Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2017 ПО ДЕЛУ N А05-3203/2017

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2017 г. по делу N А05-3203/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 ноября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества Черепановой О.А. по доверенности от 22.04.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 августа 2017 года по делу N А05-3203/2017 (судья Болотов Б.В.),
установил:

публичное акционерное общество "Мобильные телесистемы" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076; место нахождения: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042901307602, ИНН 2904009699; место нахождения: 165300, г. Котлас, Архангельская область, ул. К. Маркса, д. 14; далее - инспекция) о признании недействительным решения от 27.09.2016 N 05-17/2278.
Решением суда от 22 августа 2017 года заявленное требование удовлетворено: решение инспекции от 27.09.2016 N 05-17/2278 признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. С инспекции в пользу общества взыскано 3000 рублей расходов по государственной пошлине.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Инспекция о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, поэтому дело рассмотрено в ее отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию корректировочную налоговую декларацию по земельному налогу за 2015 год, в которой исчислило земельный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 29:07:152501:469 и 29:07:121501:465 исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 N 465-пп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Архангельской области" (далее - Постановление N 465-пп).
Инспекция в результате камеральной проверки названной декларации пришла к выводу о том, что поскольку результаты определения кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением N 465-пп внесены в кадастр недвижимости 20.01.2015, то в силу абзаца третьего статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) кадастровая стоимость земельных участков, установленная данным Постановлением, не может быть использована при определении налоговой базы по земельному налогу за 2015 год.
Руководствуясь изложенным, инспекция составила акт налоговой проверки от 03.06.2016 N 05-17/1202 и вынесла решение от 27.09.2016 N 05-17/2278, которым привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 2310 руб. 80 коп., доначислила 46 210 руб. земельного налога и пени в размере 5855 руб. 10 коп.
Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу решением от 11.01.2017 N 07-10/1/00181@ оставило решение инспекции без изменения, а жалобу общества - без удовлетворения.
Общество обжаловало решение инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом в силу положений статьи 393 указанного Кодекса признается календарный год.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в настоящем Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Указанная правовая позиция также нашла закрепление в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В данном случае Постановление N 465-пп опубликовано в газете "Волна" 25.11.2014, следовательно, в целях налогообложения вступает в силу 25.12.2014 и подлежит применению с 01.01.2015.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, принимая во внимание вышеизложенное, правомерно пришел к выводу о правомерном применении Обществом при расчете земельного налога за 2015 год сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленные Постановлением N 465-пп, вступившим в силу в целях налогообложения 01.01.2015.
Доводы инспекции о том, что поскольку сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, утвержденной Постановлением N 465-пп, внесены в государственный кадастр недвижимости 20.01.2015, то в силу положений статей 24.17 и 24.20 Закона N 135-ФЗ не подлежат применению в целях налогообложения за 2015 год, подлежат отклонению.
Действительно, согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для предусмотренных законодательством Российской Федерации целей со дня их внесения в государственный кадастр недвижимости и согласно абзацу второму статьи 24.17 этого же Закона датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
Однако положения указанных норм Закона N 135-ФЗ не изменяют порядок действия во времени законодательства о налогах. Данный Закон к актам законодательства о налогах не относится.
Кроме того, статья 24.20 Закона N 135-ФЗ регламентирует вопросы применения сведений о кадастровой стоимости после завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. В рассматриваемом случае кадастровая стоимость установлена постановлением N 465-пп, а не по результатам рассмотрения судом или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления общества о несогласии с установленной кадастровой стоимостью земельного участка.
Внесение 20.01.2015 в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, утвержденной постановлением N 465-пп, не исключает применения заявителем этой стоимости при расчете налога за 2015 год.
Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.07.2017 по делу N А05-11054/2016.
Кроме того, к установленному сроку уплаты авансовых платежей 2015 года, тем более к сроку уплаты налога и подачи налоговой декларации за 2015 год (в январе 2016 года), сведения об утвержденной постановлением N 465-пп кадастровой стоимости в государственном кадастре недвижимости имелись.
Инспекцией не приведены какие-либо доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 августа 2017 года по делу N А05-3203/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.В.МУРАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)