Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2016 N 20АП-2776/2016 ПО ДЕЛУ N А68-10496/2015

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. по делу N А68-10496/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 21.06.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова" (г. Тула, ОГРН 1127154040012, ИНН 7105517367) - Садыкова Р.Э. (доверенность от 01.02.2014 N 385), в отсутствие представителей ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тульской области (Тульская область, г. Щекино, ОГРН 1047103420000, ИНН 7118023083), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 01.04.2016 по делу N А68-10496/2015 (судья Чубарова Н.И.),

установил:

следующее.
Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова" (далее по тексту - ОАО "Машзавод Штамп", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тульской области (далее по тексту - ответчик, инспекция, налоговый орган) от 22.07.2015 N 32188 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.04.2016 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован обоснованностью применения обществом при исчислении земельного налога в уточненной налоговой декларации за 2014 год в отношении земельного налога с кадастровым номером 71:32:010104:194 налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 5 по Тульской области просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что спорный земельный участок не является ограниченным в обороте, поскольку он выбыл из федеральной собственности в установленном законодательством порядке и принадлежит ОАО "Машзавод "Штамп" на праве собственности с 24.02.2014.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Машзавод Штамп", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения суда первой инстанции, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 27.02.2015 ОАО "Машзавод "Штамп" представило в Межрайонную ИФНС России N 5 по Тульской области уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной обществом.
Выявленные налоговым органом в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 03.06.2015 N 33334.
По результатам рассмотрения материалов проверки Межрайонная ИФНС России N 5 по Тульской области приняла решение от 22.07.2015 N 32188 о привлечении ОАО "Машзавод "Штамп" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в сумме 35 015 рублей 70 копеек.
Кроме того, указанным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 368 591 рубля, а также начислены пени за несвоевременную его уплату в сумме 25 745 рублей 78 копеек.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ОАО "Машзавод "Штамп" при исчислении земельного налога в уточненной налоговой декларации за 2014 год налоговой ставки земельного налога 0,3% в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:32:010104:194 (разрешенное использование для эксплуатации комплекса производственных зданий), принадлежащего обществу на праве собственности (дата возникновения права собственности - 24.02.2014).
В подтверждение данного вывода инспекция указала, что земельные участки, принадлежащие организации на праве собственности и используемые ею для выполнения задач в области обороны и безопасности, не относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте, в связи с чем обществу следовало применить налоговую ставку - 1,5%, установленную решением собрания депутатов муниципального образования г. Щекино Щекинского района от 26.09.2013 N 135-684 "Об утверждении Положения об установлении земельного налога в муниципальном образовании город Щекино Щекинского района на 2014 год" в отношении прочих земельных участков.
На основании статей 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области с апелляционной жалобой на указанное решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области.
Решением управления от 22.10.2015 N 07-15/16741@ оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области, ОАО "Машзавод "Штамп" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 названной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Аналогичные ставки установлены для соответствующих земельных участков решением собрания депутатов муниципального образования г. Щекино Щекинского района от 26.09.2013 N 135-684, которым утверждено Положение об установлении земельного налога в муниципальном образовании город Щекино Щекинского района на 2014 год.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 93 ЗК РФ).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 93 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов.
Анализ данных норм во взаимосвязи с положениями статьи 93 ЗК РФ, как справедливо заключил суд первой инстанции, показывает, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, необходимо учитывать вид разрешенного использования земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
При отсутствии в правоустанавливающих документах, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что указанный в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год объект налогообложения: принадлежащий на праве собственности ОАО "Машзавод "Штамп" земельный участок с кадастровым номером 71:32:010104:194, площадью 25 888 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, Щекинский район, МО Щекино, г. Щекино, ул. Монтажная, д. 10а, имеет категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации комплекса производственных зданий.
ОАО "Машзавод "Штамп" создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2008 N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" в результате преобразования Федерального государственного унитарного предприятия "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова".
При этом 100% акций ОАО "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова" находятся в федеральной собственности и подлежат передаче в качестве имущественного взноса Российской Федерации в Государственную Корпорацию "Ростехнологии".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р "Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации" завод внесен в перечень стратегических предприятий.
Согласно пункту 4.2 устава основным видом деятельности ОАО "Машзавод "Штамп" является производство и реализация военной техники, боеприпасов, их составных частей, комплектующих изделий и материалов, их утилизация, которое осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
На основании анализа статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, согласно которой ограничиваются в обороте земли, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что ограниченные в обороте земельные участки (в отличие от изъятых из оборота участков) могут быть переданы в частную собственность в определенных законом случаях.
В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" осуществлена приватизация федерального государственного унитарного предприятия "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова".
Согласно передаточному акту подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова" (утвержден начальником ТУ Росимущества по Тульской области 18.12.2012) в этот имущественный комплекс включен земельный участок с кадастровым номером 71:32:010104:194, находящийся по адресу: Тульская область, Щекинский район, МО Щекино, г. Щекино, ул. Монтажная, д. 10а, категории земель: земли населенных пунктов (при этом право собственности Российской Федерации на земельный участок было зарегистрировано 10.09.2012, запись о государственной регистрации 10.09.2012).
В силу пункта 2 статьи 18.1 вышеназванного Закона (в редакции, действующей на момент приватизации) преобразование федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и передается корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации (далее по тексту - акции организаций, передаваемые в качестве имущественного взноса), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и с учетом следующих особенностей: земельные участки, которые находятся в собственности Российской Федерации, приватизация которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается и которые предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным государственным унитарным предприятиям, указанным в настоящей статье, передаются по договорам аренды открытым акционерным обществам, указанным в настоящей статье.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в уставный капитал акционерного общества не могли быть внесены только земельные участки, изъятые из оборота, а ограниченные в обороте участки передавались в собственность акционерного общества, 100% акций которого были переданы в Государственную Корпорацию "Ростех".
Суд первой инстанции правомерно указал, что включение предприятия в перечень стратегических предприятий, наличие государственных оборонных заказов (контрактов) и выполнение обязательств по данным контрактам являются доказательствами осуществления предприятием производства продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Судом установлено, что в проверяемом периоде (2014 год) ОАО "Машзавод "Штамп" в соответствии со своей уставной деятельностью осуществляло производство и реализацию продукции в рамках государственного оборонного заказа на основании государственных контрактов.
На земельном участке с кадастровым номером 71:32:010104:194 расположены здания, используемые в производственной деятельности завода (цех N 31).
В подтверждение того, что спорный земельный участок используется для целей обороны ОАО "Машзавод "Штамп" представлены в материалы дела фотографии, на которых изображена изготавливаемая в цехе N 31 продукция военного назначения (тара для изделий - ящики), договор поставки соответствующего изделия от 12.11.2015, заключенный между ОАО Машзавод "Штамп" и АО "НПО "Сплав" в целях выполнения госконтракта в интересах Министерства обороны Российской Федерации, копии иных договоров, распечатка из интернет-энциклопедии Википедия (размещена в свободном доступе) об индексах ГРАУ МО РФ, имеющих отношение к военной продукции, для которой изготавливается тара.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок, предоставленный предприятию, изготавливающему соответствующую продукцию, подпадает под определение земельного участка, предоставленного для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (исходя из фактического использования земельного участка в целях обороны).
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2016 N 310-КГ15-14531 по делу N А54-4089/2011.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности применения обществом при исчислении земельного налога в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год в отношении спорного земельного участка налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно учтено, что налогоплательщиком в спорной налоговой декларации ошибочно указана завышенная налоговая база в виде кадастровой стоимости земельного участка 36 860 629 рублей, определенная по постановлению Правительства Тульской области от 09.12.2013 N 740 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы)", которая с целью исчисления налога действует с 01.01.2015 (с учетом положений абзаца 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ).
Действующая на 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка - 25 324 936 рублей, которая определена по приложению N 2 к постановлению администрации Тульской области от 28.12.2009 N 1007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области" (утвержден показатель кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности в кадастровом квартале 71:32:010104 в размере 978 рублей 25 копеек за кв. м).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у Межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области отсутствовали достаточные правовые основания для принятия решения от 22.07.2015 N 32188 и, как следствие, правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции инспекции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 01.04.2016 по делу N А68-10496/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
В.Н.СТАХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)