Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.10.2017 N 11АП-13578/2017 ПО ДЕЛУ N А55-32729/2016

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. по делу N А55-32729/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Анион" - до и после перерыва представителя Косенко Е.А. (доверенность от 10.04.2017),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары - до и после перерыва представителя Баширина И.П. (доверенность от 13.01.2017),
от третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - до и после перерыва представителя Баширина И.П. (доверенность от 20.01.2017),
департамента управления имуществом городского округа Самара - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
администрации городского округа Самара - до и после перерыва представитель не явился, извещена,
министерства имущественных отношений Самарской области - до перерыва представитель не явился, извещено, после перерыва представителя Татаринцева С.А. (доверенность от 13.12.2016),
правительства Самарской области - до перерыва представитель не явился, извещено, после перерыва представителя Татаринцева С.А. (доверенность от 09.01.2017),
федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16-23 октября 2017 года апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2017 года по делу N А55-32729/2016 (судья Мехедова В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Анион" (ОГРН 1036302399902, ИНН 6367008661), Самарская область, Волжский район, с. Спиридоновка, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, г. Самара, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, администрация городского округа Самара, г. Самара, министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, правительство Самарской области, г. Самара, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения N 08-036/7717 от 23.09.2016 в части,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний Анион" (далее - ООО "Группа компаний Анион", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары (далее - налоговый орган, инспекция) N 08-036/7717 от 23.09.2016 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления к уплате суммы земельного налога в размере 754 098 руб., доначисления пени по земельному налогу в размере 40 127,72 руб. и суммы штрафных санкций в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 150 819,60 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области), департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент), администрация городского округа Самара (далее - администрация), министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство), правительство Самарской области (далее - правительство), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены, решение N 08-036/7717 от 23.09.2016 вынесенное ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары о привлечении ООО "Группа компаний Анион" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления к уплате суммы земельного налога в размере 754 098 руб., доначисления пени по земельному налогу в размере 40 127,72 руб. и суммы штрафных санкций в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 150 819,60 руб. признано недействительным. На ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Группа компаний Анион".
В апелляционной жалобе ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары, УФНС России по Самарской области просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки установлено, что общество использовало земельные участки с нарушением разрешенного вида использования. Судом в решении ошибочно не учтен тот факт, что расчет кадастровой стоимости земельных участков был произведен исходя из удельного показателя, который был применен в связи с видами разрешенного использования установленными налогоплательщиком исходя из собственного убеждения. По мнению налоговых органов, общество получает необоснованную налоговую выгоду, исчисляя сумму земельного налога за 2015 год по земельным участкам, используя кадастровую стоимость, установленную без учета его фактического использования - торгово-офисный центр.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Группа компаний Анион" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц: департамента, администрации, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекций поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Представитель министерства, правительства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16 октября 2017 года объявлялся перерыв до 16 час. 0 мин 23 октября 2017 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 23 октября 2017 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ООО "Группа компаний Анион" по земельному налогу за 2015 год рег. N 29315448 (т. 1, л.д. 24-35).
По результатам данной проверки инспекцией 23.09.2016 принято решение N 08-036/7717 о привлечении ООО "Группа компаний Анион" к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 36-47).
Решением инспекции общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 150 819,60 руб., доначислен земельный налог в размере 754 098,00 руб., начислены пени в размер 40 127,82 руб.
Решением УФНС России по Самарской области от 16.01.2017 N 03-15/00998, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Группа компаний Анион", решение N 08-036/7717 от 23.09.2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что ООО "Группа компаний Анион" для расчета земельного налога налоговая база была определена на основании справок из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости участков на 01.01.2015. В связи с тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0610002:6, 63:01:0610002:7, 63:01:0610002:8, 63:01:0610002:9, 63:01:0610002:10, 63:01:0610002:612, 63:01:0610002:615, 63:01:0610002:18 поставлены на государственный кадастровый учет до установления их кадастровой стоимости в соответствии с постановлением N 610 и в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения об изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, обществом был произведен расчет земельного налога, исходя из кадастровой стоимости согласно данным государственного кадастрового учета.
При этом последующее увеличение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0610002:8, 63:01:0610002:9 на основании постановления правительства Самарской области от 10.12.2014 N 769 "О внесении изменений в постановление правительства от 13.11.2013 N 610 не может являться основанием для расчета земельного налога за 2015 год, поскольку решением Самарского областного суда от 19.05.2015 (оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 10.12.2015 N 46-АПГ15-51) признан недействующим п. 3 постановления N 769 от 10.12.2014 в части вступления в законную силу для целей налогообложения с 01.01.2014.
Указанные изменения будут применяться с 01.01.2016, то есть начиная с расчетов налога за 2016 год.
Действующим законодательством собственники земельных участков не наделены полномочиями самим устанавливать кадастровую стоимость принадлежащих им земельных участков, полномочиями по определению кадастровой стоимости и ведению фонда данных государственной кадастровой оценки наделен орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Следовательно, обществом были соблюдены все меры для правильного расчета земельного налога за 2015 год в соответствии с нормами действующего законодательства.
Инспекция не согласилась с доводами общества по следующим основаниям.
По данным налогового органа, согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером 63:01:0610002:6 доля в праве - 1.00, кадастровая стоимость на 01.01.2015-6 125 330,24 руб., вид разрешенного использования - под производственную территорию, площадь - 2313 кв. м; с кадастровым номером 63:01:0610002:7 доля в праве - 1.00, кадастровая стоимость на 01.01.2015-2 480 847,02 руб., вид разрешенного использования - под нежилое здание (литера ЯЯ1), используемое под административно-производственные помещения, площадь - 935 кв. м; с кадастровым номером 63:01:0610002:8 доля в праве - 1.00, кадастровая стоимость на 01.01.2015-6 603 720,90 руб., вид разрешенного использования - под прилегающую незастроенную территорию, площадь - 658 кв. м; с кадастровым номером 63:01:0610002:9 доля в праве - 1.00, кадастровая стоимость на 01.01.2015-2 429 177,32 руб., вид разрешенного использования - под прилегающую незастроенную территорию, площадь - 243 кв. м; с кадастровым номером 63:01:0610002:10 доля в праве - 1.00, кадастровая стоимость на 01.01.2015-2 954274,15 руб., вид разрешенного использования - под нежилое здание (литера 64), используемое под административно-производственные помещения, площадь - 1119 кв. м; с кадастровым номером 63:01:0610002:18 доля в праве - 1.00, кадастровая стоимость на 01.01.2015-1,00 руб., вид разрешенного использования - под прилегающую незастроенную территорию, площадь - 415 кв. м; с кадастровым номером 63:01:0610002:612 доля в праве - 1.00, кадастровая стоимость на 01.01.2015-65 834,75 руб., вид разрешенного использования - под завод, площадь - 243 кв. м; с кадастровым номером 63:01:0610002:615 доля в праве - 1.00, кадастровая стоимость на 01.01.2015-220 745,85 руб., вид разрешенного использования - под завод, площадь - 85 кв. м; с кадастровым номером 63:01:0610002:654 доля в праве - 1.00, кадастровая стоимость на 01.01.2015-31 977 400,00 руб., вид разрешенного использования - открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей на каждые 30 кв. м общей площади зданий общественного назначения; гаражи встроенные подземные или наземные в зданиях общей площадью более 400 кв. м, на участках площадью более 500 кв. м, площадь - 5318.00 кв. м; с кадастровым номером 63:01:0610002:302 доля в праве - 1.00, кадастровая стоимость на 01.01.2015-9 964 869,18 руб., вид разрешенного использования - автомобильная парковка с торгово-офисными помещениями (блок Б), площадь - 933.00 кв. м.
Как указал налоговый орган, департаментом управления были проведены проверки земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0610002:6, 63:01:0610002:7, 63:01:0610002:8, 63:01:0610002:9, 63:01:0610002:10, 63:01:0610002:18, 63:01:0610002:612, 63:01:0610002:615 на соответствие кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, фактическому виду разрешенного использования. В результате проверки установлено, что использование указанных земельных участков не соответствует видам разрешенного использования земельных участков. Составлены акты установления фактического использования земельных участков: земельного участка с кадастровым номером 63:01:0610002:6 - торговые центры (торговый центр "Скала"), (акт N 1002 от 25.11.2015); земельного участка с кадастровым номером 63:01:0610002:7 - торговые центры (торговый центр "Зеленая страна"), (акт N 1003 от 25.11.2015); земельного участка с кадастровым номером 63:01:0610002:8 - торговые центры (необходимая территория для функционирования и обслуживания торгового центра "Зеленая страна"), (акт N 1004 от 25.11.2015); земельного участка с кадастровым номером 63:01:0610002:9 - торговые центры (необходимая территория для функционирования и обслуживания торгового центра "Скала"), (акт N 1005 от 25.11.2015); земельного участка с кадастровым номером 63:01:0610002:10 - торговые центры (торговый центр "Скала), (акт N 1006 от 25.11.2015); земельного участка с кадастровым номером 63:01:0610002:18 - Торговые центры (необходимая территория для функционирования и обслуживания торгового центра "Скала"), (акт N 1007 от 25.11.2015); земельного участка с кадастровым номером 63:01:0610002:612 - торговые центры (прилегающая территория для обслуживания торгового центра) (акт N 997 от 25.11.2015); земельного участка с кадастровым номером 63:01:0610002:615 - торговые центры (прилегающая территория для обслуживания торгового центра "Скала" (акт N 998 от 25.11.2015).
По земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0610002:8, 63:01:0610002:9 постановлением правительства Самарской области N 769 от 10.12.2014 внесены изменения в кадастровую стоимость: 63:01:0610002:8 кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 6 603 720,9 руб.; 63:01:0610002:9 кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 2 429 177,32 руб.
По земельному участку с кадастровым номером 63:01:0610002:654 проведена независимая оценка.
Согласно решению комиссии по рассмотрению споров N 15/33с-21 от 24.12.2015 установлена кадастровая стоимость земельного участка равной 20 709 568,32 руб. с датой применения - 01.01.2015.
Письмом от 09.08.2016 N 11-8561-1 Управление Росреестра сообщило о факте использования земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0610002:6, 63:01:0610002:7, 63:01:0610002:10, 63:01:0610002:612, 63:01:0610002:615 не по целевому назначению, в связи с чем законный представитель ООО "Группа Компаний Анион" был вызван в Управление Росреестра для составления протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков от регистрирующих органов в период проведения камеральной налоговой проверки и на дату вынесения решения в адрес налогового органа не поступали.
Вид разрешенного использования земельных участков под данными объектами недвижимости должен быть переоформлен налогоплательщиком самостоятельно с учетом фактического их использования.
Учет изменения разрешенного использования осуществляется на основании заявления правообладателя земельного участка, поступившего в орган кадастрового учета.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, налоговый орган пришел к выводу, что общество использовало указанные земельные участки не в соответствии с видом разрешенного использования.
Постановлением правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - постановление N 610) утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, кадастровых кварталов населенных пунктов в разрезе муниципальных образований Самарской области.
Согласно постановлению правительства Самарской области N 610 фактический удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 63:01:0610002, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, составляет 10 723,34 руб.
В ходе мероприятий налогового контроля инспекцией было установлено, что на указанных земельных участках располагаются торговый центр "Скала" и торговый центр "Зеленая страна", осуществляется торгово-развлекательная деятельность, что подтверждается также общедоступной информацией (Интернет, пресса, ТВ - реклама).
Из анализа расчетных счетов следует, что основная выручка в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 складывается от сдачи в аренду нежилых помещений для осуществления торгово-развлекательной деятельности.
Из анализа информации о заключенных договорах аренды (субаренды) следует, что сдача в аренду нежилых помещений для осуществления торгово-развлекательной деятельности производилась с 2012 года по настоящее время.
В связи с этим инспекцией сделан вывод, что ООО "ГК Анион", используя кадастровую стоимость, установленную без учета его фактического использования, при исчислении земельного налога за 2015 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0610002:6, 63:01:0610002:7, 63:01:0610002:8, 63:01:0610002:9, 63:01:0610002:10, 63:01:0610002:18, 63:01:0610002:612, 63:01:0610002:615 получает необоснованную налоговую выгоду и как собственник земельных участков не совершило необходимых действий по устранению несоответствий между фактическим использованием и установленным в правоустанавливающих документах на земельный участок разрешенным использованием, исчисляя земельный налог за 2015 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0610002:6, 63:01:0610002:7, 63:01:0610002:8, 63:01:0610002:9, 63:01:0610002:10, 63:01:0610002:612, 63:01:0610002:615, 63:01:0610002:18 с использованием кадастровой стоимости, установленной без учета их фактического использования.
На основании вышеизложенного инспекция считает доначисление земельного налога за 2015 год произведено обоснованно.
Заявитель, оспаривая решение инспекции, приводит следующие доводы в обоснование правомерности своей позиции.
Согласно доводам заявителя для расчета налоговой базы по земельному налогу и оформления налоговой декларации налогоплательщику необходимо знать значение кадастровой стоимости соответствующего принадлежащего ему на праве объекта недвижимости, а также получить информацию о ней по конкретному объекту недвижимости из соответствующего компетентного органа.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия "кадастровая стоимость", в связи с чем необходимо обратиться к отраслевому законодательству (пункт 1 статьи 11 НК РФ). Так, понятие кадастровой стоимости дано в Федеральном законе от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). В частности, кадастровая стоимость объекта недвижимости представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки (часть 3 статьи 3 Федеральном законе N 135-ФЗ).
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа субъекта Российской Федерации либо в определенных случаях по решению органа местного самоуправления (статья 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ). Ее проводят физические лица - члены соответствующих саморегулируемых организаций (оценщики), а в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, - Росреестр или подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ФГБУ "Кадастровая палата") (статьи 4, 24.5, 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, пункт 1 раздела 1 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457).
Результаты кадастровой оценки (отчет об определении кадастровой стоимости) подлежат утверждению исполнительным органом субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления и передаче после официального опубликования (обнародования) в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости (статьи 24.12, 24.17 Федерального закона N 135-ФЗ, пункт 11 части 2 статьи 7, пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В рассматриваемом заявлении ООО "Группа компаний Анион" указывает на то, что информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего налогоплательщику, можно получить из акта уполномоченного органа об утверждении результатов кадастровой оценки объектов недвижимости, который официально публикуется (обнародуется) (статья 24.17 Федерального закона N 135-ФЗ).
В целях налогообложения указанные нормативные правовые акты вступают в силу как акты законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном статьей 5 НК РФ. Такие разъяснения дал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Исходя из пункта 1 статьи 5 НК РФ, по общему правилу, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости налогоплательщик может запросить в территориальном органе Росреестра или подведомственных ему государственных бюджетных учреждениях (ФГБУ "Кадастровая палата") (части 1, 2 статьи 3, часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункты 1, 4 раздела 1, пункт 5.1.16 раздела 2 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457).
Также указанную необходимую информацию собственник объекта недвижимости может запросить и в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему соответствующих полномочий Росреестра (часть 1.1 статьи 3, статья 3.1, часть 1 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", пункты 1, 4 раздела 1, пункт 5.1.16 раздела 2 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года N 457).
Возможные формы (виды) предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Так, одним из видов предоставления указанных сведений является выдача кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости - выписки из государственного кадастра недвижимости, содержащей сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и его кадастровом номере (пункт 4.1 части 2, часть 5.1 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Запрос о предоставлении внесенных в государственный кадастр недвижимости налогоплательщик имеет право получить при личном обращении в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 3, пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Из материалов по делу следует, что после того как информация о кадастровой стоимости указанных выше восьми спорных земельных участков была получена заявителем из уполномоченного органа, именно эти сведения и легли в основу формирования им налоговой базы налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год.
Однако в обоснование законности оспариваемого решения налоговым органом положены оформленные департаментом акты "Установления фактического использования земельного участка". В свою очередь, из текста данных актов от 25 ноября 2015 года N 1004 и от 25 ноября 2015 года N 1005 следует, что при проведении проверки уполномоченным органом - департаментом управления имуществом городского округа Самара - не были выявлены признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, выраженного в фактическом использовании земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0610002:8 и 63:01:0610002:9, не по целевому назначению.
Суд также отмечает, что приложенные к акту от 25 ноября 2015 года N 1007 "Установления фактического использования земельного участка" фотографии и ситуационные планы земельных участков не свидетельствуют о том, что ООО "Группа компаний Анион" именно в проверяемый налоговый период фактически использовало земельный участок с кадастровым номером - 63:01:0610002:18 не с разрешенным его использованием - под прилегающую незастроенную территорию, территориальная зона - Ц-2 - зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (группа видов разрешенного использования - земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, тупиков, земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода, каналов и коллекторов, набережные).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ на основании работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Самарской области, выполненных обществом с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений", правительством Самарской области принято постановление N 610. Для целей налогообложения названное постановление вступило в силу с 01.01.2014. Данным постановлением кадастровая стоимость участков 63:01:610002:8, 63:01:610002:9 и 63:01:610002:18 отдельно определена по каждому участку в размере 1 рубля.
Постановление правительства Самарской области N 610 в части определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Установленная по состоянию на 01.01.2014 кадастровая стоимость в проверяемом налоговом периоде не изменялась и не пересматривалась.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, в полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
В этой связи установив, что в представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год заявитель исчислил земельный налог в отношении указанных выше трех спорных земельных участков исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением правительства Самарской области N 610 и подтвержденной кадастровыми справками ФГБУ "ФКП Росреестра" от 12.02.2014, суд первой инстанции не установил оснований для признания обоснованными действия инспекции по доначислению обществу земельного налога.
Доказательств нецелевого использования земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:610002:8 и 63:01:610002:9 акты департамента управления имуществом городского округа Самара от 25.11.2015 N 1004 и N 1005 не содержат, по актам N 997, N 998, N 1002, N 1003, N 1006, N 1007 общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, не привлечено.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении АС Поволжского округа N Ф06-22299/2017 от 12 июля 2017 года по делу N А55-17296/2016.
Приняв во внимание вышеизложенное, а также то, что постановлением правительства Самарской области N 610 заявителю кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков определена самостоятельно, заявитель, руководствуясь статьями 390 - 391 НК РФ, правомерно определил налогооблагаемую базу по земельному налогу. Данные действия не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении налогоплательщика.
Иных доказательств, подтверждающих получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате занижения кадастровой стоимости, с учетом разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", оспариваемое решение не содержит.
Кроме того, в судебном заседании представитель заявителя сообщил, что по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0610002:6, 63:01:0610002:7, 63:01:0610002:8, 63:01:0610002:10, 63:01:0610002:612, 63:01:0610002:615 начат процесс по приведению в соответствие вида разрешенного использования земель, что, в свою очередь, указывает на то, что общество не уклоняется от приведения разрешенного вида использования земельных участков в соответствие с фактическим использованием.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом в решении ошибочно не учтено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков был произведен инспекцией, исходя из удельного показателя, который был применен в связи с видами разрешенного использования, установленными налогоплательщиком, не принимаются. В данном случае заявитель произвел расчет земельного налога в соответствии с кадастровой стоимостью, определенной на основании постановления правительства Самарской области N 610, которое является действующим, при этом следует учитывать отсутствие у налогоплательщика полномочий рассчитать кадастровую стоимость самостоятельно.
Доводы налоговых органов о том, что общество получает необоснованную налоговую выгоду, исчисляя сумму земельного налога за 2015 год по земельным участкам, используя кадастровую стоимость, установленную без учета его фактического использования, отклоняются как не подтвержденные надлежащими доказательствами. Доказательств недобросовестности налогоплательщика налоговые органы не представили. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что обществом приняты зависящие от него меры по приведению в установленном порядке разрешенного использования земельных участков в соответствие с фактическим использованием. При этом привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, по фактам использования вышеуказанных земельных участков не по целевому назначению материалами дела не подтверждено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 22 августа 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налоговых органов - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина налоговым органом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 августа 2017 года по делу N А55-32729/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
Т.С.ЗАСЫПКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)