Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-8497/2016

Обстоятельства: Определением прекращено производство по делу об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, так как оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка является неактуальной, поскольку на дату обращения истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости действовала иная кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости, что исключает возможность оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. по делу N 33а-8497-2016


Судья Петрунина И.Н.
Докладчик Разуваева А.Л.

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рытиковой Т.А.
судей Разуваевой А.Л., Галиной В.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 23 августа 2016 г. административное дело по частной жалобе М. на определение Новосибирского областного суда от 18 апреля 2016 г., которым прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., судебная коллегия

установила:

М. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
В обоснование иска указано, что с октября 2012 года М. является собственником земельного участка, общей площадью 8 080 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, р. <адрес>.
До 20 августа 2014 г. данный земельный участок имел вид разрешенного использования - "для эксплуатации зданий, строений, сооружений". В настоящее время вид разрешенного использования изменен - "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, согласно которым кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 20 998 546,4 рублей.
После внесения сведений об изменении вида разрешенного использования 20 августа 2014 г. кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 2 176 832,8 рублей.
Ссылаясь на положения статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просил установить архивную кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере рыночной - 6285 000 рублей на 01.01.2010. Данное обстоятельство затрагивает его права, поскольку ведет к уплате земельного налога за 2 месяца 2012 года и 2013, 2014 года в завышенном размере.
18.04.2016 судом постановлено указанное выше определение.
С определением не согласился М.
В частной жалобе изложена просьба об отмене определения Новосибирского областного суда от 18 апреля 2016 г. и разрешении вопроса по существу.
В обоснование частной жалобы указано на несогласие заявителя с вынесенным определением, поскольку выводы суда не основаны на положениях действующего законодательства.
По мнению заявителя, в настоящем случае, не подлежат применению положения ч. 2 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку Постановление Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п, вступившее в силу с 01.01.2012, является действующим, нарушение прав и законных интересов М. не прекращено. С учетом положений ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ, настоящее административное исковое заявление может быть подано до 01.01.2017.
Также судом ошибочно применены положения ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ, так как вопросы принятия административного искового заявления и его приемлемости, судом уже ранее разрешен.
Ссылаясь на пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 М. указал, что пропуск предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока не является основанием для отказа в принятии заявления.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу частей 1 и 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации также предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда в порядке статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
В силу статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. При этом положения данной статьи не ограничивают правообладателей земельных участков в использовании судебной защиты, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таких случаях датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Согласно пункту 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно ч. 2 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается.
Из материалов дела усматривается, что с октября 2012 года М. является собственником земельного участка, общей площадью 8 080 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, согласно которым кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 20 998 546,4 рублей.
20 августа 2014 г. в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования, в результате чего кадастровая стоимость этого земельного участка изменилась и составляет 2 176 832,8 рублей. Указанная кадастровая стоимость применяется к налоговым правоотношениям с 01 января 2014 г. и по настоящее время.
19 ноября 2015 г. М. обратился в комиссию об оспаривании кадастровой стоимости, а 02 февраля 2016 г. - в суд с требованием установить архивную кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере рыночной - 6285 000 рублей на 01.01.2010..
В обоснование заявленных требований, М. представлен отчет от 28 мая 2015 года N 731/1-НД об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленный ООО "Сибирь-Консалтинг", по состоянию на 01 января 2010 г. и положительное экспертное заключение от 25 июня 2015 г. N 3075/2015 на этот отчет, подготовленным экспертным советом общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемая М. кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 01.01.2010, является неактуальной, поскольку на дату обращения М. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (19 ноября 2015 г.) действовала иная кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 20 августа 2014 г., что исключает возможность оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, установленной по состоянию на 01.01.2010.
При этом доказательств, подтверждающих, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца, суду не представлено.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам.
Доводы частной жалобы со ссылкой на пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, в соответствии с которым пропуск предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока не является основанием для отказа в принятии заявления, основаны на ошибочном толковании положений части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и данных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Право на обращение в суд в течение данного срока и по его истечении предусмотрено, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены иные результаты определения кадастровой стоимости.
В данном же случае на момент обращений М. в комиссию и в суд по вопросу оспаривания кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования, в результате чего кадастровая стоимость этого земельного участка изменилась.
Доводы частной жалобы о том, что оспариваемая М. кадастровая стоимость по истечении соответствующего налогового периода затрагивает его права и обязанности, не соответствуют установленным обстоятельствам дела и не находят подтверждения в материалах дела.
В целом доводы частной жалобы основаны на ошибочном толковании положений ст. ст. 128, 194 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также законодательства об оценочной деятельности, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения определения суда.
Руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение Новосибирского областного суда от 18 апреля 2016 г. оставить без изменения, частную жалобу М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.А.РЫТИКОВА

Судьи
А.Л.РАЗУВАЕВА
В.А.ГАЛИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)