Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Шакиров И.Д., доверенность от 20 декабря 2015 года,
от ответчика - Гаврилов А.В., доверенность от 26 ноября 2015 года N 2.4-0-23/023852,
от третьих лиц:
УФНС России по Республике Татарстан - Залялова А.Р., доверенность от 15 апреля 2016 года N 17,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2016 года по делу N А65-31541/2015 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭТС Логистик" (ОГРН 1121650013210), город Набережные Челны Республики Татарстан,
к ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, город Набережные Челны Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
УФНС России по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭТС Логистик" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган), с привлечением третьих лиц УФНС России по Республике Татарстан (далее - управление), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра), о признании незаконным решения N 813 от 03 сентября 2015 г.
Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просили представители инспекции и управления.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Росреестра, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:52:090103:111 площадью 21 269 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Промкомзона, Стройбаза ОАО "КАМАЗ".
Заявителем 29.01.2015 г. в инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 г. с исчислением налога в размере 129 353 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 8 623 516 руб., соответствующая рыночной, установленной вступившим в законную силу (03.12.2014 г.) решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2014 г.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2014 г., а по результатам составлен акт от 18.05.2015 г. N 384 и принято решение от 03.09.2015 г. N 813 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением земельного налога за 2014 г. по кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 в сумме 423 892 руб., пени по ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) в сумме 40 621,94 руб., 84 778 руб. штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неисполнение обязанности по уплате налога. (л.д. 14-18), которое решением Управления от 03.11.2015 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения. (л.д. 21-22).
Считая решение инспекции незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, п. п. 1 п. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, а согласно п. 1 ст. 388 НК РФ заявитель признается плательщиком земельного налога.
Одним из основных начал законодательства о налогах является принцип их экономической обоснованности. В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Экономической основой налогов на имущество, к которым относится земельный налог, является факт обладания имуществом соответствующей стоимости, которое является объектом налогообложения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Часть 1 ст. 390 НК РФ устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).
Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства РФ.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ (в ред., действующей в спорный период) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно абз. 4 п. 2.2 определения Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости, сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Законом (п. 7 ст. 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
В рассматриваемом случае судом правильно установлено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости налогоплательщиком подано в 2013 г., решение судом принято 02.12.2013 г. (резолютивная часть изготовлена 29.11.2013 г.), вступило в законную силу 09.01.2014 г. (первый рабочий день после новогодних праздников), кадастровым органом соответствующие изменения внесены 09.01.2014 г., также до вступления в силу изменений внесенных в закон ФЗ N 225-ФЗ от 21.07.2014 г.
При этом вступившее в законную силу (09.01.2014 г. - четверг) решение суда от 02.12.2014 г., оставлено без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2014 г. по делу N А65-11154/2013 (апелляционная жалоба на решение от 02.11.2013 г. поступила и направлена в суд апелляционной инстанции 13.01.2014 г. - понедельник), также до вступления в силу вышеназванных изменений.
Пунктом 28 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013 (л.д. 24-26), установлена кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего заявителю на праве собственности с кадастровым номером 16:52:090103:111 площадью 21 269 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Промкомзона, Стройбаза ОАО "КАМАЗ" в сумме 8 623 516 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков 09.01.2014 г. (л.д. 23).
Как следует из решения суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013 постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, внесенные кадастровым органом в реестр кадастра недвижимости 09.01.2014 г. (л.д. 23-26).
Основанием доначисления налоговым органом спорного налога как следует из оспариваемого решения явились выводы о неправомерном неисчислении налогоплательщиком земельного налога по кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102.
Доводы налоговых органов о необходимости определения заявителем кадастровой стоимости земельного участка с 1 января 2014 г. на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани, утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 г. N 927, являются несостоятельными, поскольку налоговым органом доказательств включения спорного земельного участка, находящегося в городе Набережные Челны в соответствующий перечень, с измененной кадастровой стоимостью, в связи с введением в действие постановления N 927 суду не представлены.
Поэтому доводы налогового органа о необходимости определения комиссией либо судебным органом кадастровой стоимости земельного участка заявителя, находящегося в городе Набережные Челны за 2014 г. относительно к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 г. N 927, установившей кадастровые стоимости правообладателей земельных участков, расположенных на территории города Казани, соответственно не содержащей сведения о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщика, находящегося в городе Набережные Челны, судом обоснованно не приняты во внимание.
Таким образом, учитывая правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 28.06.2011 г. N 913/11, разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума ВС РФ от 30.06.2015 г. N 28, суд обоснованно посчитал, исчисление налогоплательщиком спорного налога за 2014 г. не на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, а по кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости (8 623 516 руб.), установленной вступившим в силу решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013, с момента внесения кадастровым органом соответствующих изменений (09.01.2014 г.) с 01.01.2014 г. (п. 7 ст. 396 НК РФ, возникновение прав до 15 числа соответствующего месяца), что влечет удовлетворение требований заявителя о признании незаконным оспариваемого решения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях АС Поволжского округа от 13.05.2016 г. по делу N А65-22842/2015 и Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 г. по делу N А65-22834/2015.
Довод налогового органа о том, что если кадастровая стоимость, определенная по решению суда от 23.12.2013 г. в размере рыночной стоимости, внесена в государственный кадастр недвижимости датой решения суда в текущем налоговом периоде 09.01.2014 г., то данная кадастровая стоимость должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, в котором были внесены такие изменения в кадастр, то есть с 1.01.2015 г., отклоняется апелляционным судом с учетом следующих обстоятельств.
Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1 числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, ст. 24.18, абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости была установлена вступившим в законную силу решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013 до введения в действие Закона N 225-ФЗ.
Учитывая, что на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ заявление было рассмотрено судом, а положения ст. 24.20 данного Закона не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора, а поэтому сведения о кадастровой стоимости, установленные решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013, не могут применяться с 1 января 2015 г.
В рассматриваемом деле судом установлено, что решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:52:090103:111, площадью 21 269 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Промкомзона, Стройбаза ОАО "КАМАЗ", в размере рыночной стоимости - 8 623 516 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:090103:111 в соответствии с данным решением внесена в кадастр 09.01.2014 г.
Таким образом, новая кадастровая стоимость указанного земельного участка, принадлежащего заявителю, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога с начала следующего налогового периода (в данном случае 2015 г.), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с (09.01.2014 г.) с 01.01.2014 г. (п. 7 ст. 396 НК РФ, возникновение прав до 15 числа соответствующего месяца).
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2016 года по делу N А65-31541/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2016 N 11АП-9050/2016 ПО ДЕЛУ N А65-31541/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. по делу N А65-31541/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Шакиров И.Д., доверенность от 20 декабря 2015 года,
от ответчика - Гаврилов А.В., доверенность от 26 ноября 2015 года N 2.4-0-23/023852,
от третьих лиц:
УФНС России по Республике Татарстан - Залялова А.Р., доверенность от 15 апреля 2016 года N 17,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2016 года по делу N А65-31541/2015 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭТС Логистик" (ОГРН 1121650013210), город Набережные Челны Республики Татарстан,
к ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, город Набережные Челны Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
УФНС России по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭТС Логистик" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган), с привлечением третьих лиц УФНС России по Республике Татарстан (далее - управление), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра), о признании незаконным решения N 813 от 03 сентября 2015 г.
Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просили представители инспекции и управления.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Росреестра, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:52:090103:111 площадью 21 269 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Промкомзона, Стройбаза ОАО "КАМАЗ".
Заявителем 29.01.2015 г. в инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 г. с исчислением налога в размере 129 353 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 8 623 516 руб., соответствующая рыночной, установленной вступившим в законную силу (03.12.2014 г.) решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2014 г.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2014 г., а по результатам составлен акт от 18.05.2015 г. N 384 и принято решение от 03.09.2015 г. N 813 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением земельного налога за 2014 г. по кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 в сумме 423 892 руб., пени по ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) в сумме 40 621,94 руб., 84 778 руб. штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неисполнение обязанности по уплате налога. (л.д. 14-18), которое решением Управления от 03.11.2015 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения. (л.д. 21-22).
Считая решение инспекции незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, п. п. 1 п. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, а согласно п. 1 ст. 388 НК РФ заявитель признается плательщиком земельного налога.
Одним из основных начал законодательства о налогах является принцип их экономической обоснованности. В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Экономической основой налогов на имущество, к которым относится земельный налог, является факт обладания имуществом соответствующей стоимости, которое является объектом налогообложения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Часть 1 ст. 390 НК РФ устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).
Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства РФ.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ (в ред., действующей в спорный период) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно абз. 4 п. 2.2 определения Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости, сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Законом (п. 7 ст. 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
В рассматриваемом случае судом правильно установлено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости налогоплательщиком подано в 2013 г., решение судом принято 02.12.2013 г. (резолютивная часть изготовлена 29.11.2013 г.), вступило в законную силу 09.01.2014 г. (первый рабочий день после новогодних праздников), кадастровым органом соответствующие изменения внесены 09.01.2014 г., также до вступления в силу изменений внесенных в закон ФЗ N 225-ФЗ от 21.07.2014 г.
При этом вступившее в законную силу (09.01.2014 г. - четверг) решение суда от 02.12.2014 г., оставлено без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2014 г. по делу N А65-11154/2013 (апелляционная жалоба на решение от 02.11.2013 г. поступила и направлена в суд апелляционной инстанции 13.01.2014 г. - понедельник), также до вступления в силу вышеназванных изменений.
Пунктом 28 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013 (л.д. 24-26), установлена кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего заявителю на праве собственности с кадастровым номером 16:52:090103:111 площадью 21 269 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Промкомзона, Стройбаза ОАО "КАМАЗ" в сумме 8 623 516 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков 09.01.2014 г. (л.д. 23).
Как следует из решения суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013 постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, внесенные кадастровым органом в реестр кадастра недвижимости 09.01.2014 г. (л.д. 23-26).
Основанием доначисления налоговым органом спорного налога как следует из оспариваемого решения явились выводы о неправомерном неисчислении налогоплательщиком земельного налога по кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102.
Доводы налоговых органов о необходимости определения заявителем кадастровой стоимости земельного участка с 1 января 2014 г. на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани, утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 г. N 927, являются несостоятельными, поскольку налоговым органом доказательств включения спорного земельного участка, находящегося в городе Набережные Челны в соответствующий перечень, с измененной кадастровой стоимостью, в связи с введением в действие постановления N 927 суду не представлены.
Поэтому доводы налогового органа о необходимости определения комиссией либо судебным органом кадастровой стоимости земельного участка заявителя, находящегося в городе Набережные Челны за 2014 г. относительно к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 г. N 927, установившей кадастровые стоимости правообладателей земельных участков, расположенных на территории города Казани, соответственно не содержащей сведения о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщика, находящегося в городе Набережные Челны, судом обоснованно не приняты во внимание.
Таким образом, учитывая правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 28.06.2011 г. N 913/11, разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума ВС РФ от 30.06.2015 г. N 28, суд обоснованно посчитал, исчисление налогоплательщиком спорного налога за 2014 г. не на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, а по кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости (8 623 516 руб.), установленной вступившим в силу решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013, с момента внесения кадастровым органом соответствующих изменений (09.01.2014 г.) с 01.01.2014 г. (п. 7 ст. 396 НК РФ, возникновение прав до 15 числа соответствующего месяца), что влечет удовлетворение требований заявителя о признании незаконным оспариваемого решения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях АС Поволжского округа от 13.05.2016 г. по делу N А65-22842/2015 и Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 г. по делу N А65-22834/2015.
Довод налогового органа о том, что если кадастровая стоимость, определенная по решению суда от 23.12.2013 г. в размере рыночной стоимости, внесена в государственный кадастр недвижимости датой решения суда в текущем налоговом периоде 09.01.2014 г., то данная кадастровая стоимость должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, в котором были внесены такие изменения в кадастр, то есть с 1.01.2015 г., отклоняется апелляционным судом с учетом следующих обстоятельств.
Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1 числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, ст. 24.18, абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости была установлена вступившим в законную силу решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013 до введения в действие Закона N 225-ФЗ.
Учитывая, что на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ заявление было рассмотрено судом, а положения ст. 24.20 данного Закона не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора, а поэтому сведения о кадастровой стоимости, установленные решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013, не могут применяться с 1 января 2015 г.
В рассматриваемом деле судом установлено, что решением суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:52:090103:111, площадью 21 269 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Промкомзона, Стройбаза ОАО "КАМАЗ", в размере рыночной стоимости - 8 623 516 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда от 02.12.2013 г. по делу N А65-11154/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:090103:111 в соответствии с данным решением внесена в кадастр 09.01.2014 г.
Таким образом, новая кадастровая стоимость указанного земельного участка, принадлежащего заявителю, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога с начала следующего налогового периода (в данном случае 2015 г.), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с (09.01.2014 г.) с 01.01.2014 г. (п. 7 ст. 396 НК РФ, возникновение прав до 15 числа соответствующего месяца).
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2016 года по делу N А65-31541/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)