Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачева А.Н.
судей Н.В. Сулименко, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Харченко В.Е.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2016 по делу N А32-14569/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русичи", г. Сочи к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи о признании недействительным решения от 20.05.2011 г. N 13-24/11901-295,
принятое в составе судьи Орловой А.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русичи" (далее - ООО "Русичи", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.05.2011 N 13-24/11901-295 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29.01.2016 в удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении процессуального срока отказано. Признано недействительным решение налоговой инспекции от 20.05.2011 N 13-24/11901-295 о привлечении ООО "Русичи" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 525 000 руб. земельного налога за 2010 г. как несоответствующее требованиям налогового законодательства РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Взысканы с налоговой инспекции в пользу ООО "Русичи" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Межрайонная ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда от 29.01.2016 отменить в части признания незаконным решение инспекции от 20.05.2011 N 13-24/11901-295 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 525 000 руб.; признать решение инспекции от 20.05.2011 N 13-24/11901-295 законным и обоснованным в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при проведении камеральной налоговой проверки установлена неполная уплата земельного налога за 2010 год в сумме 7 665 581 руб. Доказательств уплаты сумм налога обществом по первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год не представлено. Судом незаконно уменьшена сумма налога, исчисленная обществом по уточненной налоговой декларации, в размере 525 000 руб.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 04.07.2016 в составе апелляционного суда произведена замена судьи Шимбаревой Н.В. на судью Николаева Д.В. После замены судьи рассмотрение жалобы начато сначала.
От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Русичи" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю 18.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022302918846, ИНН 2320096665/КПП 232001001, расположено по адресу: 354000, г. Сочи, ул. Курортный проспект 18.
Судом установлено, что в спорный налоговый период обществу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежал земельный участок категории земель: земли населенных пунктов - для строительства торгово-культурного центра с кадастровым номером 23:49:0204025:7 площадью 15100 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Несербская.
В Межрайонную ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю 12.01.2011 г. обществом была представлена налоговая декларация по земельном налогу за 2010 г.-"нулевая"
11.05.2011 г. обществом была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. по данному участку. Согласно уточненной декларации, сумма земельного налога к уплате составила 525 000 руб. (исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 75 000 000 руб.).
Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю проведена камеральная налоговая проверка сведений, указанных в первичной декларации по земельному налогу за 2010 г. Проверка начата 12.01.2011 г., окончена 05.04.2011 г.
В ходе проведения проверки налоговым органом выявлены нарушения п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7.
Инспекция полагает, что допущенные нарушения привели к неуплате земельного налога за 2010 год в размере 7 665 581 руб. и, как следствие, к привлечению к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 05.04.2011 г. N 36715-28.
Письменные возражения на акт проверки налогоплательщиком представлены не были.
Материалы проверки были рассмотрены в отсутствие налогоплательщика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Решением от 20.05.2011 г. N 13-24/11901-295 ООО "Русичи" был доначислен земельный налог в размере 7 665 581 руб., а также штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 1 533 116 руб.
Судом установлено, что процессуальных нарушений при принятии оспариваемого решения налоговым органом в части надлежащего уведомления представителя общества о рассмотрении материалов проверки и вынесении решения допущено не было.
Налогоплательщик, не согласившись с указанным решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 21 июля 2012 N 22-12-622 апелляционная жалоба ООО "Русичи" удовлетворена частично, штрафные санкции снижены на 104 999,80 руб., до 1 428 116, 20 руб. (с учетом представления обществом уточненной налоговой декларации). В остальной части жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение нижестоящего налогового органа - без изменения.
Заявитель обратился в суд за защитой своих нарушенных прав и интересов в арбитражный суд.
Принимая решение, суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, статьями 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Пунктом 1 статьи 390 НК РФ определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 установлены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
В силу пункта 12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель и не наделены полномочиями по утверждению результатов такой оценки, соответственно, не имеют законного права по определению правомерности и законности размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ). Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 20.07.1998 N 135-ФЗ) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 24.20 Закона от 29.07.1998 N 135 в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции государственной кадастровой оценки, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, заявителем не представлены документы, подтверждающие установление по состоянию на 01.01.2010 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 равной его рыночной стоимости на основании решения арбитражного суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Арбитражным судом Краснодарского края рассмотрено дело N А32-13686/2011 по заявлению ООО "Русичи" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 в размере рыночной.
Вступившим в законную силу решением суда от 17.07.2014 по делу N А32-13686/2011 в отдельное производство выделено исковое требование ООО "Русичи" к ФГБУ "ФКП Росреестра", Управлению Росреестра по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:58, равной его рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, и требование об обязании ответчика внести соответствующие исправления в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:58. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал. Суд также отказал истцу в удовлетворении ходатайства о назначении по делу экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7.
Суд указал, что требования истца в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 являются необоснованными ввиду отсутствия права, подлежащего защите. Изменение кадастровой стоимости земельного участка направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения в законную силу. Установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применятся в качестве кадастровой стоимости.
По делу N А32-27047/2014 суд отказал обществу в удовлетворении ходатайства об уточнении требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 в размере его рыночной стоимости на 01.01.2011 г. на том основании, что в отношении данного земельного участка имеется вступившее в законную силу решение суда по делу N А32-13686/2011.
Данные обстоятельства в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения данного спора.
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2011 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Отмена постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем, налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства в соответствии с этим постановлением и правильно применить ставку налога.
Согласно пункту 15 статьи 2 Порядка о земельном налоге, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи", налоговая ставка 0,7 процента установлена в отношении прочих земельных участков. Отнесение земельного участка общества к земельным участкам, для которых установлена налоговая ставка иная, не доказано.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу N А32-35930/2013 по спору между теми же лицами и по аналогичным обстоятельствам об оспаривании решения налогового органа в отношении того же земельного участка при исчислении земельного налога за 2012 год.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее - Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52) установлено, что территориальные органы Роснедвижимости бесплатно представляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет (п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52).
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости можно получить либо по письменному запросу, либо на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Следовательно, обязанность по получению информации о кадастровой стоимости земельных участков возложена на налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, при исчислении земельного налога за 2010 год необходимо применять кадастровую стоимость земельного участка, установленную по состоянию на 01.01.2010 г.
12.01.2011 г. заявителем представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, в которой указан земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204025:7 (кадастровая стоимость не указана).
11.05.2011 г. обществом в налоговую инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. по данному участку. В данной уточненной декларации указана рыночная стоимость в размере 75 000 000 рублей.
Мероприятия налогового контроля, поименованные в главе 14 НК РФ, осуществляются на основании сведений о земельных участках и их правообладателях представляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований, по Формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (п. 13 ст. 396 НК РФ).
Судом установлено, что при расчете и доначислении земельного налога за 2010 год налоговым органом обоснованно использована кадастровая стоимость земельных участков на основании сведений полученных из Росреестра и налоговая база инспекцией определена в соответствии с требованиями статьи 391, 392 и пункта 7 статьи 396 НК РФ. При исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекция обоснованно использовала сведения о кадастровой стоимости земельных участков, предоставленные уполномоченным органом и указанные в кадастровом паспорте земельного участка, с учетом периода их использования и наличия права заявителя.
Таким образом, применение инспекцией при исчислении земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7, расположенного по адресу: г. Сочи, р-н Центральный, ул. Несербская, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства торгово-культурного центра, принадлежащего в 2010 году ООО "Русичи", кадастровой стоимости в размере 1 095 082 955 руб. правомерно. Доказательств изменения кадастровой стоимости данного земельного участка не представлено.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2014 по делу N А32-13686/2011 имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного спора. Изменений в вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащих обществу, уполномоченным органом не вносилось.
Таким образом, доводы общества, заявленные в обоснование своих требований, не приняты судом.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Судом установлено, что арифметический расчет суммы штрафа произведен налоговыми органами верно исходя из суммы земельного налога за 2010 год, исчисленной налогоплательщиком по уточненной налоговой декларации (с учетом решения УФНС РФ по Краснодарскому краю от 21.07.2012 г. N 20-12-622).
Вместе с тем, суд установил, что при отмене решения инспекции от 20.05.2011 N 13-24/11901-295 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме штрафа 104 999,80 руб., Управление исчислило сумму подлежащего уплате штрафа (1 428 116,20 руб.) исходя из суммы налога 7 140 581 руб., (за вычетом 525000 руб. налога к уплате согласно уточненной декларации), тогда как сумма доначисленного земельного налога осталась прежней (7 665 581 руб.)
В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов с целью реализации возложенных на них обязанностей в пределах предоставленной компетенции.
Статьей 88 НК РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ определено, что в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Суд признал, что в данном случае трехмесячный срок окончания камеральной проверки налоговой декларации, поданной 12.01.2011 г. в налоговый орган истек 12.04.2011 г., фактически проверка (согласно акта проверки от 05.04.2011 г. N 36715-28) окончена 05.04.2011 г.
Уточненная декларация представлена обществом после составления акта камеральной налоговой проверки от 05.04.11 до вынесения решения по акту.
Таким образом, на момент вынесения инспекцией оспариваемого решения (20.05.2011 г.) и на момент рассмотрения жалобы Управлением (21.06.2011 г.), уточненная налоговая декларация имелась в распоряжении налоговых органов. Показатели уточненной налоговой декларации (кроме суммы к уплате и стоимости участка) идентичны с показателями первоначальной декларации и проверены налоговыми органами.
Поскольку Управление ФНС по Краснодарскому краю пришло к выводу о необходимости учета налоговым органом уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу и в связи с этим изменило оспариваемое решение инспекции путем отмены доначисленного штрафа по статье 122 НК РФ в размере 104 999 руб. 80 коп., приходящегося на сумму земельного налога в размере 525 000 руб., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в этом случае (принятие вышестоящим налоговым органом решения о необходимости учета уточненной налоговой декларации) налоговые органы должны были исключить из доначисления и сумму земельного налога в размере 525 000 руб., заявленного к уплате согласно уточненной налоговой декларации за 2010 год.
Правильность исчисления земельного налога в размере 525 000 руб. подтверждена решением инспекции от 10.08.11 N 13049 и решением Управления от 28.09.11. При таких обстоятельствах, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в указанной обжалуемой части.
Ссылка инспекции на выписку из лицевого счета общества и на сведения, указанные в ней, не принята судом во внимание, поскольку данная выписка является внутренним документом инспекции, то есть составляется исключительно сотрудниками налогового органа без участия налогоплательщика.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах действующего законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2016 по делу N А32-14569/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Судьи
Н.В.СУЛИМЕНКО
Д.В.НИКОЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2016 N 15АП-3479/2016 ПО ДЕЛУ N А32-14569/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. N 15АП-3479/2016
Дело N А32-14569/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачева А.Н.
судей Н.В. Сулименко, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Харченко В.Е.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2016 по делу N А32-14569/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русичи", г. Сочи к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи о признании недействительным решения от 20.05.2011 г. N 13-24/11901-295,
принятое в составе судьи Орловой А.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русичи" (далее - ООО "Русичи", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.05.2011 N 13-24/11901-295 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29.01.2016 в удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении процессуального срока отказано. Признано недействительным решение налоговой инспекции от 20.05.2011 N 13-24/11901-295 о привлечении ООО "Русичи" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 525 000 руб. земельного налога за 2010 г. как несоответствующее требованиям налогового законодательства РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Взысканы с налоговой инспекции в пользу ООО "Русичи" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Межрайонная ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда от 29.01.2016 отменить в части признания незаконным решение инспекции от 20.05.2011 N 13-24/11901-295 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 525 000 руб.; признать решение инспекции от 20.05.2011 N 13-24/11901-295 законным и обоснованным в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при проведении камеральной налоговой проверки установлена неполная уплата земельного налога за 2010 год в сумме 7 665 581 руб. Доказательств уплаты сумм налога обществом по первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год не представлено. Судом незаконно уменьшена сумма налога, исчисленная обществом по уточненной налоговой декларации, в размере 525 000 руб.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 04.07.2016 в составе апелляционного суда произведена замена судьи Шимбаревой Н.В. на судью Николаева Д.В. После замены судьи рассмотрение жалобы начато сначала.
От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Русичи" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю 18.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022302918846, ИНН 2320096665/КПП 232001001, расположено по адресу: 354000, г. Сочи, ул. Курортный проспект 18.
Судом установлено, что в спорный налоговый период обществу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежал земельный участок категории земель: земли населенных пунктов - для строительства торгово-культурного центра с кадастровым номером 23:49:0204025:7 площадью 15100 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Несербская.
В Межрайонную ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю 12.01.2011 г. обществом была представлена налоговая декларация по земельном налогу за 2010 г.-"нулевая"
11.05.2011 г. обществом была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. по данному участку. Согласно уточненной декларации, сумма земельного налога к уплате составила 525 000 руб. (исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 75 000 000 руб.).
Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю проведена камеральная налоговая проверка сведений, указанных в первичной декларации по земельному налогу за 2010 г. Проверка начата 12.01.2011 г., окончена 05.04.2011 г.
В ходе проведения проверки налоговым органом выявлены нарушения п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7.
Инспекция полагает, что допущенные нарушения привели к неуплате земельного налога за 2010 год в размере 7 665 581 руб. и, как следствие, к привлечению к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 05.04.2011 г. N 36715-28.
Письменные возражения на акт проверки налогоплательщиком представлены не были.
Материалы проверки были рассмотрены в отсутствие налогоплательщика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Решением от 20.05.2011 г. N 13-24/11901-295 ООО "Русичи" был доначислен земельный налог в размере 7 665 581 руб., а также штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 1 533 116 руб.
Судом установлено, что процессуальных нарушений при принятии оспариваемого решения налоговым органом в части надлежащего уведомления представителя общества о рассмотрении материалов проверки и вынесении решения допущено не было.
Налогоплательщик, не согласившись с указанным решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 21 июля 2012 N 22-12-622 апелляционная жалоба ООО "Русичи" удовлетворена частично, штрафные санкции снижены на 104 999,80 руб., до 1 428 116, 20 руб. (с учетом представления обществом уточненной налоговой декларации). В остальной части жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение нижестоящего налогового органа - без изменения.
Заявитель обратился в суд за защитой своих нарушенных прав и интересов в арбитражный суд.
Принимая решение, суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, статьями 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Пунктом 1 статьи 390 НК РФ определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 установлены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
В силу пункта 12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель и не наделены полномочиями по утверждению результатов такой оценки, соответственно, не имеют законного права по определению правомерности и законности размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ). Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 20.07.1998 N 135-ФЗ) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 24.20 Закона от 29.07.1998 N 135 в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции государственной кадастровой оценки, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, заявителем не представлены документы, подтверждающие установление по состоянию на 01.01.2010 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 равной его рыночной стоимости на основании решения арбитражного суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Арбитражным судом Краснодарского края рассмотрено дело N А32-13686/2011 по заявлению ООО "Русичи" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 в размере рыночной.
Вступившим в законную силу решением суда от 17.07.2014 по делу N А32-13686/2011 в отдельное производство выделено исковое требование ООО "Русичи" к ФГБУ "ФКП Росреестра", Управлению Росреестра по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:58, равной его рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, и требование об обязании ответчика внести соответствующие исправления в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:58. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал. Суд также отказал истцу в удовлетворении ходатайства о назначении по делу экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7.
Суд указал, что требования истца в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 являются необоснованными ввиду отсутствия права, подлежащего защите. Изменение кадастровой стоимости земельного участка направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения в законную силу. Установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применятся в качестве кадастровой стоимости.
По делу N А32-27047/2014 суд отказал обществу в удовлетворении ходатайства об уточнении требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 в размере его рыночной стоимости на 01.01.2011 г. на том основании, что в отношении данного земельного участка имеется вступившее в законную силу решение суда по делу N А32-13686/2011.
Данные обстоятельства в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения данного спора.
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2011 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Отмена постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем, налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства в соответствии с этим постановлением и правильно применить ставку налога.
Согласно пункту 15 статьи 2 Порядка о земельном налоге, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи", налоговая ставка 0,7 процента установлена в отношении прочих земельных участков. Отнесение земельного участка общества к земельным участкам, для которых установлена налоговая ставка иная, не доказано.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу N А32-35930/2013 по спору между теми же лицами и по аналогичным обстоятельствам об оспаривании решения налогового органа в отношении того же земельного участка при исчислении земельного налога за 2012 год.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее - Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52) установлено, что территориальные органы Роснедвижимости бесплатно представляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет (п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52).
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости можно получить либо по письменному запросу, либо на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Следовательно, обязанность по получению информации о кадастровой стоимости земельных участков возложена на налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, при исчислении земельного налога за 2010 год необходимо применять кадастровую стоимость земельного участка, установленную по состоянию на 01.01.2010 г.
12.01.2011 г. заявителем представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, в которой указан земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204025:7 (кадастровая стоимость не указана).
11.05.2011 г. обществом в налоговую инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. по данному участку. В данной уточненной декларации указана рыночная стоимость в размере 75 000 000 рублей.
Мероприятия налогового контроля, поименованные в главе 14 НК РФ, осуществляются на основании сведений о земельных участках и их правообладателях представляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований, по Формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (п. 13 ст. 396 НК РФ).
Судом установлено, что при расчете и доначислении земельного налога за 2010 год налоговым органом обоснованно использована кадастровая стоимость земельных участков на основании сведений полученных из Росреестра и налоговая база инспекцией определена в соответствии с требованиями статьи 391, 392 и пункта 7 статьи 396 НК РФ. При исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекция обоснованно использовала сведения о кадастровой стоимости земельных участков, предоставленные уполномоченным органом и указанные в кадастровом паспорте земельного участка, с учетом периода их использования и наличия права заявителя.
Таким образом, применение инспекцией при исчислении земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7, расположенного по адресу: г. Сочи, р-н Центральный, ул. Несербская, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства торгово-культурного центра, принадлежащего в 2010 году ООО "Русичи", кадастровой стоимости в размере 1 095 082 955 руб. правомерно. Доказательств изменения кадастровой стоимости данного земельного участка не представлено.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2014 по делу N А32-13686/2011 имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного спора. Изменений в вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащих обществу, уполномоченным органом не вносилось.
Таким образом, доводы общества, заявленные в обоснование своих требований, не приняты судом.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Судом установлено, что арифметический расчет суммы штрафа произведен налоговыми органами верно исходя из суммы земельного налога за 2010 год, исчисленной налогоплательщиком по уточненной налоговой декларации (с учетом решения УФНС РФ по Краснодарскому краю от 21.07.2012 г. N 20-12-622).
Вместе с тем, суд установил, что при отмене решения инспекции от 20.05.2011 N 13-24/11901-295 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме штрафа 104 999,80 руб., Управление исчислило сумму подлежащего уплате штрафа (1 428 116,20 руб.) исходя из суммы налога 7 140 581 руб., (за вычетом 525000 руб. налога к уплате согласно уточненной декларации), тогда как сумма доначисленного земельного налога осталась прежней (7 665 581 руб.)
В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов с целью реализации возложенных на них обязанностей в пределах предоставленной компетенции.
Статьей 88 НК РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ определено, что в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Суд признал, что в данном случае трехмесячный срок окончания камеральной проверки налоговой декларации, поданной 12.01.2011 г. в налоговый орган истек 12.04.2011 г., фактически проверка (согласно акта проверки от 05.04.2011 г. N 36715-28) окончена 05.04.2011 г.
Уточненная декларация представлена обществом после составления акта камеральной налоговой проверки от 05.04.11 до вынесения решения по акту.
Таким образом, на момент вынесения инспекцией оспариваемого решения (20.05.2011 г.) и на момент рассмотрения жалобы Управлением (21.06.2011 г.), уточненная налоговая декларация имелась в распоряжении налоговых органов. Показатели уточненной налоговой декларации (кроме суммы к уплате и стоимости участка) идентичны с показателями первоначальной декларации и проверены налоговыми органами.
Поскольку Управление ФНС по Краснодарскому краю пришло к выводу о необходимости учета налоговым органом уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу и в связи с этим изменило оспариваемое решение инспекции путем отмены доначисленного штрафа по статье 122 НК РФ в размере 104 999 руб. 80 коп., приходящегося на сумму земельного налога в размере 525 000 руб., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в этом случае (принятие вышестоящим налоговым органом решения о необходимости учета уточненной налоговой декларации) налоговые органы должны были исключить из доначисления и сумму земельного налога в размере 525 000 руб., заявленного к уплате согласно уточненной налоговой декларации за 2010 год.
Правильность исчисления земельного налога в размере 525 000 руб. подтверждена решением инспекции от 10.08.11 N 13049 и решением Управления от 28.09.11. При таких обстоятельствах, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в указанной обжалуемой части.
Ссылка инспекции на выписку из лицевого счета общества и на сведения, указанные в ней, не принята судом во внимание, поскольку данная выписка является внутренним документом инспекции, то есть составляется исключительно сотрудниками налогового органа без участия налогоплательщика.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах действующего законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2016 по делу N А32-14569/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Судьи
Н.В.СУЛИМЕНКО
Д.В.НИКОЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)