Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.11.2017 N 06АП-6266/2017 ПО ДЕЛУ N А73-17334/2016

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2017 г. N 06АП-6266/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
- от публичного акционерного общества "МТС-БАНК": Юн О.Б., представителя по доверенностям от 09.01.2017 N ДВФ/06 (сроком 31.12.2017); от 28.12.2016 N И-24-00441/16-101 (по 31.12.2017);
- от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска: Гребенкиной И.В., представителя по доверенности от 08.11.2017 N 02-15/44466 (сроком по 29.12.2017);
- от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Гребенкиной И.В., представителя по доверенности от 07.11.2017 N 05-30/24455@ (сроком по 31.12.2018);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "МТС-БАНК"
на решение от 15.09.2017
по делу N А73-17334/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению публичного акционерного общества "МТС-Банк" (ОГРН 1027739053704; ИНН 7702045051)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
о признании незаконным и отмене решения от 17.08.2016 N 9105 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
установил:

публичное акционерное общество "МТС-Банк" (далее - заявитель; ПАО "МТС-Банк"; налогоплательщик; банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (далее - инспекция; ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска), Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - Управление; УФНС России по Хабаровскому краю) с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 17.08.2016 N 9105 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Судом по ходатайству заявителя с согласия представителя налоговых органов в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ненадлежащего ответчика УФНС России по Хабаровскому краю на ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска.
Решением суда от 15.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "МТС-Банк" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт которым удовлетворить заявленные требования.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статью 57 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23, статьи 5, 45, 52, 389 пункт 1 статьи 388, часть 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О, статьи 24.11, 24.12, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", указал, что: в рассматриваемом случае соответствующие сведения по земельному участку, принадлежащему обществу были внесены в кадастр только 04.01.2015 (т.е. кадастровые процедуры произведены после 01.01.2015) и их результаты не могут быть использованы в исчислении земельного налога в 2015 году.
В своих отзывах на апелляционную жалобу УФНС России по Хабаровскому краю и ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска доводы жалобы отклонили, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ПАО "МТС-Банк" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления и инспекции отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ПАО "МТС-Банк" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040530:3, в отношении которого банком 29.01.2016 в инспекцию представлена налоговая декларация по земельном налогу за 2015 год, и по результатам ее проверки ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска пришла к выводу о занижении ПАО "МТС-Банк" налоговой базы по земельному участку с кадастровым номером 27:23:0040530:3, в связи с указанием неверной кадастровой стоимости земельного участка.
Выводы проверки отражены в акте налоговой проверки от 18.05.2016 N 28825.
Решением инспекции налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафных санкций в размере 78 руб., обществу доначислен налог в размере 779 руб., а также начислены пени в соответствии со статьей 75 НК РФ за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 42,73 руб.
Не согласившись с решением инспекции, общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 28.09.2016 решение инспекции оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, банк обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Земельный налог на территории муниципального образования "город Хабаровск" введен решением Хабаровской городской Думы от 25.10.2005 N 146 "О внесении изменений в Положение о местных налогах на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденное Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 N 571".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Постановление N 316), в соответствии с пунктом 10 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего в спорный период, установлен принцип непрерывности актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, который предполагает постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности.
То есть, утверждение новых результатов кадастровой оценки, исключает применение старых результатов кадастровой оценки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Значит, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае, действовавшие до 01.01.2015.
С 01.01.2015 вступили в силу изменения, внесенные Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр (далее - Постановление N 205-пр), которые официально опубликованы в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" 12.08.2014, а также размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, утверждение новых результатов кадастровой оценки, в том числе нового удельного показателя кадастровой стоимости, исключает применение прежних результатов кадастровой оценки, отраженных в ранее действовавшем Постановлении Правительства края N 273-пр.
Следовательно, при исчислении земельного налога за 2015 год применяется кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением N 205-пр.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"; сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Следовательно, налоговая база по земельному налогу может быть определена налогоплательщиком после получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка от уполномоченного органа кадастрового учета либо использования сведений о кадастровой стоимости земельного участка, размещенных на официальном сайте Федерального агентства объектов недвижимости в сети Интернет.
Как следует из материалов дела, ПАО "МТС-Банк" в налоговый орган 29.01.2016 представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2015 год, согласно которой обществом налог исчислен в соответствии с кадастровой стоимостью 169320 руб., указанной в справке Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю от 21.05.2015.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, определяя кадастровую стоимость земельного участка за 2015 год, налогоплательщик не воспользовался правом ознакомления с кадастровой стоимостью земельного участка на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет, а сведения о кадастровой стоимости земельного участка, запрошенные заявителем по состоянию на 01.01.2015 не являлись актуальными на дату подачи налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2015-29.01.2016.
Установив, что имело место занижение налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу за 2015 год в связи с неверным применением кадастровой стоимости земельного участка, которое повлекло за собой неуплату налога, инспекция пришла к верному выводу о необходимости привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа, пени и доначислении налога. При этом с учетом смягчающих ответственность обстоятельств налоговый орган снизил штрафные санкции до 78 руб.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Излишне уплаченная 11.10.2017 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 сентября 2017 года по делу N А73-17334/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "МТС-БАНК" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения N 77683 от 11.10.2017. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)