисных помещений, необходимости установления фактического использования здания не имеется.
Кроме того, на общество не могут быть возложены последствия бездействия публичных органов, которые не провели соответствующую проверку.
При таких обстоятельствах суд считает, что в нарушение требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ правительство не доказало правомерности невключения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год спорного объекта.
Таким образом, спорное нежилое здание подлежало включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
В соответствии с ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться, в частности, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Поскольку судебный акт принят в пользу общества, следует взыскать с правительства в пользу общества 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Требования общества с ограниченной ответственностью "БЦ Президент" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выразившееся в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год нежилого здания общей площадью 31871,9 кв. м, этажностью 22 этажа, подземной 2 этажа, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 1а, с кадастровым номером 66:41:0000000:26390.
Обязать Правительство Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "БЦ Президент" путем внесения изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год в части включения в него указанного нежилого здания.
2. Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "БЦ Президент" судебные расходы в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.06.2016 ПО ДЕЛУ N А60-13690/2016
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2016 г. по делу N А60-13690/2016
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен 17 июня 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гасановой Г.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БЦ Президент" (ИНН 6672315370, ОГРН 1106672007584, далее - общество) к Правительству Свердловской области (ИНН 6658021579, далее - правительство) о признании незаконным бездействия.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство).
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Смирнов А.В. (доверенность от 15.02.2015); правительства - Рат М.Е. (доверенность от 17.03.2016 N 01-01-63/23); министерства - Денисова О.Н. (доверенность от 14.03.2016 N 17-01-82/3285).
Общество 28.03.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства, выразившегося в невключении в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, нежилого здания общей площадью 31871,9 кв. м, этажностью 22 этажа, подземной 2 этажа, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 1а, с кадастровым номером 66:41:0000000:26390. Общество просило суд обязать правительство внести здание в указанный перечень.
Правительство 21.04.2016 представило отзыв, требования не признало, указало на непредставление обществом доказательств соответствия спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в частности, кадастровый паспорт земельного участка, подтверждающий вид разрешенного использования земельного участка для размещения офисных зданий, кадастровый паспорт объекта, подтверждающий назначение помещений для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
02.06.2016 общество представило дополнительные объяснения, указав, что бездействие правительства влечет возникновение у общества обязанности по уплате излишней суммы налога на имущество организаций в размере более 31,5 млн. рублей.
В судебном заседании общество и правительство поддержали свои требования и возражения соответственно.
Министерство пояснило, что за министерством закреплена функция по формированию перечня объектов недвижимого имущества на территории Свердловской области, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; комиссией министерства был сформирован перечень таких объектов, выявленных в 2015 году, и представлен на утверждение правительства; утверждение указанного перечня относится к компетенции правительства.
Общество ходатайствовало о приобщении к материалам дела справки о средней балансовой (остаточной) стоимости объекта, налогового расчета по авансовому платежу и платежного поручения от 05.05.2016 N 296.
Правительство представило выписку из публичной кадастровой карты на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:824, письмо Уральской торгово-промышленной палаты от 26.10.2015 N 5806/1204-1, заключение уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области от 18.11.2015 N 1236-РУП на проект постановления.
Представленные документы приобщены к материалам дела.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Суд
установил:
Общество с 2013 года является собственником 22-этажного нежилого здания общей площадью 31871,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 1а. Разрешение на ввод в эксплуатацию получено обществом 28.01.2013.
30.12.2014 правительство приняло постановление N 1265-ПП, которым определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов), на 2015 год, включающий 41 объект, в числе которых принадлежащее обществу здание отсутствует.
28.12.2015 правительство приняло постановление N 1217-ПП "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (далее - постановление N 1217-ПП), которым продлило на 2016 год действие Перечня объектов на 2015 год.
Считая бездействие правительства по невключению спорного здания в Перечень объектов на 2016 год незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить.
В соответствии со ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 373 НК РФ).
Согласно ст. 374 НК РФ объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
На территории Свердловской области налог установлен Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ).
Законом Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ в Закон N 35-ОЗ введена статья 1-1 "Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества", в соответствии с которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 кв. метров, и помещения в них.
Функция по формированию Перечня объектов осуществляется министерством в соответствии с постановление правительства от 10.12.2014 N 1139-ПП "О реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Свердловской области".
Согласно подп. 7-3 ст. 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на определение Перечня, является правительство.
В целях реализации на территории Свердловской области ст. 378.2 НК РФ правительство постановлением от 30.12.2014 N 1265-ПП определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год. Перечень объектов на 2015 год определен в количестве 41 объекта, в числе которых спорного здания нет.
В 2015 году министерство сформировало Перечень объектов на 2016 год в количестве 338 объектов, в который включило под номером 33 спорное здание.
Министерство подготовило соответствующий проект постановления правительства и внесло его на рассмотрение правительства. Согласно протоколу заседания правительства от 23.12.2015 (пункт LIII) правительство поручило министерству совместно с Минфином Свердловской области в срок до 28.12.2015 доработать проект постановления.
Постановлением от 28.12.2015 N 1217-ПП правительство продлило на 2016 год действие Перечня объектов на 2015 год. Таким образом, представленный министерством новый Перечень объектов на 2016 год правительством не утвержден.
Вместе с тем суд считает, что правительство неправомерно уклонилось от включения в Перечень объектов на 2016 год принадлежащего обществу спорного здания.
Как следует из материалов дела, согласно кадастровой выписке ФГБУ ФКП Росреестра по Свердловской области от 06.03.2014 N 66/301/14-99656 о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:824, на котором построено спорное здание, земельный участок был предоставлен для строительства административного комплекса с подземной автостоянкой.
Упомянутое назначение земельного участка указано также в выданном обществу 06.03.2015 свидетельстве о праве собственности на земельный участок.
Спорное здание имеет назначение нежилое и общую площадь 31871,9 кв. метров. Здание представляет собой бизнес-центр "Президент" и согласно справке АНО "Риэлторский информационный центр" Уральской палаты недвижимости от 02.06.2016 N 080 относится к офисным зданиям класса А.
Из объяснений общества и технического паспорта здания от 09.11.2012 следует, что более 71 процента всей площади здания предназначено для размещения офисов, и фактически в период с 01.10.2015 по 01.06.2016 были сданы в аренду офисные помещения общей площадью от 8693 кв. м до 11816 кв. м, что составляет от 27 до 37 процентов от площади здания.
Таким образом, суд считает, что спорное здание соответствует критериям, установленным подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и ст. 1-1 Закона N 35-ОЗ.
Поскольку спорное здание не было включено в Перечень объектов по состоянию на 01.01.2015 и было выявлено министерством в 2015 году, оно в соответствии с п. 10 ст. 378.2 НК РФ подлежало включению в Перечень объектов на 2016 год.
При этом бездействие правительства влечет возникновение у общества обязанности по уплате излишней суммы налога на имущество организаций в размере более 31,5 млн. руб., поскольку среднегодовая балансовая (остаточная) стоимость спорного здания составляет на 2016 год 1 598 175 799,55 руб., а кадастровая стоимость - 243 108 972,91 руб.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд считает, что в настоящем деле правительство не доказало законности своего бездействия в части не включения спорного здания в Перечень объектов на 2016 год.
Правительство ссылалось на непредставление обществом доказательств соответствия спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Однако суд считает, что довод министерства не соответствует обстоятельствам дела, общество соответствующие суду представило.
Соответствие спорного здания установленным ст. 378.2 НК РФ критериям признало также министерство, комиссия которого включила спорное здание в представленный в правительство для утверждения Перечень объектов на 2016 год.
Более того, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ именно на правительстве лежит обязанность доказывания не соответствия спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Довод правительства о том, что фактическое использование спорного здания не проверялось, судом также отклоняется. Поскольку спорный объект соответствует критериям, установленным подп. 1 п. 3 ст. 378.2 НК РФ, документами подтверждено, что здание предназначено для использования размещения офисных помещений, необходимости установления фактического использования здания не имеется.
Кроме того, на общество не могут быть возложены последствия бездействия публичных органов, которые не провели соответствующую проверку.
При таких обстоятельствах суд считает, что в нарушение требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ правительство не доказало правомерности невключения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год спорного объекта.
Таким образом, спорное нежилое здание подлежало включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
В соответствии с ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться, в частности, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Поскольку судебный акт принят в пользу общества, следует взыскать с правительства в пользу общества 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Требования общества с ограниченной ответственностью "БЦ Президент" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выразившееся в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год нежилого здания общей площадью 31871,9 кв. м, этажностью 22 этажа, подземной 2 этажа, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 1а, с кадастровым номером 66:41:0000000:26390.
Обязать Правительство Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "БЦ Президент" путем внесения изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год в части включения в него указанного нежилого здания.
2. Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "БЦ Президент" судебные расходы в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ
Ю.К.КИСЕЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)