Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лущаева С.В.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сидельниковой О.Н.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от МИФНС N 2 по ЛО: Гончарова Я.П. - доверенность от 13.01.2016;
- Колг М.П. - доверенность от 13.01.2016;
- от 3-го лица: Саргсян А.Г. - доверенность от 24.05.2016;
- Шевцова Е.Н. - доверенность от 13.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9389/2016) Общества с ограниченной ответственностью "Баррион" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2016 по делу N А56-67346/2015 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Баррион"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области
3-е лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области
о признании недействительным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Баррион" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.08.2015 N 7800.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление).
Решением суда от 01.02.2016 в удовлетворении требований Общества отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Представитель Общества в судебное заседание не явился.
Представители Инспекции и Управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Согласно материалам дела, Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной декларации Общества по земельному налогу за 2014 год, в которой при исчислении земельного налога за 2014 год в отношении используемых земельных участков применена ставка 0,3%.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 17.08.2015 N 7800 о привлечении к ответственности, которым Обществу начислено 1523155,60 руб. штрафа и 408939,17 руб. пеней и доначислено 7615778 руб. налога.
Налоговый орган исходил из того, что Общество необоснованно применило пониженную налоговую ставку по земельному налогу в размере 0,3% вместо подлежащей применению ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Управление решением от 28.09.2015 N 16-21-06/11456 решение Инспекции оставило без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено статьей 388 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании пункта 3 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Советом депутатов муниципального образования Шумское сельское поселение принято решение от 28.11.2012 N 45 "Об установлении земельного налога" (далее - Решение N 45), определяющее налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.
Решением N 45 и решением Совета депутатов муниципального образования Шумское сельское поселение от 07.02.2014 N 13 установлено, что налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости применяется в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- - предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачных некоммерческих партнерств;
- - земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- При этом ставка в размере 1,5 процента установлена в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, прочих земельных участков.
Из материалов дела следует, что Общество в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 являлось собственником 636 земельных участков, из которых прекращение прав собственности в указанном периоде произошло по 79 земельным участкам на основании договоров купли-продажи.
Земельные участки имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для дачного хозяйства".
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) и признается таковым садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/2014.
Заявитель представил апелляционному суду справки, выданные ДНП "Живой ручей" от 23.02.2016 N 16, ДНП "Еловый Бор" от 23.02.2016 N 20, ДНП "Лесная Сказка" от 23.02.2016 N 9 и письма главы Администрации МО Шумское сельское поселение от 26.02.2016 N 247, 246, 245. Данные документы свидетельствуют о том, что часть спорных участков находится на территориях указанных выше ДНП. Однако данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку собственником спорных участков является коммерческая организация, которая не имеет возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения этого хозяйства.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что правомерно использовало пониженную ставку земельного налога в размере 0,3%, поскольку земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и использовались Обществом по прямому назначению, а именно, для сельскохозяйственного производства, в подтверждение чего Общество представило договоры купли-продажи скошенного сена, договоры купли-продажи посадочного материала. Общество также указывает, что на спорных земельных участках находится питомник плодовых растений.
Апелляционная инстанция не может принять данную позицию Общества по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/2014, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
В данном случае все земельные участки имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для дачного хозяйства".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что использование Обществом земельных участков для сельскохозяйственного производства не является основанием для применения пониженной ставки земельного налога, поскольку подобное использование земельных участков осуществлялось Обществом в нарушение вида их разрешенного использования - "дачное хозяйство".
Кроме того, представленные Заявителем к проверке договоры купли-продажи сена от 12.05.2014 N 12/05/2014, от 24.04.2014 N 24/04/14, от 18.03.2014 N 18/03/14, от 19.06.2014 N 19/06/14, договоры купли-продажи посадочного материала от 06.06.2014 N 06/06/14, от 15.06.2014 N 15/06/14, от 30.08.2014 N 30/08/14, относящиеся к спорному периоду, не позволяют сделать достоверный вывод об использовании спорных земельных участков с целью осуществления сельскохозяйственной деятельности.
Согласно материалам дела, Инспекцией был проведен осмотр территории данных земельных участков в присутствии представителя Общества. Из Протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 16.03.2015 следует, что часть земельных участков организации огорожена забором. Другая часть земельных участков занята жилыми домами и обработана новыми собственниками. На нереализованных земельных участках организованы мелиоративные каналы, к ним подведены электрические столбы.
Кроме того, налогоплательщик не является сельскохозяйственным товаропроизводителем в силу того, что согласно статье 3 Федерального закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно материалам дела доля реализованного Обществом сена и посадочного материала в 2014 году незначительна (44 рулона сена на общую сумму 88000 руб. и 36 шт. посадочного материала на общую сумму 36300 руб.). Данные обстоятельства также не позволяют сделать вывод о сельскохозяйственной направленности деятельности Общества.
Апелляционная инстанция также принимает во внимание то обстоятельство, что в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 Общество продало 79 земельных участков из 636.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, апелляционная инстанция приходит к выводу, что в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного хозяйства", принадлежащих Обществу, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования для прочих земельных участков в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного, поскольку суд первой инстанции при рассмотрении дела всесторонне, объективно и полно исследовал и оценил имеющиеся в материалах дела документы с учетом установленных фактических обстоятельств, апелляционный суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2016 по делу N А56-67346/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2016 N 13АП-9389/2016 ПО ДЕЛУ N А56-67346/2015
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2016 г. N 13АП-9389/2016
Дело N А56-67346/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лущаева С.В.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сидельниковой О.Н.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от МИФНС N 2 по ЛО: Гончарова Я.П. - доверенность от 13.01.2016;
- Колг М.П. - доверенность от 13.01.2016;
- от 3-го лица: Саргсян А.Г. - доверенность от 24.05.2016;
- Шевцова Е.Н. - доверенность от 13.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9389/2016) Общества с ограниченной ответственностью "Баррион" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2016 по делу N А56-67346/2015 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Баррион"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области
3-е лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Баррион" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.08.2015 N 7800.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление).
Решением суда от 01.02.2016 в удовлетворении требований Общества отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Представитель Общества в судебное заседание не явился.
Представители Инспекции и Управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Согласно материалам дела, Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной декларации Общества по земельному налогу за 2014 год, в которой при исчислении земельного налога за 2014 год в отношении используемых земельных участков применена ставка 0,3%.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 17.08.2015 N 7800 о привлечении к ответственности, которым Обществу начислено 1523155,60 руб. штрафа и 408939,17 руб. пеней и доначислено 7615778 руб. налога.
Налоговый орган исходил из того, что Общество необоснованно применило пониженную налоговую ставку по земельному налогу в размере 0,3% вместо подлежащей применению ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Управление решением от 28.09.2015 N 16-21-06/11456 решение Инспекции оставило без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено статьей 388 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании пункта 3 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Советом депутатов муниципального образования Шумское сельское поселение принято решение от 28.11.2012 N 45 "Об установлении земельного налога" (далее - Решение N 45), определяющее налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.
Решением N 45 и решением Совета депутатов муниципального образования Шумское сельское поселение от 07.02.2014 N 13 установлено, что налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости применяется в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- - предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачных некоммерческих партнерств;
- - земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- При этом ставка в размере 1,5 процента установлена в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, прочих земельных участков.
Из материалов дела следует, что Общество в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 являлось собственником 636 земельных участков, из которых прекращение прав собственности в указанном периоде произошло по 79 земельным участкам на основании договоров купли-продажи.
Земельные участки имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для дачного хозяйства".
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) и признается таковым садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/2014.
Заявитель представил апелляционному суду справки, выданные ДНП "Живой ручей" от 23.02.2016 N 16, ДНП "Еловый Бор" от 23.02.2016 N 20, ДНП "Лесная Сказка" от 23.02.2016 N 9 и письма главы Администрации МО Шумское сельское поселение от 26.02.2016 N 247, 246, 245. Данные документы свидетельствуют о том, что часть спорных участков находится на территориях указанных выше ДНП. Однако данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку собственником спорных участков является коммерческая организация, которая не имеет возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения этого хозяйства.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что правомерно использовало пониженную ставку земельного налога в размере 0,3%, поскольку земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и использовались Обществом по прямому назначению, а именно, для сельскохозяйственного производства, в подтверждение чего Общество представило договоры купли-продажи скошенного сена, договоры купли-продажи посадочного материала. Общество также указывает, что на спорных земельных участках находится питомник плодовых растений.
Апелляционная инстанция не может принять данную позицию Общества по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/2014, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
В данном случае все земельные участки имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для дачного хозяйства".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что использование Обществом земельных участков для сельскохозяйственного производства не является основанием для применения пониженной ставки земельного налога, поскольку подобное использование земельных участков осуществлялось Обществом в нарушение вида их разрешенного использования - "дачное хозяйство".
Кроме того, представленные Заявителем к проверке договоры купли-продажи сена от 12.05.2014 N 12/05/2014, от 24.04.2014 N 24/04/14, от 18.03.2014 N 18/03/14, от 19.06.2014 N 19/06/14, договоры купли-продажи посадочного материала от 06.06.2014 N 06/06/14, от 15.06.2014 N 15/06/14, от 30.08.2014 N 30/08/14, относящиеся к спорному периоду, не позволяют сделать достоверный вывод об использовании спорных земельных участков с целью осуществления сельскохозяйственной деятельности.
Согласно материалам дела, Инспекцией был проведен осмотр территории данных земельных участков в присутствии представителя Общества. Из Протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 16.03.2015 следует, что часть земельных участков организации огорожена забором. Другая часть земельных участков занята жилыми домами и обработана новыми собственниками. На нереализованных земельных участках организованы мелиоративные каналы, к ним подведены электрические столбы.
Кроме того, налогоплательщик не является сельскохозяйственным товаропроизводителем в силу того, что согласно статье 3 Федерального закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно материалам дела доля реализованного Обществом сена и посадочного материала в 2014 году незначительна (44 рулона сена на общую сумму 88000 руб. и 36 шт. посадочного материала на общую сумму 36300 руб.). Данные обстоятельства также не позволяют сделать вывод о сельскохозяйственной направленности деятельности Общества.
Апелляционная инстанция также принимает во внимание то обстоятельство, что в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 Общество продало 79 земельных участков из 636.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, апелляционная инстанция приходит к выводу, что в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного хозяйства", принадлежащих Обществу, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования для прочих земельных участков в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного, поскольку суд первой инстанции при рассмотрении дела всесторонне, объективно и полно исследовал и оценил имеющиеся в материалах дела документы с учетом установленных фактических обстоятельств, апелляционный суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2016 по делу N А56-67346/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.В.ЛУЩАЕВ
С.В.ЛУЩАЕВ
Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)