Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 12 октября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 октября 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от Акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" - представителей Манеевой Г.М. (доверенность от 15.03.2016 N 03-23/1), Гуленко Н.В. (доверенность от 14.04.2016 N 03-29),
от Инспекции ФНС России Ленинскому району г. Самары - представителей Короваева А.Е. (доверенность от 15.03.2016 N 02-22/03170), Хижняк Н.В. (доверенность от 14.03.2016 N 02-22/03096), Володиной Э.В. (доверенность от 14.04.2016 N 02-22/04924),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2016 года по делу N А55-5667/2016 (судья Мехедова В.В.),
принятое по заявлению Акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация", г. Самара,
к Инспекции ФНС России Ленинскому району г. Самары, г. Самара,
о признании недействительным решения ИФНС России Ленинскому району г. Самары N 09-22/174377114 от 31.12.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
Акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции ФНС России Ленинскому району г. Самары (далее - ответчик), о признании недействительным решения ИФНС России Ленинскому району г. Самары N 09-22/174377114 от 31.12.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 г. по делу N А55-5667/2016, признать недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Самары о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пункта 2.3.4. решения в части доначисления налога на прибыль в размере 45 993 600 руб. штрафа в размере 9 198 720 руб., пени в размере 8 381 678 руб., пункта 2.4.1. доначисления налога на имущество в размере 1 462 574 руб., штрафа 292 515 руб., пени 197874.39 руб.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что субсидии, полученные в целях возмещения понесенных затрат в части расходов на строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт котельных и объектов, необходимых для их функционирования, правомерно отнесены на счет 86 "Целевое финансирование" и затем на сч. 98 "Доходы будущих периодов", полученные субсидии правомерно учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, осуществленным за счет данных средств.
Заявитель считает, что полученные АО "СамРЭК" средства из бюджета на капитальные вложения являются средствами целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), целевым поступлением из бюджета (пункт 2 статьи 251 НК РФ).
Податель жалобы полагает, что поскольку полученные налогоплательщиком субсидии, в соответствии со своей природой и характером, квалифицирующими признаками дохода не обладают, доначисление налоговым органом налога на прибыль является незаконным.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что спорные реконструированные котельные приняты к учету в августе - сентябре 2014 г. после завершения необходимых работ по техническому перевооружению, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию.
Заявитель в жалобе указал на то, что в котельных произведен монтаж вентиляции и дымоходов, внутреннего газового оборудования и газопровода для обогрева помещения, монтаж постоянной схемы электроснабжения, монтаж котельной, пожарной сигнализации и другие работы капитального характера, учитываемые при формировании стоимости имущества, и свидетельствующие о том, что здание как таковое не было доведено до состояния, пригодного для эксплуатации.
Инспекция ФНС России Ленинскому району г. Самары апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Ссылается на то, что средства, полученные из бюджета в целях возмещения затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт котельных и объектов, необходимых для их восстановления, не поименованы в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и к средствам целевого финансирования не относятся.
Бюджетные денежные средства АО "СамРЭК" были получены на возмещение ранее понесенных затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт и в том числе проектно-изыскательские работы объектов оговоренных в вышеуказанных соглашениях.
В том случае, если бюджетные средства направлены на компенсацию затрат, то есть не являются доходами от реализации, их следует относить к внереализационным доходам.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ИФНС России по Ленинскому району г. Самары проведена выездная проверка соблюдения АО "СамРЭК" налогового законодательства при уплате и исчислении налогов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки N 09-22/17322540ДСП от 27.11.2015 г. (т. 1, л.д. 42-108).
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений заявителя, ИФНС России по Ленинскому району г. Самары принято решение N 09-22/174377114 от 31.12.2015.
Указанным решением Акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной: п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций в виде штрафа в общем размере 10 065 541 руб., п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный НК РФ срок документов в виде штрафа в размере 199 400 руб. Установлена недоимка по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество организаций в общей сумме 49 719 315 руб., а также начислены соответствующие пени в сумме 8 848 191,03 руб. Всего по решению доначислено: 68 633 047,03 руб. (т. 2 л.д. 1-72).
Решением УФНС России по Самарской области N 03-15/05302@ от 02.03.2016, решение ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 31.12.2015 N 09-22/174377114 отменено в части доначисления налога на прибыль в федеральный бюджет за 2013 год в сумме 931 161 руб.; налога на прибыль субъекта РФ за 2013 год в сумме 103462 руб.; налога на имущество организаций за 2013 год в сумме 18 525 руб.
Всего по решению УФНС России по Самарской области N 03-15/05302@ от 02.03.2016 уменьшено по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций на общую сумму 1 053 148 руб., кроме того Управление обязало ИФНС России по Ленинскому району г. Самары произвести перерасчет пени и штрафных санкций с учетом уменьшенных сумм налогов в остальной части решение оставлено без изменения. (т. 2 л.д. 73-85).
ИФНС России по Ленинскому району г. Самары произведен перерасчет налогов, пеней и штрафных санкций, и, согласно требованию N 236 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 04.03.2016 на основании решения ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 31.12.2015 N 09-22/174377114, задолженность Акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" составила 67 166 520, 78 руб., в том числе налог в сумме 48 666 167 руб., пени в сумме 8 645 949,58 руб., штрафы в сумме 9 854 912 руб.
В части, вступившей в законную силу, АО "СамРЭК" оспаривало решение ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 31.12.2015 N 09-22/174377114 по следующим эпизодам.
В оспариваемом решении ответчиком сделан вывод о том, что в нарушение статьи 153 НК РФ АО "СамРЭК" в 4 квартале 2013 г. занижена налогооблагаемая база по НДС на сумму 2 158 969 руб. (размер арендной платы за октябрь, за ноябрь и за декабрь 2013 г. без НДС), тем самым в нарушение ст. 166 НК РФ не исчислен НДС в сумме 388 614 руб., заявителем неправомерно получено возмещение НДС на расчетный счет 30.04.2014 г. в сумме 388 614 руб.
Основанием послужили следующие установленные в ходе проверки обстоятельства.
Между АО "СамРЭК" и ООО "СамРЭК-Эксплуатация" ИНН 6315648332 заключен договор аренды от 30.09.2013 г. N 04/19-13/02-06/87-13, по которому в период отопительного сезона 2013/2014 гг. АО "СамРЭК" предоставляло за плату во временное владение и пользование ООО "СамРЭК-Эксплуатация" ИНН 6315648332 объекты теплоснабжения (котельные) в количестве 26 шт., расположенные по адресам Самарская область пгт. Безенчук и Самарская область, Безенчукский район. Срок договора аренды 11 месяцев с 30.09.2013 по 29.08.2014.
Согласно акту приема-передачи имущества, котельные переданы АО "СамРЭК" в аренду ООО "СамРЭК-Эксплуатация" 30.09.2013 г.
В соответствии с п. 4.1 договора аренды общая сумма арендной платы составляет 9 341 138,46 руб., в т.ч. НДС - 1 424 919,43 руб. за весь срок аренды, и 849 194,41 руб., в т.ч. НДС - 129 538,13 руб. - за один месяц.
Факт использования арендатором указанных объектов теплоснабжения в своей деятельности, подтверждается договором поставки и транспортировки газа по государственной регулируемой цене от 30.08.2013 N 45-4-3043/13 с ООО "Самарагаз" с актами выполненных работ от 31.10.2013 N ГП-13-01100, от 30.11.2013 N ГП-13-01268, от 31.12.2013 N ГП-13-01448; актом от 30.10.2013 проверки готовности котельных к отопительному периоду 2013/2014 гг. подписанным Комиссией, образованной на основании распоряжения Администрации пгт. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, где подтверждается готовность ООО "СамРЭК - Эксплуатация" к прохождению отопительного периода 2013-2014 гг. (на основании данного акта ООО "СамРЭК-Эксплуатация" был выдан паспорт готовности к отопительному сезону в отношении оспариваемых объектов); выпиской банка о движении денежных средств по расчетному счету ООО "СамРЭК-Эксплуатация" (Общество получало плату за услуги по отоплению за сезон 2013/2014 гг. от населения и юридических лиц, обслуживаемых котельными указанными в договоре аренды); актом на оказание услуг по аренде объектов теплоснабжения от 30.04.2014 N 499.
Согласно представленному в ходе проверки АО "СамРЭК" акту на оказание услуг по аренде объектов теплоснабжения N 499 от 30.04.2014 г. сумма арендной платы составила 5 944 360,83 руб., в т.ч. НДС 906 766,91 руб., которая включает в себя арендную плату за 7 месяцев - октябрь, ноябрь, декабрь 2013 г., январь, февраль, март, апрель 2014 г. (5 944 360,83 руб. / 849 194,41 руб. = 7 мес.).
Начиная с мая 2014 г., акты на оказание услуг по сдаче в аренду котельных с теплосетями оформляются на сумму ежемесячного арендного платежа, т.е. на сумму 849 194,41 руб., в т.ч. НДС 18% 129 538,13 руб.
Согласно п. 4.1 договора аренды арендатор ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, должен производить оплату за пользование котельными и теплосетями. Оплата за аренду котельных с теплосетями по данному договору на расчетный счет ОАО "СамРЭК" не поступала.
Однако, п 3.5 учетной политики общества для целей налогового учета на 2013 год (Приказ от 31.12.2012 б/н) установлено, что в качестве момента признания доходов установлен метод начисления.
Инспекцией установлено, что услуги по сдаче котельных с теплосетями в аренду ООО "СамРЭК-Эксплуатация" за 4 квартал 2013 года в размере 2 547 583, 23 руб., в т.ч. НДС 388 614,4 руб. оприходованы в учете проверяемого налогоплательщика 30.04.2014 г., т.е. в более позднем налоговом периоде.
Инспекцией установлено, что в книге продаж за 4 квартал 2013 года АО "СамРЭК" не отражен доход от реализации услуг по аренде объектов теплоснабжения ООО "СамРЭК - Эксплуатация" в размере 2 547 583,23 руб., НДС с этой суммы за октябрь, ноябрь, декабрь 2013 г. в размере 388 614.4 руб. не начислен.
В налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2013 г., данные суммы по стр. 010 разд. 3 "Расчет суммы налога", не отражены. Уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2013 г. в налоговый орган АО "СамРЭК" не представлена.
При таких обстоятельствах, суд правомерно согласился с позицией ответчика по указанному эпизоду.
В апелляционном порядке выводы суда о правомерности доначисления НДС заявителем не обжалованы, доводы о неправомерности решения налогового органа в указанной части не заявлены.
Согласно п. п. 18 п. 3.1 резолютивной части решения Инспекции N 09-22/174377114 от 31.12.2015 АО "СамРЭК" начислен штраф, в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ за непредставление в установленный Налоговым кодексом РФ срок документов в размере 199 400 руб., который заявителем не оспаривается.
Штраф, указанный в п. п. 18 п. 3.1 решения Инспекции N 09-22/174377114 от 31.12.2015 отражен п. 6 требования N 236 от 04.03.2014.
Довод заявителя о расхождении между суммами, отраженными в требовании налогового органа N 236 об уплате налога, сбора, пени, штраф от 04.03.2016 и "контррасчете", произведенном АО "СамРЭК" (в требовании сумма задолженности по федеральному бюджету составила 4681486,0 руб., согласно "контррасчета" - 3853787,0 руб.) правомерно отклонен судом.
УФНС России по Самарской области при вынесении решения от 02.03.2016 N 03-15/05302@, по апелляционной жалобе АО "СамРЭК" в резолютивной части допущена техническая ошибка, а именно: доначисление по налогу на прибыль в части федерального бюджета уменьшено на сумму 931161,0 руб., а следовало уменьшить на 103462,0 руб., и, соответственно, уменьшено доначисление по налогу на прибыль в части бюджета субъектов РФ на сумму 103462,0 руб., в то время как следовало уменьшить на 931161,0 руб.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлено решение УФНС России по Самарской области от 24.05.2016 N 03-15/13410@ об исправлении технической ошибки в решении от 02.03.2016 N 03-15/05302@, в соответствии с котором, допущенные ошибки исправлены.
Суд верно указал, что допущенная УФНС России по Самарской области техническая ошибка не повлияла на отражение сумм в требовании налогового органа, так как Инспекцией в момент проведения решения УФНС России по Самарской области от 02.03.2016 N 03-15/05302@ в исполнение в КРСБ данные ошибки были исправлены.
Поскольку перемещение сумм налога между бюджетами не повлияло на итоговую сумму в требовании Инспекции N 236 от 04.03.2016 г., суд верно указал на некорректность "контррасчета", прилагаемого к заявлению.
В требовании налогового органа N 236 от 04.03.2016 суммы подлежащих уплате налога, пени, штрафа отражены верно.
Налоговым органом в ходе проверки установлено и отражено в оспариваемом решении, что АО "СамРЭК" полученные в 2012 г. субсидии в сумме 58 296 090 руб. отразило в бухгалтерском и налоговом учете в момент получения на счете 98.1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов".
В 2013 г. АО "СамРЭК" признало вышеуказанные субсидии в бухгалтерском учете как прочий доход в части амортизации, начисленной по вышеперечисленным объектам за прошлые отчетные периоды (2012-2013 гг.) в сумме 3 033 289,83 руб., что подтверждается карточкой счета 91.1 "Прочие доходы" за 2013 г., в налоговом учете - как внереализационный доход в сумме 3 033 289,83 руб., что подтверждается налоговым расчетом доходов за 2013 г.
Оставшаяся часть субсидии в размере 55 262 800,17 руб. учитывалась АО "СамРЭК" в составе доходов будущих периодов на счете 98.1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов", с целью отражения в дальнейшем как прочего дохода в бухгалтерском учете и как внереализационного дохода в налоговом учете в компенсируемой части начисленной амортизации до конца срока полезного использования созданных и реконструированных вышеперечисленных объектов.
Инспекция посчитала, что если бюджетные средства направлены на компенсацию затрат, то есть не являются доходами от реализации, их следует относить к внереализационным доходам.
Ответчик, ссылаясь на пп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ, Письма Минфина России от 21.04.2011 г. N 07-02-06/60, от 22.03.2011 г. N 03-03-06/1/167, сделал вывод о том, что вся сумма полученных субсидий в 2012-2013 г. в общеустановленном порядке, должна учитываются ОАО "СамРЭК" при расчете налоговой базы в момент фактического получения средств как безвозмездные поступления.
По мнению ответчика заявителем, в нарушение статей 247, 248, 250, 251, 271, 273 НК РФ, занижен внереализационный доход в целях налогообложения прибыли за 2012-2013 гг., поскольку субсидии, полученные из бюджета в 2012 и 2013 гг. в целях возмещения понесенных им затрат в части расходов на строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт котельных и объектов, необходимых для их функционирования, неправомерно учитывались им на счетах 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов".
ОАО "СамРЭК" рассматривает полученные из бюджета средства в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), и в качестве целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 НК РФ), так как целевой характер выплат, как считает заявитель, проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2016 ПО ДЕЛУ N А55-5667/2016
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2016 г. по делу N А55-5667/2016
Резолютивная часть постановления объявлена: 12 октября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 октября 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от Акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" - представителей Манеевой Г.М. (доверенность от 15.03.2016 N 03-23/1), Гуленко Н.В. (доверенность от 14.04.2016 N 03-29),
от Инспекции ФНС России Ленинскому району г. Самары - представителей Короваева А.Е. (доверенность от 15.03.2016 N 02-22/03170), Хижняк Н.В. (доверенность от 14.03.2016 N 02-22/03096), Володиной Э.В. (доверенность от 14.04.2016 N 02-22/04924),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2016 года по делу N А55-5667/2016 (судья Мехедова В.В.),
принятое по заявлению Акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация", г. Самара,
к Инспекции ФНС России Ленинскому району г. Самары, г. Самара,
о признании недействительным решения ИФНС России Ленинскому району г. Самары N 09-22/174377114 от 31.12.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции ФНС России Ленинскому району г. Самары (далее - ответчик), о признании недействительным решения ИФНС России Ленинскому району г. Самары N 09-22/174377114 от 31.12.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 г. по делу N А55-5667/2016, признать недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Самары о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пункта 2.3.4. решения в части доначисления налога на прибыль в размере 45 993 600 руб. штрафа в размере 9 198 720 руб., пени в размере 8 381 678 руб., пункта 2.4.1. доначисления налога на имущество в размере 1 462 574 руб., штрафа 292 515 руб., пени 197874.39 руб.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что субсидии, полученные в целях возмещения понесенных затрат в части расходов на строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт котельных и объектов, необходимых для их функционирования, правомерно отнесены на счет 86 "Целевое финансирование" и затем на сч. 98 "Доходы будущих периодов", полученные субсидии правомерно учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, осуществленным за счет данных средств.
Заявитель считает, что полученные АО "СамРЭК" средства из бюджета на капитальные вложения являются средствами целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), целевым поступлением из бюджета (пункт 2 статьи 251 НК РФ).
Податель жалобы полагает, что поскольку полученные налогоплательщиком субсидии, в соответствии со своей природой и характером, квалифицирующими признаками дохода не обладают, доначисление налоговым органом налога на прибыль является незаконным.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что спорные реконструированные котельные приняты к учету в августе - сентябре 2014 г. после завершения необходимых работ по техническому перевооружению, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию.
Заявитель в жалобе указал на то, что в котельных произведен монтаж вентиляции и дымоходов, внутреннего газового оборудования и газопровода для обогрева помещения, монтаж постоянной схемы электроснабжения, монтаж котельной, пожарной сигнализации и другие работы капитального характера, учитываемые при формировании стоимости имущества, и свидетельствующие о том, что здание как таковое не было доведено до состояния, пригодного для эксплуатации.
Инспекция ФНС России Ленинскому району г. Самары апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Ссылается на то, что средства, полученные из бюджета в целях возмещения затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт котельных и объектов, необходимых для их восстановления, не поименованы в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и к средствам целевого финансирования не относятся.
Бюджетные денежные средства АО "СамРЭК" были получены на возмещение ранее понесенных затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт и в том числе проектно-изыскательские работы объектов оговоренных в вышеуказанных соглашениях.
В том случае, если бюджетные средства направлены на компенсацию затрат, то есть не являются доходами от реализации, их следует относить к внереализационным доходам.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ИФНС России по Ленинскому району г. Самары проведена выездная проверка соблюдения АО "СамРЭК" налогового законодательства при уплате и исчислении налогов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки N 09-22/17322540ДСП от 27.11.2015 г. (т. 1, л.д. 42-108).
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений заявителя, ИФНС России по Ленинскому району г. Самары принято решение N 09-22/174377114 от 31.12.2015.
Указанным решением Акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной: п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций в виде штрафа в общем размере 10 065 541 руб., п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный НК РФ срок документов в виде штрафа в размере 199 400 руб. Установлена недоимка по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество организаций в общей сумме 49 719 315 руб., а также начислены соответствующие пени в сумме 8 848 191,03 руб. Всего по решению доначислено: 68 633 047,03 руб. (т. 2 л.д. 1-72).
Решением УФНС России по Самарской области N 03-15/05302@ от 02.03.2016, решение ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 31.12.2015 N 09-22/174377114 отменено в части доначисления налога на прибыль в федеральный бюджет за 2013 год в сумме 931 161 руб.; налога на прибыль субъекта РФ за 2013 год в сумме 103462 руб.; налога на имущество организаций за 2013 год в сумме 18 525 руб.
Всего по решению УФНС России по Самарской области N 03-15/05302@ от 02.03.2016 уменьшено по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций на общую сумму 1 053 148 руб., кроме того Управление обязало ИФНС России по Ленинскому району г. Самары произвести перерасчет пени и штрафных санкций с учетом уменьшенных сумм налогов в остальной части решение оставлено без изменения. (т. 2 л.д. 73-85).
ИФНС России по Ленинскому району г. Самары произведен перерасчет налогов, пеней и штрафных санкций, и, согласно требованию N 236 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 04.03.2016 на основании решения ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 31.12.2015 N 09-22/174377114, задолженность Акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация" составила 67 166 520, 78 руб., в том числе налог в сумме 48 666 167 руб., пени в сумме 8 645 949,58 руб., штрафы в сумме 9 854 912 руб.
В части, вступившей в законную силу, АО "СамРЭК" оспаривало решение ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 31.12.2015 N 09-22/174377114 по следующим эпизодам.
В оспариваемом решении ответчиком сделан вывод о том, что в нарушение статьи 153 НК РФ АО "СамРЭК" в 4 квартале 2013 г. занижена налогооблагаемая база по НДС на сумму 2 158 969 руб. (размер арендной платы за октябрь, за ноябрь и за декабрь 2013 г. без НДС), тем самым в нарушение ст. 166 НК РФ не исчислен НДС в сумме 388 614 руб., заявителем неправомерно получено возмещение НДС на расчетный счет 30.04.2014 г. в сумме 388 614 руб.
Основанием послужили следующие установленные в ходе проверки обстоятельства.
Между АО "СамРЭК" и ООО "СамРЭК-Эксплуатация" ИНН 6315648332 заключен договор аренды от 30.09.2013 г. N 04/19-13/02-06/87-13, по которому в период отопительного сезона 2013/2014 гг. АО "СамРЭК" предоставляло за плату во временное владение и пользование ООО "СамРЭК-Эксплуатация" ИНН 6315648332 объекты теплоснабжения (котельные) в количестве 26 шт., расположенные по адресам Самарская область пгт. Безенчук и Самарская область, Безенчукский район. Срок договора аренды 11 месяцев с 30.09.2013 по 29.08.2014.
Согласно акту приема-передачи имущества, котельные переданы АО "СамРЭК" в аренду ООО "СамРЭК-Эксплуатация" 30.09.2013 г.
В соответствии с п. 4.1 договора аренды общая сумма арендной платы составляет 9 341 138,46 руб., в т.ч. НДС - 1 424 919,43 руб. за весь срок аренды, и 849 194,41 руб., в т.ч. НДС - 129 538,13 руб. - за один месяц.
Факт использования арендатором указанных объектов теплоснабжения в своей деятельности, подтверждается договором поставки и транспортировки газа по государственной регулируемой цене от 30.08.2013 N 45-4-3043/13 с ООО "Самарагаз" с актами выполненных работ от 31.10.2013 N ГП-13-01100, от 30.11.2013 N ГП-13-01268, от 31.12.2013 N ГП-13-01448; актом от 30.10.2013 проверки готовности котельных к отопительному периоду 2013/2014 гг. подписанным Комиссией, образованной на основании распоряжения Администрации пгт. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, где подтверждается готовность ООО "СамРЭК - Эксплуатация" к прохождению отопительного периода 2013-2014 гг. (на основании данного акта ООО "СамРЭК-Эксплуатация" был выдан паспорт готовности к отопительному сезону в отношении оспариваемых объектов); выпиской банка о движении денежных средств по расчетному счету ООО "СамРЭК-Эксплуатация" (Общество получало плату за услуги по отоплению за сезон 2013/2014 гг. от населения и юридических лиц, обслуживаемых котельными указанными в договоре аренды); актом на оказание услуг по аренде объектов теплоснабжения от 30.04.2014 N 499.
Согласно представленному в ходе проверки АО "СамРЭК" акту на оказание услуг по аренде объектов теплоснабжения N 499 от 30.04.2014 г. сумма арендной платы составила 5 944 360,83 руб., в т.ч. НДС 906 766,91 руб., которая включает в себя арендную плату за 7 месяцев - октябрь, ноябрь, декабрь 2013 г., январь, февраль, март, апрель 2014 г. (5 944 360,83 руб. / 849 194,41 руб. = 7 мес.).
Начиная с мая 2014 г., акты на оказание услуг по сдаче в аренду котельных с теплосетями оформляются на сумму ежемесячного арендного платежа, т.е. на сумму 849 194,41 руб., в т.ч. НДС 18% 129 538,13 руб.
Согласно п. 4.1 договора аренды арендатор ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, должен производить оплату за пользование котельными и теплосетями. Оплата за аренду котельных с теплосетями по данному договору на расчетный счет ОАО "СамРЭК" не поступала.
Однако, п 3.5 учетной политики общества для целей налогового учета на 2013 год (Приказ от 31.12.2012 б/н) установлено, что в качестве момента признания доходов установлен метод начисления.
Инспекцией установлено, что услуги по сдаче котельных с теплосетями в аренду ООО "СамРЭК-Эксплуатация" за 4 квартал 2013 года в размере 2 547 583, 23 руб., в т.ч. НДС 388 614,4 руб. оприходованы в учете проверяемого налогоплательщика 30.04.2014 г., т.е. в более позднем налоговом периоде.
Инспекцией установлено, что в книге продаж за 4 квартал 2013 года АО "СамРЭК" не отражен доход от реализации услуг по аренде объектов теплоснабжения ООО "СамРЭК - Эксплуатация" в размере 2 547 583,23 руб., НДС с этой суммы за октябрь, ноябрь, декабрь 2013 г. в размере 388 614.4 руб. не начислен.
В налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2013 г., данные суммы по стр. 010 разд. 3 "Расчет суммы налога", не отражены. Уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2013 г. в налоговый орган АО "СамРЭК" не представлена.
При таких обстоятельствах, суд правомерно согласился с позицией ответчика по указанному эпизоду.
В апелляционном порядке выводы суда о правомерности доначисления НДС заявителем не обжалованы, доводы о неправомерности решения налогового органа в указанной части не заявлены.
Согласно п. п. 18 п. 3.1 резолютивной части решения Инспекции N 09-22/174377114 от 31.12.2015 АО "СамРЭК" начислен штраф, в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ за непредставление в установленный Налоговым кодексом РФ срок документов в размере 199 400 руб., который заявителем не оспаривается.
Штраф, указанный в п. п. 18 п. 3.1 решения Инспекции N 09-22/174377114 от 31.12.2015 отражен п. 6 требования N 236 от 04.03.2014.
Довод заявителя о расхождении между суммами, отраженными в требовании налогового органа N 236 об уплате налога, сбора, пени, штраф от 04.03.2016 и "контррасчете", произведенном АО "СамРЭК" (в требовании сумма задолженности по федеральному бюджету составила 4681486,0 руб., согласно "контррасчета" - 3853787,0 руб.) правомерно отклонен судом.
УФНС России по Самарской области при вынесении решения от 02.03.2016 N 03-15/05302@, по апелляционной жалобе АО "СамРЭК" в резолютивной части допущена техническая ошибка, а именно: доначисление по налогу на прибыль в части федерального бюджета уменьшено на сумму 931161,0 руб., а следовало уменьшить на 103462,0 руб., и, соответственно, уменьшено доначисление по налогу на прибыль в части бюджета субъектов РФ на сумму 103462,0 руб., в то время как следовало уменьшить на 931161,0 руб.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлено решение УФНС России по Самарской области от 24.05.2016 N 03-15/13410@ об исправлении технической ошибки в решении от 02.03.2016 N 03-15/05302@, в соответствии с котором, допущенные ошибки исправлены.
Суд верно указал, что допущенная УФНС России по Самарской области техническая ошибка не повлияла на отражение сумм в требовании налогового органа, так как Инспекцией в момент проведения решения УФНС России по Самарской области от 02.03.2016 N 03-15/05302@ в исполнение в КРСБ данные ошибки были исправлены.
Поскольку перемещение сумм налога между бюджетами не повлияло на итоговую сумму в требовании Инспекции N 236 от 04.03.2016 г., суд верно указал на некорректность "контррасчета", прилагаемого к заявлению.
В требовании налогового органа N 236 от 04.03.2016 суммы подлежащих уплате налога, пени, штрафа отражены верно.
Налоговым органом в ходе проверки установлено и отражено в оспариваемом решении, что АО "СамРЭК" полученные в 2012 г. субсидии в сумме 58 296 090 руб. отразило в бухгалтерском и налоговом учете в момент получения на счете 98.1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов".
В 2013 г. АО "СамРЭК" признало вышеуказанные субсидии в бухгалтерском учете как прочий доход в части амортизации, начисленной по вышеперечисленным объектам за прошлые отчетные периоды (2012-2013 гг.) в сумме 3 033 289,83 руб., что подтверждается карточкой счета 91.1 "Прочие доходы" за 2013 г., в налоговом учете - как внереализационный доход в сумме 3 033 289,83 руб., что подтверждается налоговым расчетом доходов за 2013 г.
Оставшаяся часть субсидии в размере 55 262 800,17 руб. учитывалась АО "СамРЭК" в составе доходов будущих периодов на счете 98.1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов", с целью отражения в дальнейшем как прочего дохода в бухгалтерском учете и как внереализационного дохода в налоговом учете в компенсируемой части начисленной амортизации до конца срока полезного использования созданных и реконструированных вышеперечисленных объектов.
Инспекция посчитала, что если бюджетные средства направлены на компенсацию затрат, то есть не являются доходами от реализации, их следует относить к внереализационным доходам.
Ответчик, ссылаясь на пп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ, Письма Минфина России от 21.04.2011 г. N 07-02-06/60, от 22.03.2011 г. N 03-03-06/1/167, сделал вывод о том, что вся сумма полученных субсидий в 2012-2013 г. в общеустановленном порядке, должна учитываются ОАО "СамРЭК" при расчете налоговой базы в момент фактического получения средств как безвозмездные поступления.
По мнению ответчика заявителем, в нарушение статей 247, 248, 250, 251, 271, 273 НК РФ, занижен внереализационный доход в целях налогообложения прибыли за 2012-2013 гг., поскольку субсидии, полученные из бюджета в 2012 и 2013 гг. в целях возмещения понесенных им затрат в части расходов на строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт котельных и объектов, необходимых для их функционирования, неправомерно учитывались им на счетах 86 "Целевое финансирование", 98 "Доходы будущих периодов".
ОАО "СамРЭК" рассматривает полученные из бюджета средства в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), и в качестве целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 НК РФ), так как целевой характер выплат, как считает заявитель, проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)