Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2017 N 09АП-20006/2017 ПО ДЕЛУ N А40-77679/16

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. N 09АП-20006/2017

Дело N А40-77679/16

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Цымбаренко И.Б., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола и.о. секретаря судебного заседания Столяровым Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2017 по делу N А40-77679/16, принятое судьей М.В. Лариным (107-664),
по заявлению ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4,
третьи лица: 1) Минэнерго России, 2) ФНС России,
о признании недействительным решения в части,
при участии:
- от заявителя: Рябков М.В. ген дир., выписка из протокола от 14.05.2015;
- от ответчика: Мелякин М.Ю. по дов. от 29.11.2016;
- Киндеева Е.А. по дов. от 27.02.2017;
- от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) Мелякин М.Ю. по дов. от 20.09.2016;

- установил:

ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) 08.06.2015 N 03-1-28/1/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислены налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, пени и штрафы на общую сумму 326 508 041 р., принятым к производству по делу N А40-3199/16-107-22.
Решением от 31.03.2017 Арбитражный суд города Москвы признал недействительным вынесенное МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщика N 4 в отношении ПАО "МРСК Сибири" решение от 08.06.2015 N 03-1-28/1/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и уплаты недоимки по налогу на прибыль организаций по пункту 1.9 в размере 55 334 954 р., соответствующих пеней и штрафа по статье 122 НК РФ в размере 27 564 487 р., с учетом уменьшения суммы штрафа, как несоответствующее НК РФ. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в части, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель ФНС России с доводами подателя апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица - Минэнерго России, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие третьего лица - Минэнерго России.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, не усматривает оснований для изменения (отмены) судебного акта, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, инспекция проводила выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности начисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 30.06.2012.
После окончания проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 24.02.2015 N 03-1-28/06, рассмотрены возражения и материалы проверки (протокол), вынесено решение от 08.06.2015 N 03-1-28/1/13, которым налогоплательщику: начислена недоимка по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, НДФЛ в общем размере 258 639 551 р., пени в общей сумме 16 411 580 р., штрафы по статьям 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в общем размере 51 726 161 р., с предложением уплатить недоимку, пени, штрафы, внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Решением ФНС России по апелляционной жалобе от 06.05.2016 N СА-4-9/8126@ оспариваемое решение инспекции отменено в части пункта 1.2 (расходы на премии по налогу на прибыль организаций), пункта 2.7 (льгота по налогу на имущество организаций), пункта 3.1 (транспортный налог), с перерасчетом соответствующих пеней и штрафов, в остальной части решение оставлено без изменения и утверждено (заявление направлено в суд 13.01.2016).
В настоящем деле, с учетом выделения из дела N А40-3199/16-107-22, рассматривается только один эпизод решения от 08.06.2015 N 03-1-28/1/13 - пункт 1.9, по которому налоговый орган установил, что заявитель неправомерно в нарушении статей 252, 265, 283 НК РФ уменьшил налоговую базу по налогу на прибыль за 2011 - 2012 годы на суммы ранее полученных убытков по самостоятельной деятельности присоединенного к налогоплательщику ОАО "Алтайэнерго" за 2006 год и по деятельности самого налогоплательщика за 2008 - 2010 годы в размере 1 101 549 570 р., образовавшегося в результате включения в состав внереализационных расходов за 2006 и 2008 - 2010 годы сумм затрат по мобилизационной подготовке, связанных с выполнением работ по реконструкции объектов основных средств, расходы на которые ранее были учтены в первоначальной стоимости и списывались через амортизационные отчисления на основании статей 257, 258, 259 НК РФ.
Судом по данному нарушению установлено следующее.
Общество в 2008 - 2010 годах выполняло работы по реконструкции объектов основных средств, использующихся для осуществления основной деятельности по выработке и передаче электроэнергии, с составлением по окончанию работ актов о приемке объектов основных средств из реконструкции по форме ОС-3, расходы на выполнение которых налогоплательщик на основании статей 257 - 259 НК РФ учитывал в составе первоначальной стоимости каждого объекта основных средств, списывая их в течение 2008 - 2010 годов частично за счет амортизационных отчислений, частично в виде амортизационной премии в размере 10% единовременно.
После доведения до заявителя через материнскую компанию ОАО "Холдинг МРСК" (в настоящее время АО "Россети") мобилизационного плана, утвержденного уполномоченным органом Минэнерго России 09.06.2010, налогоплательщик посчитал, что осуществлял в 2008-2010 годах реконструкцию объектов основных средств в рамках работ по мобилизационной подготовке в соответствии с мобилизационным заданием и мобилизационным планом Минэнерго России, подготовил на основании статьи 14 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (Закон N 31-ФЗ) Перечни работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета за 2008 - 2010 годы (Перечни) и направил их для согласования в Комиссию Минэнерго России в 2011 году.
27.06.2011 Перечни работ были согласованы заместителем Министра энергетики РФ Шишкиным А.Н., после чего, налогоплательщик направил в налоговый орган по месту учета 29.08.2011 уточненные декларации по налогу на прибыль организаций за 2008 - 2010 годы, в которых:
- - включил в состав внереализационных расходов затраты по мобилизационной подготовке учтенные в Перечных и составляющие затраты на работы по реконструкции объектов основных средств;
- - восстановил ранее учтенные в составе расходов затраты на амортизацию и амортизационную премию по объектам, работы по реконструкции в отношении которых были включены в Перечни;
- - отразил налоговую базу к уменьшению, с учетом увеличенных внереализационных расходов на мобилизационную подготовку и восстановленных затрат на амортизацию и амортизационную премию за 2008 год в размере 672 135 040 р., за 2009 год в размере 335 959 357 р., за 2010 год в размере 538 885 881 р.
Аналогичным образом ОАО "Алтайэнерго" до присоединения в 2008 году к налогоплательщику, производило в 2006 году работы по реконструкции объектов основных средств в рамках мобилизационного плана и мобилизационного задания, с первоначальным отнесением затрат по работам в состав первоначальной стоимости, с частичным списанием за счет амортизационных отчислений и частично за счет амортизационной премии.
После получения 25.12.2007 согласованного в Росэнерго Перечня работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета за 2006 год, ОАО "Алтайэнерго" представил 13.08.2008 уточненную декларацию по налогу на прибыль организаций, в которой учел в составе внереализационных расходов затраты по мобилизационной подготовке в размере 289 102 056 р., восстановил (исключил из состава расходов) затраты на амортизацию и амортизационную премию в отношении объектов включенных Перечень в размере 94 269 650 р., что повлекло уменьшение налоговой базы на 194 832 406 р. и возникновение убытка, который после присоединения ОАО "Алтайэнерго" к обществу был передан налогоплательщику.
Общество в уточненной декларации по налогу на прибыль организаций за 2011 год, представленной 23.06.2014, уменьшило налоговую базу на сумму убытка в размере 1 272 836 470 р., составляющего в том числе:
- убытки от деятельности ОАО "Алтайэнерго" за 2006 год в размере 263 998 860 р.,
- убытки от деятельности налогоплательщика за 2008 - 2010 годы в размере 227 368 109 р., возникшие в результате подачи в 2011 и 2008 году уточненных деклараций с увеличением внереализационных расходов на затраты по мобилизационной подготовке в 2006, 2008 - 2010 годах.
Также общество перенесло остаток неиспользованного в 2011 году убытка в размере 1 883 019 071 р. на 2012 год, уменьшив налоговую базу в уточненной декларации за 2012 году на убыток в размере 610 182 601 р., составляющий в том числе:
- убытки от деятельности ОАО "Алтайэнерго" за 2006 год в размере 12 675 908 р.,
- убытки от деятельности налогоплательщика за 2008 - 2010 годы в размере 597 506 693 р., также возникшие в результате включения в состав внереализационных расходов затрат по мобилизационной подготовке в уточненных декларациях за 2006, 2008 - 2010 годы.
Налоговый орган, признавая неправомерным уменьшение налоговой базы за 2011 - 2012 годы на убытки 2006, 2008 - 2010 годов, связанные с внереализационными расходами на мобилизационную подготовку, указал в решении и отзыве на следующие нарушения:
1) не представлено мобилизационное задание, установленное Минэнерго России именно для заявителя, с учетом присоединившихся в 2008 году реорганизованных обществ, и мобилизационный план на 2000 расчетный год для налогоплательщика до начала работ;
2) отсутствовала потребность заявителя в улучшении характеристик оборудования, учитывая указание в акте готовности к выполнению плана на 2000 расчетный год на готовность к выполнению мобилизационного задания исходя из имеющихся мощностей и технологических возможностей;
3) Перечни работ на 2008 - 2010 годы согласованы Минэнерго России 27.06.2011, то есть после фактического проведения работ в 2008 - 2010 годах, а также отозваны Минэнерго России письмом от 11.04.2016 в связи с отсутствием отнесения работ по реконструкции к мобилизационному плану и заданию, а выполнение их исключительно на основании инвестиционной программы в рамках текущей производственной деятельности;
4) в отношении убытка 2006 года заявленного присоединенным к обществу в 2008 году ОАО "Алтайэнерго" указано на:
- не представление документов, подтверждающие объем понесенных затрат,
- не произведение корректировки расходов от реализации на суммы амортизации и амортизационной премии по объектам основных средств, участвующих в мобилизационной подготовке.
Установив указанные выше нарушения налоговый орган сделал выводы о:
- неправомерном учете в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2011 - 2012 годы убытков 2006 года по ОАО "Алтайэнерго" в размере 276 674 768 р. и убытков 2008 - 2010 годов в размере 824 874 802 р.,
- неуплате налога в части приходящемся на снятые убытки 2006 года по ОАО "Алтайэнерго" в размере 55 334 954 р., приходящиеся на снятые убытки 2008 - 2010 годов в размере 164 974 960 р.
По вопросу учета в составе расходов затрат связанных с мобилизационной подготовкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).
В соответствии с положениями статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть амортизируемого имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
Пунктом 9 статьи 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 НК РФ как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.
Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов.
Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ.
Указанные расходы, являющиеся амортизационной премией, списываются единовременно в периоде приемки и ввода построенного или приобретенного объекта основных средств к учету.
Остальная часть расходов на создание или приобретение объектов основных средств, а также расходов по их достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, за вычетом амортизационной премии, подлежит списанию в течение всего срока полезного использования основного средства через ежемесячные амортизационные отчисления.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, относятся, в частности: расходы в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
Указанные расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, относящиеся к работам по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов основных средств, в силу данной нормы подлежат единовременному списанию в состав внереализационных расходов, без включения в первоначальную стоимость объекта основных средств и списания в течение срока его полезного использования через ежемесячные амортизационные отчисления.
Правовое регулирование мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области установлены Законом N 31-ФЗ.

































































































































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)