Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2016 N 07АП-662/2016 ПО ДЕЛУ N А45-17566/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2016 г. по делу N А45-17566/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Хаустова А.А. по доверенности от 25.11.2015 (до 31.12.2016),
от заинтересованного лица: Павлухиной М.Н. по доверенности от 10.02.2016 (на 3 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 декабря 2015 г. по делу N А45-17566/2015 (судья С.В. Тарасова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ" (633009, г. Бердск, ул. Лунная, 11)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Новосибирской области (633209, Новосибирская область, г. Искитим, Советская, 247)
о признании недействительным решения налогового органа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ" (далее - ООО "ЦСК", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Новосибирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 13.04.2015 N 610 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 03.12.2015 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Доводы жалобы мотивированы неправильным применением судом положений статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Ссылается на неверное определение налоговым органом налоговой базы при исчислении земельного налога за 2013 год в связи с применением кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010822:21 и 54:32:010822:16, установленной с нарушением требований земельного законодательства Российской Федерации.
Подробно доводы налогоплательщика изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (N 4) по земельному налогу за 2013 года, представленной 14.11.2014, принято решение от 13.04.2015 N 610 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 30 098 рублей 80 копеек.
Указанным решением ООО "ЦСК" начислена пеня за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 4 262 рубля 34 копейки и предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 150 494 рубля.
Основанием для доначисления земельного налога и привлечения его к налоговой ответственности послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы.
Согласно данным уточненной налоговой декларации N 4 сумма земельного налога за 2013 год рассчитана обществом исходя из кадастровой стоимости каждого из земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010822:21 и 54:32:010822:16, установленной на 01.01.2013, в размере 86 152 рубля 50 копеек по каждому земельному участку, при этом количество месяцев владения каждого из указанных земельных участков равно семи.
Налоговым органом установлено, что кадастровая стоимость каждого из указанных выше земельных участков по данным, представленным органом, осуществляющим кадастровый учет, по состоянию на 29.05.2013 составляла 21 543 480 рублей каждый. Количество месяцев владения земельными участками составляет семь (дата регистрации права собственности - 10.06.2013, дата прекращения права собственности - 17.12.2013). Данное обстоятельство послужило основанием для доначисления земельного налога.
В соответствии с решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области от 15.07.2015 N 275 апелляционная жалоба налогоплательщика на решение Инспекции оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении заявленного требования ООО "ЦСК", принял законное и обоснованное решение.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм права.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 названной статьи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
В целях налогообложения лицо признается плательщиком земельного налога с момента регистрации вещного права на земельный участок, данная позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.
В ходе налоговой проверки уточненной налоговой декларации Инспекцией установлено расхождение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010822:21, 54:32:010822:16, указанной ООО "ЦСК" в декларации, с данными Инспекции о кадастровой стоимости указанных участков, полученными в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из письма от 12.12.2014 N 01-09-7265/14 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области налоговым органом установлено, что на основании Постановления Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" кадастровая стоимость каждого из спорных земельных участков с 01.01.2012 составляла 86 152 рубля 50 копеек. Однако, на основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости и Постановлений Администрации города Бердска от 21.05.2013 N 1970 и N 1971, в соответствии с решением об учете изменений объекта недвижимости от 29.05.2013 N 54/13-70712 вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010822:16, 54:32:010822:21 был изменен с "организации крестьянского фермерского хозяйства" на "проектирование и строительство малоэтажной жилой застройки". В этой связи кадастровая стоимость спорных земельных участков с 29.05.2013 составляет 21 543 480 рублей каждый.
Сведения, представленные органом, осуществляющим кадастровый учет, подтверждают данные, которые имеются у налогового органа, о кадастровой стоимости и количестве месяцев владения налогоплательщиком спорными земельными участками.
При таких обстоятельствах Инспекция пришла к выводу о нарушении налогоплательщиком пункта 1 статьи 390, пункта 3 статьи 391 НК РФ, выразившемся в занижении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год, что повлекло доначисление земельного налога и привлечение его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Ссылка общества на письмо Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809 правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом.
Кроме того, налогоплательщиком не учтено, что изменение кадастровой стоимости спорных земельных участков произошло до момента возникновения у него права собственности на спорные земельные участки, то есть изменения кадастровой стоимости спорных земельных участков в течение налогового периода у ООО "ЦСК" не происходило.
Как следует из материалов дела, вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010822:16, 54:32:010822:21 был изменен с "организации крестьянского фермерского хозяйства" на "проектирование и строительство малоэтажной жилой застройки" на основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости и Постановлений Администрации города Бердска от 21.05.2013 N 1970 и N 1971, в соответствии с решением об учете изменений объекта недвижимости от 29.05.2013 N 54/13-70712.
Договор купли-продажи спорных земельных участков заключен обществом 30.05.2013, переход права собственности зарегистрирован 10.06.2013. Таким образом, на момент приобретения налогоплательщиком спорных земельных участков, они уже имели иной вид разрешенного использования, что прямо отражено в Свидетельствах о государственной регистрации права.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков равная 86 152, 50 руб. имела место по состоянию на 01.01.2013, то есть на момент, когда налогоплательщик собственником спорных земельных участков не являлся.
Следовательно, при исчислении суммы земельного налога налогоплательщику необходимо было руководствоваться сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, на момент возникновения у налогоплательщика права собственности.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае обществом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При принятии решения суд первой инстанции исследовал и дал оценку всем документам, представленным как налогоплательщиком, так и налоговым органом в подтверждение своей позиции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Излишне уплаченная ООО "ЦСК" государственная пошлина в сумме 1500 рублей по платежному поручению от 04.12.2015 N 107 подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333. 40 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (ред. от 22.10.2014).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 декабря 2015 г. по делу N А45-17566/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ" (ОГРН 1065404023189, ИНН5404269694, 633009, г. Бердск, ул. Лунная, 11) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей по платежному поручению от 04.12.2015 N 107.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА

Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)