Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8716/2016) акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2016 по делу N А46-16092/2015 (судья Крещановская Л.А.)
по заявлению акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по ЦАО г. Омска (ИНН 5503026340, ОГРН 1025500749097)
о признании недействительным решения от 15.07.2015 N 2112
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Волобоев Максим Васильевич по доверенности N 36-09/1041 от 31.05.2016 сроком действия один год (паспорт);
- от заинтересованного лица: Бронская Татьяна Николаевна по доверенности N 01-19/000700 от 26.01.2016 сроком действия до 31.12.2016 (паспорт), Приймак Василий Николаевич по доверенности N 01-19/16915 от 17.11.2015 сроком действия до 31.12.2016 (служебное удостоверение), Василькова Елена Владимировна по доверенности N 01-19/019013 от 31.12.2015 сроком действия до 31.12.2016 (служебное удостоверение).
Акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - заявитель, налогоплательщик, Общество, АО "ТГК N 11") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по ЦАО г. Омска) о признании недействительным решения от 15.07.2015 N 2112.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.06.2016 по делу N А46-16092/2015 требования АО "ТГК N 11" оставлены без удовлетворения.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для применения заявителем пониженной ставки по земельному налогу в размере 0,3%, поскольку факт того, что расположенные на земельных участках объекты являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, материалами проверки и представленными заявителем документами не подтверждается.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ТГК N 11" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель настаивает на правомерности применения налогоплательщиком пониженной налоговой ставки по земельному налогу, поскольку на земельных участках АО "ТГК N 11" расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а их функционирование направлено на обеспечение коммунальным ресурсом жилого фонда города Омска.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ИФНС России по ЦАО г. Омска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ТГК N 11" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ИФНС России по ЦАО г. Омска отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО "ТГК N 11" на правах собственности и постоянного бессрочного пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:000000:0190, 55:36:160103:0029, 55:36:030119:1001, 55:36:030801:0074, 55:36:030801:0075, 55:36:030801:0076, 55:36:030801:0081, 55:36:030801:0696, 55:36:030801:0750, 55:36:030801:0508, 55:36:030115:3001, 55:36:030115:3066, 55:36:000000:0174, 55:36:150101:0325, 55:36:000000:0310, 55:36:130101:3016, 55:36:100101:0079, 55:36:150101:0324, 55:36:030801:0698.
ИФНС России по ЦАО г. Омска в соответствии со статьями 31, 87, 88 Налогового кодекса Российской Федерации в период с 29.12.2014 по 30.03.2015 проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (корректирующая N 6) по земельному налогу за 2011 год, представленной АО "ТГК N 11" 29.12.2014.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки, Инспекцией составлен акт от 13.04.2015 N 37910, в соответствии с которым установлено нарушение Обществом пункта 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в неверном применении ставки налога, что привело к занижению суммы налога за 2011 год в размере 172 859 796 руб.
По итогам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, материалов налоговой проверки, а также письменных возражений налогоплательщика Инспекцией 15.07.2015 вынесено решение N 2112 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен земельный налог за 2011 год в размере 172 859 796 руб.
Не согласившись с решением Инспекции и, соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - вышестоящий налоговый орган, УФНС России по Омской области).
По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом вынесено решение N 16-22/12484@ от 28.09.2015, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции N 2112 от 15.07.2015 - без изменения.
Полагая, что решение Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
01.06.2016 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Как было выше сказано, Обществом 29.12.2014 представлена уточненная налоговая декларация (корректирующая N 6) по земельному налогу за 2011 год, в которой сумма налога к уплате уменьшена на 172 859 796 руб. Уменьшение земельного налога связано с применением налогоплательщиком для расчета налога к уплате в отношении 19 земельных участков налоговой ставки в размере 0,3% (ранее применялась ставка 1,5%).
По результатам камеральной налоговой проверки Обществу отказано в уменьшении заявленной в уточненной налоговой декларации суммы земельного налога путем доначисления налога в размере 172 859 796 руб.
По мнению АО "ТГК N 11" на земельных участках с кадастровыми номерами: 55:36:000000:0190, 55:36:160103:0029, 55:36:030119:1001, 55:36:030801:0074, 55:36:030801:0075, 55:36:030801:0076, 55:36:030801:0081, 55:36:030801:0696, 55:36:030801:0750, 55:36:030801:0508, 55:36:030115:3001, 55:36:030115:3066, 55:36:000000:0174, 55:36:150101:0325, 55:36:000000:0310, 55:36:130101:3016, 55:36:100101:0079, 55:36:150101:0324, 55:36:030801:0698 расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в связи с чем, правомерным для расчета земельного налога является применение налоговой ставки в размере 0,3%.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, не может согласиться с указанным выше доводом подателя жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Поскольку АО "ТГК N 11" на правах собственности и постоянного бессрочного пользования принадлежат земельные участки с указанными выше кадастровыми номерами, то в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации Общество является плательщиком земельного налога.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом, в пункте 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Решения Омского городского совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска", в отношении земельных участков занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства установлена налоговая ставка 1,3%, в отношении прочих земельных участков - 1,5%.
Как верно указал суд первой инстанции, принимая во внимание, что законодательство о налогах и сборах не содержит понятия "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса", в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.11.2010 N 10062/10, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действующей в проверяемом периоде) система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Положения названного Федерального закона, возможно, применять для определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не исключая при этом и отнесения к ним зданий, сооружений, а также иных объектов и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава АО "ТГК N 11" (том 5 л.д. 81) в своей деятельности руководствуется в том числе, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 35-ФЗ электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
К объектам электросетевого хозяйства согласно указанной статье относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства, признаются объектами электроэнергетики.
Перечень видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержден Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.12.2007 N 295.
Согласно указанному Приказу, в состав единого производственно-технологического комплекса организаций осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии отнесены - системы техводоснабжения и охлаждения, а также прочие гидротехнические сооружения, инженерные сети и сооружения на них, транспортные коммуникации, объекты вспомогательного и обслуживающего назначения, тепловые сети на территории электростанции, котельной, все типы инженерных сетей на территории электростанции, шламоудаление, ремонтно-эксплуатационные мастерские на электростанции и прочие вспомогательные здания и сооружения на территории электростанции, котельной, турбинное оборудование теплосетевое оборудование, запасы топлива всех видов, а также объекты незавершенного строительства и многолетние насаждения (охрана окружающей среды).
Как следует из материалов дела на земельных участках, принадлежащих Обществу на праве собственности, расположены, в том числе:
- - с кадастровыми номерами 52:36:000000:0190, 55:36:160103:0029 - котельные цеха, электрические цеха, топливно-транспортные цеха, котельные цеха, химические цеха, управление и ряд других объектов (в соответствии с инвентарными карточками ОКОФы 11 4521111 (ТЭЦ), 11 4521010 (здания электроэнергии), 11 4521012 (здания электрических и тепловых сетей)), образующих в целом производственно-технологический комплекс ТЭЦ-2 (том 6 л.д. 65-156, том 9 л.д. 1-152);
- - с кадастровыми номерами 55:36:030801:0750, 55:36:030801:0698, 55:36:030119:1001, 55:36:030801:0508, 55:36:030801:0696, 55:36:030801:0074, 55:36:030801:0075, 55:36:030801:0076, 55:36:030801:0081 - здания складов, бытовые здания, здания гаражей, здания химводоочистки и ряд других объектов (в соответствии с инвентарными карточками ОКОФ 11 4521111), образующих в целом производственно-технологический комплекс ТЭЦ-3 (том 5 л.д. 81-150, том 6 л.д. 1-64, том 10-11, том 12 л.д. 1-115);
- - с кадастровыми номерами 55:36:030115:3001, 55:36:030801:0081, 55:36:000000:0174, 55:36:030115:3001, 55:36:150101:3066 - главный корпус зданий 1 и 2, здание электрофильтров, здания административные универсальные и ряд других объектов (в соответствии с инвентарными карточками ОКОФ 11 4521111, 11 4521010, 11 4521012), образующих в целом производственно-технологический комплекс ТЭЦ-4 (том 12 л.д. 115-150, тома 13,14, том 15 л.д. 1-16);
- - с кадастровыми номерами 55:36:150101:0324, 55:36:150101:0325, 55:36:000000:0310 - здания котельной, котельные цеха, здания конторы, цеха обслуживания, топливно-транспортные цеха и ряд других объектов (в соответствии с инвентарными карточками ОКОФ 11 4521000), образующих в целом производственно-технологический комплекс ТЭЦ-5 (тома 16,17, том 18 л.д. 1-64);
- - с кадастровым номером 55:36:010101:0079 - цеха теплофикации, химические цеха, здание управления КРК, электрические цеха и ряд других объектов (в соответствии с инвентарными карточками ОКОФ 11 4521127), образующих в целом производственно-технологический комплекс ТЭЦ-6 (КРК) (том 18 л.д. 65-150, том 19 л.д. 1-24).
Таким образом, объекты, которые располагаются на спорных земельных участках, имеют разное целевое назначение, в том числе, не связанное с производством тепловой энергии, являются частями оборудования ТЭЦ, обслуживают их внутренний производственный процесс (производство электрификации и тепловой энергии), и они (объекты) не могут быть признаны объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Доказательств оказания Обществом населению жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования "Город Омск" материалы дела не содержат, в обслуживании жилищного фонда на территории названного муниципального образования имущество заявителем не используется.
Таким образом, на спорных земельных участках располагаются объекты заявителя, предназначенные для выработки электрической энергии, а также тепловой энергии, которая используется в предпринимательской деятельности Общества, как направленная на исполнение договоров с юридическими лицами, так и на обслуживание жилищного комплекса.
В ходе проверки, при рассмотрении вопроса об определении объектов энергоснабжения, входящих в систему коммунальной инфраструктуры, налоговый орган, в том числе руководствовался и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (далее - Классификатор ОК 004-93).
В соответствии с Классификатором ОК 004-93 по виду деятельности "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", утвержденным Постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51 объекты, расположенные на спорных земельных участках, относятся к объектам энергетических предприятий, а не к объектам жилищно-коммунального хозяйства.
В Классификаторе ОК 004-93 электростанции, ТЭЦ указаны, соответственно, по кодам 4521101-4521106, 4521111 и отнесены Классификатором к зданиям и сооружениям топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий (код 4521000), а не к объектам жилищно-коммунального комплекса.
При этом, довод апелляционной жалобы заявителя об отнесении кодов 4521101-4521106, 4521111 Классификатором ОК 004-93 к продукции и услугам строительства ошибочен, поскольку указанные коды, как следует из названия раздела 4521000 Классификатора, относятся к зданиям и сооружениям топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий (поименование продукции и услуг именно строительства отсутствует).
Основным видом деятельности АО "ТГК N 11" по данным Единого государственного реестра налогоплательщиков является "Производство электроэнергии тепловыми электростанциями". То есть, основной вид деятельности Общества соответствует использованию объектов энергетических предприятий.
По мнению налогоплательщика, размещение объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса предусмотрено видом разрешенного использования спорных земельных участков (девятый вид разрешенного использования). Кроме того, по мнению Общества, применение пониженной налоговой ставки возможно до того, как будут приведены в соответствие вид фактического использования земельного участка и данные государственного кадастра недвижимости.
Отклоняя указанные доводы подателя жалобы, суд апелляционной инстанции, исходит из следующего.
В соответствии со свидетельствами о праве собственности на земельные участки, а также кадастровыми паспортами и выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимости, часть спорных земельных участков предоставлена налогоплательщику для производственных целей; ряд земельных участков имеет несколько видов разрешенного использования - для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, при исчислении земельного налога в отношении земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. При исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
Изложенная позиция отражена в письме ФНС РФ от 27.06.2011 N ЗН-4-11/10181@ "О земельном налоге" (вместе с Письмом Минфина РФ от 24.05.2011 N 03-05-04-02/50), размещенном на официальном сайте ФНС России http://www.nalog.ru в разделе "Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов".
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Таким образом, собственник земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятия решения которого правомерно применение иной ставки.
Представленными заявителем: пояснительной запиской технических специалистов, технической документацией на объекты, программой комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Омск, Омской области на 2016-2025 годы, схемой теплоснабжения города Омска на период до 2030 года, Сведений о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей (Форма N 46-ТЭ), приказами Региональной энергетической комиссии Омской области об установлении тарифов, не опровергаются выводы Инспекции о том, что на спорных земельных участках расположены объекты, не относящиеся к объектам жилищно-коммунального хозяйства, наоборот, исходя из схемы теплоснабжения города Омска, представленной заявителем, пять ТЭЦ поименованы как энергетические (не жилищно-коммунальные) и являются основными источниками тепловой энергии, входящих в состав АО "ТГК N 11" в городе Омске. ТЭЦ отпускают тепловую энергию в сетевой воде потребителям на нужды отопления, вентиляции и горячего водоснабжения жилого сектора, административных, культурно-бытовых зданий и промышленности г. Омска. Кроме этого, отпускают тепловую энергию в виде пара на производственные нужды промышленных предприятий г. Омска.
Более того, предприятия топливно-энергетического комплекса, как объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, отнесены исключительно к Федеральной собственности (приложение N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность").
В результате реформы энергетики России (реформирования организаций научно-проектного комплекса ОАО РАО "ЕЭС России") весь инжиниринговый (проектно-изыскательский, научно-исследовательский и пусконаладочный) электроэнергетический бизнес, находящийся в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности) был преобразован по территориальному признаку в ряд крупных специализированных компаний, в свою очередь АО "ТГК N 11" и учреждено по решению единственного учредителя - ОАО РАО "ЕЭС России" Распоряжением от 22.08.2005 N 195р (том 5 л.д. 81).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.05.2010 N 152-э (том 5 л.д. 92) ОАО "ТГК- N 11" в сфере услуг по передаче тепловой энергии включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным номером 54.1.40.
Таким образом, АО "ТГК N 11" относится к предприятиям топливно-энергетического комплекса.
ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 (Кировская районная котельная) находятся на территории муниципального образования г. Омск и направлены на обеспечение жизнедеятельности города Омска, поскольку, как объекты электроэнергетики, направлены на жизнеобеспечение как города Омск, так и функционирования экономики России в целом.
Социальная значимость объектов, предназначенных для обслуживания жителей населенного пункта, сама по себе не свидетельствует о том, что они являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Таким образом, находящиеся на спорных 19 земельных участках объекты являются промышленными, и используются для производства и поставки электрической и тепловой энергии в рамках предпринимательской деятельности, и не предназначены исключительно для нужд потребителей муниципального образования город Омск. Выделение из сооружений, находящихся на спорном земельном участке, непосредственных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Обществом не осуществлялось.
Ссылка заявителя на Приказы Минэнерго Российской Федерации от 30.09.2014 N 660 и Приказы РЭК Омской области от 30.10.2014 N 227/6 о развитии системы теплоснабжения города Омска до 2030 года не обоснована, поскольку они приняты позже проверяемого периода (2011 год).
Договоры теплоснабжения с конечными потребителями, представленные заявителем в материалы дела, также датированы 2012, 2014 годами.
Доводы заявителя о том, что осуществление Обществом предпринимательской деятельности не имеет никакого значения для применения пониженной налоговой ставки, поскольку деятельность всех компаний жилищного (коммунального) хозяйства так или иначе основана на получении прибыли, подлежат отклонению, поскольку в данном случае материалами дела не подтверждается, что Общество относится к предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги потребителям на территории муниципального образования. Основным видом деятельности Общества является "производство пара и горячей воды "тепловой энергии" тепловыми электростанциями". Деятельности по оказанию жилищно-коммунальных услуг с использованием объектов, которыми заняты спорные земельные участки, Общество не осуществляет.
Таким образом, факт того, что расположенные на земельных участках объекты являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, материалами проверки и представленными заявителем документами не подтверждается, а потому основания для применения заявителем пониженной ставки по земельному налогу в размере 0,3% отсутствуют.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба АО "ТГК N 11" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, то есть на АО "ТГК N 11".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Апелляционную жалобу акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2016 по делу N А46-16092/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2016 N 08АП-8716/2016 ПО ДЕЛУ N А46-16092/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. N 08АП-8716/2016
Дело N А46-16092/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8716/2016) акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2016 по делу N А46-16092/2015 (судья Крещановская Л.А.)
по заявлению акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по ЦАО г. Омска (ИНН 5503026340, ОГРН 1025500749097)
о признании недействительным решения от 15.07.2015 N 2112
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Волобоев Максим Васильевич по доверенности N 36-09/1041 от 31.05.2016 сроком действия один год (паспорт);
- от заинтересованного лица: Бронская Татьяна Николаевна по доверенности N 01-19/000700 от 26.01.2016 сроком действия до 31.12.2016 (паспорт), Приймак Василий Николаевич по доверенности N 01-19/16915 от 17.11.2015 сроком действия до 31.12.2016 (служебное удостоверение), Василькова Елена Владимировна по доверенности N 01-19/019013 от 31.12.2015 сроком действия до 31.12.2016 (служебное удостоверение).
установил:
Акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - заявитель, налогоплательщик, Общество, АО "ТГК N 11") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по ЦАО г. Омска) о признании недействительным решения от 15.07.2015 N 2112.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.06.2016 по делу N А46-16092/2015 требования АО "ТГК N 11" оставлены без удовлетворения.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для применения заявителем пониженной ставки по земельному налогу в размере 0,3%, поскольку факт того, что расположенные на земельных участках объекты являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, материалами проверки и представленными заявителем документами не подтверждается.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ТГК N 11" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель настаивает на правомерности применения налогоплательщиком пониженной налоговой ставки по земельному налогу, поскольку на земельных участках АО "ТГК N 11" расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а их функционирование направлено на обеспечение коммунальным ресурсом жилого фонда города Омска.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ИФНС России по ЦАО г. Омска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ТГК N 11" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ИФНС России по ЦАО г. Омска отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО "ТГК N 11" на правах собственности и постоянного бессрочного пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:000000:0190, 55:36:160103:0029, 55:36:030119:1001, 55:36:030801:0074, 55:36:030801:0075, 55:36:030801:0076, 55:36:030801:0081, 55:36:030801:0696, 55:36:030801:0750, 55:36:030801:0508, 55:36:030115:3001, 55:36:030115:3066, 55:36:000000:0174, 55:36:150101:0325, 55:36:000000:0310, 55:36:130101:3016, 55:36:100101:0079, 55:36:150101:0324, 55:36:030801:0698.
ИФНС России по ЦАО г. Омска в соответствии со статьями 31, 87, 88 Налогового кодекса Российской Федерации в период с 29.12.2014 по 30.03.2015 проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (корректирующая N 6) по земельному налогу за 2011 год, представленной АО "ТГК N 11" 29.12.2014.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки, Инспекцией составлен акт от 13.04.2015 N 37910, в соответствии с которым установлено нарушение Обществом пункта 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в неверном применении ставки налога, что привело к занижению суммы налога за 2011 год в размере 172 859 796 руб.
По итогам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, материалов налоговой проверки, а также письменных возражений налогоплательщика Инспекцией 15.07.2015 вынесено решение N 2112 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен земельный налог за 2011 год в размере 172 859 796 руб.
Не согласившись с решением Инспекции и, соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - вышестоящий налоговый орган, УФНС России по Омской области).
По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом вынесено решение N 16-22/12484@ от 28.09.2015, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции N 2112 от 15.07.2015 - без изменения.
Полагая, что решение Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
01.06.2016 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Как было выше сказано, Обществом 29.12.2014 представлена уточненная налоговая декларация (корректирующая N 6) по земельному налогу за 2011 год, в которой сумма налога к уплате уменьшена на 172 859 796 руб. Уменьшение земельного налога связано с применением налогоплательщиком для расчета налога к уплате в отношении 19 земельных участков налоговой ставки в размере 0,3% (ранее применялась ставка 1,5%).
По результатам камеральной налоговой проверки Обществу отказано в уменьшении заявленной в уточненной налоговой декларации суммы земельного налога путем доначисления налога в размере 172 859 796 руб.
По мнению АО "ТГК N 11" на земельных участках с кадастровыми номерами: 55:36:000000:0190, 55:36:160103:0029, 55:36:030119:1001, 55:36:030801:0074, 55:36:030801:0075, 55:36:030801:0076, 55:36:030801:0081, 55:36:030801:0696, 55:36:030801:0750, 55:36:030801:0508, 55:36:030115:3001, 55:36:030115:3066, 55:36:000000:0174, 55:36:150101:0325, 55:36:000000:0310, 55:36:130101:3016, 55:36:100101:0079, 55:36:150101:0324, 55:36:030801:0698 расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в связи с чем, правомерным для расчета земельного налога является применение налоговой ставки в размере 0,3%.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, не может согласиться с указанным выше доводом подателя жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Поскольку АО "ТГК N 11" на правах собственности и постоянного бессрочного пользования принадлежат земельные участки с указанными выше кадастровыми номерами, то в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации Общество является плательщиком земельного налога.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом, в пункте 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Решения Омского городского совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска", в отношении земельных участков занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства установлена налоговая ставка 1,3%, в отношении прочих земельных участков - 1,5%.
Как верно указал суд первой инстанции, принимая во внимание, что законодательство о налогах и сборах не содержит понятия "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса", в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.11.2010 N 10062/10, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действующей в проверяемом периоде) система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Положения названного Федерального закона, возможно, применять для определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не исключая при этом и отнесения к ним зданий, сооружений, а также иных объектов и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава АО "ТГК N 11" (том 5 л.д. 81) в своей деятельности руководствуется в том числе, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 35-ФЗ электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
К объектам электросетевого хозяйства согласно указанной статье относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства, признаются объектами электроэнергетики.
Перечень видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержден Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.12.2007 N 295.
Согласно указанному Приказу, в состав единого производственно-технологического комплекса организаций осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии отнесены - системы техводоснабжения и охлаждения, а также прочие гидротехнические сооружения, инженерные сети и сооружения на них, транспортные коммуникации, объекты вспомогательного и обслуживающего назначения, тепловые сети на территории электростанции, котельной, все типы инженерных сетей на территории электростанции, шламоудаление, ремонтно-эксплуатационные мастерские на электростанции и прочие вспомогательные здания и сооружения на территории электростанции, котельной, турбинное оборудование теплосетевое оборудование, запасы топлива всех видов, а также объекты незавершенного строительства и многолетние насаждения (охрана окружающей среды).
Как следует из материалов дела на земельных участках, принадлежащих Обществу на праве собственности, расположены, в том числе:
- - с кадастровыми номерами 52:36:000000:0190, 55:36:160103:0029 - котельные цеха, электрические цеха, топливно-транспортные цеха, котельные цеха, химические цеха, управление и ряд других объектов (в соответствии с инвентарными карточками ОКОФы 11 4521111 (ТЭЦ), 11 4521010 (здания электроэнергии), 11 4521012 (здания электрических и тепловых сетей)), образующих в целом производственно-технологический комплекс ТЭЦ-2 (том 6 л.д. 65-156, том 9 л.д. 1-152);
- - с кадастровыми номерами 55:36:030801:0750, 55:36:030801:0698, 55:36:030119:1001, 55:36:030801:0508, 55:36:030801:0696, 55:36:030801:0074, 55:36:030801:0075, 55:36:030801:0076, 55:36:030801:0081 - здания складов, бытовые здания, здания гаражей, здания химводоочистки и ряд других объектов (в соответствии с инвентарными карточками ОКОФ 11 4521111), образующих в целом производственно-технологический комплекс ТЭЦ-3 (том 5 л.д. 81-150, том 6 л.д. 1-64, том 10-11, том 12 л.д. 1-115);
- - с кадастровыми номерами 55:36:030115:3001, 55:36:030801:0081, 55:36:000000:0174, 55:36:030115:3001, 55:36:150101:3066 - главный корпус зданий 1 и 2, здание электрофильтров, здания административные универсальные и ряд других объектов (в соответствии с инвентарными карточками ОКОФ 11 4521111, 11 4521010, 11 4521012), образующих в целом производственно-технологический комплекс ТЭЦ-4 (том 12 л.д. 115-150, тома 13,14, том 15 л.д. 1-16);
- - с кадастровыми номерами 55:36:150101:0324, 55:36:150101:0325, 55:36:000000:0310 - здания котельной, котельные цеха, здания конторы, цеха обслуживания, топливно-транспортные цеха и ряд других объектов (в соответствии с инвентарными карточками ОКОФ 11 4521000), образующих в целом производственно-технологический комплекс ТЭЦ-5 (тома 16,17, том 18 л.д. 1-64);
- - с кадастровым номером 55:36:010101:0079 - цеха теплофикации, химические цеха, здание управления КРК, электрические цеха и ряд других объектов (в соответствии с инвентарными карточками ОКОФ 11 4521127), образующих в целом производственно-технологический комплекс ТЭЦ-6 (КРК) (том 18 л.д. 65-150, том 19 л.д. 1-24).
Таким образом, объекты, которые располагаются на спорных земельных участках, имеют разное целевое назначение, в том числе, не связанное с производством тепловой энергии, являются частями оборудования ТЭЦ, обслуживают их внутренний производственный процесс (производство электрификации и тепловой энергии), и они (объекты) не могут быть признаны объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Доказательств оказания Обществом населению жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования "Город Омск" материалы дела не содержат, в обслуживании жилищного фонда на территории названного муниципального образования имущество заявителем не используется.
Таким образом, на спорных земельных участках располагаются объекты заявителя, предназначенные для выработки электрической энергии, а также тепловой энергии, которая используется в предпринимательской деятельности Общества, как направленная на исполнение договоров с юридическими лицами, так и на обслуживание жилищного комплекса.
В ходе проверки, при рассмотрении вопроса об определении объектов энергоснабжения, входящих в систему коммунальной инфраструктуры, налоговый орган, в том числе руководствовался и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (далее - Классификатор ОК 004-93).
В соответствии с Классификатором ОК 004-93 по виду деятельности "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", утвержденным Постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51 объекты, расположенные на спорных земельных участках, относятся к объектам энергетических предприятий, а не к объектам жилищно-коммунального хозяйства.
В Классификаторе ОК 004-93 электростанции, ТЭЦ указаны, соответственно, по кодам 4521101-4521106, 4521111 и отнесены Классификатором к зданиям и сооружениям топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий (код 4521000), а не к объектам жилищно-коммунального комплекса.
При этом, довод апелляционной жалобы заявителя об отнесении кодов 4521101-4521106, 4521111 Классификатором ОК 004-93 к продукции и услугам строительства ошибочен, поскольку указанные коды, как следует из названия раздела 4521000 Классификатора, относятся к зданиям и сооружениям топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий (поименование продукции и услуг именно строительства отсутствует).
Основным видом деятельности АО "ТГК N 11" по данным Единого государственного реестра налогоплательщиков является "Производство электроэнергии тепловыми электростанциями". То есть, основной вид деятельности Общества соответствует использованию объектов энергетических предприятий.
По мнению налогоплательщика, размещение объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса предусмотрено видом разрешенного использования спорных земельных участков (девятый вид разрешенного использования). Кроме того, по мнению Общества, применение пониженной налоговой ставки возможно до того, как будут приведены в соответствие вид фактического использования земельного участка и данные государственного кадастра недвижимости.
Отклоняя указанные доводы подателя жалобы, суд апелляционной инстанции, исходит из следующего.
В соответствии со свидетельствами о праве собственности на земельные участки, а также кадастровыми паспортами и выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимости, часть спорных земельных участков предоставлена налогоплательщику для производственных целей; ряд земельных участков имеет несколько видов разрешенного использования - для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, при исчислении земельного налога в отношении земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. При исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
Изложенная позиция отражена в письме ФНС РФ от 27.06.2011 N ЗН-4-11/10181@ "О земельном налоге" (вместе с Письмом Минфина РФ от 24.05.2011 N 03-05-04-02/50), размещенном на официальном сайте ФНС России http://www.nalog.ru в разделе "Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов".
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Таким образом, собственник земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятия решения которого правомерно применение иной ставки.
Представленными заявителем: пояснительной запиской технических специалистов, технической документацией на объекты, программой комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Омск, Омской области на 2016-2025 годы, схемой теплоснабжения города Омска на период до 2030 года, Сведений о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей (Форма N 46-ТЭ), приказами Региональной энергетической комиссии Омской области об установлении тарифов, не опровергаются выводы Инспекции о том, что на спорных земельных участках расположены объекты, не относящиеся к объектам жилищно-коммунального хозяйства, наоборот, исходя из схемы теплоснабжения города Омска, представленной заявителем, пять ТЭЦ поименованы как энергетические (не жилищно-коммунальные) и являются основными источниками тепловой энергии, входящих в состав АО "ТГК N 11" в городе Омске. ТЭЦ отпускают тепловую энергию в сетевой воде потребителям на нужды отопления, вентиляции и горячего водоснабжения жилого сектора, административных, культурно-бытовых зданий и промышленности г. Омска. Кроме этого, отпускают тепловую энергию в виде пара на производственные нужды промышленных предприятий г. Омска.
Более того, предприятия топливно-энергетического комплекса, как объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, отнесены исключительно к Федеральной собственности (приложение N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность").
В результате реформы энергетики России (реформирования организаций научно-проектного комплекса ОАО РАО "ЕЭС России") весь инжиниринговый (проектно-изыскательский, научно-исследовательский и пусконаладочный) электроэнергетический бизнес, находящийся в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности) был преобразован по территориальному признаку в ряд крупных специализированных компаний, в свою очередь АО "ТГК N 11" и учреждено по решению единственного учредителя - ОАО РАО "ЕЭС России" Распоряжением от 22.08.2005 N 195р (том 5 л.д. 81).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.05.2010 N 152-э (том 5 л.д. 92) ОАО "ТГК- N 11" в сфере услуг по передаче тепловой энергии включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным номером 54.1.40.
Таким образом, АО "ТГК N 11" относится к предприятиям топливно-энергетического комплекса.
ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 (Кировская районная котельная) находятся на территории муниципального образования г. Омск и направлены на обеспечение жизнедеятельности города Омска, поскольку, как объекты электроэнергетики, направлены на жизнеобеспечение как города Омск, так и функционирования экономики России в целом.
Социальная значимость объектов, предназначенных для обслуживания жителей населенного пункта, сама по себе не свидетельствует о том, что они являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Таким образом, находящиеся на спорных 19 земельных участках объекты являются промышленными, и используются для производства и поставки электрической и тепловой энергии в рамках предпринимательской деятельности, и не предназначены исключительно для нужд потребителей муниципального образования город Омск. Выделение из сооружений, находящихся на спорном земельном участке, непосредственных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Обществом не осуществлялось.
Ссылка заявителя на Приказы Минэнерго Российской Федерации от 30.09.2014 N 660 и Приказы РЭК Омской области от 30.10.2014 N 227/6 о развитии системы теплоснабжения города Омска до 2030 года не обоснована, поскольку они приняты позже проверяемого периода (2011 год).
Договоры теплоснабжения с конечными потребителями, представленные заявителем в материалы дела, также датированы 2012, 2014 годами.
Доводы заявителя о том, что осуществление Обществом предпринимательской деятельности не имеет никакого значения для применения пониженной налоговой ставки, поскольку деятельность всех компаний жилищного (коммунального) хозяйства так или иначе основана на получении прибыли, подлежат отклонению, поскольку в данном случае материалами дела не подтверждается, что Общество относится к предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги потребителям на территории муниципального образования. Основным видом деятельности Общества является "производство пара и горячей воды "тепловой энергии" тепловыми электростанциями". Деятельности по оказанию жилищно-коммунальных услуг с использованием объектов, которыми заняты спорные земельные участки, Общество не осуществляет.
Таким образом, факт того, что расположенные на земельных участках объекты являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, материалами проверки и представленными заявителем документами не подтверждается, а потому основания для применения заявителем пониженной ставки по земельному налогу в размере 0,3% отсутствуют.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба АО "ТГК N 11" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, то есть на АО "ТГК N 11".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2016 по делу N А46-16092/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)