Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 08.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Потапов А.Л.) и постановление от 20.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А27-151/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Бушкова Игоря Кирилловича (г. Кемерово) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, 11; ОГРН 1044205091380 ИНН 4205002373) о признании недействительным решения налогового органа.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Бушков Игорь Кириллович (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными: решения от 25.06.2013 N 199910 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган) в части доначисления земельного налога в размере 21 483, 47 руб., соответствующих сумм пени и штрафа; решения от 21.08.2013 N 447 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области.
Решением от 08.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 20.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению недоимки по земельному налогу в размере 21 483,47 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа. В части требований о признании недействительным решения от 21.08.2013 N 447 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области производство по делу прекращено в связи с отказом предпринимателя от требований в указанной части.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление в части удовлетворенных требований отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению налогового органа, суды неправомерно произвели расчет земельного налога за 2012 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка 42:24:0601008:268 в размере 236 500 руб., установленной решением от 06.07.2012 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9349/2012, начиная с даты вступления в законную силу указанного судебного акта 07.08.2012. Инспекция полагает, что установленная решением суда кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости земельного участка могла использоваться для исчисления земельного налога только с 01.01.2013 года.
Отзыв на кассационную жалобу ко дню судебного заседания в материалы дела не поступил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав представителя инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, предприниматель представил в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, согласно которой исчисленная сумма земельного налога составила 3 732,00 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации предпринимателя по земельному налогу за 2012 год Инспекцией составлен акт от 13.05.2013 N 87917 и принято решение от 25.06.2013 N 199910 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 10 223,00 руб. Также указанным решением предпринимателю доначислен земельный налог в сумме 51 115,00 руб., начислены пени в сумме 2 024,15 руб.
Решением от 21.08.2013 N 447 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решение нижестоящего налогового органа утверждено.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что налогоплательщики в соответствии со статьями 23, 390, 391 НК РФ обязаны уплачивать законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке. При этом размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должен соответствовать действительным налоговым обязательствам.
Руководствуясь нормами части 1 статьи 16 АПК РФ, пункта 3 статьи 3, главы 31 НК РФ, суды пришли к выводу о неправомерности исчисления налоговым органом налоговой базы без учета изменения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, вступившего в законную силу 07.08.2012.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования предпринимателя в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению земельного налога, соответствующих сумм пени и штрафа, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Допускается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости (пункт 3 указанной статьи).
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие обстоятельства:
- - согласно сведениям ФГУ "Земельная кадастровая палата" Кемеровской области кадастровая стоимость принадлежащего предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 42:24:0601008:268 по состоянию на 03.05.2012 составляла 3 644 407,40 руб.;
- - вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А27-9349/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0601008:268 в размере его рыночной стоимости в сумме 236 500 руб.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу, что установленная вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А27-9349/2012 рыночная стоимость спорного земельного участка является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
Принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 06.11.2012 N 7701/12, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии запрета в исчислении налогоплательщиком налога с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом.
Проанализировав дату вступления в законную силу судебного акта по делу N А27-9349/2012, суды обоснованно указали, что кадастровая стоимость в размере 236 500 руб. подлежала применению при расчете земельного налога с 01.08.2012, в связи с чем налоговое обязательство по земельному налогу за 2012 год у налогоплательщика должно быть определено в размере 33 363,53 руб.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что доначисление Инспекцией земельного налога в размере 21 483,47 руб. без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, а также начисление соответствующих сумм пени и штрафа, является неправомерным.
Выводы судов соответствуют, в том числе правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, с указанием на то, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости направлено на будущее время и применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, правомерно отклонены судами двух инстанций как основанные на ошибочном толковании норм налогового законодательства.
Ссылки Инспекции на неправильное применение судами норм материального и процессуального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, рассмотренным судом апелляционной инстанции, они повторяют позицию налогового органа по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций.
В свою очередь, выводы судов обеих инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-151/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.БУРОВА
Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2014 ПО ДЕЛУ N А27-151/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. по делу N А27-151/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 08.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Потапов А.Л.) и постановление от 20.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А27-151/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Бушкова Игоря Кирилловича (г. Кемерово) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, 11; ОГРН 1044205091380 ИНН 4205002373) о признании недействительным решения налогового органа.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Бушков Игорь Кириллович (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными: решения от 25.06.2013 N 199910 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган) в части доначисления земельного налога в размере 21 483, 47 руб., соответствующих сумм пени и штрафа; решения от 21.08.2013 N 447 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области.
Решением от 08.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 20.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению недоимки по земельному налогу в размере 21 483,47 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа. В части требований о признании недействительным решения от 21.08.2013 N 447 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области производство по делу прекращено в связи с отказом предпринимателя от требований в указанной части.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление в части удовлетворенных требований отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению налогового органа, суды неправомерно произвели расчет земельного налога за 2012 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка 42:24:0601008:268 в размере 236 500 руб., установленной решением от 06.07.2012 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9349/2012, начиная с даты вступления в законную силу указанного судебного акта 07.08.2012. Инспекция полагает, что установленная решением суда кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости земельного участка могла использоваться для исчисления земельного налога только с 01.01.2013 года.
Отзыв на кассационную жалобу ко дню судебного заседания в материалы дела не поступил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав представителя инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, предприниматель представил в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, согласно которой исчисленная сумма земельного налога составила 3 732,00 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации предпринимателя по земельному налогу за 2012 год Инспекцией составлен акт от 13.05.2013 N 87917 и принято решение от 25.06.2013 N 199910 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 10 223,00 руб. Также указанным решением предпринимателю доначислен земельный налог в сумме 51 115,00 руб., начислены пени в сумме 2 024,15 руб.
Решением от 21.08.2013 N 447 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решение нижестоящего налогового органа утверждено.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что налогоплательщики в соответствии со статьями 23, 390, 391 НК РФ обязаны уплачивать законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке. При этом размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должен соответствовать действительным налоговым обязательствам.
Руководствуясь нормами части 1 статьи 16 АПК РФ, пункта 3 статьи 3, главы 31 НК РФ, суды пришли к выводу о неправомерности исчисления налоговым органом налоговой базы без учета изменения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, вступившего в законную силу 07.08.2012.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования предпринимателя в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению земельного налога, соответствующих сумм пени и штрафа, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Допускается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости (пункт 3 указанной статьи).
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие обстоятельства:
- - согласно сведениям ФГУ "Земельная кадастровая палата" Кемеровской области кадастровая стоимость принадлежащего предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 42:24:0601008:268 по состоянию на 03.05.2012 составляла 3 644 407,40 руб.;
- - вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А27-9349/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0601008:268 в размере его рыночной стоимости в сумме 236 500 руб.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу, что установленная вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А27-9349/2012 рыночная стоимость спорного земельного участка является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
Принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 06.11.2012 N 7701/12, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии запрета в исчислении налогоплательщиком налога с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом.
Проанализировав дату вступления в законную силу судебного акта по делу N А27-9349/2012, суды обоснованно указали, что кадастровая стоимость в размере 236 500 руб. подлежала применению при расчете земельного налога с 01.08.2012, в связи с чем налоговое обязательство по земельному налогу за 2012 год у налогоплательщика должно быть определено в размере 33 363,53 руб.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что доначисление Инспекцией земельного налога в размере 21 483,47 руб. без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, а также начисление соответствующих сумм пени и штрафа, является неправомерным.
Выводы судов соответствуют, в том числе правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, с указанием на то, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости направлено на будущее время и применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, правомерно отклонены судами двух инстанций как основанные на ошибочном толковании норм налогового законодательства.
Ссылки Инспекции на неправильное применение судами норм материального и процессуального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, рассмотренным судом апелляционной инстанции, они повторяют позицию налогового органа по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций.
В свою очередь, выводы судов обеих инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-151/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.БУРОВА
Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)