Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Николаев Д.В., Стрекачева А.Н.
при ведении протокола судебного заседания Кожаковой М.Н.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Редько Виктора Николаевича: представитель Самойлик М.В. по доверенности от 01.02.2016 г.
- от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару: представитель Туров М.Ю. по доверенности от 01.04.2016 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Редько Виктора Николаевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.02.2016 по делу N А32-45229/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Редько В.Н.
к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару
о признании недействительным решения от 14.08.2015 N 14-16/37807
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
Индивидуальный предприниматель Редько В.Н. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару о признании недействительным решение от 14.08.2015 N 14-16/37807 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления штрафа в размере 32 382,40 руб., начисления пени в размере 14 473,20 руб., доначисления суммы земельного налога в размере 161 912 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что суду не представлены доказательства оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Индивидуальный предприниматель Редько Виктор Николаевич обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56 фактически используется в производственных целях. Решением Городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" установлены ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. Такой вид разрешенного использования как "эксплуатация административного здания, склада и холодильника" в указанном решении Городской думы Краснодара не поименован, однако из буквального толкования решения к нему соотносится "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Данной категории земельных участков установлена ставка земельного налога в размере 0,103 процента. Применение налоговой ставки 0,103 процента обусловлено свойствами объекта налогообложения - назначение и использование земельного участка.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Редько Виктора Николаевича поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.01.2015 предпринимателем Редько В.Н. была представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой сумма налога к уплате исчислена в размере 17 893 рубля, исходя из ставки налога в размере 0,103% и кадастровой стоимости 34 743 511,72 руб.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По результатам проверки составлен акт от 97.05.2015 N 14-16/53416, а заместителем начальника инспекции принято решение от 14.08.2015 N 14-16/37807 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 32 382,40 руб., согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2014 год, начислены пени в сумме 14 473,20 руб., предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 161 912 рублей.
Решение инспекции мотивировано тем, что в нарушение ст. 394 НК РФ налогоплательщиком применена ставка 0,103%, вместо 1,036% при исчислении земельного налога за 2014 г. по земельному участку с кадастровым номером 23:43:0206090:56.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 07.10.2015 N 21-13-745 апелляционная жалоба предпринимателя на решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару, г. Краснодар от 14.08.2015 N 1416/37807 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением, Редько В.Н. обратился в суд.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ заявитель признается плательщиком земельного налога.
Одним из основных начал законодательства о налогах является принцип их экономической обоснованности. В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Экономической основой налогов на имущество, к которым относится земельный налог, является факт обладания имуществом соответствующей стоимости, которое является объектом налогообложения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса).
Часть 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).
Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель регламентирован Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Пунктами 2, 4, 9, 12 Правил закреплено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр недвижимости. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра. Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. К землям населенных пунктов удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
При этом если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования; то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.
Из изложенного следует, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:
- - его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;
- - размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Установлено, что Редько В.Н. на праве долевой собственности принадлежит доля (1/2) земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206090:56, категория земли - земли населенных пунктов - для эксплуатации административного здания, склада и холодильника, площадью 1121 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 89, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним) 28.08.2008 сделана запись регистрации N 23-2301/313/2008-278, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АЕ N 141407 выданное 29.08.2008.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 89, площадью 1121 кв. м, с видом разрешенного использования "для эксплуатации административного здания, склада и холодильника" относится к категории земель "земли населенных пунктов".
Согласно данным сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 89, площадью 1121 кв. м с 01.01.2012 установлена кадастровая стоимость в размере 34 743 511,72 рубля.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в 2011 году Департаментом имущественных отношений Краснодарского края организованы и проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края.
Результаты указанных работ утверждены приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края":
1) результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края (приложение N 1);
2) средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края (приложение N 2);
Согласно приложению N 2 Приказа N 1756 кадастровому кварталу с номером 23:43:0206090 предназначены 15 средних удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе видов разрешенного использования.
В том числе, в состав видов разрешенного использования включены: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (п. 7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 9).
Средний удельный показатель для кадастрового квартала 23:43:0206090 для разрешенного вида использования п. 7 - 30 868, 22, для п. 9 - 12 573, 37.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206090:56 "Для эксплуатации административного здания, склада, холодильника", указанный в свидетельстве о государственной регистрации права 23-АЕ N 141408, в утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов не поименован.
В соответствии с приложением N 2 Приказа N 1756 в кадастровом квартале 23:43:0206090 наиболее близкое значение к удельному показателю 30 993,32 руб./кв. м - 30 868,22 руб./кв. м, что соответствует 7 виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Таким образом, для спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость, рассчитанная от вида разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии"- 7 вид разрешенного использования.
Ставки земельного налога в проверяемый период установлены решением городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар - 1, 036 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий; 0,103 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков предназначенных для размещения производственных и административных зданий.
Таким образом, применительно к 7 виду разрешенного использования решением городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар в 2014 году применялась ставка 1,036 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий.
Исчисляя земельный налог за 2014 год, налогоплательщик применил кадастровую стоимость установленную вышеуказанным Постановлением, а ставку земельного налога, установленную для иного вида разрешенного использования (для 9 вида разрешенного использования).
Поскольку при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56 был отнесен к 7 виду разрешенного использования земель населенных пунктов - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", Редько В.Н. результаты определения кадастровой стоимости земельного участка оспорены не были, инспекция пришла к обоснованному выводу, что подлежит применению ставка 1,036 процента от кадастровой стоимости участка.
Доводы подателя жалобы о том, что подлежит применению ставка 0,103 процента, подлежат отклонению.
Ставка 0,103 процента от кадастровой стоимости участка применяется в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Указанная ставка применяется для 9 вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 9 приложения N 2 Приказа N 1756), Средний удельный показатель 12 573,37.
Как было отмечено, по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Кожевенная 89, площадью 1121 кв. м, с видом разрешенного использования "для эксплуатации административного здания, склада и холодильника" относится к категории земель "земли населенных пунктов".
В соответствии с письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 17.08.2015 N 11-321/26010 разъяснено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206090:56 была определена при проведении III тура работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, результаты которого были утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
При этом указанный земельный участок исполнителем работ был отнесен к 7 виду разрешенного использования земель населенных пунктов - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Суд апелляционной инстанции считает, что ставка земельного налога и кадастровая стоимость в отношении одного земельного участка должны применяться в зависимости от одного вида разрешенного использования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2016 по делу N А32-45229/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2016 N 15АП-5359/2016 ПО ДЕЛУ N А32-45229/2015
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2016 г. N 15АП-5359/2016
Дело N А32-45229/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Николаев Д.В., Стрекачева А.Н.
при ведении протокола судебного заседания Кожаковой М.Н.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Редько Виктора Николаевича: представитель Самойлик М.В. по доверенности от 01.02.2016 г.
- от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару: представитель Туров М.Ю. по доверенности от 01.04.2016 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Редько Виктора Николаевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.02.2016 по делу N А32-45229/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Редько В.Н.
к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару
о признании недействительным решения от 14.08.2015 N 14-16/37807
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
установил:
Индивидуальный предприниматель Редько В.Н. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару о признании недействительным решение от 14.08.2015 N 14-16/37807 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления штрафа в размере 32 382,40 руб., начисления пени в размере 14 473,20 руб., доначисления суммы земельного налога в размере 161 912 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что суду не представлены доказательства оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Индивидуальный предприниматель Редько Виктор Николаевич обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56 фактически используется в производственных целях. Решением Городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" установлены ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. Такой вид разрешенного использования как "эксплуатация административного здания, склада и холодильника" в указанном решении Городской думы Краснодара не поименован, однако из буквального толкования решения к нему соотносится "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Данной категории земельных участков установлена ставка земельного налога в размере 0,103 процента. Применение налоговой ставки 0,103 процента обусловлено свойствами объекта налогообложения - назначение и использование земельного участка.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Редько Виктора Николаевича поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.01.2015 предпринимателем Редько В.Н. была представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой сумма налога к уплате исчислена в размере 17 893 рубля, исходя из ставки налога в размере 0,103% и кадастровой стоимости 34 743 511,72 руб.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По результатам проверки составлен акт от 97.05.2015 N 14-16/53416, а заместителем начальника инспекции принято решение от 14.08.2015 N 14-16/37807 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 32 382,40 руб., согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2014 год, начислены пени в сумме 14 473,20 руб., предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 161 912 рублей.
Решение инспекции мотивировано тем, что в нарушение ст. 394 НК РФ налогоплательщиком применена ставка 0,103%, вместо 1,036% при исчислении земельного налога за 2014 г. по земельному участку с кадастровым номером 23:43:0206090:56.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 07.10.2015 N 21-13-745 апелляционная жалоба предпринимателя на решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару, г. Краснодар от 14.08.2015 N 1416/37807 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением, Редько В.Н. обратился в суд.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ заявитель признается плательщиком земельного налога.
Одним из основных начал законодательства о налогах является принцип их экономической обоснованности. В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Экономической основой налогов на имущество, к которым относится земельный налог, является факт обладания имуществом соответствующей стоимости, которое является объектом налогообложения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса).
Часть 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).
Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель регламентирован Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Пунктами 2, 4, 9, 12 Правил закреплено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр недвижимости. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра. Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. К землям населенных пунктов удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
При этом если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования; то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.
Из изложенного следует, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:
- - его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;
- - размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Установлено, что Редько В.Н. на праве долевой собственности принадлежит доля (1/2) земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206090:56, категория земли - земли населенных пунктов - для эксплуатации административного здания, склада и холодильника, площадью 1121 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 89, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним) 28.08.2008 сделана запись регистрации N 23-2301/313/2008-278, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АЕ N 141407 выданное 29.08.2008.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 89, площадью 1121 кв. м, с видом разрешенного использования "для эксплуатации административного здания, склада и холодильника" относится к категории земель "земли населенных пунктов".
Согласно данным сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 89, площадью 1121 кв. м с 01.01.2012 установлена кадастровая стоимость в размере 34 743 511,72 рубля.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в 2011 году Департаментом имущественных отношений Краснодарского края организованы и проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края.
Результаты указанных работ утверждены приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края":
1) результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края (приложение N 1);
2) средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края (приложение N 2);
Согласно приложению N 2 Приказа N 1756 кадастровому кварталу с номером 23:43:0206090 предназначены 15 средних удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе видов разрешенного использования.
В том числе, в состав видов разрешенного использования включены: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (п. 7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 9).
Средний удельный показатель для кадастрового квартала 23:43:0206090 для разрешенного вида использования п. 7 - 30 868, 22, для п. 9 - 12 573, 37.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206090:56 "Для эксплуатации административного здания, склада, холодильника", указанный в свидетельстве о государственной регистрации права 23-АЕ N 141408, в утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов не поименован.
В соответствии с приложением N 2 Приказа N 1756 в кадастровом квартале 23:43:0206090 наиболее близкое значение к удельному показателю 30 993,32 руб./кв. м - 30 868,22 руб./кв. м, что соответствует 7 виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Таким образом, для спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость, рассчитанная от вида разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии"- 7 вид разрешенного использования.
Ставки земельного налога в проверяемый период установлены решением городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар - 1, 036 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий; 0,103 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков предназначенных для размещения производственных и административных зданий.
Таким образом, применительно к 7 виду разрешенного использования решением городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар в 2014 году применялась ставка 1,036 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий.
Исчисляя земельный налог за 2014 год, налогоплательщик применил кадастровую стоимость установленную вышеуказанным Постановлением, а ставку земельного налога, установленную для иного вида разрешенного использования (для 9 вида разрешенного использования).
Поскольку при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56 был отнесен к 7 виду разрешенного использования земель населенных пунктов - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", Редько В.Н. результаты определения кадастровой стоимости земельного участка оспорены не были, инспекция пришла к обоснованному выводу, что подлежит применению ставка 1,036 процента от кадастровой стоимости участка.
Доводы подателя жалобы о том, что подлежит применению ставка 0,103 процента, подлежат отклонению.
Ставка 0,103 процента от кадастровой стоимости участка применяется в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Указанная ставка применяется для 9 вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 9 приложения N 2 Приказа N 1756), Средний удельный показатель 12 573,37.
Как было отмечено, по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206090:56, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Кожевенная 89, площадью 1121 кв. м, с видом разрешенного использования "для эксплуатации административного здания, склада и холодильника" относится к категории земель "земли населенных пунктов".
В соответствии с письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 17.08.2015 N 11-321/26010 разъяснено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206090:56 была определена при проведении III тура работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, результаты которого были утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
При этом указанный земельный участок исполнителем работ был отнесен к 7 виду разрешенного использования земель населенных пунктов - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Суд апелляционной инстанции считает, что ставка земельного налога и кадастровая стоимость в отношении одного земельного участка должны применяться в зависимости от одного вида разрешенного использования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2016 по делу N А32-45229/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Д.В.НИКОЛАЕВ
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)