Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.11.2017 N Ф07-11863/2017 ПО ДЕЛУ N А13-16054/2016

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Обществу доначислен налог на имущество в связи с неправомерным применением пониженной налоговой ставки в отношении объекта основных средств - воздушно-кабельной линии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. по делу N А13-16054/2016


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Бурматовой Г.Е., Соколовой С.В., при участии от акционерного общества "Ротор" Полетаевой С.А. (доверенность от 24.11.2017), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Кудрявцевой Ю.С. (доверенность от 31.01.2017 N 38), рассмотрев 28.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ротор" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.05.2017 (судья Ковшикова О.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Чередина Н.В.) по делу N А13-16054/2016,

установил:

Акционерное общество "Ротор", место нахождения: 160000, город Вологда, улица Добролюбова, дом 76, ОГРН 1023500894010, ИНН 3525078725 (далее - АО "Ротор", Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 1, ОГРН 1043500095737, ИНН 3525022440 (далее - Инспекция), от 02.09.2016 N 7459.
Решением суда первой инстанции от 02.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.07.2017, АО "Ротор" в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять по данному делу новый судебный акт о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа. По мнению подателя жалобы, исходя из буквального толкования положений пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Постановление N 504), основанием для применения пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций (далее - налог на имущество) является соблюдение следующих условий: имущество учтено на балансе организации в качестве объекта основных средств, по своему функциональному назначению оно относится к одной из указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ и Перечне N 504 категорий. Заявитель обращает внимание на то, что функциональное назначение и технические характеристики воздушно-кабельной линии РП "Ротор" - подстанция "Восточная", напряжением 10 кВ, предназначенной для приема и передачи электрической энергии от подстанции "Восточная" до распределительного пункта Общества, позволяют безоговорочно отнести ее к объектам, указанным в Перечне N 504.
В судебном заседании представитель АО "Ротор" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом 25.03.2016 налоговой декларации по налогу на имущество за 2015 год Инспекция составила акт 11.07.2016 N 3865 и приняла решение от 02.09.2016 N 7459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислено 43 383 руб. налога на имущество за 2015 год и начислено 1324 руб. 63 коп. пеней. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 8676 руб. 60 коп. штрафа.
Основанием для доначисления спорных сумм налога, пени и штрафа послужил вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом предусмотренной пунктом 3 статьи 380 НК РФ пониженной ставки налога на имущество в отношении объекта основных средств - воздушно-кабельной линии РП "Ротор" - подстанция "Восточная". В обоснование этого вывода налоговый орган указал, что согласно данным сайта Федеральной службы по тарифам и региональной энергетической комиссии Вологодской области Общество не входит в реестр субъектов естественных монополий и не является сетевой организацией, владеющей на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, входящими в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; основным видом деятельности Общества является обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов, деятельностью, относящейся к передаче электроэнергии, заявитель не занимается.
Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области решением от 03.11.2016 N 07-09/11444@ оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Общества на решение налогового органа.
Считая решение Инспекции от 02.09.2016 N 7459 незаконным АО "Ротор" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод, что воздушно-кабельная линия Общества не связана с процессом передачи им электрической энергии, что необходимо для отнесения имущества к линиям электропередачи, указанным в Перечне N 504.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования Общества - удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 названного Кодекса.
Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории Вологодской области налог на имущество установлен Законом Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 968-ОЗ).
В статье 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1,0%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%.
В пункте 2 статьи 2 Закона N 968-ОЗ в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в 2015 году установлена налоговая ставка по налогу на имущество в размере 1%.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Согласно Перечню N 504 в разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименована, в частности, линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125).
К линиям электропередачи воздушным (код ОКОФ 12 4521125) в графе "Примечание" относятся, в том числе линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно, переменного и постоянного тока на металлических опорах, на опорах из непропитанной древесины, на опорах из пропитанной древесины, на железобетонных опорах, в том числе опоры, фундаменты, провода, тросы, изолирующие подвески, охранные системы, системы заземления, системы защиты ВЛ, устройства светоограждения, устройства защиты от перенапряжений, устройства отбора мощности, установленные непосредственно на линии электропередачи, высокочастотные заградители, если они размещены в границах зоны эксплуатации линии электропередачи, устройства плавки гололеда и элементы, входящие в состав линий электропередачи.
Общество применило пониженную налоговую ставку по налогу на имущество в отношении воздушно-кабельной линии РП "Ротор" - подстанция "Восточная", которая, как следует из имеющихся в деле акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), инвентарной карточки учета объекта основных средств, паспорта воздушной линии, представляет собой воздушную линию электропередачи с напряжением 10 кВ на железобетонных опорах, предназначенную для приема, передачи электрической энергии.
Таким образом, спорное имущество фактически является линией электропередачи воздушной, что соответствует коду ОКОФ 12 4521125, по которому оно и приняты Обществом к своему учету согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств.
Присвоенный Обществом объекту код ОКОФ соответствует его функциональному назначению, поскольку имущество связано с процессом передачи электрической энергии потребителю.
На основании ГОСТа 19431-84 "Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - это обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). При этом потребителями признаются предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии присоединены к электрической сети и используют электрическую энергию.
Под линией электропередачи (ЛЭП) понимается электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно пунктам 2.4.2 и 2.5 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187, воздушной линией электропередачи является устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям. За начало и конец воздушной линии электропередачи принимается место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону воздушной линии у открытого распределительного устройства с линейными порталами.
Таким образом, исходя из норм отраслевого законодательства к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ которых содержатся в Перечне N 504, относится имущество, которое с учетом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.
Приобщенные к материалам дела договор от 01.01.2007 N 10 на электроснабжение для покупателя, заключенный Обществом с открытым акционерным обществом "Вологодская сбытовая компания", с соглашением от 10.09.2007 и акт от 31.07.2013 N АР-3/218 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок), подписанный между открытым акционерным обществом "МРСК Северо-Запада" (сетевая компания) и Обществом, подтверждают, что имеющаяся на балансе сетевой компании энергоустановка (ПС "Восточная") технологически соединена с элементами электрической сети Общества, и по принадлежащей Обществу воздушной линии электропередачи с напряжением 10 кВ электрическая энергия передается потребителю (Обществу).
Поскольку фактическое наименование и функциональное назначение спорного имущества соответствуют наименованию и назначению имущества, указанному в Перечне N 504 по коду ОКОФ 12 4521125, следует признать, что суды пришли к неправомерному выводу об отсутствии у Общества правовых оснований для применения пониженной налоговой ставки по налогу на имущество за 2015 год.
При таком положении у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных АО "Ротор" требований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы имеющиеся в деле доказательства, однако неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты следует отменить, принять по делу новый судебный акт - о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.05.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу N А13-16054/2016 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области от 02.09.2016 N 7459.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 1, ОГРН 1043500095737, ИНН 3525022440, в пользу акционерного общества "Ротор", место нахождения: 160000, город Вологда, улица Добролюбова, дом 76, ОГРН 1023500894010, ИНН 3525078725, 6000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
С.В.СОКОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)