Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2016 ПО ДЕЛУ N А74-3507/2015

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. по делу N А74-3507/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "22" января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" февраля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.
при секретаре судебного заседания Елистратовой О.М.
при участии:
от налогового органа (Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия) - Соболевой Т.А., представителя по доверенности от 24.06.2015 N 04-16,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "30" октября 2015 года по делу N А74-3507/2015, принятое судьей Бова Л.В.,

установил:

Хакасский республиканский союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Хакасия" (переименован из Хакасского республиканского объединения организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Хакасия" 22.05.2015) ИНН 1901010711, ОГРН 1021900002772 (далее - заявитель, федерация профсоюзов) обратился в Арбитражный суд Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 09.04.2015 N 84 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия ИНН 1901065260, ОГРН 1041901200021 (далее - налоговый орган, управление) в части доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 2 322 104 рублей (772 104 рублей за 2012 год, 1 550 000 рублей за 2013 год); 276 314 рублей 85 копеек пени и 116 105 рублей 20 копеек штрафа за неполную уплату данного налога.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 октября 2015 года заявление удовлетворено частично, решение управления от 09.04.2015 N 84 признано незаконным в части доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 1 579 698 рублей 84 копеек, 158 300 рублей 58 копеек пени и 78 984 рублей 94 копеек штрафа по данному налогу. В остальной части заявления обществу отказано.
Управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания оспариваемого решения недействительным и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на материалы проверки, указывает, что в отношении денежных средств, поступивших от открытого акционерного общества (ОАО) "Южный Кузбасс", ОАО "Российская топливная компания", ОАО "Курорт "Озеро Шира", договор безвозмездной финансовой помощи (пожертвования) не заключался, цель их использования названными организациями не определялась, заявителем отчет об использовании денежных средств организациям, их перечислившим, не представлялся, поэтому эти денежные средства не относятся к доходам, не учитываемым на основании пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса подлежали включению в налоговую базу при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Федерация профсоюзов в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определение о принятии апелляционной жалобы ему направлено, публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (http:www.kad.arbitr.ru). От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений сторон законность и обоснованность решения суда проверяется в части удовлетворения заявленного требования.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция) на основании решения от 04.04.2014 N 25 проведена выездная налоговая проверка федерации профсоюзов по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. По результатам проверки составлен акт от 11.11.2014 N 80.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений заявителя инспекцией 26.12.2014 принято решение N 80 о привлечении федерации профсоюзов к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 233 839 рублей за неуплату (неполную уплату) единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Также данным решением федерации профсоюзов доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 2 338 386 рублей, начислены пени за несвоевременную уплату указанного налога в размере 254 018 рублей 56 копеек.
Федерация профсоюзов обратилась в управление с апелляционной жалобой на решение инспекции, по результатам рассмотрения которой управлением 09.04.2015 принято решение N 84 об отмене решения инспекции от 26.12.2014 N 80 в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки управлением принято новое решение, которым федерации профсоюзов доначислена сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 2 338 386 рублей (в том числе за 2011 в размере 14 949 рублей, за 2012 год в размере 773 437 рублей и за 2013 год в размере 1 550 000 рублей); начислены пени за несвоевременную уплату указанного налога в размере 278 083 рублей 56 копеек, а также за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц (налоговый агент) в размере 24 065 рублей; заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату (неполную уплату) налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в виде штрафа в размере 116 919 рублей 30 копеек, транспортного налога - 23 рублей 50 копеек; по статье 123 Кодекса за несвоевременное выполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налога на доходы физических лиц в бюджет в размере 74 555 рублей 50 копеек.
Заявитель оспорил в судебном порядке решение управления от 09.04.2015 N 84 в части доначисления единого налога за 2012 год в размере 772 104 рублей, за 2013 год - 1 550 000 рублей; 276 314 рублей 85 копеек пени и 116 105 рублей 20 копеек штрафа по данному налогу, полагая, что денежные средства, полученные от ОАО "Южный Кузбасс", ОАО "Российская топливная компания", ОАО "Курорт "Озеро Шира", в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251, пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса не подлежат включению в налоговую базу при исчислении единого налога по упрощенной системе налогообложения.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя управления и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие решения закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым решением прав и охраняемых законом интересов конкретного субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Управлением оспариваемое решение принято на основании материалов выездной налоговой проверки, проведенной Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия, в соответствии с положениями пунктов 3 и 5 статьи 140 Кодекса.
Федерация профсоюзов в проверяемый период применяла упрощенную систему налогообложения, определив в соответствии со статьей 346.12 Кодекса объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статьей 346.17 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно статье 346.15 Кодекса налогоплательщики, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществления благотворительной деятельности.
Следовательно, не подлежат обложению единым налогом по упрощенной системе налогообложения поступления некоммерческой организации на благотворительные цели, использованные ею на эти цели.
Федерация профсоюзов в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Уставом является некоммерческой организацией, учрежденной организациями профсоюзов в целях координации членских организаций по представительству и защите социально-трудовых прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также для представительства и защиты интересов и достижения общих целей членских организаций, содействия в обеспечении деятельности организаций профсоюзов, действующих на территории республики.
В ходе проведения выездной налоговой проверки было установлено, что на расчетный счет федерации профсоюзов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 поступили денежные средства в общей сумме 40 500 000 рублей с назначением платежа "безвозмездная финансовая помощь"; "материальная помощь работникам шахты "Енисейская"; "благотворительная помощь на социальную поддержку шахтеров"; "оказание благотворительной помощи по письму (договору)"; "согласно договору пожертвования".
Полученные денежные средства в полном объеме учтены федерацией профсоюзов в качестве целевых поступлений, не подлежащих отражению в соответствии с положениями статьи 251 Кодекса в составе доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Управление по результатам рассмотрения материалов выездной проверки признало, что налогоплательщиком неправомерно не включены в общую сумму доходов, подлежащих налогообложению, суммы доходов, полученные от ОАО "Южный Кузбасс", ОАО "Ростоппром", ОАО "Курорт "Озеро Шира".
Арбитражный суд первой инстанции, признавая решение управления в оспариваемой части частично недействительным, исходил из того, что поступившие от указанных организаций денежные средства частично были использованы на благотворительные цели (выплату задолженности по заработной плате шахтерам), поэтому не подлежат включению в налоговую базу в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса.
При этом суд исходил из того, что для применения положений пункта 2 статьи 251 Кодекса некоммерческая организация должна подтвердить, что поступившие денежные средства изначально носят целевой характер и были использованы в соответствии с установленной целью.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется, в том числе, в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, а также социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Одним из источников формирования имущества благотворительной организации в соответствии со статьей 15 Закона N 135-ФЗ являются благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме.
Согласно распоряжению от 01.03.2012 N 9-к с начала 2012 года в федерации профсоюзов проводились мероприятия в рамках содействия в погашении долгов по заработной плате бывшим работникам предприятий угольной промышленности Республики Хакасия. В указанных мероприятиях принимало участие Министерство энергетики Российской Федерации. Списки лиц, перед которыми имеется задолженность, составлены на основании поданных документов, согласованы с представителями Министерства энергетики Российской Федерации и других заинтересованных лиц (Правительство Республики Хакасия, Совет ветеранов шахтеров г. Черногорска) до перечисления денежных средств бывшим шахтерам. Поступающие денежные средства следовало использовать по целевому назначению - на выплату задолженности по заработной плате бывшим шахтерам путем безналичного перечисления денежных средств на банковские счета заявителей согласно предоставленным спискам.
Письмом от 21.12.2012 N 204 федерация профсоюзов обратилась к генеральному директору ОАО "МЕЧЕЛ-Майнинг" Зюзину И.В. с просьбой об оказании благотворительной помощи в виде перечисления денежных средств в размере 12 000 000 рублей для оказания материальной помощи бывшим работникам шахты "Енисейская", шахты "Хакасская", "Абаканская горная компания".
ОАО "Южный Кузбасс" платежным поручением от 16.01.2013 N 699 перечислило денежные средства в размере 12 000 000 рублей на расчетный счет федерации профсоюзов с назначением платежа "благотворительная помощь по письму от 21.12.2012 N 204".
Федерацией профсоюзов в проверяемом периоде произведены выплаты из средств, поступивших от ОАО "Южный Кузбасс", на выплату материальной помощи бывшим шахтерам на общую сумму 7 377 554 рубля 32 копейки.
ОАО "Курорт "Озеро Шира" 22.08.2013 на счет федерации профсоюзов перечислены денежные средства в размере 3 500 000 рублей по платежному поручению от 21.08.2013 N 1148. Из выписки банка о движении денежных средств на расчетном счете федерации профсоюзов также следует, что 22.08.2013 на расчетный счет от ОАО "Курорт "Озеро Шира" поступили 3 500 000 рублей по платежному поручению от 21.08.2013 N 1148 с назначением платежа "Согласно договору пожертвования о 19.08.2013 N 533".
Договором пожертвования от 19.08.2013 N 533, предусматривалось, что ОАО "Курорт "Озеро Шира" (жертвователь) обязуется безвозмездно передать федерации профсоюзов (получателю) денежные средства (пожертвование) в размере 3 500 000 рублей для погашения задолженности перед работниками угольной промышленности Республики Хакасия.
Управлением подтвержден факт выплаты заявителем бывшим работникам шахты "Енисейская" денежных средств в сумме 3 491 271 рубль 82 копейки. Из анализа карточки счета 51 и выписки по расчетному счету заявителя следует, что выплаты в указанной сумме произведены из средств, поступивших от ОАО "Курорт "Озеро Шира".
ОАО "Ростоппром" на счет федерации профсоюзов перечислены денежные средства платежными поручениями от 27.02.2012 N 364 на сумму 3 000 000 рублей, от 29.02.2012 N 377 на сумму 3 000 000 рублей, от 24.08.2012 N 359 на сумму 1 000 000 рублей с назначением платежа "безвозмездная финансовая помощь".
Письмом от 13.02.2014 N 10-12 ОАО "Ростоппром" обратилось к федерации профсоюзов с просьбой о представлении информации о том, каким образом и кому конкретно были направлены выделенные средства в размере 7 000 000 рублей в виде безвозмездной помощи, с приложением копий подтверждающих документов.
В ответ на данное письмо федерация профсоюзов письмом от 03.03.2014 N 61 сообщила, что полученные денежные средства направлены на следующие цели: на оказание материальной помощи бывшим работникам ликвидированных предприятий угольной промышленности Республики Хакасия (шахта "Енисейская, "Абаканская горная компания", "Шахта "Хакасская") в сумме 5 416 541 рубль 61 копейка; на уставные цели и задачи федерации профсоюзов в сумме 1 583 458 рубля 39 копеек.
ОАО "Ростоппром" в ходе выездной налоговой проверки представлены документы по взаимоотношениям с федерацией профсоюзов: платежные поручения от 27.02.2012 N 364 на сумму 3 000 000 рублей, от 29.02.2012 N 377 на сумму 3 000 000 рублей, от 24.08.2012 N 1359 на сумму 1 000 000 рублей; информационная справка по акции протеста (голодовке) бывших шахтеров 20.08.2013; справка по вопросам оказания мер социальной поддержки уволенным работникам ОАО "Шахта "Енисейская"; письмо Правительства Республики Хакасия в адрес Министра энергетики Российской Федерации от 09.04.2012 N ВЗ-М-684, из которого следует, что в соответствии с письмом от 17.02.2012 N 11-061 Департамент угольной и торфяной промышленности Минэнерго России взял на себя обязательства погашения задолженности по заработной плате, путем заключения соглашения с федерацией профсоюзов и финансирования тремя траншами на сумму 36 млн. рублей.
Арбитражный суд первой инстанции на основании выписки платежей из пожертвований ОАО "Российская топливная компания" с указанием конкретных лиц, платежных поручений обоснованно признал, что данными документами подтверждена выплата федерацией профсоюзов бывшим работникам шахты "Енисейская" и ООО "Абаканская Горная Компания" денежных средств в сумме 4 928 162 рублей 30 копеек.
Кроме того, в составе бухгалтерской отчетности за 2013 год федерацией профсоюзов представлен отчет формы N 6 "отчет о целевом использовании средств", в котором в составе прочих поступивших денежных средств обозначена сумма 15 500 000 рублей, в числе использованных средств (прочих расходов) обозначена сумма 12 746 000 рублей, поступивших от ОАО "Южный Кузбасс", ОАО "Ростоппром", ОАО "Курорт "Озеро Шира".
Суд первой инстанции правильно указал, что данный отчет не противоречит выводам суда о целевом использовании денежных средств, полученных федерацией профсоюзов.
Управление в апелляционной жалобе указывает на то, что заявителем в нарушение пункта 2 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации не был заключен договор на оказание безвозмездной финансовой помощи с ОАО "Южный Кузбасс" и с ОАО "Ростоппром", договор пожертвования от 19.08.2013 N 533 с ОАО "Курорт "Озеро Шира" признан недействительным определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 мая 2015 года по делу N А74-5056/2013, а также федерацией профсоюзов указанным организациям не был представлен отчет о целевом расходовании полученных денежных средств.
Данные доводы были проверены судом первой инстанции и правильно отклонены, так как данные обстоятельства в целях налогообложения не опровергают, что по платежным документам денежные средства перечислены федерации профсоюзов на благотворительные цели и в сумме 12 746 000 рублей использованы на указанные цели, поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса не подлежат включению в налоговую базу при налогообложении доходов.
С учетом изложенного, суд признал оспариваемое решение управления в части начисления федерации профсоюзов единого налога по упрощенной системе налогообложения в размере 1 579 698 рублей 84 копеек; начисления 134 235 рублей 58 копеек пени и 78 984 рублей 94 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса по данному налогу незаконным.
Также суд первой инстанции установил, что при принятии оспариваемого решения управлением была допущена арифметическая ошибка при расчете пеней за несвоевременную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поскольку пени были начислены в размере 278 083 рублей 56 копеек, арбитражный суд при рассмотрении дела установил, что сумма пеней с учетом доначисления налога составила 254 018 рублей 56 копейки, в связи с чем управление неправомерно начислены заявителю пени в сумме 24 065 рублей.
Данное обстоятельство было признано налоговым органом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не оспаривается в апелляционной жалобе.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не установил предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы управления.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "30" октября 2015 года по делу N А74-3507/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ

Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Д.В.ЮДИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)