Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.02.2014 N 06АП-161/2014 ПО ДЕЛУ N А80-214/2013

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2014 г. N 06АП-161/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Чукотэнерго": Степанов А.В., представитель по доверенности от 25.10.2013 N 20/53-04-2892
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому Автономному округу: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
на решение от 13.11.2013
по делу N А80-214/2013
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Дерезюк Ю.В.
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Чукотэнерго"
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
об оспаривании решения от 15.05.2013 N 646

установил:

открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Чукотэнерго" (ОГРН 1028700586892, ИНН 8700000339, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с требованиями признать частично недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, ИНН 8709008251, далее - налоговый орган) от 15.05.2013 N 646 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки.
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 13.11.2013 по делу N А80-214/2013 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 13.11.2013 по делу N А80-214/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Налоговый орган в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил, каких-либо ходатайств не заявил. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества против доводов апелляционной жалобы налогового органа возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 13.11.2013 по делу N А80-214/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Как следует, из материалов дела, основные виды деятельности общества связанные с энергетикой и электрификацией перечислены в статье 3 устава общества (л.д. 16 т. 1), в том числе к ним относятся:
- - поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок;
- - получение (покупка) электрической энергии с оптового рынка электроэнергии (мощности);
- - получение (покупка) тепло-и электроэнергии у их производителей.
13.12.2012 по телекоммуникационным каналам связи обществом представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2009 года (корректировка N 5), согласно которой сумма внереализационных доходов снижена на 986 030 647 руб. по сравнению с уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций 12 месяцев 2009 года от 20.05.2011 (корректировка N 4), что повлекло получение убытков в размере 649 808 861 руб. Проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (корректировка N 5) с 13.12.2012 по 13.03.2013.
27.03.2013 составлен акт камеральной налоговой проверки N 290, в которым отражена неуплата обществом налога на прибыль организаций за 12 месяцев 2009 года в сумме 67 244 357, 00 рублей по сроку 28.03.2010, в том числе в федеральный бюджет по ставке 2% в сумме 6 724 436, 00 рублей, в бюджет субъекта РФ по ставке 18% в сумме 60 519 921, 00 рублей. Также установлено завышение убытков, при исчислении обществом налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2009 года в сумме 649 808 861 руб.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки и возражений общества вынесено решение от 15.05.2013 N 646, которым обществу доначислен налог на прибыль организаций с учетом состояния расчетов с бюджетом в сумме 67 244 357, 00 руб. и начислены пени на дату вынесения решения 15.05.2013 в размере 699 860, 30 руб., предложено уменьшить убытки, исчисленные заявителем по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2009 года в сумме 649 808 861 руб. В привлечении общества к налоговой ответственности отказано, в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рассмотрев жалобу общества на решение инспекции, управление не нашло оснований для его отмены.
Налоговым органом выставлено требование от 10.06.2013 N 659 об уплате налога, сбора, пени, штрафа на сумму недоимки в размере 67 244 357,00 рублей, пени в сумме 699 860,30 рублей.
Общество, не согласившись с решением инспекции, с учетом решения управления, оспорило его в арбитражный суд, который удовлетворил требование общества. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
Согласно Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" субсидии юридическим лицам, субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 558 "О предоставлении субсидий бюджетам субъектов, российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике" утверждены Правила предоставления в 2009 субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике (далее - Правила).
Во исполнение пункта 5 Правил между министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Чукотским автономным округом заключено Соглашение от 15.11.2007 (далее - Соглашение) о поэтапном доведении цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня и дополнительные соглашения к нему от 09.12.2008 и от 30.10.2009.
Поддержание экономически обоснованного уровня цен (тарифов) на розничном рынке электрической энергии в Чукотском автономном округе является социально-значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 28.11.2007 N 156 "Об утверждении получателя субсидий или иных межбюджетных трансфертов из окружного бюджета в течение 2007-2013 годов на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в Чукотском автономном округе" общество определено получателем субсидий или иных межбюджетных трансфертов предоставляемых из федерального бюджета на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, по постепенному доведению до экономически обоснованного уровня цен (тарифов) на розничном рынке электрической энергии в Чукотском автономном округе, установленных ниже экономически обоснованного уровня за счет учета расходов, не включенных в состав указанных цен (тарифов), при установлении регулируемых государством цен (тарифов) на электрическую энергию для Чукотского автономного округа.
В целях реализации Соглашения постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 28.11.2007 N 157, утвержден Порядок перечисления средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике ОАО "Чукотэнерго" в Чукотском автономном округе (с последующими дополнениями и изменениями), (далее - Порядок N 157).
Распорядителем субсидий определен департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа (ранее - департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа).
Как следует из материалов дела, обществом в 2009 году получены денежные средства в виде субсидии на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике (далее - субсидия на ликвидацию МПС) в размере 985 314 400 рублей, в том числе, за счет средств федерального бюджета - 985 214 400 рублей, окружного бюджета - 100 000 рублей. Указанные средства были перечислены следующими платежными поручениями:
N 463 от 24.11.2009 на сумму 791 826 970 рублей
N 794 от 04.12.2009 на сумму 23 032 847,46 рублей
N 231 от 22.12.2009 на сумму 82 339 959,96 рублей
N 927 от 23.12.2009 на сумму 81 512 191,74 рубль
N 880 от 23.12.2009 на сумму 6 502 430,84 рублей
N 879 от 23.12.2009 на сумму 100 000 рублей (средства окружного бюджета).
Материалами дела подтверждается и не опровергается налоговым органом, что средства субсидии предоставлялись на основании отчетов об использовании выделяемых средств, копий счетов-фактур, предъявленных обществу к оплате ОАО "Концерн Росэнергоатом", иных документов, определенных нормативными актами и соглашениями. Полученные средства субсидии перечислены ОАО "Концерн Росэнергоатом" в оплату полученной ранее по договору электроэнергии, в декабре 2009 года.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.06.2001 N 481 "Об утверждении правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями топливно-энергетического комплекса в российских кредитных организациях" (далее - Постановление N 481) предоставление субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями топливно-энергетического комплекса в российских кредитных организациях осуществляется строго на компенсацию двух третей затрат, направленных на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для сезонного заготовления топлива на электростанциях. Распорядителем средств определено Министерство энергетики Российской Федерации. Контроль за целевым использованием средств, направляемых на предоставление субсидий, осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Обществом в 2009 году получена субсидия на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях топливно-энергетического комплекса (далее - субсидия на компенсацию уплаты процентов) в размере 716 247 рублей по платежному поручению от 06.05.2009 N 328.
Полученные обществом субсидии на ликвидацию МПС и компенсацию процентов использованы в полном объеме по их целевому назначению, что подтверждается материалами проверки, первичными бухгалтерскими документами, актом проверки целевого и эффективного использования средств окружного бюджета и федерального бюджета от 02.04.2010, проведенной в отношении департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Обществом ведется раздельный учет по поступающему целевому финансированию и целевым поступлениям.
Частью 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Получателями средств соответствующего бюджета могут являться не только лица, поименованные в статье 6 БК РФ, как получатели средств бюджета, но и иные лица, в случае предусмотренной законом обязанности предоставить им средства соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые также определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, перечислены в статье 251 НК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 251 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
На основании обстоятельств дела апелляционным судом установлено, что получение обществом бюджетных средств осуществлено в соответствии с Федеральным законом, Законом Чукотского автономного округа и нормативными актами, принятыми во исполнение, обществом выполнены все условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 251 НК РФ: отчиталось о расходовании средств субсидии, денежные средства использованы по назначению, велся раздельный учет, соответственно полученная субсидия подлежала освобождению от налогообложения при исчислении налога на прибыль.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о нарушении законодательства о бюджете, так как общество не является прямым получателем субсидии. Министерства финансов Российской Федерации в письме от 10.09.2009 N ШС-17-3/165@ разъяснено, что получение средств напрямую из бюджета, как условие для признания поступлений из бюджета целевыми, должны пониматься как отнесение полученных средств к бюджетным (в силу законов, нормативных актов), а не порядок их перечисления.
Как верно установлено судом, средства бюджета получены обществом в целях компенсации понесенных расходов, а не для возмещения убытков или недополученных доходов и не могут считаться выручкой от реализации и включаться в состав внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль организаций. Доказательств получения обществом определенных преимуществ, дополнительного дохода, прибыли от средств, полученных из бюджета, не представлено.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ", целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Позиция налогового органа, что поскольку общество включило в состав налогооблагаемой базы фактически понесенные расходы, то и средства субсидии, полученной на возмещение данных расходов должны быть включены в базу для исчисления налога на прибыль при сохранении интересов, как государства, так и налогоплательщика, противоречит налоговому законодательству. Законодательство не устанавливает требование и не содержит порядка корректировки налоговой базы в случае получения в последующем бюджетных средств в виде субсидий для компенсации понесенных расходов.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 13.11.2013 по делу N А80-214/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ

Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.И.САПРЫКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)