Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.08.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузиной Г.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2016 по делу N А39-628/2016,
принятое судьей Волковой Е.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (125284, г. Москва, ул. Беговая, д. 22, к. 1; ОГРН 1127746402112, ИНН 7714873807) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия от 03.07.2015 N 126-р,
при участии в судебном заседании представителей:
- открытого акционерного общества "Российские ипподромы" - Иванова С.И. по доверенности от 18.03.2016 сроком действия до 31.12.2016;
- и
открытое акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - ОАО "Росипподромы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - ТУ Росимущества, уполномоченный орган) от 03.07.2015 N 126-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества по РМ от 28.12.2012 N 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Одновременно суд взыскал с ТУ Росимущества в пользу ОАО "Российский ипподромы" судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Уполномоченный орган настаивает на том, что отсутствовали основания для включения указанного земельного участка в перечень объектов, подлежащих приватизации в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций Общества.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Росипподромы" указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы уполномоченного органа.
Представитель ОАО "Росипподромы" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р и от 27.11.2010 N 2102-р, а также распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 N 558-р путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" создано ОАО "Российские ипподромы" и является его правопреемником.
Учредителем ОАО "Росипподромы" является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых ОАО "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
28.12.2012 ТУ Росимущества издало распоряжение N 274-р "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче ОАО "Росипподромы".
На основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058; распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р, от 24.05.2012 N 840-р, от 26.12.2011 N 1876-р, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, поручения Росимущества от 11.09.2012 N ИА-03/42135 ОАО "Российские ипподромы" 27.08.2015 приняло решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, государственный регистрационный N 1-01-55520-Е-001Р), государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций Общества осуществлена.
Согласно пункту 1 распоряжения ТУ Росимущества от 03.07.2015 N 126-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества по РМ от 28.12.2012 N 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" из перечня имущества подлежащего приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Росипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал исключен земельный участок с кадастровым номером 13:17:0112002:78.
Посчитав, что распоряжение уполномоченного органа от 03.07.2015 N 126-р не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Росипподромы" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; положениями Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; Указом Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058; постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, от 09.07.2002 N 512, от 26.12.2005 N 806 и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- - несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение N 432), согласно пункту 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
На основании пункта 4 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Росимущество осуществляет мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 08.08.2011 N 1058 необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росипподромы", объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, согласно Перечню, являющемуся приложением к Указу, в порядке оплаты, размещаемых этим акционерным обществом, дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа Президента РФ от 08.08.2011 N 1058, ТУ Росимущества издало распоряжение от 28.12.2012 N 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого ОАО "Российские ипподромы".
В обоснование своей позиции ТУ Росимущества ссылается на Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ, которым внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 178-ФЗ с целью реализации единой государственной политики в сфере приватизации, Правительство Российской Федерации:
- - утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
- - издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- - принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- - осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
В силу пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" (далее - Правила) решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества", любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N 1 - 3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Из вышеизложенного следует, что у ТУ Росимущества отсутствует право самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества.
Первоочередными критериями, которым должно отвечать оспариваемое распоряжение уполномоченного органа, являются критерии четкости, ясности и недвусмысленности, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации. Данным требованиям должны соответствовать все правовые акты публичной власти Российской Федерации, однако в оспариваемом ненормативном правовом акте отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному заключению о том, что оспариваемый ненормативный акт уполномоченного органа издан с нарушением предусмотренной законодательством процедуры, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ТУ Росимущества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к заключению о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2016 по делу N А39-628/2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2016 по делу N А39-628/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2016 ПО ДЕЛУ N А39-628/2016
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. по делу N А39-628/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.08.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузиной Г.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2016 по делу N А39-628/2016,
принятое судьей Волковой Е.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (125284, г. Москва, ул. Беговая, д. 22, к. 1; ОГРН 1127746402112, ИНН 7714873807) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия от 03.07.2015 N 126-р,
при участии в судебном заседании представителей:
- открытого акционерного общества "Российские ипподромы" - Иванова С.И. по доверенности от 18.03.2016 сроком действия до 31.12.2016;
- и
установил:
открытое акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - ОАО "Росипподромы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - ТУ Росимущества, уполномоченный орган) от 03.07.2015 N 126-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества по РМ от 28.12.2012 N 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Одновременно суд взыскал с ТУ Росимущества в пользу ОАО "Российский ипподромы" судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Уполномоченный орган настаивает на том, что отсутствовали основания для включения указанного земельного участка в перечень объектов, подлежащих приватизации в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций Общества.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Росипподромы" указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы уполномоченного органа.
Представитель ОАО "Росипподромы" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р и от 27.11.2010 N 2102-р, а также распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 N 558-р путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" создано ОАО "Российские ипподромы" и является его правопреемником.
Учредителем ОАО "Росипподромы" является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых ОАО "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
28.12.2012 ТУ Росимущества издало распоряжение N 274-р "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче ОАО "Росипподромы".
На основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058; распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р, от 24.05.2012 N 840-р, от 26.12.2011 N 1876-р, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, поручения Росимущества от 11.09.2012 N ИА-03/42135 ОАО "Российские ипподромы" 27.08.2015 приняло решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, государственный регистрационный N 1-01-55520-Е-001Р), государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций Общества осуществлена.
Согласно пункту 1 распоряжения ТУ Росимущества от 03.07.2015 N 126-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества по РМ от 28.12.2012 N 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" из перечня имущества подлежащего приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Росипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал исключен земельный участок с кадастровым номером 13:17:0112002:78.
Посчитав, что распоряжение уполномоченного органа от 03.07.2015 N 126-р не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Росипподромы" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; положениями Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; Указом Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058; постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, от 09.07.2002 N 512, от 26.12.2005 N 806 и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- - несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение N 432), согласно пункту 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
На основании пункта 4 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Росимущество осуществляет мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 08.08.2011 N 1058 необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росипподромы", объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, согласно Перечню, являющемуся приложением к Указу, в порядке оплаты, размещаемых этим акционерным обществом, дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа Президента РФ от 08.08.2011 N 1058, ТУ Росимущества издало распоряжение от 28.12.2012 N 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого ОАО "Российские ипподромы".
В обоснование своей позиции ТУ Росимущества ссылается на Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ, которым внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 178-ФЗ с целью реализации единой государственной политики в сфере приватизации, Правительство Российской Федерации:
- - утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
- - издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- - принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- - осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
В силу пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" (далее - Правила) решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества", любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N 1 - 3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Из вышеизложенного следует, что у ТУ Росимущества отсутствует право самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества.
Первоочередными критериями, которым должно отвечать оспариваемое распоряжение уполномоченного органа, являются критерии четкости, ясности и недвусмысленности, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации. Данным требованиям должны соответствовать все правовые акты публичной власти Российской Федерации, однако в оспариваемом ненормативном правовом акте отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному заключению о том, что оспариваемый ненормативный акт уполномоченного органа издан с нарушением предусмотренной законодательством процедуры, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ТУ Росимущества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к заключению о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2016 по делу N А39-628/2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2016 по делу N А39-628/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)