Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2016 N 10АП-6331/2016 ПО ДЕЛУ N А41-8847/16

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2016 г. по делу N А41-8847/16


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Бархатова В.Ю., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Селезневым М.И.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "ЯДРОМИНО-4" (ИНН 7724666800, ОГРН: 1087746789151) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ИФНС России по г. Истра Московской области - Фокин А.Н., представитель по доверенности N 03-13/1434 от 24.05.2016 г.
к УФНС России по Московской области (ОГРН: 1047777000149, ИНН: 7727270387) - Фокин А.Н., представитель по доверенности от 15.03.2016 г.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ядромино-4" (ИНН: 7724666800, ОГРН: 1087746789151) на решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2016 года А41-8847/16, принятое судьей Е.А. Востоковой,
по иску ООО "ЯДРОМИНО-4" к ИФНС России по г. Истра Московской области, ИФНС России по г. Истра Московской области о признании незаконным решений,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЯДРОМИНО-4" (далее - ООО "ЯДРОМИНО-4") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Истра Московской области (далее - Инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы России по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным решений от 02.10.2015 N 4813, от 21.01.2016 N 07-12/02358@. (л.д. 18 - 22).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2016 года А41-8847/16, в удовлетворении требований отказано (л.д. 138 - 140).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ЯДРОМИНО-4" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 146 - 150).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца ответчиков, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Ядромино-4" принадлежит на праве собственности земельный участок с КН 50:08:090302:66, общей площадью 123798 кв. м, по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Ядроминское, дер. Ядромино, д. 4, участок находится примерно в 300 м по направлению на юг от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 11 июня 2010 г.
30.01.2015 ООО "ЯДРОМИНО-4" представило в ИФНС России по г. Истра Московской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2014, в которой исчислило земельный налог исходя из кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2013, а именно - 70 956 396 руб.
Решением инспекции от 02.10.2015 N 4813 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, заявителю доначислен земельный налог в сумме 3582703 руб., пени - 238428,88 руб., также заявитель привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 716540 руб. за неполную уплату земельного налога.
В качестве оснований доначислений налоговый орган ссылается на а занижение налогоплательщиком кадастровой стоимости, а также на то, что с 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка заявителя составляет 309803257 руб. на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области 2013 г. N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области"
Решением УФНС России по Московской области от 21.01.2016 N 07-12/02358@ решение ИФНС России по г. Истра Московской области от от 02.10.2015 N 4813 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Ядромино-4" без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налоговой инспекции истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, исходил из того, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ является нормативным правовым актом в области налоговых правоотношений, поскольку им утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе ООО "Ядромино-4" указывает на отсутствие публикации на сайте Минэкологии Московской области распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ.
Кроме того, Решением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2013 по делу А41-45886/12 до 2014 г кадастровая стоимость земельного участка заявителя составила 70 956 369 руб., а после 2014 г - 160 689 804 руб. (установлено комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 04.09.2015 г. N 50-10А-10-4822/15).
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом пункт 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии со статьей 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям соответствует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, как следует из действующего законодательства и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Согласно статье 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются 4 представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (статья 4 НК РФ).
Частью 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты законодательства о налогах - это акты, издаваемые органами в пределах своей компетенции по вопросам, связанным с налогообложением.
Нормативные правовые акты издаются в соответствии и в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (земельный налог), порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
По смыслу статьи 391 НК РФ и с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О налоговая база по земельному налогу определяется не нормативными правовыми актами по налогообложению, а земельным законодательством, которое принимает силу нормативных правовых актов налогового законодательства, в том числе в установлении порядка вступления их в законную силу.
При этом статьей 66 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 12.25 Постановления Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства экологии и природопользования Московской области" к полномочиям министерства относится утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области.
Согласно пункту 12.88 данного Постановления Правительства Московской области по вопросам, относящимся к сфере деятельности министерства, оно принимает правовые акты нормативного характера - распоряжения, которые действуют на всей территории Московской области и обязательны для государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, а также органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Министерством экологии и природопользования Московской области издано распоряжение от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области".
Указанный нормативный правовой акт опубликован 26 ноября 2013 г. на официальном сайте Минэкологии Московской области (http://mep.mosreg.ru) и 27 ноября 2013 г. в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 223.
Из изложенного следует, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ является нормативным правовым актом в области налоговых правоотношений, поскольку им утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области.
При таких обстоятельствах, как обоснованно указал суд первой инстанции, привлечение к налоговой ответственности является правомерным и не нарушает прав заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются по следующим основаниям.
Доводы заявителя об отсутствии публикации на сайте Минэкологии Московской области не соответствуют действительности, Распоряжение опубликовано на сайте Минэкологии Московской области в разделе 4.2 Нормативные правовые акты, изданные Министерством (http://mep.mosreg.ru/norm_prav_acts/4496.html).
Старая версия сайта Минэкологии действовала до 2014, возможность просмотра этой версии сайта имеется. Со стартовой страницы сайта Минэкологии нужно перейти по ссылке в раздел "Старая версия", далее п. 4 левой колонки ссылок Старой версии сайта, к подпункту 4.2 Нормативные правовые акты, изданные Министерством.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что обстоятельства надлежащей публикации распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ арбитражный суд признает общеизвестным фактом, не требующим доказывания в соответствии с положениями ч. 1 ст. 69 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2013 г. по делу N А41-45886/12 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:090302:66 в размере 299 566 400,00 руб., внесенная 30.04.2010 г. в Государственный кадастр недвижимости, признана несоответствующей рыночной стоимости, и определена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости, а именно в размере 70 956 396,00 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Таким образом, решение Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2013 г. по делу N А41-45886/12 вступает в законную силу 22.03.2013 г.
На основании вышеизложенного следует, что именно с момента вступления в силу поименованного судебного акта начинают действовать правовые последствия установления новой кадастровой стоимости земельного участка, определенной равной его рыночной.
Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка равной рыночной стоимости в размере 70 956 396,00 руб. на основании решения суда применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 г. по состоянию 01.04.2013 г.
При расчете земельного налога за 2014 г. кадастровая стоимость данного земельного участка, приравненная к рыночной стоимости по решению АСМО от 22.02.2013 г. N А41-45886/12, а именно в размере 70 956 396,00 руб. не подлежит применению ввиду следующих обстоятельств.
Согласно мотивированной части Решения Арбитражного суда Московской области от 22.02.2013 г. по делу N А41-45886/12, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:090302:66 рассчитана на 30.04.2010 г. с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Истринского района Московской области в размере 2419,8 руб. /кв. м, утвержденного Распоряжением N 121 - РМ, и составляет 299 566 400,40 руб. (письмо Управления Росреестра по МО от 12.07.2012 г.).
ООО "Ядромино-4" обращаясь с иском в АСМО оспаривало кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 299 566 400,40 руб. внесенную 30.04.2010 г. в государственный кадастр недвижимости, то есть кадастровую стоимость утвержденную Распоряжением Минэкологии МО от 23.12.2009 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Как указывалось выше, по решению АСМО кадастровая стоимость спорного земельного участка, внесенная 30.04.2010 г. в Государственный кадастр недвижимости определена в размере его рыночной стоимости на ту же дату в размере 70 956 396,00 руб.
Стоимость недвижимости определена в размере его рыночной стоимости на ту же дату в размере 70 956 396,00 руб.
Однако с 01.01.2014 г. вступило в силу Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области", в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090302:66 на 01.01,2014 г. составляет 309 803 257,00 руб.

Из вышеизложенного следует, что при расчете земельного налога за 2014 г. на спорный земельный участок, принадлежащий на праве собственности ООО "Ядромино-4" должна применяться кадастровая стоимость, утвержденная Распоряжения N 564-РМ, так как из вышеуказанного Решения АСМО следует, что Обществом оспаривалась кадастровая стоимость земельного участка установленная Распоряжением Минэкологии МО от 23.12.2009 N 121-РМ.
Так же, в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Названные положения ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1988 N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" подлежат применению лишь к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 г. N 225-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в российской Федерации". (Определение Верховного суда РФ от 08.06.2015 г. N 309-КГ15-5287 по делу N А60-25604/2014).
Пунктом 1 ст. 3 вышеуказанного ФЗ N 225-ФЗ Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Первоначальный текст документа опубликован в следующих изданиях:
- Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2014;
- - "Собрание законодательства РФ", 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4226;
- - "Российская газета", N 169, 30.07.2014.
Таким образом, Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 225-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в российской Федерации" вступил в законную силу - 22.07.2014 г., а значит кадастровая стоимость приравненная к рыночной стоимости спорного земельного участка по Решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 04.09.2015 г. N 50-10А-10-4822/15 должна применяться с 01.01.2015 г.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2016 года по делу N А41-8847/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу

Председательствующий
С.В.БОРОВИКОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)