Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Окороковой, рассмотрел дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" (ИНН 6671228910) к Правительству Свердловской области о признании незаконным бездействия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
При участии в судебном заседании
от заявителя: Мантурова Ю.Н., представитель по доверенности N 13-17Д от 20.03.17,
от заинтересованного лица: Кострицкий С.И., представитель по доверенности от 06.02.17,
от третьего лица: Остапова М.И., представитель по доверенности N 17-01-82/14094 от 23.10.16.
Представителям лиц, участвующих в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступало.
Общество с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Правительству Свердловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по включению объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области N 1265-ПП от 30.12.2014 г. (дело N А60-16313/2017).
Общество с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Правительству Свердловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по включению объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер: 66:41:0304028:3083 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", определенных постановлением Правительства Свердловской области 28.12.2015 N 1217-ПП. (дело N А60-13140/2017).
Определением от 23 мая 2017 года дела N А60-13140/2017 и N А60-16313/2017 объединены в одно производство с присвоением соответствующему объединенному делу номер N А60-13140/2017.
Заинтересованное лицо считает заявленные требования необоснованными, в письменном отзыве просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третье лицо считает в письменном отзыве поддерживает позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" является правообладателем объектов недвижимого имущества - помещения, назначение: нежилые общей площадью 6715,1 кв. м кадастровые номера: 66:41:0304028:3101, 66:41:0304028:3099, 66:41:0304028:3104, 66:41:0304028:3105, 66:41:0304028:3102, 66:41:0304028:3100, 66:41:0304028:3103 расположенных в здании культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.12.15, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.12.2015 сделаны записи регистрации N 66-66/001/423/2015-2034/1, 66-66/001/423/2015-2040/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2039/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2038/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2037/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2036/1.
В 2015 году Общество с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" являлось правообладателем объектов недвижимого имущества - помещения, назначение: нежилые общей площадью 6758,1 кв. м расположенных в здании культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.07.14, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.07.14 была сделана запись регистрации N 66-66-01/176/2014-145.
Министерством по управлению государственным имуществом подготовлен проект Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (размещен на сайте Мингосимущества в разделе "Деятельность" - "Недвижимое имущество", включающий, в том числе здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083.
Однако Правительством Свердловской области 28.12.2015 принято Постановление N 1217-ПП "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", в который здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенное по адресу; г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083, включено не было.
Общество с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" 22.02.17 и 22.03.17 обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о включении объекта недвижимости - здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083 в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 и 2016 годы поскольку, по мнению заявителя, данный объект недвижимости соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которые необходимы и достаточны для включения его в указанный перечень.
Письмами N 17-01-82/2508 от 21.03.17 и N 17-01-82/2960 от 29.03.17 МУГИСО отказало обществу во включении спорного объекта недвижимости в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с отсутствием правовых оснований.
Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1155-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. Данный Порядок предусматривает проведение уполномоченным органом процедуры обследования объектов недвижимости в целях установления вида их фактического использования с составлением соответствующего акта. В то же время ни федеральное, ни областное законодательство не регламентирует каких-либо обязанностей органов государственной власти и сроков по проведению процедур установления фактического использования зданий и, соответственно, включения объектов в перечни. Объект, указанный в заявлении, не является выявленным в 2014 году и в 2015 году в соответствии с требованиями постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1155-ПП.
Полагая, что Правительство Свердловской области не совершило действий, которое обязано было совершить, не включило спорное здание в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год и на 2016 год, ООО "ТВИНДЕКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеизложенного следует, что для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) и ненормативных правовых актов необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) и ненормативных правовых актов нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 373 НК РФ).
Согласно ст. 374 НК РФ объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу п. 4 ст. 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
На территории Свердловской области налог установлен Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ).
Законом Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ в Закон N 35-ОЗ введена статья 1-1 "Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества", в соответствии с которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 кв. метров, и помещения в них.
Функция по формированию Перечня объектов осуществляется министерством в соответствии с постановлением правительства от 10.12.2014 N 1139-ПП "О реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Свердловской области".
В соответствии с подп. 7-3 статьи 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-03 "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, обеспечивает направление этого перечня в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также до установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного федеральным законом, устанавливает такой порядок.
В целях реализации на территории Свердловской области ст. 378.2 НК РФ Правительство постановлением от 30.12.2014 N 1265-ПП определило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год. В Перечне объектов на 2015 год спорного объекта нет.
Также в целях реализации на территории Свердловской области ст. 378.2 НК РФ Правительство постановлением от 28.12.2015 N 1217-ПП продлило на 2016 год действие перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, определенного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 N 1265-ПП. Таким образом в Перечне объектов на 2016 год спорного объекта нет.
Как следует из материалов дела, здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, встроенной трансформаторной подстанцией, подземной автостоянкой, с кадастровым номером: 66:41:0304028:3083 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:41:03 04 0284:0008, имеющим разрешенное использование - культурно - развлекательный центр с подземной автостоянкой.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, спорное здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28 с кадастровым номером: 66:41:0304028:3083 именуется "зданием культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, встроенной трансформаторной подстанцией, подземной автостоянкой", имеет общую площадь 8095,0 кв. м.
Согласно техническому паспорту спорного здания общая площадь торговых залов, выставочных зон, помещений общественного питания равна 3823,5 кв. м, что составляет 47,2% от общей площади здания.
Таким образом, здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, встроенной трансформаторной подстанцией, подземной автостоянкой, с кадастровым номером: 66:41:0304028:3083 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, и расположенные в нем помещения, принадлежащие заявителю, могут быть отнесены к объектам, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ в смысле, придаваемом этим объектам налоговым законодательством, и отвечают критериям, заложенным в п. 4 ст. 378.2 НК РФ по фактическому назначению и использованию объектов.
Довод третьего лица о том, что включить объект в Перечень невозможно, поскольку он не был выявлен в 2014 году, со ссылкой на Постановление Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1155-ПП "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", судом отклоняется.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества.
Данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе, административные центры и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В статье 3 НК РФ закреплены принципы всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного характера налогов и сборов, установления дифференцированных ставок.
В то же время, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Довод третьего лица об отсутствии у уполномоченного органа обязанности выявлять и включать в перечень в год его формирования все объекты недвижимого имущества, соответствующие критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, также несостоятелен, поскольку из положений налогового законодательства не следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению формирует перечень объектов, налог на которые исчисляется в льготном порядке, а установленные названной статьей льготы предоставляются собственникам таких объектов избирательно.
Возражая относительно заявленных требований третье лицо, в том числе ссылается на отсутствие у уполномоченного органа обязанности проведения процедур установления фактического использования зданий и включения их в перечни.
Между тем, данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у уполномоченного органа устанавливать объекты, подлежащие включению в перечень.
Из положений главы 30 НК РФ, не следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению избирательно формирует перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость.
Действительно, согласно пункту 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.
Вместе с тем, суд считает, что вышеуказанная правовая норма применима к отношениям, когда здание построено в текущем году, либо стало соответствовать критериям в текущем году, в этом случае его необходимо включить в Перечень не немедленно, а на следующий календарный год.
Проанализировав материалы дела в совокупности, суд пришел к выводу, что у Правительства Свердловской области и Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области была реальная возможность выявить здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28 в 2014 году.
Поскольку объект недвижимого имущества, помещения в котором принадлежат заявителю, с учетом установленных по делу обстоятельств, должен был быть выявлен и мог быть выявлен, как объект недвижимого имущества по налогу на имущество организаций, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в 2014 году, суд пришел к выводу о том, что спорное здание подлежало включению в Перечень объектов за 2015 год.
Доводы заинтересованного лица и третьего лица относительно пропуска заявителем срока на обжалование бездействия, судом отклоняются исходя из следующего.
В силу ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем (истцом), однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определении от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение п. 4 ст. 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Принимая во внимание, что бездействие заинтересованного лица носит длящийся характер, т.е. установленные законодательством действия не совершены в установленные сроки и на дату рассмотрения настоящего дела, ограничение срока на обращение заявителя в суд повлечет невозможность восстановления прав и интересов заявителя, при том, что бездействие Правительства Свердловской области влечет возникновение у заявителя обязанности по уплате излишней суммы налога на имущество организаций.
В обоснование доводов о пропуске заявителем срока на обжалование бездействия Правительство ссылается на направление обществом 26.04.16 расчет по авансовому платежу, а 05.05.16 определило налоговую базу по принадлежащему ему имуществу исходя из среднегодовой стоимости.
Между тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что заявитель узнал о нарушении своих прав и законных интересов в указанные даты.
Третье лицо полагает, что заявителю стало известно об отсутствии спорного объекта недвижимости с момента опубликования постановления Правительства N 1265-ПП от 30.12.2014.
Судом указанный довод отклоняется, поскольку само по себе опубликование спорного перечня на официальном ресурсе в сети интернет не свидетельствует о том, что общество знало о нарушении своих прав и законных интересов.
Как следует из материалов дела общество обратилось 22.02.17 и 22.03.17 в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о включении объекта недвижимости - здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083 в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку, по мнению заявителя, данный объект недвижимости соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые необходимы и достаточны для включения его в указанный перечень.
Письмами N 17-01-82/2508 от 21.03.17 и N 17-01-82/2960 от 29.03.17 МУГИСО отказало обществу во включении спорного объекта недвижимости в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с отсутствием правовых оснований.
Таким образом, общество узнало о бездействии Правительства Свердловской области, выразившееся в несовершении действий по включению объекта не ранее чем 21.03.17 и 29.03.17. Иного из материалов дела не следует.
С рассматриваемыми заявлениями общество обратилось в арбитражный суд 24.03.17 и 07.04.17, в связи с чем, суд приходит к выводу, что срок на обжалование бездействия заявителем не пропущен.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем деле заинтересованное лицо не доказало законности своего бездействия в части не включения спорного здания в Перечень объектов на 2015 год и на 2016 год.
Довод о непредставлении заявителем доказательств соответствия спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, судом отклоняется как необоснованный.
Соответствие спорного здания установленным ст. 378.2 НК РФ критериям фактически признало Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, комиссия которого включила спорное здание в представленный в Правительство для утверждения Перечень объектов на 2016 год.
Более того, в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Правительстве лежит обязанность доказывания не соответствия спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, спорное нежилое здание подлежало включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год и на 2016 год.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заинтересованное лицо неправомерно уклонилось от включения в Перечень объектов на 2015 год и на 2016 год спорного здания.
При этом бездействие Правительства Свердловской области влечет возникновение у заявителя обязанности по уплате излишней суммы налога на имущество организаций, что подтверждается представленным заявителем расчетом.
С учетом изложенного, со стороны заинтересованного лица имеет место незаконное бездействие по не включению спорного объекта в Перечень и нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
В порядке распределения судебных расходов с Правительства Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6000 рублей
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выразившееся в несовершении действий по включению объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области N 1265-ПП от 30.12.2014 г.
Признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выразившееся в несовершении действий по включению объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области N 1217-ПП от 28.12.2015 г.
Обязать Правительство Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Правительства Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" (ИНН 6671228910, ОГРН 1076671021338) 6000 (шесть тысяч) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.06.2017 ПО ДЕЛУ N А60-13140/2017
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2017 г. по делу N А60-13140/2017
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Окороковой, рассмотрел дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" (ИНН 6671228910) к Правительству Свердловской области о признании незаконным бездействия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
При участии в судебном заседании
от заявителя: Мантурова Ю.Н., представитель по доверенности N 13-17Д от 20.03.17,
от заинтересованного лица: Кострицкий С.И., представитель по доверенности от 06.02.17,
от третьего лица: Остапова М.И., представитель по доверенности N 17-01-82/14094 от 23.10.16.
Представителям лиц, участвующих в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступало.
Общество с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Правительству Свердловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по включению объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области N 1265-ПП от 30.12.2014 г. (дело N А60-16313/2017).
Общество с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Правительству Свердловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по включению объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер: 66:41:0304028:3083 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", определенных постановлением Правительства Свердловской области 28.12.2015 N 1217-ПП. (дело N А60-13140/2017).
Определением от 23 мая 2017 года дела N А60-13140/2017 и N А60-16313/2017 объединены в одно производство с присвоением соответствующему объединенному делу номер N А60-13140/2017.
Заинтересованное лицо считает заявленные требования необоснованными, в письменном отзыве просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третье лицо считает в письменном отзыве поддерживает позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" является правообладателем объектов недвижимого имущества - помещения, назначение: нежилые общей площадью 6715,1 кв. м кадастровые номера: 66:41:0304028:3101, 66:41:0304028:3099, 66:41:0304028:3104, 66:41:0304028:3105, 66:41:0304028:3102, 66:41:0304028:3100, 66:41:0304028:3103 расположенных в здании культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.12.15, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.12.2015 сделаны записи регистрации N 66-66/001/423/2015-2034/1, 66-66/001/423/2015-2040/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2039/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2038/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2037/1, 66-66/001-66/001/423/2015-2036/1.
В 2015 году Общество с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" являлось правообладателем объектов недвижимого имущества - помещения, назначение: нежилые общей площадью 6758,1 кв. м расположенных в здании культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.07.14, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.07.14 была сделана запись регистрации N 66-66-01/176/2014-145.
Министерством по управлению государственным имуществом подготовлен проект Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (размещен на сайте Мингосимущества в разделе "Деятельность" - "Недвижимое имущество", включающий, в том числе здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083.
Однако Правительством Свердловской области 28.12.2015 принято Постановление N 1217-ПП "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", в который здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенное по адресу; г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083, включено не было.
Общество с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" 22.02.17 и 22.03.17 обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о включении объекта недвижимости - здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083 в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 и 2016 годы поскольку, по мнению заявителя, данный объект недвижимости соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которые необходимы и достаточны для включения его в указанный перечень.
Письмами N 17-01-82/2508 от 21.03.17 и N 17-01-82/2960 от 29.03.17 МУГИСО отказало обществу во включении спорного объекта недвижимости в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с отсутствием правовых оснований.
Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1155-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. Данный Порядок предусматривает проведение уполномоченным органом процедуры обследования объектов недвижимости в целях установления вида их фактического использования с составлением соответствующего акта. В то же время ни федеральное, ни областное законодательство не регламентирует каких-либо обязанностей органов государственной власти и сроков по проведению процедур установления фактического использования зданий и, соответственно, включения объектов в перечни. Объект, указанный в заявлении, не является выявленным в 2014 году и в 2015 году в соответствии с требованиями постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1155-ПП.
Полагая, что Правительство Свердловской области не совершило действий, которое обязано было совершить, не включило спорное здание в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год и на 2016 год, ООО "ТВИНДЕКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеизложенного следует, что для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) и ненормативных правовых актов необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) и ненормативных правовых актов нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 373 НК РФ).
Согласно ст. 374 НК РФ объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу п. 4 ст. 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
На территории Свердловской области налог установлен Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ).
Законом Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ в Закон N 35-ОЗ введена статья 1-1 "Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества", в соответствии с которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 кв. метров, и помещения в них.
Функция по формированию Перечня объектов осуществляется министерством в соответствии с постановлением правительства от 10.12.2014 N 1139-ПП "О реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Свердловской области".
В соответствии с подп. 7-3 статьи 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-03 "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, обеспечивает направление этого перечня в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также до установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного федеральным законом, устанавливает такой порядок.
В целях реализации на территории Свердловской области ст. 378.2 НК РФ Правительство постановлением от 30.12.2014 N 1265-ПП определило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год. В Перечне объектов на 2015 год спорного объекта нет.
Также в целях реализации на территории Свердловской области ст. 378.2 НК РФ Правительство постановлением от 28.12.2015 N 1217-ПП продлило на 2016 год действие перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, определенного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 N 1265-ПП. Таким образом в Перечне объектов на 2016 год спорного объекта нет.
Как следует из материалов дела, здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, встроенной трансформаторной подстанцией, подземной автостоянкой, с кадастровым номером: 66:41:0304028:3083 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:41:03 04 0284:0008, имеющим разрешенное использование - культурно - развлекательный центр с подземной автостоянкой.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, спорное здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28 с кадастровым номером: 66:41:0304028:3083 именуется "зданием культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, встроенной трансформаторной подстанцией, подземной автостоянкой", имеет общую площадь 8095,0 кв. м.
Согласно техническому паспорту спорного здания общая площадь торговых залов, выставочных зон, помещений общественного питания равна 3823,5 кв. м, что составляет 47,2% от общей площади здания.
Таким образом, здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, встроенной трансформаторной подстанцией, подземной автостоянкой, с кадастровым номером: 66:41:0304028:3083 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, и расположенные в нем помещения, принадлежащие заявителю, могут быть отнесены к объектам, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ в смысле, придаваемом этим объектам налоговым законодательством, и отвечают критериям, заложенным в п. 4 ст. 378.2 НК РФ по фактическому назначению и использованию объектов.
Довод третьего лица о том, что включить объект в Перечень невозможно, поскольку он не был выявлен в 2014 году, со ссылкой на Постановление Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1155-ПП "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", судом отклоняется.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества.
Данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе, административные центры и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В статье 3 НК РФ закреплены принципы всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного характера налогов и сборов, установления дифференцированных ставок.
В то же время, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Довод третьего лица об отсутствии у уполномоченного органа обязанности выявлять и включать в перечень в год его формирования все объекты недвижимого имущества, соответствующие критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, также несостоятелен, поскольку из положений налогового законодательства не следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению формирует перечень объектов, налог на которые исчисляется в льготном порядке, а установленные названной статьей льготы предоставляются собственникам таких объектов избирательно.
Возражая относительно заявленных требований третье лицо, в том числе ссылается на отсутствие у уполномоченного органа обязанности проведения процедур установления фактического использования зданий и включения их в перечни.
Между тем, данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у уполномоченного органа устанавливать объекты, подлежащие включению в перечень.
Из положений главы 30 НК РФ, не следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению избирательно формирует перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость.
Действительно, согласно пункту 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.
Вместе с тем, суд считает, что вышеуказанная правовая норма применима к отношениям, когда здание построено в текущем году, либо стало соответствовать критериям в текущем году, в этом случае его необходимо включить в Перечень не немедленно, а на следующий календарный год.
Проанализировав материалы дела в совокупности, суд пришел к выводу, что у Правительства Свердловской области и Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области была реальная возможность выявить здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28 в 2014 году.
Поскольку объект недвижимого имущества, помещения в котором принадлежат заявителю, с учетом установленных по делу обстоятельств, должен был быть выявлен и мог быть выявлен, как объект недвижимого имущества по налогу на имущество организаций, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в 2014 году, суд пришел к выводу о том, что спорное здание подлежало включению в Перечень объектов за 2015 год.
Доводы заинтересованного лица и третьего лица относительно пропуска заявителем срока на обжалование бездействия, судом отклоняются исходя из следующего.
В силу ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем (истцом), однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определении от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение п. 4 ст. 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Принимая во внимание, что бездействие заинтересованного лица носит длящийся характер, т.е. установленные законодательством действия не совершены в установленные сроки и на дату рассмотрения настоящего дела, ограничение срока на обращение заявителя в суд повлечет невозможность восстановления прав и интересов заявителя, при том, что бездействие Правительства Свердловской области влечет возникновение у заявителя обязанности по уплате излишней суммы налога на имущество организаций.
В обоснование доводов о пропуске заявителем срока на обжалование бездействия Правительство ссылается на направление обществом 26.04.16 расчет по авансовому платежу, а 05.05.16 определило налоговую базу по принадлежащему ему имуществу исходя из среднегодовой стоимости.
Между тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что заявитель узнал о нарушении своих прав и законных интересов в указанные даты.
Третье лицо полагает, что заявителю стало известно об отсутствии спорного объекта недвижимости с момента опубликования постановления Правительства N 1265-ПП от 30.12.2014.
Судом указанный довод отклоняется, поскольку само по себе опубликование спорного перечня на официальном ресурсе в сети интернет не свидетельствует о том, что общество знало о нарушении своих прав и законных интересов.
Как следует из материалов дела общество обратилось 22.02.17 и 22.03.17 в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о включении объекта недвижимости - здание культурно-развлекательного центра с помещениями торговли, общественного питания и помещениями культурно-развлекательного назначения, расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083 в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку, по мнению заявителя, данный объект недвижимости соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые необходимы и достаточны для включения его в указанный перечень.
Письмами N 17-01-82/2508 от 21.03.17 и N 17-01-82/2960 от 29.03.17 МУГИСО отказало обществу во включении спорного объекта недвижимости в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с отсутствием правовых оснований.
Таким образом, общество узнало о бездействии Правительства Свердловской области, выразившееся в несовершении действий по включению объекта не ранее чем 21.03.17 и 29.03.17. Иного из материалов дела не следует.
С рассматриваемыми заявлениями общество обратилось в арбитражный суд 24.03.17 и 07.04.17, в связи с чем, суд приходит к выводу, что срок на обжалование бездействия заявителем не пропущен.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем деле заинтересованное лицо не доказало законности своего бездействия в части не включения спорного здания в Перечень объектов на 2015 год и на 2016 год.
Довод о непредставлении заявителем доказательств соответствия спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, судом отклоняется как необоснованный.
Соответствие спорного здания установленным ст. 378.2 НК РФ критериям фактически признало Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, комиссия которого включила спорное здание в представленный в Правительство для утверждения Перечень объектов на 2016 год.
Более того, в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Правительстве лежит обязанность доказывания не соответствия спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, спорное нежилое здание подлежало включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год и на 2016 год.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заинтересованное лицо неправомерно уклонилось от включения в Перечень объектов на 2015 год и на 2016 год спорного здания.
При этом бездействие Правительства Свердловской области влечет возникновение у заявителя обязанности по уплате излишней суммы налога на имущество организаций, что подтверждается представленным заявителем расчетом.
С учетом изложенного, со стороны заинтересованного лица имеет место незаконное бездействие по не включению спорного объекта в Перечень и нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
В порядке распределения судебных расходов с Правительства Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6000 рублей
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выразившееся в несовершении действий по включению объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области N 1265-ПП от 30.12.2014 г.
Признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выразившееся в несовершении действий по включению объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28, кадастровый номер 66:41:0304028:3083 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области N 1217-ПП от 28.12.2015 г.
Обязать Правительство Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Правительства Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТВИНДЕКС" (ИНН 6671228910, ОГРН 1076671021338) 6000 (шесть тысяч) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
П.Н.КИРЕЕВ
П.Н.КИРЕЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)