Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2017 N 02АП-5395/2017 ПО ДЕЛУ N А17-7900/2014

Разделы:
Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 г. по делу N А17-7900/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Мелентьева А.И., действующего на основании доверенности от 13.05.2017,
представителей ответчика: Сафоновой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 10.01.2017, Гордеевой Е.В., действующей на основании доверенности от 11.07.2017, Морозовой А.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2017 по делу N А17-7900/2014, принятое судом в составе судьи Голикова С.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (ИНН: 3731023288, ОГРН: 1023700542030)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново
(ИНН: 3728012590, ОГРН: 1043700251088),
о признании недействительным решения от 11.09.2014 N 3484,
установил:

открытое акционерное общество "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (далее - ОАО "ИЗТС", Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган) признании недействительным решения от 11.09.2014 N 3484.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "ИЗТС" с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая на отсутствии основания для возложения на него обязанности по уплате земельного налога за 2013 в отношении спорных земельных участков, поскольку они заняты объектами недвижимости, принадлежащими иным собственникам, поэтому отсутствие заявления ОАО "ИЗТС" об отказе от прав на землю соответствует закону.
Соответственно, заявитель жалобы считает, что решение от 31.05.2017 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Подробно позиции сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании апелляционного суда 24.08.2017, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области, представители сторон изложили свои позиции по апелляционной жалобе и отзыву на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2017 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации ОАО "ИЗТС" по земельному налогу за 2013, по результатам которой 16.07.2014 составила акт N 2613 и 11.09.2014 приняла решение N 3484, согласно которому Обществу доначислен земельный налог в сумме 2 997 928 руб. за 2013, указав, что ОАО "ИЗТС", владеющее земельными участками, являющимися объектом налогообложения, на праве постоянного (бессрочного) пользования, не исчислило указанную сумму земельного налога.
Налогоплательщик с решением Инспекции не согласился и обжаловал его в УФНС России по Ивановской области.
Решением вышестоящего налогового органа от 06.11.2014 решение Инспекции оставлено без изменения.
ОАО "ИЗТС" с решением Инспекции не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь статьями 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 11.4, 11.8, 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральными законами от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении споров, связанных с взиманием земельного налога", Распоряжением Администрации города Иваново N 2086-ра от 03.07.2008 "Об утверждении границ земельных участков, расположенных по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Станкостроителей, д. 1", требования налогоплательщика признал необоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормами НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 9 статьи 3 Закон N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" указано, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Статьей 45 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ.
На основании пункта 5 статьи 53 ЗК РФ право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав, прекращается с момента принятия решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно Государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ИВ-01-000-698 ОАО "ИЗТС" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 52,7495 га по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1.
Постановлением администрации г. Иваново N 344-19А от 26.08.1993 Обществу предоставлено 52,7495 га земель в бессрочное (постоянное) пользование для промплощадки по ул. Станкостроителей, д. 1. Акт зарегистрирован в Книге записей Государственных актов на право собственности владения, пользования землей за N ИВ-01-000-698.
Впоследствии часть участка была изъята и передана другим организациям и после изъятия площадь участка составила 50,7521 га.
26.08.1993 в государственный кадастр недвижимости внесен номер земельного участка 37:24:040928:17 площадью 507 521 кв. м.
20.12.2006 на земельный участок КН 37:24:04 09 28:0017 площадью 507521 кв. м зарегистрировано право собственности на основании статьи 3.1. Закона N 137-ФЗ, субъект права - Российская Федерация.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области N 224 от 04.06.2008 "Об утверждении границ земельных участков, расположенных по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Станкостроителей, д. 1" земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 37:24:040928:17 общей площадью 507 521 кв. м, расположенный по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Станкостроителей, д. 1. разделен на двадцать земельных участков.
Пунктом 3 вышеупомянутого Распоряжения, закреплена обязанность ОАО "ИЗТС" произвести постановку вновь образованных земельных участков на кадастровый учет.
Распоряжением Администрации города Иваново N 2086-ра от 03.07.2008 "Об утверждении границ земельных участков, расположенных по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Станкостроителей, д. 1" утверждены проекты границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 37:24:040928:17 общей площадью 507 521 кв. м (20 участков).
Согласно пункту 6 данного Распоряжения ОАО "ИЗТС" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области должны произвести постановку вновь образованных земельных участков на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом, у собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно письмам ТУ Росимущества в Ивановской области от 04.04.2013 N 12-2326 и от 03.10.2014 N 12-1979, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:17 общей площадью 507 521 кв. м, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Иваново, улица Станкостроителей, д. 1, образованы земельные участки с кадастровыми номерами:
37 24 040928 160 - площадью 29,5621 га,
37 24 040928 161 - площадью 0,9387 га,
37 24 040928 162 - площадью 0,6958 га,
37 24 040928 163 - площадью 0,5709 га,
37 24 040928 164 - площадью 0,5284 га,
37 24 040928 165 - площадью 0,4822 га,
37 24 040928 166 - площадью 1,4592 га,
37 24 040928 167 - площадью 0,0074 га,
37 24 040928 168 - площадью 0,2818 га,
37 24 040928 169 - площадью 0,4670 га,
37 24 040928 170 - площадью 0,3933 га,
37 24 040928 171 - площадью 0,4288 га,
37 24 040928 172 - площадью 1,9896 га,
37 24 040928 173 - площадью 0,9053 га,
37 24 040928 174 - площадью 1,0814 га,
37 24 040928 175 - площадью 9,7939 га,
37 24 040928 176 - площадью 0,0022 га,
37 24 040928 178 - площадью 0,1824 га,
37 24 040928 180 - площадью 1,8852 га,
37 24 040928 181 - площадью 0,9632 га.
Таким образом, в силу приведенные выше норм права, а также положений пунктов 1, 2, 3, 4 и 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 суд первой инстанции обоснованно указал, что ОАО "ИЗТС" приобрело возникшее до введения требования о государственной регистрации вещных прав право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, образованными при разделе земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:17.
Процедуру добровольного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками Общество не инициировало; с заявлением об отказе от права на земельные участки в уполномоченный орган не обращалось.
Кроме того, ОАО "ИЗТС" отказано в удовлетворении исковых требований о признании прекращенным права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками - судебные акты по делам N А17-8584/2014, N А17-8585/2014, N А17-1091/2015, в рамках которых судами было указано следующее:
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 ГК РФ и пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ к покупателю здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у прежнего их собственника.
Пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу указанных норм действующего законодательства покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Соответственно, третьи лица, получившие части объектов недвижимого имущества по сделкам купли-продажи от ОАО "ИЗТС", вправе были претендовать на соответствующую часть земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:0017 в соответствии с правилами статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации с момента перехода права собственности на здания, строения, сооружения.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду, а поэтому собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на спорных земельных участках, приобрели исключительные права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду, прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "ИЗТС" земельными участками не требуется.
При этом вновь образованные земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, проданные ОАО "ИЗТС" иным лицам и признанные Инспекцией объектом налогообложения, не были предоставлены иным лицам, и записей о праве иных лиц на эти земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в период вмененной заявителю обязанности уплачивать земельный налог не имеется.
Довод заявителя жалобы о том, что на части земельных участков, принадлежащих Обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования, расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным собственникам, в связи с чем ОАО "ИЗТС" не является плательщиком земельного налога по данным земельным участкам, подлежит отклонению, поскольку собственник объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, но который не зарегистрировал за собой это право в установленном законом порядке, плательщиком земельного налога не является.
Довод заявителя жалобы о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 37:24:040928:161, 37:24:040928:164, 37:24:040928:169 не признаются объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ, апелляционный суд отклоняется, как не подтвержденный материалами дела.
Тот факт, что ранее часть земельного участка изымалась (в том числе закреплялась за ОАО "Станкосистема"), не свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности уплачивать земельный налог, поскольку вновь образованные земельные участки (в том числе 37:24:040928:180, сформированный при преобразовании земельных участков 37:24:040928:17, 37:24:040928:47, 37:24:040928:55) возник при разделе на двадцать земельных участков земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:17, обремененного правом постоянного (бессрочного) пользования Общества.
Соответственно, подлежит отклонению также довод ОАО "ИЗТС" об отсутствии оснований для уплаты земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040928:176, 37:24:040928:162.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2017 законным и обоснованным, принятыми при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы ОАО "ИЗТС" по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2017 по делу N А17-7900/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (ИНН: 3731023288, ОГРН: 1023700542030) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Л.И.ЧЕРНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)