Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2016 N 09АП-46209/2016 ПО ДЕЛУ N А40-130183/16

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. N 09АП-46209/2016

Дело N А40-130183/16

резолютивная часть постановления оглашена 05.10.2016
постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2016
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Добыш Д.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Росспиртпром" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2016
по делу N А40-130183/16, принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению ОАО "Росспиртпром" (121170, Москва, Кутузовский проспект, дом 34, стр. 21, ОГРН 1097746003410)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (129110, Москва, улица Большая Переяславская, дом 66, стр. 1, ОГРН 1047702057732)
- о признании недействительным решения;
- при участии:
- от заявителя - Бежецкий А.Ю. по доверенности от 19.10.2015;
- от заинтересованного лица - Кабисов И.Э. по доверенности от 12.07.2016;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2016 в удовлетворении заявления ОАО "Автодормех-Комплекс" о признании недействительными решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 28.12.2015 N 1098 о привлечении к ответственности ОАО "Росспиртпром" за совершение налогового правонарушения, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители общества и инспекции поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 проведена камеральная налоговая проверка ОАО "Росспиртпром" в лице филиала "Волгоградский ликероводочный завод" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты акциза по налоговой декларации за февраль 2015, представленной в налоговый орган 22.07.2015.
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки N 990 от 06.11.2015 (л.д. 21-25).
На указанный акт проверки обществом, на основании п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации представлены возражения, которые рассмотрены инспекцией вместе с материалами проверки.
28.12.2015 по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 06.11.2015 N 990, возражений общества на акт, налоговым органом вынесено решение N 1098 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, с которым ОАО "Росспиртпром" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 5.000.095 руб. (л.д. 26-32).
Не согласившись с решением инспекции, общество обжаловало его в установленном порядке в ФНС России.
09.03.2016 ФНС России принято решение по апелляционной жалобе ОАО "Росспиртпром" N СА-4-9/3208@, которым апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения (л.д. 38-41).
Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения органа налогового контроля.
Рассмотрев повторно материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта послужил вывод инспекции о том, что обществом при подаче уточненных налоговых деклараций по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 по филиалу ОАО "Росспиртпром" "Волгоградский ликероводочный завод" не соблюдены условия освобождения от ответственности, предусмотренные п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель уплатил налог, пени и представил уточненную налоговую декларацию после направления инспекцией в адрес заявителя сообщения о выявленном неотражении и/или неполноты отражения сведений в налоговой декларации.
25.03.2015 обществом представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 года по филиалу "Волгоградский ликероводочный завод", в которой по коду 10001 "Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 9.113, 520 л.б/с, сумма акциза составляет 4.556.760 руб.
В ходе проведения контрольных мероприятий, в отношении данной декларации, инспекцией осуществлен сравнительный анализ налоговых деклараций по акцизам за исключением табачных изделий за январь - март 2015 года по филиалу "Волгоградский ликероводочный завод" по объемам, отгруженным на внутренний рынок с данными, отраженными в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2015, в соответствии с которым инспекцией установлено, что данные, отраженные в декларациях по акцизам за январь - март 2015 года по филиалу "Волгоградский ликероводочный завод", не соответствуют данным, отраженным в декларации за 1 квартал 2015.
Согласно данным налоговых деклараций по акцизам за январь - март 2015 объем отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок составляет 77.541,72 л.б/с (январь 9.369 л.б/с, февраль - 9.113.520 л.б/с, март - 59.059.200 л.б/с), по данным декларации за 1 квартал 2015 - 231.405.66 л.б/с.
По факту расхождения данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, указанных в декларации инспекцией письмом от 06.07.2015 N 14-14/09289 в адрес общества направлено сообщение N 375 с требованием о представлении пояснений.
В ответ на сообщение N 375 ОАО "Росспиртпром" письмом от 17.07.2015 N 317 сообщено, что направляет уточненную налоговую декларацию (корректировка N 1) по акцизам, за исключением табачных изделий за февраль 2015 по филиалу "Волгоградский ликероводочный завод".
В уточненной налоговой декларации (корректировка N 1) по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 по коду 10001 "реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 109.113.520 л. б/с, сумма акциза - 54.556.760 руб.
Платежными поручениями от 14.07.2015 N 6332, N 6333 ОАО "Росспиртпром" перечислена сумма налога в размере 51.526.250 руб.
22.07.2015 ОАО "Росспиртпром" представлена уточненная (корректировка N 2) налоговая декларация по акцизам за исключением табачных изделий за февраль 2015 по филиалу "Волгоградский ликероводочный завод", в которой по коду 10001 "реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации" отражена налоговая база 109.115.420 л. б/с, сумма акциза - 54.557.720 руб.
Налог и пени уплачены ОАО "Росспиртпром" платежными поручениями от 21.07.2015 N 875 в общей сумме 1.000 руб.
Таким образом, ОАО "Росспиртпром" уплачены недостающие суммы налога, пени и представлены корректирующие декларации по акцизу за февраль 2015 после выявления инспекцией неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. При этом сумма налога по первичной декларации занижена более чем в 12 раз по сравнению с данными отраженными в ЕГАИС, а сумма подлежащего уплате налога перечислена обществом в бюджет только через 4 месяца после срока его уплаты.
Общество указывает, что налогоплательщик узнает об установленных проверкой нарушениях в виде неотражения или неполноты отражения в налоговой декларации сведений, ошибок, влияющих на сумму налога к уплате, не ранее даты получения налогоплательщиком акта налоговой проверки.
По мнению ОАО "Росспиртпром", направление сообщения о предоставлении пояснений в порядке п. 3 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть отождествлено с обнаружением налоговым органом ошибок в налоговой декларации, влекущих занижение налоговой базы.
Согласно п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизом признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 187 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения).
На основании ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) составляет 500 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
В силу ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на производителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возлагается обязанность вести автоматизированный учет производимой продукции, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 (в редакции от 18.03.2014) "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ведет единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 предусмотрено, что ЕГАИС содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, организацией, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющей изготовление федеральных специальных и акцизных марок, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота продукции.
Организации представляют в ЕГАИС информацию, перечисленную в п. 3 Правил. Для фиксации информации, указанной в п. 3 Правил, в единой информационной системе организация, используя технические средства, представляет в электронном виде с электронной цифровой подписью заявку о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой (п. 4 Правил).
Согласно п. 9 Правил Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган, используя технические средства единой информационной системы, в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, направляет организации в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям с электронной цифровой подписью подтверждение о фиксации или уведомление об отказе в фиксации.
Таким образом, фиксация данных в ЕГАИС осуществляется самим же заявителем.
Работа ЕГАИС направлена на централизованный сбор информации об объемах производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции от всех ее производителей и объектов оптовой торговли. ЕГАИС фиксирует информацию с целью сопоставления данных объемов производства с оборотами алкогольной продукции, даты составления первичных документов, отправленных в ЕГАИС для фиксации.
В силу подп. "д" п. 19 Правил, информация, содержащаяся в единой информационной системе, предоставляется организациям, осуществляющим производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), продукции.
Согласно п. 20 Правил организациям и сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется информация, представленная ими в единую информационную систему, а также информация о закупаемой или поставленной ими продукции в соответствии с перечнем информации, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Для получения информации организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, используя технические средства, направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям запрос по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, используя технические средства единой информационной системы, не позднее 10 рабочих дней со дня передачи организацией или сельскохозяйственным товаропроизводителем указанного запроса направляет им в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям справку по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
В соответствии с п. 1 приказа Росалкогольрегулирования от 01.07.2010 N 43н "Об утверждении перечня информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляемой организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи), этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, направившей запрос, предоставляются все данные из информации, зафиксированной в единой информационной системе, указанной организации.
Пунктом 2 указанного приказа предусмотрено, что организации, направившей запрос о фиксации производителем в единой информационной системе объемов закупаемых ею или поставляемых ей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляются сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации): наименование организации (обособленного подразделения) - производителя продукции, ее местонахождение, ИНН, КПП; вид продукции; наименование продукции; предельная вместимость потребительской тары (упаковки), в которую разлита закупаемая, поставляемая продукция каждого вида и наименования; количество (в штуках) закупаемой, поставляемой продукции каждого вида и наименования.
Согласно материалам дела ОАО "Росспиртпром" не отрицает, что у него имеется доступ к системе ЕГАИС, а также доступ к получаемой из нее информации, в том числе в отношении спорного периода.
Программные средства организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяют формировать отчеты, содержащие справочные данные об объемах производства и (или) оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной продукции и спиртсодержащей продукции. Данные отчеты формируется по запросу Пользователя и могут быть экспортированы в форматы MS Excel или PDF.
Таким образом, ОАО "Росспиртпром" осведомлено о несоответствии отражаемых им в налоговых декларациях данных и данных ЕГАИС.
В рассматриваемом случае нарушения и искажения, допущенные ОАО "Росспиртпром" имеют преднамеренный характер, поскольку не соответствуют данным, представленным самим же ОАО "Росспиртпром" как участником рынка алкогольной продукции в ЕГАИС.
Указанные в декларациях сведения искажены заявителем намеренно с целью занижения налоговой базы по акцизам и, соответственно, суммы налога к уплате в бюджет; данные действия позволили обществу отсрочить уплату значительных сумм налога на 3 месяца без применения каких-либо мер воздействия (принудительного взыскания за счет денежных средств, приостановления операций по счетам) и отражения в его лицевых счетах и справках о состоянии расчетов с бюджетом сумм задолженности, что, очевидно, имело для него как лица, осуществляющего деятельность в сфере торговли алкогольной продукцией, принципиальное значение.
Таким образом, допущенные нарушения привели к ущемлению интересов бюджета в виде возникновения задолженности по акцизу, в связи с чем, инспекция обоснованно привлекла заявителя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель считает, что им соблюдены, предусмотренные п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации условия для освобождения от ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых с их учетом нормативных правовых актов. Подп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые органы вправе проводить проверки в порядке, установленном Кодексом.
К числу налоговых проверок ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Налоговый кодекс Российской Федерации различает указанные формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности, как налогоплательщика, так и налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 14951/11 указано, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика подтверждающие документы, если в ходе камеральной проверки выявил несоответствие данных представленной отчетности с имеющимися у него сведениями.
Из положений п. 5 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации следует, обязанность налогоплательщика и, как следствие, право налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля.
Полномочия налогового органа, предусмотренные ст. ст. 88, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
Исходя из положений ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности. При этом право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, то есть до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно материалам дела инспекцией, в поданной ОАО "Росспиртпром" налоговой декларации по акцизам за исключением табачных изделий, обнаружены ошибки (несоответствие сведений, заявленных налогоплательщиком, сведениям, полученным из ЕГАИС), приводящие к занижению налоговой базы. О выявленных ошибках (искажениях) сообщено заявителю, что подтверждается сообщениями о предоставлении пояснений от 02.03.2015 N 14-12/02638, от 15.05.2015 N 14-12/06530.
На указанные сообщения, обществом представлены пояснения от 23.03.2015 N 212/03, от 02.06.2015 N 321/03, в которых подтверждено расхождение данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, уточненные налоговые декларации. Общество доплатило налоги и пени.
Заявителем представлены уточненные налоговые декларации и уплачены суммы налога и соответствующие пени после получения от инспекции сообщений об обнаружении ошибки, приведшей к занижению налоговой базы.
Таким образом, указанные действия совершены ОАО "Росспиртпром" после того, как оно узнало об обнаружении инспекцией неотражения (неполноты отражения) сведений, приводящих к занижению налоговой базы и акциза, и рассматриваются как несоблюдение условий освобождения налогоплательщика от ответственности, предусмотренных п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 122, 79, 78 Налогового кодекса Российской Федерации занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае одновременного соблюдения следующих условий: на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога; на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.
В результате анализа данных КРСБ по акцизу филиала "Волгоградский ликероводочный завод" установлено невыполнение условий, при которых налогоплательщик, подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.
На дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который начисляется недоимка, у налогоплательщика отсутствовала переплата по акцизу. Кроме того, за период с указанного срока по дату вынесения оспариваемого ненормативного акта у общества периодически образовывалась недоимка по акцизу.
Таким образом, неправомерные действия общества привели к возникновению задолженности перед бюджетом по этому налогу, что влечет применение ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявителя также указывает, что при привлечении его к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации не приняты во внимание смягчающие ответственность обстоятельства (отсутствие умысла в совершении нарушения, поскольку занижение налоговой базы в декларации вызвано техническими причинами; добровольное устранение неблагоприятных для бюджета последствий в кратчайшие сроки, существенный объем регулярных налоговых отчислений и своевременное исполнение налоговых обязательств; высокая социальная значимость как работодателя, сложная социально-экономическая ситуация вокруг филиалов общества, принадлежность общества государству на 100 процентов и участие в государственных и социальных программах; несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения, тяжести и характера правонарушения; нецелесообразность наложений санкции ввиду самостоятельного исправления обществом допущенных по техническим причинам ошибок без потерь для бюджета).
По мнению заявителя, даже в случае привлечения общества к ответственности размер штрафа должен быть снижен пропорционально количеству смягчающих ответственность обстоятельств.
Согласно п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, затруднительное финансовое состояние лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, на которые ссылается общество, не могут быть признаны смягчающими, поскольку расхождение данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства, указанных в декларациях и ЕГАИС не имели технического характера, а были искажены заявителем намеренно с целью занижения налоговой базы по акцизам, в связи с чем довод общества об отсутствии у него умысла на совершение правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам. Кроме того, корректировки данных деклараций имели механический характер, а заявителем ни в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, ни в материалы дела не представлены доказательства в подтверждение довода о техническом характере допущенных искажений.
Судом установлено, что занижение налогооблагаемой базы имело систематический характер: нарушения допущены на протяжении ряда налоговых периодов и несколькими филиалами общества.
Оспариваемые штрафы наложены на общество в соответствии с санкцией п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации; а именно в размере 1/5 от суммы неотраженного в целях налогообложения и неуплаченного налога (20%). При этом сумма налога к доплате по уточненным декларациям в рассматриваемом случае превышала первоначально заявленную в 12 раз, и даже исчисленный в первичной декларации налог уплачивался ОАО "Росспиртпром" в бюджет с нарушением установленных сроков.
Пунктом 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен повышенный размер ответственности при неуплате налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий, совершенных умышленно, в таких случаях размер штрафа составляет 40% от суммы неуплаченного налога.
Таким образом, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1098 от 28.12.2015 соответствует требования законодательства о налогах и сборах и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и является правомерным.
При подаче апелляционной жалобы по данной категории споров государственная пошлина в соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается в размере 1.500 руб. для юридических лиц.
ОАО "Росспиртпром" к апелляционной жалобе не приложены доказательства оплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2016 по делу N А40-130183/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Росспиртпром" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Ж.В.ПОТАШОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)