Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2017 N 05АП-3259/2017 ПО ДЕЛУ N А59-6221/2016

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2017 г. по делу N А59-6221/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 07 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Гончаровой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Чарекчян,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-3259/2017
на решение от 06.03.2017
судьи Белоусова А.И.
по делу N А59-6221/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества "Байкал" (ОГРН 1166501057106, ИНН 6501285774)
о признании незаконными и отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (ОГРН 1046500652527, ИНН 6501115412) от 21.10.2016 N 4674А,
Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (ОГРН 1046500652516, ИНН 6501154700) от 02.12.2016 N 217,
при участии:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области: представитель Г.В. Белоконева по доверенности от 17.03.2017 N 21-02/08843 сроком до 17.03.2018, удостоверение;
- от акционерного общества "Байкал", Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области: не явились,
установил:

Акционерное общество "Байкал" (далее - общество, заявитель, АО "Байкал") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными и отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган) от 21.10.2016 N 4674А, Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (далее - управление) от 02.12.2016 N 217, обязании инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации изменений в учредительные документы АО "Байкал".
В судебном заседании представитель общества заявил отказ от требования в части признания незаконным и отмене решения управление от 02.12.2016 N 217.
Решением от 06.03.2017 суд принял отказ АО "Байкал" от заявления к управлению о признании незаконными и отмене решения от 02.12.2016 N 217, производство по делу N А59-6221/2016 в этой части требований прекратил. Также признал решение от 21.10.2016 N 4674А об отказе в государственной регистрации в отношении АО "Байкал" незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о регистрации) и обязал инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации изменений в учредительные документы акционерного общества "Байкал".
Инспекция не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы регистрирующий орган указывает на неправомерные выводы суда, не согласующиеся с порядком государственной регистрации изменений при уменьшении уставного капитала. Так, на момент создания АО "Байкал" уставный капитал определен в соответствии с учредительными документами в размере 116 470 рублей. Заявителем в инспекцию 14.10.2016 представлен пакет документов для регистрации уменьшения уставного капитала, в том числе решение общего собрания акционеров ЗАО "Новатор ЛТД" от 23.04.2016, протокол от 26.04.2016, отчет об итогах выпуска ценных бумаг АО "Байкал", согласно которого по итогам размещения акций всего размещено 11 457 штук номинальной стоимостью 10 рублей. Следовательно, уставной капитал АО "Байкал" составил 114 570 рублей, то есть уменьшился по сравнению с первоначально заявленным. Таким образом, регистрирующий орган полагает, что правомерно вынес решение об отказе в государственной регистрации, поскольку заявителем не соблюден порядок уменьшения уставного капитала, так как до подачи обществом заявления по форме Р13001, заявитель не представил в инспекцию заявление по форме Р14002 и не разместил сведения об уменьшении уставного капитала в источниках информации.
Представитель регистрирующего органа поддержал доводы жалобы в судебном заседании в полном объеме.
АО "Байкал" и управление через канцелярию суда представили письменные отзывы на апелляционную, приобщенные в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела.
АО "Байкал" и управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
14.10.2016 АО "Байкал", созданное 26.04.2016 в результате реорганизации в форме выделения из ЗАО "Новатор ЛТД", обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, представив следующие документы: заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, отчет об итогах выпуска ценных бумаг, выписку из протокола, документ об оплате государственной пошлины, изменения к уставу юридического лица, доверенность.
О получении документов заявителю выдана расписка от 14.10.2016 N 4674А.
По результатам рассмотрения представленных обществом документов инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации N 4674А от 21.10.2016, в связи с тем, что по состоянию на 21.10.2016 в ЕГРЮЛ отсутствовали сведения об уведомлении обществом регистрирующего органа об уменьшении уставного капитала.
Не согласившись с решением инспекции, общество обжаловало его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением управления от 02.12.2016 N 217 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что отказ в государственной регистрация осуществлен налоговым органом с нарушением закона, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения об отказе в государственной регистрации N 4674А от 21.10.2016 незаконным и об обязании инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации изменений в учредительные документы АО "Байкал".
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя инспекции, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Порядок государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, регламентирован главой VI Закона о регистрации.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Годовое общее собрание акционеров ЗАО "Новатор ЛТД" приняло решение о реорганизации ЗАО "Новатор ЛТД" в форме выделения из него АО "Байкал" (протокол от 26.04.2016).
Протоколом акционеры утвердили порядок и условия выделения, согласно которым в течение 3-х дней после принятия решения о реорганизации общества единоличный исполнительный орган реорганизуемого юридического лица уведомляет о принятом решении орган по государственной регистрации юридических лиц.
Общество после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации.
Уставный капитал АО "Байкал" сформирован в размере 116 470 руб., категория акций - обыкновенные именные, номинальная стоимость - 10 руб., количество - 11 647 шт. Уставный капитал реорганизуемого ЗАО "Новатор ЛТД" остался неизменным, уставной капитал выделяемого общества сформирован за счет собственных средств общества (нераспределенная прибыль прошлых лет).
Одновременно акционеры предусмотрели, что в случае, если по итогам размещения акций акционерного общества, создаваемого при выделении, сумма их номинальной стоимости будет отличаться от размера уставного капитала, установленного настоящим решением, а также указанного в уставе акционерного общества, создаваемого при выделении, в устав акционерного общества, созданного при выделении будут внесены изменения на основании настоящего решения и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций акционерного общества, созданного при выделении, в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) размещение акций при учреждении акционерного общества, а также размещение эмиссионных ценных бумаг при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования осуществляется в день государственной регистрации соответствующего юридического лица, создаваемого путем учреждения или в результате реорганизации. Размещение эмиссионных ценных бумаг при реорганизации в форме присоединения осуществляется на дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количество, указанное в решении об их выпуске (дополнительном выпуске). Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении об их выпуске (дополнительном выпуске). Фактическое количество размещенных эмиссионных ценных бумаг указывается в отчете или уведомлении об итогах их выпуска (дополнительного выпуска).
В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 208-ФЗ внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона N 208-ФЗ внесение в устав общества изменений и дополнений, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, на основании решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акции либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.
Следовательно, изменения в Устав осуществляются на основании двух документов:
- - решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;
- - зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.
Таким образом, по завершении эмиссии вносятся сведения о текущем размере уставного капитала.
Центральным Банком Российской Федерации 21.09.2016 зарегистрирован выпуск акций АО "Байкал" за государственным регистрационным номером 1-01-59122-N в отношении акций именных обыкновенных бездокументарных в количестве 11 457 шт. номинальной стоимостью 10 руб. каждая.
Решение о выпуске утверждено решением совета директоров ЗАО "Новатор ЛТД" от 14.06.2016 (протокол N б/н) на основании решения о реорганизации ЗАО "Новатор ЛТД" в форме выделения, принятого годовым общим собранием акционеров ЗАО "Новатор ЛТД" 23.04.2016, протокол от 23.04.2016 N б/н.
Отчет об итогах выпуска ценных бумаг АО "Байкал" зарегистрирован Центральным Банком Российской Федерации 21.09.2016 за государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг 1-01-59122-N.
Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определены в пункте 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица необходимо представить подписанное заявителем заявление; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Законом N 129-ФЗ непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации.
Мотивируя принятое решение об отказе в регистрации вносимых изменений регистрирующий орган указал, что в нарушении пункта 1 статьи 30 Закона N 208-ФЗ АО "Байкал" не уведомил регистрирующий органа об уменьшении уставного капитала, в связи с чем заявление по форме Р130001 не соответствует требованиям, предъявляемым Законом N 208-ФЗ и считается не представленным.
Вместе с тем, данный вывод инспекции ошибочен, поскольку согласно представленным документам решение об уменьшении размера уставного капитала в порядке статьи 29 Закона N 208-ФЗ обществом не принималось.
Изменения в устав общества внесены на основании фактического итога размещения акций в соответствие со статьей 12 Закона N 208-ФЗ.
Таким образом, внесение изменений и дополнений в устав осуществляется, в том числе путем принятия иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.
В рассматриваемом случае таким решением, является решение о выпуске ценных бумаг от 12.07.2016, а также зарегистрированный Центральным Банком Российской Федерации отчет об итогах выпуска акций от 21.09.2016 1-01-59122-N.
Судом установлено, что ЗАО "Новатор ЛТД" принято решение, что в случае, если по итогам размещения акций акционерного общества, создаваемого при выделении, сумма их номинальной стоимости будет отличаться от размера уставного капитала, установленного настоящим решением, а также указанного в уставе акционерного общества, создаваемого при выделении, в устав акционерного общества, созданного при выделении будут внесены изменения на основании настоящего решения и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций акционерного общества, созданного при выделении, в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 208-ФЗ, которое закреплено в п. 4 протокола от 23.04.2016. Акционеры уведомлены о реорганизации общества (протокол от 14.06.2016 о принятии заявления двух акционеров о предъявлении им требований о выкупе, принадлежащих им акций).
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, (формы N Р 13001) предусматривает только два варианта изменений сведений об уставном капитале: уменьшение либо увеличение.
Форма для обращения юридического лица с заявлением о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в части указания размера уставного капитала, законодателем не установлена.
Поскольку законодательством предусмотрена только форма N Р13001 для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и фактическое количество размещенных акций АО "Байкал" составило меньше количества акций, создаваемого при выделении акционерного общества среди акционеров акционерного общества, реорганизуемого путем такого выделения, суд обоснованно признал неправомерными доводы инспекции о том, что заявителем 14.10.2016 представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых с учредительные документы юридического лица и связанных с уменьшением его уставного капитала.
По указанному основанию суд признал несостоятельными доводы инспекции об обязательном предоставлении решения об уменьшении уставного капитала такого юридического лица, уведомления регистрирующего органа, а также кредиторов об уменьшении уставного капитала общества.
Пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом. То есть, законодатель прямо установил, что регистрирующий орган, по общему правилу, не вправе проводить проверку сведений, содержащихся в представленных при государственной регистрации создания юридического лица документах.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что доводы регистрирующего органа, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.03.2017 по делу N А59-6221/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Т.А.СОЛОХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)