Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.06.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-419/2017

Требование: Об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2017 г. по делу N 3а-419/2017


Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-419/2017 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Олминея" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департаменту городского имущества города Москвы, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г.,
установил:

Закрытое акционерное общество "Олминея" обратилось 8 февраля 2017 г. в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департаменту городского имущества города Москвы, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит:
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 86,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 280, 282, 284, с 286 по 288, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.;
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 39,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 198, 200, 202, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.;
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 77,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 173, 175, 177, 180, 183, 187, 190, 194, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.;
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 48,5 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 156, 160, 163, 168, 170, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.;
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 207,3 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 157, 158, 161, 164, 169, 171, 174, 176, 178, 181, 184, 188, 191, 195, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.;
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 11,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комната 150, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.;
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 83,1 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 155, 159, 162, с 165 по 167, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.;
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 151,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 179, 182, 185, 186, 189, 192, 193, 196, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.;
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 11,7 кв. м с кадастровым номером *, этаж 1, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.;
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 1807,8 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 2 - помещение II, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.;
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 1806,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 3 - помещение II, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.;
- - установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 1804,9 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 4 - помещение II, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных нежилых помещений, не согласен с их кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2014 г., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", считает ее завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 27 декабря 2016 г. N 51-11411/2016 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости. С учетом изложенного административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г.
В судебное заседание представитель административного истца закрытого акционерного общества "Олминея" - М., действующий по доверенности, не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, административные исковые требования поддерживает по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - А.А., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, с выводами оценочной судебной экспертизы не согласен в части определения величины рыночной стоимости нежилых помещений, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных административных ответчиков не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителя административных ответчиков, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: *, в частности:
- - нежилое помещение площадью 86,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 280, 282, 284, с 286 по 288;
- - нежилое помещение площадью 39,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 198, 200, 202;
- - нежилое помещение площадью 77,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 173, 175, 177, 180, 183, 187, 190, 194;
- - нежилое помещения площадью 48,5 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 156, 160, 163, 168, 170;
- - нежилое помещение площадью 207,3 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 157, 158, 161, 164, 169, 171, 174, 176, 178, 181, 184, 188, 191, 195;
- - нежилое помещение площадью 11,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комната 150;
- - нежилое помещение площадью 83,1 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 155, 159, 162, с 165 по 167;
- - нежилое помещение площадью 151,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 179, 182, 185, 186, 189, 192, 193, 196;
- - нежилое помещение площадью 11,7 кв. м с кадастровым номером *, этаж 1;
- - нежилое помещение площадью 1807,8 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 2 - помещение II;
- - нежилое помещение площадью 1806,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 3 - помещение II;
- - нежилое помещение площадью 1804,9 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 4 - помещение II.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного спорных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", кадастровая стоимость спорных нежилых помещений установлена по состоянию на 1 января 2014 г. в следующем размере: нежилого помещения площадью 86,4 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.; нежилого помещения площадью 39,4 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.; нежилого помещения площадью 77,6 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.; нежилого помещения площадью 48,5 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.; нежилого помещения площадью 207,3 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.; нежилого помещения площадью 11,6 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.; нежилого помещения площадью 83,1 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.; нежилого помещения площадью 151,4 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.; нежилого помещения площадью 11,7 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.; нежилого помещения площадью 1807,8 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.; нежилого помещения площадью 1806,6 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.; нежилого помещения площадью 1804,9 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.
Административный истец, будучи плательщиком налога на имущество организаций, не согласился с результатами определения кадастровой стоимости нежилых помещений и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 16 декабря 2016 года заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 27 декабря 2017 г. N 51-11411/2016 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости (л.д. 51 - 58 том 1).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений напрямую затрагивают его права и обязанности, поскольку административный истец, будучи собственником, является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном ее рыночной стоимости, так же как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение закрытого акционерного общества "Олминея" в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Доводы административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2014 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП, административный истец представил суду отчет об оценке от 18 ноября 2016 г. N 024/16, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "Формула успеха" (л.д. 59 - 197 том 1). Согласно данному отчету рыночная стоимость спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г. составляет: нежилого помещения площадью 86,4 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.; нежилого помещения площадью 39,4 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.; нежилого помещения площадью 77,6 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.; нежилого помещения площадью 48,5 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.; нежилого помещения площадью 207,3 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.; нежилого помещения площадью 11,6 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.; нежилого помещения площадью 83,1 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.; нежилого помещения площадью 151,4 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.; нежилого помещения площадью 11,7 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.; нежилого помещения площадью 1807,8 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.; нежилого помещения площадью 1806,6 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.; нежилого помещения площадью 1804,9 кв. м с кадастровым номером * в размере * руб.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административных ответчиков и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 17 апреля 2017 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза. По заключению оценочной судебной экспертизы от 23 мая 2017 г. N 2792017, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Бюро городского кадастра" С.:
1). Отчет об оценке от 18 ноября 2016 г. N 024/16, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "Формула успеха", не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки.
2). Рыночная стоимость спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г. составляет:
- - нежилого помещения площадью 86,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 280, 282, 284, с 286 по 288, в размере * руб.;
- - нежилого помещения площадью 39,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 198, 200, 202, в размере * руб.;
- - нежилого помещения площадью 77,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 173, 175, 177, 180, 183, 187, 190, 194, в размере * руб.;
- - нежилого помещения площадью 48,5 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 156, 160, 163, 168, 170, в размере * руб.;
- - нежилого помещения площадью 207,3 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 157, 158, 161, 164, 169, 171, 174, 176, 178, 181, 184, 188, 191, 195, в размере * руб.;
- - нежилого помещения площадью 11,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комната 150, в размере * руб.;
- - нежилого помещения площадью 83,1 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 155, 159, 162, с 165 по 167, в размере * руб.;
- - нежилого помещения площадью 151,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 179, 182, 185, 186, 189, 192, 193, 196, в размере * руб.;
- - нежилого помещения площадью 11,7 кв. м с кадастровым номером *, этаж 1, в размере * руб.;
- - нежилого помещения площадью 1807,8 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 2 - помещение II, в размере * руб.;
- - нежилого помещения площадью 1806,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 3 - помещение II, в размере * руб.;
- - нежилого помещения площадью 1804,9 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 4 - помещение II, в размере * руб. (л.д. 4 - 105 том 2).
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого, а также учитывая значительное расхождение между кадастровой стоимостью нежилого помещения и его рыночной стоимостью, определенной в заключении оценочной судебной экспертизы, административный истец подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит установить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - А.А. в судебном заседании не оспаривал вывод оценочной судебной экспертизы о том, что предоставленный отчет оценщика не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Однако представитель административных ответчиков не согласился с выводами оценочной судебной экспертизы о величине рыночной стоимости спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г., считает правильной кадастровую стоимость. При этом административные ответчики и их представители не привели суду конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии заключения оценочной судебной экспертизы требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденных Приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297, N 298, N 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 611. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 23 мая 2017 г. N 2792017, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Бюро городского кадастра" С., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденных Приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297, N 298, N 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемые нежилых помещений основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 299, предусматривают, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Из содержания оценочной судебной экспертизы усматривается, что экспертом непосредственно производился осмотр объектов исследования, в заключении приведено описание объектов исследования, их основные количественные и качественные характеристики, а также сведения о нежилом здании, в котором расположены оцениваемые нежилые помещения, и сведения о земельном участке, на котором расположено нежилое здание. Расчет рыночной стоимости объектов исследования производился экспертом с использованием сравнительного и доходного подхода. На основании полученных результатов экспертом произведено согласование результатов применения подходов и определено итоговое значение величины рыночной стоимости спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г.
Оценивая приведенные выводы оценочной судебной экспертизы всесторонне, в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд считает правильным, обоснованным и объективным заключение оценочной судебной экспертизы, поскольку выводы эксперта основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года N 299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
По своему содержанию заключение оценочной судебной от 23 мая 2017 г. N 2792017 соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждается приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, экспертная специальность "оценщик", что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке ПП N 871442 от 20 сентября 2006 г., выданным ГОУ ДПО "МИПК РЭА им. Г.В. Плеханова", регистрационный номер 1215-6Д. Также эксперт проходил повышение квалификации по программе "Оценочная деятельность" в НОУВПО "Московский финансово-промышленный университет "Синергия", что подтверждается удостоверением N 772403959846 от 18 февраля 2017 г., регистрационный номер 0039. Эксперт является членом саморегулируемой организации оценщиков "Союз "Федерация Специалистов Оценщиков", включен в реестр членов 29 декабря 2016 г., регистрационный номер 356, подтверждается свидетельством от 3 марта 2017 г. Гражданская ответственность эксперта застрахована по полису страхования ответственности в ОАО "АльфаСтрахование" за N 0991R/776/F0119/7 от 1 марта 2017 г., период страхования с 21 апреля 2017 г. по 20 апреля 2018 г. Эксперт имеет стаж работы в оценочной деятельности с 2006 г., работает оценщиком в обществе с ограниченной ответственностью "Бюро городского кадастра".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 23 мая 2017 г. N 2792017 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 18 ноября 2016 г. N 024/16, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "Формула успеха", требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки, а также подтверждающего заявленную административным истцом в дополнительном административном исковом заявлении величину рыночной стоимости спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г., и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере, определенном судебным экспертом, являются законными и подлежат удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 16 декабря 2016 г. Однако постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 790-ПП утверждена очередная кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г., которые применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г., включительно.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом суд считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., к Департаменту городского имущества города Москвы и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве, поскольку указанные органы государственной власти и местного самоуправления не являются надлежащими административными ответчиками по данному административному делу, так как не утверждали результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и не осуществляют функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Олминея" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 86,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 280, 282, 284, с 286 по 288, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 39,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 198, 200, 202, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 77,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 173, 175, 177, 180, 183, 187, 190, 194, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 48,5 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 156, 160, 163, 168, 170, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 207,3 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 157, 158, 161, 164, 169, 171, 174, 176, 178, 181, 184, 188, 191, 195, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 11,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комната 150, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 83,1 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 155, 159, 162, с 165 по 167, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 151,4 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты 179, 182, 185, 186, 189, 192, 193, 196, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 11,7 кв. м с кадастровым номером *, этаж 1, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 1807,8 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 2 - помещение II, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 1806,6 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 3 - помещение II, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 1804,9 кв. м с кадастровым номером *, номера на поэтажном плане: этаж 4 - помещение II, по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Датой обращения закрытого акционерного общества "Олминея" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 16 декабря 2016 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, расположенных по адресу: *, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г., включительно.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, расположенных по адресу: *, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать закрытому акционерному обществу "Олминея" в удовлетворении административного искового заявления к Департаменту городского имущества города Москвы, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
Н.Ю.СЕВАСТЬЯНОВА

Мотивированное решение суда изготовлено 27 июня 2017 г.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)