Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2016 ПО ДЕЛУ N А79-9312/2015

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2016 г. по делу N А79-9312/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.03.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плодородие - Лукоянов" (ИНН 5221005870, ОГРН 1085221000590), г. Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.11.2015 по делу N А79-9312/2015, принятое судьей Лазаревой Т.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Плодородие - Лукоянов" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике от 15.07.2015 N 5548.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике (далее по тексту - Инспекция) проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом с ограниченной ответственностью "Плодородие-Лукоянов" (далее по тексту - Общество) налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По результатам проверки составлен акт от 22.05.2015 N 14362 и принято решение от 15.07.2015 N 5548 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 37 554 рублей. Данным решением Обществу доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 375 534 рублей и пени в сумме 115 960 рублей 54 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 15.09.2015 N 240 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 30.11.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, применение Инспекцией при расчете земельного налога за 2014 год ставки 1,5%, как за земельные участки, отнесенные к категории "прочие земельные участки", незаконно, поскольку налоговый орган не наделен полномочиями по изменению категории и целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования, по определению порядка фактического использования земельных участков.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению земельного налога послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком в 2014 году налоговой ставки 0,3% в отношении 25 земельных участков, фактически не использовавшихся Обществом в сельскохозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектами обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.
На основании пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решениями собрания депутатов Питишевского и Крымзарайкинского сельских поселений Аликовского района Чувашской Республики от 12.10.2008 N 98 и от 11.02.2013 N 61, от 03.10.2008 N 38 и от 05.02.2013 N 75, соответственно, установлены следующие ставки земельного налога на 2014 год:
- в размере 0,3% - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного назначения;
- в размере 1,5% - в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства.
Из статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Таким образом, системное толкование пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод об установлении законодателем пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% при соблюдении применительно к заявителю одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и их использовании для сельскохозяйственного производства.
Из изложенного следует, что для применения ставки 0,3% не достаточно только отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные на территории Питишевского и Крымзарайкинского сельских поселений Аликовского района Чувашской Республики, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике письмом от 28.11.2013 N 18/09673 в налоговый орган представлены материалы проверки в отношении Общества.
Из представленных материалов усматривается, что на основании письма администрации Аликовского района Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике (далее по тексту - Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике) 07.08.2013 произведен осмотр земельных участков, расположенных на территории Питишевского и Крымзарайкинского сельских поселений Аликовского района и принадлежащих Обществу, в присутствии генерального директора Общества Чернышева А.И.
По результатам осмотра установлено, что земельные участки заросли сорной растительностью; посев сельскохозяйственных культур не произведен; агротехнические мероприятия по обработке земель (вспашка, культивация) и борьба с сорняками не проведены; поверхность земельных участков естественно задернована; сельскохозяйственное производство не осуществляется с момента оформления земельных участков в собственность; земельные участки начали зарастать мелколесьем (береза, сосна).
В отношении Общества составлены протоколы, вынесены постановления об административных правонарушениях, предписания об устранении нарушения законодательства, что свидетельствует о нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих заявителю.
Администрацией Аликовского района произведены обследования и осмотры целевого использования земельных участков, находящихся в собственности Общества, о чем составлены акты обследования и осмотра земельных участков от 15.07.2014 и 16.07.2014 (т. 2 л. д. 75 - 82). Из указанных актов следует, что земельные участки заросли сорной растительностью и не используются по целевому назначению.
На основании распоряжения Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике от 28.07.2014 N 05/362 проведена проверка с целью контроля исполнения предписания от 19.08.2013 N 05/168. Предписание от 18.12.2014 N 05/230 (т. 2 л. д. 47 - 49), в котором Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике обязало Общество провести до 01.07.2015 агротехнические и другие мероприятия по борьбе с сорняками и обработке почв с целью вовлечения в оборот земельных участков, не исполнено.
Факт неиспользования земель сельскохозяйственного назначения подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Лукояновского района Нижегородской области от 18.09.2014 N 5-478/2014 (т. 2 л. д. 39 - 43), вынесенного по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), на основании протокола Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике от 01.08.2014 N 05/124. Решением Лукояновского районного суда Нижегородской области от 18.11.2014 (т. 2 л. д. 44 - 46) постановление мирового судьи оставлено без изменения, а жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Факт неиспользования земель сельскохозяйственного назначения также подтверждается постановлением прокурора Аликовского района от 12.02.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества по части 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства (т. 2 л. д. 86 - 88).
В ходе проверки соблюдения требований земельного законодательства прокурором Аликовского района Чувашской Республики, проведенной 19.12.2014, было установлено, что спорные земельные участки не используются для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Постановлением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике от 11.03.2015 N 05/03 по делу об административном правонарушении по части 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.
Таким образом, материалами проверки установлено, что спорные земельные участки (25 участков) в 2014 году для сельскохозяйственного производства не использованы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготой признается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, установленная налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.
В соответствии с положениями статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Обязанность по представлению доказательств обоснованности применения льготной ставки земельного налога возложена на налогоплательщика.
Из материалов дела усматривается, что Обществом в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства использования спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства или сенокошения в 2014 году.
С учетом изложенного, налоговым органом правомерно для определения налоговых обязательств Общества по уплате земельного налога за 2014 год в отношении 25 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, применена ставка 1,5%.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.11.2015 по делу N А79-9312/2015 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плодородие - Лукоянов" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)