Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В. Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мерит" (ОГРН 1045900520566, ИНН 5904115396) - Филимонов В.В., доверенность от 08.04.2016,
от заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890) - Гаврикова Е.И., доверенность от 20.06.2016, Никитин А.А., доверенность от 02.06.2016,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мерит"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 мая 2016 года
по делу N А50-5929/2016
принятое судьей О.Г.Власовой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мерит"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
ООО "Мерит" (далее - Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании недействительным вынесенного ИФНС по Свердловскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, ИФНС) решения от 10.11.2015 N 9488 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в силу ст. 391 НК РФ в новой редакции исчисление и уплата производится в 2015 году за 2014 год, следовательно, налоговая база правильно определена обществом исходя из кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2014 - с начала налогового периода, в котором подано заявление, что подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда РФ N 6-АПГ15-25 от 10.09.2015, п. 28 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", письме ФНС от 03.12.2015 N БС-4-11/21155@.
От заинтересованного лица поступил отзыв, в котором он против доводов апелляционной жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществом подана в налоговый орган налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, по результатам камеральной проверки которой налоговым органом составлен акт от 03.06.2015 N 7521 и вынесено оспариваемое решение N 9488 от 10.11.2015. Названным решением N 9488 Общество привлечено к ответственности по п. 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа 10 128 руб. за неполную уплату земельного налога, также Обществу предложено уплатить доначисленные суммы земельного налога 101280 руб., и пени 9519,36 руб.
Не согласившись с названным решением N 9488, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. УФНС России по Пермскому краю решением от 23.12.2015 N 18-18/650 апелляционную жалобу Общества оставило без удовлетворения. Оспариваемое решение N 9488 вступило в силу.
Полагая, что решение N 9488 не соответствует положениям Налогового кодекса РФ и возлагает на него незаконные обязанности, Общество обжаловало его в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что применительно к пункту 7 статьи 396 НК РФ расчет земельного налога за период с 01.01.2014 г. по 31.06.2014 г. произведен правомерно исходя из стоимости земельного участка, установленного по состоянию на 01.01.2014 г.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в силу ст. 391 НК РФ в новой редакции исчисление и уплата производится в 2015 году за 2014 год, следовательно, налоговая база правильно определена обществом исходя из кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2014 - с начала налогового периода, в котором подано заявление, что подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда РФ N 6-АПГ15-25 от 10.09.2015, п. 28 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, письме ФНС от 03.12.2015 N БС-4-11/21155@.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2).
На территории муниципального образования город Пермь земельный налог введен решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" с 01.01.2006.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии со статьей 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).
Из названных положений следует, что сумма земельного налога напрямую зависит от размера кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, установленного по состоянию на 1 января года.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Аналогичное положение закреплено п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 22.07.2014 (далее - Закон об оценочной деятельности), установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде и в комиссии по рассмотрению споров. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости определен в статье 24.20 указанного Закона.
В соответствии с абз. 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Нормой указанной статьи, вступившей в законную силу с 22.07.2014, предусмотрены исключения из этого правила. Так, согласно абзацу 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Закона N 225-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Однако до вступления в силу Закона N 225-ФЗ законодательство не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией либо судебным актом, на период до вступления их в силу. Исчисление земельного налога в соответствии с кадастровой стоимостью, определенной решением комиссии или вступившим в законную силу судебным актом, возможно было лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр. В отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр, такое исчисление не может применяться.
Указанные выводы соответствуют позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 59:01:441097:13.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 03.06.2014 N 497 кадастровая стоимость названного земельного участка с 01.04.2014 признана равной рыночной и составила 5 730 000 руб.
Сведения о кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 01.07.2014, что подтверждается кадастровой справкой N 5900/201/14-419055.
При исчислении земельного налога за весь 2014 год Общество определило налоговую базу исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Проводя камеральной проверку налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2014 год, налоговым органом установлено занижение земельного налога за 2014 год в сумме 101 280 руб., исходя из того, что кадастровая стоимость земельных участков, равная их рыночной стоимости, должна быть применена при исчислении земельного налога с 01.07.2015.
В ходе проведенной камеральной проверки налоговый орган, располагая информацией о размере кадастровой стоимости, а также о дате ее утверждения решением комиссии (03.06.2014), законно и обоснованно применил новую кадастровую стоимость на будущее и исчислил налогоплательщику земельный налог с учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ, то есть с применением коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности и изменения кадастровой стоимости. Данный расчет является верным, соответствует требованиям налогового законодательства и приведенным правовым позициям высших судебных инстанций.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в силу ст. 391 НК РФ в новой редакции исчисление и уплата производится в 2015 году за 2014 год, следовательно, налоговая база правильно определена обществом исходя из кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2014 - с начала налогового периода, в котором подано заявление, что подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда РФ N 6-АПГ15-25 от 10.09.2015, п. 28 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", письме ФНС от 03.12.2015 N БС-4-11/21155@, отклонятся на основании следующего.
Установленная решением комиссии кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 и до 01.07.2014 (момент внесения сведений в кадастр) подлежит определению на основании Постановления Правительства Пермского края от 23.11.2013 N 1610-п, а не данных кадастрового учета.
Принятие решения комиссии об установлении кадастровой стоимости земельного участка не может повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости.
Правовые подходы, сформированные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, применительно к определению момента применения измененной кадастровой стоимости по решениям судов, подлежат распространению и на случаи изменения стоимости по решениям комиссии, в целях соблюдения принципа равенства налогообложения и правовой определенности налогоплательщиков.
Распространение действия решения комиссии по установлению новой кадастровой стоимости на прошлое время (ретроспективно) приведет к тому, что налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость в судебном порядке, смогут применить новые результаты кадастровой стоимости только с момента вступления решения суда в законную силу, в то время как обратившиеся в комиссию - с даты, указанной в решении комиссии.
Между тем, налогоплательщики, обратившиеся в суд, не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с теми, кто воспользовался внесудебной процедурой.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным Постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Именно с этого момента меняется экономическое основание земельного налога ввиду того, что изменилась стоимость объекта налогообложения.
Как указано в определении Верховного Суда РФ N 6-АПГ15-25 от 10.09.2015, вступившие в законную силу судебные акты, согласно которым установлена кадастровая стоимость земельных участков, являются достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик исчислял земельный налог в соответствии с той кадастровой стоимостью земельных участков, которая была определена вступившими в законную силу судебными актами.
В то же время необходимо учитывать то, что такое исчисление возможно лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр, и не может применяться в отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 мая 2016 года по делу N А50-5929/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2016 N 17АП-9048/2016-АК ПО ДЕЛУ N А50-5929/2016
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 г. N 17АП-9048/2016-АК
Дело N А50-5929/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В. Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мерит" (ОГРН 1045900520566, ИНН 5904115396) - Филимонов В.В., доверенность от 08.04.2016,
от заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890) - Гаврикова Е.И., доверенность от 20.06.2016, Никитин А.А., доверенность от 02.06.2016,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мерит"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 мая 2016 года
по делу N А50-5929/2016
принятое судьей О.Г.Власовой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мерит"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
ООО "Мерит" (далее - Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании недействительным вынесенного ИФНС по Свердловскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, ИФНС) решения от 10.11.2015 N 9488 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в силу ст. 391 НК РФ в новой редакции исчисление и уплата производится в 2015 году за 2014 год, следовательно, налоговая база правильно определена обществом исходя из кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2014 - с начала налогового периода, в котором подано заявление, что подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда РФ N 6-АПГ15-25 от 10.09.2015, п. 28 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", письме ФНС от 03.12.2015 N БС-4-11/21155@.
От заинтересованного лица поступил отзыв, в котором он против доводов апелляционной жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществом подана в налоговый орган налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, по результатам камеральной проверки которой налоговым органом составлен акт от 03.06.2015 N 7521 и вынесено оспариваемое решение N 9488 от 10.11.2015. Названным решением N 9488 Общество привлечено к ответственности по п. 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа 10 128 руб. за неполную уплату земельного налога, также Обществу предложено уплатить доначисленные суммы земельного налога 101280 руб., и пени 9519,36 руб.
Не согласившись с названным решением N 9488, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. УФНС России по Пермскому краю решением от 23.12.2015 N 18-18/650 апелляционную жалобу Общества оставило без удовлетворения. Оспариваемое решение N 9488 вступило в силу.
Полагая, что решение N 9488 не соответствует положениям Налогового кодекса РФ и возлагает на него незаконные обязанности, Общество обжаловало его в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что применительно к пункту 7 статьи 396 НК РФ расчет земельного налога за период с 01.01.2014 г. по 31.06.2014 г. произведен правомерно исходя из стоимости земельного участка, установленного по состоянию на 01.01.2014 г.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в силу ст. 391 НК РФ в новой редакции исчисление и уплата производится в 2015 году за 2014 год, следовательно, налоговая база правильно определена обществом исходя из кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2014 - с начала налогового периода, в котором подано заявление, что подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда РФ N 6-АПГ15-25 от 10.09.2015, п. 28 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, письме ФНС от 03.12.2015 N БС-4-11/21155@.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2).
На территории муниципального образования город Пермь земельный налог введен решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" с 01.01.2006.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии со статьей 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).
Из названных положений следует, что сумма земельного налога напрямую зависит от размера кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, установленного по состоянию на 1 января года.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Аналогичное положение закреплено п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 22.07.2014 (далее - Закон об оценочной деятельности), установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде и в комиссии по рассмотрению споров. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости определен в статье 24.20 указанного Закона.
В соответствии с абз. 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Нормой указанной статьи, вступившей в законную силу с 22.07.2014, предусмотрены исключения из этого правила. Так, согласно абзацу 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Закона N 225-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Однако до вступления в силу Закона N 225-ФЗ законодательство не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией либо судебным актом, на период до вступления их в силу. Исчисление земельного налога в соответствии с кадастровой стоимостью, определенной решением комиссии или вступившим в законную силу судебным актом, возможно было лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр. В отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр, такое исчисление не может применяться.
Указанные выводы соответствуют позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 59:01:441097:13.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 03.06.2014 N 497 кадастровая стоимость названного земельного участка с 01.04.2014 признана равной рыночной и составила 5 730 000 руб.
Сведения о кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 01.07.2014, что подтверждается кадастровой справкой N 5900/201/14-419055.
При исчислении земельного налога за весь 2014 год Общество определило налоговую базу исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Проводя камеральной проверку налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2014 год, налоговым органом установлено занижение земельного налога за 2014 год в сумме 101 280 руб., исходя из того, что кадастровая стоимость земельных участков, равная их рыночной стоимости, должна быть применена при исчислении земельного налога с 01.07.2015.
В ходе проведенной камеральной проверки налоговый орган, располагая информацией о размере кадастровой стоимости, а также о дате ее утверждения решением комиссии (03.06.2014), законно и обоснованно применил новую кадастровую стоимость на будущее и исчислил налогоплательщику земельный налог с учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ, то есть с применением коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности и изменения кадастровой стоимости. Данный расчет является верным, соответствует требованиям налогового законодательства и приведенным правовым позициям высших судебных инстанций.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в силу ст. 391 НК РФ в новой редакции исчисление и уплата производится в 2015 году за 2014 год, следовательно, налоговая база правильно определена обществом исходя из кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2014 - с начала налогового периода, в котором подано заявление, что подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда РФ N 6-АПГ15-25 от 10.09.2015, п. 28 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", письме ФНС от 03.12.2015 N БС-4-11/21155@, отклонятся на основании следующего.
Установленная решением комиссии кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 и до 01.07.2014 (момент внесения сведений в кадастр) подлежит определению на основании Постановления Правительства Пермского края от 23.11.2013 N 1610-п, а не данных кадастрового учета.
Принятие решения комиссии об установлении кадастровой стоимости земельного участка не может повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости.
Правовые подходы, сформированные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, применительно к определению момента применения измененной кадастровой стоимости по решениям судов, подлежат распространению и на случаи изменения стоимости по решениям комиссии, в целях соблюдения принципа равенства налогообложения и правовой определенности налогоплательщиков.
Распространение действия решения комиссии по установлению новой кадастровой стоимости на прошлое время (ретроспективно) приведет к тому, что налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость в судебном порядке, смогут применить новые результаты кадастровой стоимости только с момента вступления решения суда в законную силу, в то время как обратившиеся в комиссию - с даты, указанной в решении комиссии.
Между тем, налогоплательщики, обратившиеся в суд, не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с теми, кто воспользовался внесудебной процедурой.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным Постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Именно с этого момента меняется экономическое основание земельного налога ввиду того, что изменилась стоимость объекта налогообложения.
Как указано в определении Верховного Суда РФ N 6-АПГ15-25 от 10.09.2015, вступившие в законную силу судебные акты, согласно которым установлена кадастровая стоимость земельных участков, являются достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик исчислял земельный налог в соответствии с той кадастровой стоимостью земельных участков, которая была определена вступившими в законную силу судебными актами.
В то же время необходимо учитывать то, что такое исчисление возможно лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр, и не может применяться в отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 мая 2016 года по делу N А50-5929/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Е.Е.ВАСЕВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Е.Е.ВАСЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)