Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2017 N 13АП-23775/2017 ПО ДЕЛУ N А56-5851/2016

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. N 13АП-23775/2017

Дело N А56-5851/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лущаева С.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сивцевой П.С.
при участии:
- от заявителя: Волобоев М.В. - доверенность от 26.12.2016;
- Волынская Л.А. - доверенность от 11.01.2017;
- Горбунова Е.Н. - доверенность от 11.01.2017;
- Иккерт П.М. - доверенность от 26.12.2016;
- от налогового органа: Сизова Н.В. - доверенность от 15.11.2017;
- Тимакова Л.Л. - доверенность от 30.08.2017;
- Шаркова Ю.А. - доверенность от 25.01.2017;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23775/2017) Акционерного общества "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2017 по делу N А56-5851/2016 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению Акционерного общества "ИНТЕР РАО-Электрогенерация"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу
о признании недействительными решений в части
установил:

Акционерное общество "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция):
- от 01.10.2015 N 17-49/717 в части доначисления налога на имущество в сумме 34 752 386 руб.;
- от 01.10.2015 N 17-49/718 в части доначисления налога на имущество в сумме 34 281 069 руб.;
- от 01.10.2015 N 17-49/719 в части доначисления налога на имущество в сумме 33 817 402 руб.;
- от 01.10.2015 N 17-49/720 в части доначисления налога на имущество в сумме 31 118 553 руб.;
- от 01.10.2015 N 17-49/721 в части доначисления налога на имущество в сумме 27 133 951 руб.;
- от 01.10.2015 N 17-49/722 в части доначисления налога на имущество в сумме 26 720 705 руб.;
- от 01.10.2015 N 17-49/723 в части доначисления налога на имущество в сумме 26 339 866 руб.;
- от 01.10.2015 N 17-49/724 в части доначисления налога на имущество в сумме 23 770 674 руб.
Решением суда от 12.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд отклонил ходатайство заявителя о проведении дополнительной судебной экспертизы.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Налоговым органом представлен отзыв на апелляционную жалобу с приложением документов.
Приложенные к отзыву документы возвращены Инспекции, поскольку не были заблаговременно направлены Обществу.
Для ознакомления представителей Общества с отзывом налогового органа в судебном заседании объявлялся перерыв.
В судебном заседании Обществом заявлено ходатайство о назначении дополнительной судебной экспертизы, об отложении судебного разбирательства.
Налоговый орган возражал против удовлетворения заявленных ходатайств.
Апелляционный суд, выслушав представителей, не находит достаточных оснований для назначения по делу дополнительной судебной экспертизы, отложения рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы, представили письменные пояснения по отзыву Инспекции.
Представители налогового органа возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Согласно материалам дела, 04.03.2015 Обществом по ТКС представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2012 года, полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года, 2012 год, 1 квартал 2013 года, полугодие 2013 года, 9 месяцев 2013 года, 2013 год (корректировка N 1).
Инспекцией по результатам камеральных проверок налоговых деклараций сделан вывод о необоснованном применении налогоплательщиком налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения на основании п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в 2012 году, и необоснованном применении налогоплательщиком ставки в размере 0,4% в соответствии с п. 3 ст. 380 НК РФ (в 2013 году) в отношении имущества, относящегося, по мнению налогоплательщика, к линиям энергопередачи, а также являющегося их неотъемлемой технологической частью.
01.10.2015 Инспекцией приняты решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 17-49/717, N 17-49/718, N 17-49/719, N 17-49/720, N 17-49/721, N 17-49/722, N 17-49/723, N 17-49/724, согласно которым Обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 57131755 руб., 56356925 руб., 55594672 руб., 51157856 руб., 43341873 руб., 42681782 руб., 42073458 руб., 37969610 руб., соответственно.
Основанием для принятия решений послужил вывод Инспекции о необоснованном заявлении налогоплательщиком налоговой льготы в 2012 году, и налоговой ставки в размере 0,4% в отношении спорных объектов основных средств, которые не относятся к линиям энергопередачи и не являются неотъемлемой их частью, поскольку не участвуют в процессе распределения и передачи электроэнергии, а необходимы для производства электрической и тепловой энергии. При этом налоговый орган сослался на экспертное заключение от 31.08.2015 N 7109/Ц, составленное Центром независимых судебных экспертиз Российского экологического фонда "ТЕХЭКО", в котором сделан вывод о том, что спорные объекты основных средств входят в состав технологического комплекса и находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности филиала "Северо-Западная ТЭЦ", на которых заканчивается процесс производства электрической и тепловой энергии и начинается процесс их передачи (транспортировки) потребителям по линиям энергопередачи.
Не согласившись с вышеуказанными Решениями налогового органа, Общество оспорило их в апелляционном порядке. Решениями Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 07.12.2015 NN 16-13/57933@, 16-13/57934@, 16-13/57935@, 16-13/57936@, 16-13/57937@, 16-13/57938@, 16-13/57939@, 16-13/57940@ жалобы Общества оставлены без удовлетворения.
Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
С учетом пояснений Общества, уточненных требований, предметом рассмотрения настоящего дела является обоснованность применения льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ в 2012 году и п. 3 ст. 380 НК РФ в 2013 году по следующим основным средствам Организации:
Автоматизированная Система Коммерческого Учета Энергоносителей (ОКОФ 14 3313531), Агрегат насосный сетевой 1-го и 2-го подъема N 1-3-6 шт. (ОКОФ 14 2912101), Главный корпус в осях 30-43 Блок N 2 (ОКОФ 11 4521012), зал релейных панелей (ОКОФ 11 4521012), Заходы ВЛ 110 кВ, 330 кВ (ОКОФ 12 4521125), КИП и А ТФУ, КИПиА РОУ и РУ блока N 1,2 (ОКОФ 14 3313160), КРУ-6 кВ блока 1,2 (ОКОФ 14 3120290), насос сетевой - 5 шт. (ОКОФ 14 2912101), нежилое помещение главного корпуса (ОКОФ 11 4521012), Открытая установка трансформаторов Блока N 1,2 (ОКОФ 14 3115190), ОРУ 110, 330 кВ (ОКОФ 12 4521010), Охладитель конденсата бойлеров - 2 шт. (ОКОФ 14 2813191), паровая турбина - 2 шт. (ОКОФ 14 2911121), Подогреватель сетевой вертикальный - 4 шт., и подогреватель сетевой горизонтальный - 4 шт. (ОКОФ - 14 2813185), ПТК АСУ ТП - 2 шт. (ОКОФ 14 3313530), ПТК информационной системы АСУ ТП (ОКОФ 14 3115020), Пускорезервный трансформатор (ОКОФ 14 3115020), Распредустройства собственных нужд паровой котельной (ОКОФ 14 3120290), РЗА 110, 330 кВ - 2 шт. (ОКОФ 14 3120500), РУСН - 8 шт. (ОКОФ 14 3120500), Сборки - 14 шт. (ОКОФ 14 3120490), Сборки - 3 шт. (ОКОФ 14 3120293), Система волоконно-оптической линии (ОКОФ 14 3222540), Система отображения АСУ ТП - 2 шт. (ОКОФ 14 3313539), система трубопроводов сетевой воды (ОКОФ 12 4526525), система катодной защиты (ОКОФ 14 3120450), Трансформатор Блочный - 6 шт. (ОКОФ 14 3115190), Трансформатор возбуждения - 4 шт. (ОКОФ 14 3115130), Трансформатор собственных нужд - 6 шт. (ОКОФ 14 3115154 и 14 3115020), Трансформатор ТПУ - 4 шт. (ОКОФ 14 3120213), Цифровое устройство релейной защиты (ОКОФ 14 3312425), Щит постоянного тока - 10 шт. (ОКОФ 14 3120460), Электрооборудование Заходов ВЛ - 2 шт. (ОКОФ 14 3120189), Электрооборудование ОРУ - 2 шт. (ОКОФ 14 3120189 и 14 3120100), воздушная линия ВЛ и кабельная линия ВЛ - всего 4 шт. (ОКОФ 14 3131151), а также в 2013 году еще Тепловые сети собственных нужд (ОКОФ - 12 0001110).
При рассмотрении спора судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что имущество, используемое в производстве электрической энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено в 2012 году к льготируемому в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ, и подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным пунктом 3 статьи 380 НК РФ в 2013 году. При этом Общество не доказало, что спорное имущество входит в состав линий электропередачи, является их технологической частью. Суд также указал, что выводы эксперта ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" не опровергают позицию налогового органа, согласно которой спорное имущество является оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ, находится в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности станции и не участвует в процессе передачи электроэнергии потребителям. При этом суд также оценил представленное Обществом заключение ФГБОУВПО "Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина".
Суд также принял во внимание правовые позиции, изложенные в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2017 по делу N А56-7556/2016.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что процесс энергоснабжения представляет собой единую технологическую цепь от производителя до потребителя. По мнению Общества, суд фактически не исследовал заключение судебного эксперта в части функционального назначения объектов, участвующих в передаче тепловой энергии, сделал неверные выводы в отношении данных объектов по аналогии с объектами, участвующими в передаче электроэнергии. В части объектов, относящихся к передаче электроэнергии, суд неверно истолковал значение собственных нужд станции.
Оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В силу п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 НК РФ.
Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (в редакции, действовавшей до 01.01.2013). Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
В указанном Перечне приведены наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 292 внесены изменения в Постановление N 504. С учетом этих изменений Постановление N 504 устанавливает не только перечень имущества, льготируемого по п. 11 ст. 381 НК РФ, но и имущества, в отношении которого применяются пониженные налоговые ставки, предусмотренные п. 3 ст. 380 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
В соответствии с п. 4 ст. 380 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в ст. 380 НК РФ. Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не определены.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ).
В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит столбец "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Согласно правовым позициям, изложенным в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2017 N Ф07-4525/2017 по делу N А56-7556/2016, определении Верховного Суда РФ от 11.10.2017 N 307-КГ17-14399 по делу N А56-7556/2016, законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего имущества субъектов электроэнергетики, перечисленных в статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи электрической энергии и указанного в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Право на применение пониженной налоговой ставки возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Под линиями энергопередачи в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, указаны магистральные и распределительные электрические сети напряжением от 0,4 до 1500 кВ. (включающие линии электропередачи, подстанции, распределительные устройства и другое оборудование) и сети тепловые магистральные (включающие трубопроводы от источников тепловой энергии, павильоны тепловых сетей, насосные станции).
Поскольку понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 11 Кодекса).
Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона N 35-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 4 ст. 539 и п. 1 ст. 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
В соответствии с п. 6 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании п. 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
На основании п. 27 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, электростанция - энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла.
Передают электроэнергию потребителям электрические сети - совокупности подстанций, распределительных устройств и соединяющих их электрических линий, размещенные на территории района, населенного пункта, потребителя электрической энергии (ГОСТ 19431-84).
В соответствии с "ГОСТ 24291-90. Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Как следует из п. 34 ГОСТ 19431-84, линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно пунктам 2.4.2 и 2.5 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187, воздушной линией электропередачи является устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям. За начало и конец воздушной линии электропередачи принимается место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону воздушной линии у открытого распределительного устройства с линейными порталами.
Между электрическими и тепловыми магистральными сетями, электростанциями и источниками тепловой энергии существует четкое разграничение по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, устанавливаемое в процессе технологического присоединения.
Это разграничение устанавливается при технологическом подключении потребителей и производителей Электрической и тепловой энергии к сетям и фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - сетевых организаций, производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.
Линии электропередачи, сети тепловые, входящие в состав оборудования и сооружений электростанций или потребителей электрической и тепловой энергии как часть сетей собственных нужд, не включены в Перечень.
Исходя из пункта 3.2 "ГОСТ Р 54202-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Газообразные топлива. Наилучшие доступные технологии сжигания", утвержденного приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 982-ст, аббревиатура ТЭЦ обозначает теплоэлектроцентраль, аббревиатура ГРЭС обозначает государственную районную электрическую станцию (тепловую конденсационную электростанцию, производящую только электрическую энергию).
Электрическая и тепловая энергия, производимые электростанцией, являются товаром (требуемого качества и обусловленного договором поставки количества). Она передается покупателю посредством электрических сетей.
В соответствии с гл. 2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго России от 20.05.2003 N 187, п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электросетей, разграничение эксплуатационной ответственности производителя электроэнергии и сетевой организации, собственником ЛЭП.
Границей балансовой принадлежности объектов электроэнергетики является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии. Граница балансовой принадлежности электросетей, разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ находится в точке выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале ОРУ в сторону ВЛ.
На границе балансовой принадлежности заканчивается технологический процесс генерации электрической или тепловой энергии и осуществляется передача в сети электрические или сети тепловые магистральные электрической или тепловой энергии заданного качества и требуемого количества с необходимым коммерческим учетом транспорта до потребителей.
В соответствии с разделом 2 "Передача электроэнергии" Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электроустановок, разграничение эксплуатационной ответственности филиала Общества "Северо-Западная ТЭЦ" и сетевых организаций - открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", являющегося собственником линий электропередачи Л-473, Л-417, Л-477, Л-476, а также открытого акционерного общества энергетики и электрификации филиала открытого акционерного общества "Ленэнерго" Пригородные электрические сети, на обслуживании которого находятся ЛЭП - ВЛ 110 кВ Лахтинская-4 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-7. Граница балансовой и эксплуатационной ответственности электроустановок ТЭЦ и сетевых организаций установлена на расстоянии 0,5 м от точки выхода проводов ВЛ 330 кВ Л-473, Л-417, Л-477, Л-476 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-4 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-7 из зажимов натяжных гирлянд изоляторов в сторону опоры.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции дана надлежащая оценка выводам эксперта ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" о том, что процесс производства электрической энергии заканчивается с выводов генератора на стадии поступления ее на секции шин генераторного напряжения, далее начинаются процессы распределения и передачи электроэнергии.
В заключении судебной экспертизы отмечено, что вырабатывая генератором ТЭЦ электроэнергия поступает на сборные шины и распределяется между собственными нуждами электростанции, нагрузкой генераторного напряжения и энергосистемой. При этом эксперт отметил, что для выдачи электрической энергии в энергосистему на станции предусматривается необходимое количество электрических линий, распределительных устройств и подстанций, составляющих электрическую часть станции.
Относительно филиала Общества "Северо-Западная ТЭЦ" эксперт указал, что часть вырабатываемой электроэнергии расходуется на собственные нужды электростанции - для питания цепей вторичной коммуникации, обеспечивающих работу оборудования ОРУ 110 кВ и 330 кВ. Также вырабатываемая электроэнергия через ОРУ 110 кВ и ОРУ 330 кВ передается через отходящие воздушные линии на подстанции "Лахтинская-4", "Лахтинская-7", "Выборгская", "Восточная", "Северная", "Зеленогорск".
В соответствии с актом технологического присоединения, определяющим границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, электросетевые комплексы с линиями электропередачи (ЛЭП) 330 кВ: Л-421, Л-422, Л-476 и Л-477, общей протяженностью 106 км с частью подстанции "Северная", а также воздушные линии энергопередачи 330 кВ Л473 и Л417 подстанций "Выборгская" и "Восточная" протяженностью 129,208 км и 53,614 км принадлежат ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы".
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что выводы судебной экспертизы не опровергают позицию налогового органа.
Представленные налогоплательщиком в материалы дела документы свидетельствуют об участии спорного оборудования в едином цикле производства энергии, но не передачи.
Следовательно, спорные объекты основных средств, исходя из их функционального назначения и характеристик, не могут быть отнесены к подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным п. 11 ст. 381 НК РФ и п. 3 ст. 380 НК РФ.
Учитывая, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, всесторонне и полно исследовав представленные сторонами доказательства, не допустил нарушений норм материального права и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2017 по делу N А56-5851/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.В.ЛУЩАЕВ
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)