Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" (ОГРН 1025900508215, ИНН 5902182943) - Верхоланцев В.Р., паспорт, доверенность от 28.07.2014; Ратегова Г.В., паспорт, доверенность от 23.12.2014; Марголина О.Г., паспорт, доверенность от 07.10.2014; Фанина Н.Г., паспорт, доверенность от 27.01.2016;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890) - Шамарданова Е.С., паспорт, доверенность от 14.01.2016;
- от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 января 2016 года по делу N А50-29412/2015,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
о признании частично недействительным ненормативного акта,
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛПермнефтепродукт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 10.07.2015 N 6819 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 697 170 руб. и пени в сумме 286,67 руб.
Определением от 18.12.2015 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Росреестр).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2016 требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 697 170 руб., пени - 286,67 руб., как несоответствующее законодательству о налогах и сборах. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством возврата обществу из бюджетной системы Российской Федерации земельного налога за 2014 год в сумме 697 170 руб., пени - 286,67 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ), не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее также - комиссия при Росреестре) либо судебным актом, на прошедший период. Инспекция считает, что определяя дату, с которой применяется измененная кадастровая стоимость (01.01.2014), суд руководствовался не положениями законодательства, а исключительно данными государственного земельного кадастра в виде представленных по запросу суда справок о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014. Указывает на то, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер. Принятие комиссией решения об установлении новой кадастровой стоимости земельного участка не может повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядка определения кадастровой стоимости. Примененный судом подход к исчислению земельного налога нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, предусмотренный ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя в судебном заседании и письменном отзыве возражали против доводов апелляционной жалобы, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыв на заявление не представило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410932:37 (г. Пермь, ул. Героев Хасана, 51) и 59:01:4413653:4 (г. Пермь, ул. Героев Хасана, 76а).
В приложении N 4 к Постановлению Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" (далее - Постановление N 1610-п) под позициями N 61331, 64776 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410932:37 определена в сумме 47 518 881 руб., с номером 59:01:4413653:4-81 370 234 руб.
В силу пункта 7 Постановления N 1610-п утвержденная им кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 года.
К 1 января 2014 года новая государственная кадастровая оценка земельных участков не проведена.
По заявлению общества от 30.05.2014 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков комиссией при Росреестре приняты решения от 24.06.2014 N 813,823, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410932:37 определена с 01.01.2014 в размере 19 333 029 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4413653:4 - в размере 29 874 966 руб. Соответствующие сведения внесены 18.07.2014 и 21.07.2014 в государственный кадастр недвижимости.
31.01.2015 налогоплательщиком представлена декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой сумма земельного налога исчислена в размере 2 704 906 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером 59:01:4410932:37 - 289 995 руб. (19 333 029 руб. x 1,5%), по земельному участку с кадастровым номером 59:01:4413653:4 - 448 124 руб. (29 874 966 руб. x 1,5%).
По результатам камеральной проверки указанной декларации инспекцией составлен акт от 20.05.2015 N 7226 и вынесено решение от 10.07.2015 N 6819 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 1 607 022 руб., пени - 23 267 руб. Кроме того, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 63 313,9 руб.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 11.09.2015 N 18-18/434 решение инспекции отменено в части доначисления земельного налога за 2014 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 59:01:4410932:37, 59:01:4413653:4, рассчитанного без применения коэффициента в порядке, установленном пунктом 7 статьи 396 НК РФ, соответствующих пени и штрафа, а также в части начислений по иным (неспорным) земельным участкам.
В результате вступившим в силу решением инспекции обществу доначислен и предъявлен к уплате земельный налог за 2014 год в сумме 697 170 руб. и пени в сумме 286,67 руб. (с учетом письма инспекции от 18.09.2015, требований от 29.09.2015 и 02.10.2015). Штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ по результатам перерасчета не предъявлялся, в связи с наличием у заявителя переплаты по земельному налогу.
Считая, что решение инспекции в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 697 170 руб. и пени в сумме 286,67 руб. не соответствует Кодексу, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в указанной части недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что налогоплательщик правомерно определил налоговые обязательства по спорным земельным участкам, исходя из их кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии при Росреестре от 24.06.2014 N 813,823.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2).
На территории муниципального образования город Пермь земельный налог введен решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" с 01.01.2006.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии со статьей 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).
Из названных положений следует, что сумма земельного налога напрямую зависит от размера кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, установленного по состоянию на 1 января года.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Аналогичное положение закреплено п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 22.07.2014 (далее - Закон об оценочной деятельности), установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде и в комиссии по рассмотрению споров. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости определен в статье 24.20 указанного Закона.
В соответствии с абз. 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Нормой указанной статьи, вступившей в законную силу с 22.07.2014, предусмотрены исключения из этого правила. Так, согласно абзацу 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Закона N 225-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Однако до вступления в силу Закона N 225-ФЗ законодательство не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией либо судебным актом, на период до вступления их в силу. Исчисление земельного налога в соответствии с кадастровой стоимостью, определенной решением комиссии или вступившим в законную силу судебным актом, возможно было лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр. В отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр, такое исчисление не может применяться.
Указанные выводы соответствуют позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, решения комиссии при Росреестре об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, приняты 24.06.2014, то есть до вступления в силу Закона N 225-ФЗ (до 22.07.2014). Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в новой редакции.
Указание в решениях комиссии при Росреестре об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, с 01.01.2014, как и действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) по выдаче кадастровых справок о применении новой стоимости с 01.01.2014, не имеют правового значения и не влияют на порядок исчисления земельного налога.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 данного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер.
Кадастровая стоимость земельных участков отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 7943/12, от 28.10.2010 N 5743/10).
Органами, уполномоченными на пересмотр и определение новой кадастровой стоимости, являются только суд и комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая палата таким органом не является, полномочиями на определение кадастровой стоимости не наделена, выполняет функции по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, новая кадастровая стоимость, определенная решением суда или комиссией Росреестра, подлежит отражению в государственном кадастре недвижимости и служит в силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой для исчисления земельного налога.
При администрировании земельного налога и контроля за правильностью его исчисления налоговые органы в целях определения величины налога используют данные кадастрового учета исключительно о размере кадастровой стоимости земельных участков, что соответствует требованиям ст. 391 НК РФ.
С учетом того, что ни комиссия Росреестра, ни кадастровая палата не являются органами, в полномочия которых входит определение момента применения измененной кадастровой стоимости, налоговый орган при определении периода, к которому применима новая стоимость, руководствуется только законом.
В ходе проведенной камеральной проверки налоговый орган, располагая информацией о размере кадастровой стоимости, а также о дате ее утверждения решением комиссии (24.06.2014), законно и обоснованно применил новую кадастровую стоимость на будущее и исчислил налогоплательщику земельный налог с учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ, то есть с применением коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности и изменения кадастровой стоимости. Данный расчет является верным, соответствует требованиям налогового законодательства и приведенным правовым позициям высших судебных инстанций.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 января 2016 года по делу N А50-29412/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2016 N 17АП-3105/2016-АК ПО ДЕЛУ N А50-29412/2015
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2016 г. N 17АП-3105/2016-АК
Дело N А50-29412/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" (ОГРН 1025900508215, ИНН 5902182943) - Верхоланцев В.Р., паспорт, доверенность от 28.07.2014; Ратегова Г.В., паспорт, доверенность от 23.12.2014; Марголина О.Г., паспорт, доверенность от 07.10.2014; Фанина Н.Г., паспорт, доверенность от 27.01.2016;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890) - Шамарданова Е.С., паспорт, доверенность от 14.01.2016;
- от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 января 2016 года по делу N А50-29412/2015,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
о признании частично недействительным ненормативного акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛПермнефтепродукт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 10.07.2015 N 6819 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 697 170 руб. и пени в сумме 286,67 руб.
Определением от 18.12.2015 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Росреестр).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2016 требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 697 170 руб., пени - 286,67 руб., как несоответствующее законодательству о налогах и сборах. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством возврата обществу из бюджетной системы Российской Федерации земельного налога за 2014 год в сумме 697 170 руб., пени - 286,67 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ), не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее также - комиссия при Росреестре) либо судебным актом, на прошедший период. Инспекция считает, что определяя дату, с которой применяется измененная кадастровая стоимость (01.01.2014), суд руководствовался не положениями законодательства, а исключительно данными государственного земельного кадастра в виде представленных по запросу суда справок о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014. Указывает на то, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер. Принятие комиссией решения об установлении новой кадастровой стоимости земельного участка не может повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядка определения кадастровой стоимости. Примененный судом подход к исчислению земельного налога нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, предусмотренный ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя в судебном заседании и письменном отзыве возражали против доводов апелляционной жалобы, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыв на заявление не представило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410932:37 (г. Пермь, ул. Героев Хасана, 51) и 59:01:4413653:4 (г. Пермь, ул. Героев Хасана, 76а).
В приложении N 4 к Постановлению Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" (далее - Постановление N 1610-п) под позициями N 61331, 64776 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410932:37 определена в сумме 47 518 881 руб., с номером 59:01:4413653:4-81 370 234 руб.
В силу пункта 7 Постановления N 1610-п утвержденная им кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 года.
К 1 января 2014 года новая государственная кадастровая оценка земельных участков не проведена.
По заявлению общества от 30.05.2014 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков комиссией при Росреестре приняты решения от 24.06.2014 N 813,823, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410932:37 определена с 01.01.2014 в размере 19 333 029 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4413653:4 - в размере 29 874 966 руб. Соответствующие сведения внесены 18.07.2014 и 21.07.2014 в государственный кадастр недвижимости.
31.01.2015 налогоплательщиком представлена декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой сумма земельного налога исчислена в размере 2 704 906 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером 59:01:4410932:37 - 289 995 руб. (19 333 029 руб. x 1,5%), по земельному участку с кадастровым номером 59:01:4413653:4 - 448 124 руб. (29 874 966 руб. x 1,5%).
По результатам камеральной проверки указанной декларации инспекцией составлен акт от 20.05.2015 N 7226 и вынесено решение от 10.07.2015 N 6819 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 1 607 022 руб., пени - 23 267 руб. Кроме того, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 63 313,9 руб.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 11.09.2015 N 18-18/434 решение инспекции отменено в части доначисления земельного налога за 2014 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 59:01:4410932:37, 59:01:4413653:4, рассчитанного без применения коэффициента в порядке, установленном пунктом 7 статьи 396 НК РФ, соответствующих пени и штрафа, а также в части начислений по иным (неспорным) земельным участкам.
В результате вступившим в силу решением инспекции обществу доначислен и предъявлен к уплате земельный налог за 2014 год в сумме 697 170 руб. и пени в сумме 286,67 руб. (с учетом письма инспекции от 18.09.2015, требований от 29.09.2015 и 02.10.2015). Штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ по результатам перерасчета не предъявлялся, в связи с наличием у заявителя переплаты по земельному налогу.
Считая, что решение инспекции в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 697 170 руб. и пени в сумме 286,67 руб. не соответствует Кодексу, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в указанной части недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что налогоплательщик правомерно определил налоговые обязательства по спорным земельным участкам, исходя из их кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии при Росреестре от 24.06.2014 N 813,823.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2).
На территории муниципального образования город Пермь земельный налог введен решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" с 01.01.2006.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии со статьей 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).
Из названных положений следует, что сумма земельного налога напрямую зависит от размера кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, установленного по состоянию на 1 января года.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Аналогичное положение закреплено п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 22.07.2014 (далее - Закон об оценочной деятельности), установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде и в комиссии по рассмотрению споров. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости определен в статье 24.20 указанного Закона.
В соответствии с абз. 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Нормой указанной статьи, вступившей в законную силу с 22.07.2014, предусмотрены исключения из этого правила. Так, согласно абзацу 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Закона N 225-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Однако до вступления в силу Закона N 225-ФЗ законодательство не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией либо судебным актом, на период до вступления их в силу. Исчисление земельного налога в соответствии с кадастровой стоимостью, определенной решением комиссии или вступившим в законную силу судебным актом, возможно было лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр. В отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр, такое исчисление не может применяться.
Указанные выводы соответствуют позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, решения комиссии при Росреестре об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, приняты 24.06.2014, то есть до вступления в силу Закона N 225-ФЗ (до 22.07.2014). Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в новой редакции.
Указание в решениях комиссии при Росреестре об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, с 01.01.2014, как и действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) по выдаче кадастровых справок о применении новой стоимости с 01.01.2014, не имеют правового значения и не влияют на порядок исчисления земельного налога.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 данного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер.
Кадастровая стоимость земельных участков отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 7943/12, от 28.10.2010 N 5743/10).
Органами, уполномоченными на пересмотр и определение новой кадастровой стоимости, являются только суд и комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая палата таким органом не является, полномочиями на определение кадастровой стоимости не наделена, выполняет функции по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, новая кадастровая стоимость, определенная решением суда или комиссией Росреестра, подлежит отражению в государственном кадастре недвижимости и служит в силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой для исчисления земельного налога.
При администрировании земельного налога и контроля за правильностью его исчисления налоговые органы в целях определения величины налога используют данные кадастрового учета исключительно о размере кадастровой стоимости земельных участков, что соответствует требованиям ст. 391 НК РФ.
С учетом того, что ни комиссия Росреестра, ни кадастровая палата не являются органами, в полномочия которых входит определение момента применения измененной кадастровой стоимости, налоговый орган при определении периода, к которому применима новая стоимость, руководствуется только законом.
В ходе проведенной камеральной проверки налоговый орган, располагая информацией о размере кадастровой стоимости, а также о дате ее утверждения решением комиссии (24.06.2014), законно и обоснованно применил новую кадастровую стоимость на будущее и исчислил налогоплательщику земельный налог с учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ, то есть с применением коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности и изменения кадастровой стоимости. Данный расчет является верным, соответствует требованиям налогового законодательства и приведенным правовым позициям высших судебных инстанций.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 января 2016 года по делу N А50-29412/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Г.Н.ГУЛЯКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Г.Н.ГУЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)