Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.,
Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
- от закрытого акционерного общества "Лиман": Погребняк Сергей Николаевич, представитель по доверенности от 21.04.2008 N Ю-2/04; Федорова Ольга Станиславовна, представитель по доверенности от 22.12.2008 N Ю-1/12;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю
на решение от 29 октября 2008 года
по делу N А73-8249/2008-85
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Копылова Н.Л.
по заявлению закрытого акционерного общества "Лиман"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю
о признании недействительным в части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю от 12.03.2008 N 8, измененного решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 21.07.2008 N 24-11/133/15858
Закрытое акционерное общество "Лиман" (далее - общество, ООО "Лиман) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным в части решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю от 12.03.2008 N 8 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, измененного решением УФНС России по Хабаровскому краю от 21.07.2008 N 24-11/133/15858.
Решением суда первой инстанции от 29.10.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое решение признано недействительным в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб., доначисления налога на прибыль за 2006 год в сумме 57 600 руб., пени и штрафа, соответствующих данной сумме налога на прибыль.
Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Налоговый орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В заседании суда апелляционной инстанции представители общества отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Лиман" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на прибыль организаций за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2004 по 31.05.2007.
По результатам проверки составлен акт от 27.12.2007 N 2.11-10/1113/6430 и принято решение от 12.03.2008 N 8 о привлечении ЗАО "Лиман" к налоговой ответственности.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ЗАО "Лиман" решением Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 21.07.2008 N 24-11/133/15858 решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю от 12.03.2008 N 8 изменено.
С учетом решения Управления ФНС России по Хабаровскому краю, общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафов, в том числе по налогу на прибыль организаций (занижение налоговой базы) в сумме 4 104 руб. (бюджет субъекта), по налогу на добавленную стоимость (излишне предъявленный к возмещению из бюджета НДС) в сумме 109 121 руб. Решением установлена и предложена к уплате недоимка по налогам, в том числе по налогу на прибыль за 2006 в сумме 57 648 руб., а также начислены пени, в том числе по налогу на прибыль в сумме 495 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N Хабаровскому краю от 12.03.2008 N 8, измененным решением Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 21.07.2008 N 24-11/133/15858 в части начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб., доначисления налога на прибыль в сумме 57 600 руб., начисления штрафа и пени на доначисленную сумму налога на прибыль, ЗАО "Лиман" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
В части пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб.
Согласно отзыву от 22.08.2008 N 12862, дополнению к отзыву от 03.09.2008 N 13657, Межрайонная ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю признала заявленные ЗАО "Лиман" требования в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб.
Согласно частям 2, 3, 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Достигнутое в судебном заседании или вне судебного заседания соглашение сторон по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания.
Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Факт признания сторонами обстоятельств заносится арбитражным судом в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон. Признание, изложенное в письменной форме, приобщается к материалам дела.
Обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном настоящей статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.
Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю представлены письменные подтверждения признания заявления в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб., данная сумма пени начислена на сумму доначисленного налога в размере 412 023 руб., решение инспекции в части доначисления налога отменено Управлением ФНС России по Хабаровскому краю, однако сумма пени не была пересчитана.
Таким образом, судом обоснованно, с учетом признания налоговым органом требования в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб., оспариваемое решение признано недействительным в названной в части.
В части доначисления налога на прибыль в сумме 57 600 руб., начисления штрафа и пени на доначисленную сумму налога на прибыль.
Согласно оспариваемому решению, доначисление налога на прибыль в сумме 57 600 руб. за 2006 произведено налоговым органом в связи с исключением из состава внереализационных расходов общества суммы в размере 240 000 руб., перечисленной на внебюджетный счет администрации Ульчского муниципального района.
По мнению Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю, названные денежные средства в сумме 240 000 руб. являются благотворительным взносом, спонсорской помощью, поскольку перечислены обществом на добровольной основе, эти платежи не являются обязательными при осуществлении лесопользования и не имеют отношения к лесопользованию.
Данный вывод поддержан Управлением ФНС России по Хабаровскому краю, оспариваемое решение N 8 в этой части Управлением ФНС оставлено без изменения.
Отнесение налогоплательщиком понесенных расходов на затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, осуществляется в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях главы 25 НК РФ прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 названного Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Пунктом 1 статьи 265 НК РФ установлено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. В данной норме установлен перечень внереализационных расходов, который не является исчерпывающим.
Статьей 270 НК РФ установлен перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения налогом на прибыль. К таким расходам, в частности, пунктом 34 статьи 270 НК РФ отнесены расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Таким образом, благотворительные взносы не подлежат отнесению к расходам в целях налогообложения налогом на прибыль.
Согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Статьей 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ установлен исчерпывающий перечень целей направления благотворительной деятельности, в который включены:
- - социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- - подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- - оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- - содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- - содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- - содействие защите материнства, детства и отцовства;
- - содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- - содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально - психологического состояния граждан;
- - содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- - охрана окружающей природной среды и защита животных;
- - охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Статья 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ к благотворителям относит лиц, осуществляющих благотворительные пожертвования, в том числе, в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности.
Судом установлено, что местом нахождения ЗАО "Лиман" является: Хабаровский край, Николаевский район, с. Константиновка ул. Строителей, 1.
В Ульчском районе Хабаровского края общество осуществляет лесозаготовительную деятельность; на основании договора на аренду участков лесного фонда в Тахтинском лесхозе (Ульчский район) от 08.04.2000 N 7 имеет участки лесного фонда для рубок главного пользования.
Денежные средства ЗАО "Лиман" в сумме 240 000 руб., были перечислены на внебюджетный счет администрации Ульчского муниципального района по платежным поручениям от 07.04.2006 N 1151, от 08.08.2006 N 137, от 24.08.2006 N 160 во исполнение договоров о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии Ульчского муниципального района на 2006 год - от 29.11.2005 б/н, на 2005 год - от 12.12.2005 б/н.
Предметами указанных договоров является объединение на добровольной основе средств предприятия, не входящего в состав муниципальной собственности, и местного бюджета для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов социальной и производственной инфраструктуры Ульчского муниципального района, улучшения жизни коренных и малочисленных народов Севера. По условиям данных договоров предприятие перечисляет на счет администрации района денежные средства, а администрация дает согласие предприятию на использование природных ресурсов, размещение предприятия на территории района, предоставляет право работникам пользоваться услугами учреждений здравоохранения, образования и другими услугами.
ЗАО "Лиман" в качестве доводов правомерности включения в затраты по налогу на прибыль спорной суммы указывает, что перечисление администрации Ульчского муниципального района денежных средств в сумме 240 000 руб. обусловлено производственной деятельностью общества на территории Ульчского района; платежи на социально - экономическое развитие Ульчского муниципального района не являются бескорыстными, произведены в соответствии с обязательствами, без выполнения которых общество не сможет осуществлять свою деятельность, расходы являются экономически обоснованными, связанными с лесозаготовительной деятельностью, направленной на получение доходов.
Довод Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю, указанный в дополнении к отзыву от 20.10.2008 N 15678, о том, что вопросы, связанные с предоставлением участков лесного фонда не входят в компетенцию органов местного самоуправления, договор о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии является добровольным, не предусмотрен правилами лесопользования и не имеет отношения к осуществлению лесопользования, судом обоснованно отклонен, поскольку цели осуществления платежей не отвечают понятию благотворительной деятельности, кроме этого, налоговым органом не опровергнут довод общества о том, что расходы в сумме 240 000 руб. не являются бескорыстными и не связаны с деятельностью, направленной на получение обществом прибыли.
Кроме этого, глава Ульчского муниципального района в письме от 14.10.2008 N 1.20/2755 проинформировал суд, что ежегодное заключение договоров о сотрудничестве в социально-экономическом развитии района обусловлено тем, что в результате проведения лесозаготовительной деятельности ЗАО "Лиман", его работники, в той или иной форме пользуются муниципальным имуществом и услугами, финансирование которых производится из местного бюджета. Доходы, поступающие в местный бюджет от арендаторов лесного фонда, связанные с деятельностью арендаторов лесного фонда на территории района, направляются для компенсации расходов, не предусмотренных для этих целей в местном бюджете.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что платежи в сумме 240 000 руб. осуществлены ЗАО "Лиман" на основании принятых обязательств по договорам о сотрудничестве в социально - экономическом развитии Ульчского муниципального района. Платежи являются компенсацией расходов местного бюджета от осуществления деятельности на территории Ульчского района. Заключение указанных договоров и осуществление спорных платежей связано с осуществлением обществом предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода, и обусловлено разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Следовательно, заявленные требования о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС по делу России N 1 по Хабаровскому краю от 12.03.2008 N 8, измененного решением УФНС России по Хабаровскому краю от 21.07.2008 N 24-11/133/15858, о привлечении ЗАО "Лиман" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения обоснованно удовлетворены в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб., начисления налога на прибыль за 2006 год в сумме 51 600 руб., пени и штрафа, соответствующих данной сумме налога на прибыль.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 октября 2008 года по делу N А73-8249/2008-85 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.01.2009 N 06АП-4467/2008 ПО ДЕЛУ N А73-8249/2008-85
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2009 г. N 06АП-4467/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.,
Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
- от закрытого акционерного общества "Лиман": Погребняк Сергей Николаевич, представитель по доверенности от 21.04.2008 N Ю-2/04; Федорова Ольга Станиславовна, представитель по доверенности от 22.12.2008 N Ю-1/12;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю
на решение от 29 октября 2008 года
по делу N А73-8249/2008-85
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Копылова Н.Л.
по заявлению закрытого акционерного общества "Лиман"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю
о признании недействительным в части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю от 12.03.2008 N 8, измененного решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 21.07.2008 N 24-11/133/15858
Закрытое акционерное общество "Лиман" (далее - общество, ООО "Лиман) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным в части решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю от 12.03.2008 N 8 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, измененного решением УФНС России по Хабаровскому краю от 21.07.2008 N 24-11/133/15858.
Решением суда первой инстанции от 29.10.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое решение признано недействительным в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб., доначисления налога на прибыль за 2006 год в сумме 57 600 руб., пени и штрафа, соответствующих данной сумме налога на прибыль.
Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Налоговый орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В заседании суда апелляционной инстанции представители общества отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Лиман" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на прибыль организаций за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2004 по 31.05.2007.
По результатам проверки составлен акт от 27.12.2007 N 2.11-10/1113/6430 и принято решение от 12.03.2008 N 8 о привлечении ЗАО "Лиман" к налоговой ответственности.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ЗАО "Лиман" решением Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 21.07.2008 N 24-11/133/15858 решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю от 12.03.2008 N 8 изменено.
С учетом решения Управления ФНС России по Хабаровскому краю, общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафов, в том числе по налогу на прибыль организаций (занижение налоговой базы) в сумме 4 104 руб. (бюджет субъекта), по налогу на добавленную стоимость (излишне предъявленный к возмещению из бюджета НДС) в сумме 109 121 руб. Решением установлена и предложена к уплате недоимка по налогам, в том числе по налогу на прибыль за 2006 в сумме 57 648 руб., а также начислены пени, в том числе по налогу на прибыль в сумме 495 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N Хабаровскому краю от 12.03.2008 N 8, измененным решением Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 21.07.2008 N 24-11/133/15858 в части начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб., доначисления налога на прибыль в сумме 57 600 руб., начисления штрафа и пени на доначисленную сумму налога на прибыль, ЗАО "Лиман" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
В части пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб.
Согласно отзыву от 22.08.2008 N 12862, дополнению к отзыву от 03.09.2008 N 13657, Межрайонная ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю признала заявленные ЗАО "Лиман" требования в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб.
Согласно частям 2, 3, 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Достигнутое в судебном заседании или вне судебного заседания соглашение сторон по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания.
Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Факт признания сторонами обстоятельств заносится арбитражным судом в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон. Признание, изложенное в письменной форме, приобщается к материалам дела.
Обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном настоящей статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.
Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю представлены письменные подтверждения признания заявления в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб., данная сумма пени начислена на сумму доначисленного налога в размере 412 023 руб., решение инспекции в части доначисления налога отменено Управлением ФНС России по Хабаровскому краю, однако сумма пени не была пересчитана.
Таким образом, судом обоснованно, с учетом признания налоговым органом требования в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб., оспариваемое решение признано недействительным в названной в части.
В части доначисления налога на прибыль в сумме 57 600 руб., начисления штрафа и пени на доначисленную сумму налога на прибыль.
Согласно оспариваемому решению, доначисление налога на прибыль в сумме 57 600 руб. за 2006 произведено налоговым органом в связи с исключением из состава внереализационных расходов общества суммы в размере 240 000 руб., перечисленной на внебюджетный счет администрации Ульчского муниципального района.
По мнению Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю, названные денежные средства в сумме 240 000 руб. являются благотворительным взносом, спонсорской помощью, поскольку перечислены обществом на добровольной основе, эти платежи не являются обязательными при осуществлении лесопользования и не имеют отношения к лесопользованию.
Данный вывод поддержан Управлением ФНС России по Хабаровскому краю, оспариваемое решение N 8 в этой части Управлением ФНС оставлено без изменения.
Отнесение налогоплательщиком понесенных расходов на затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, осуществляется в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях главы 25 НК РФ прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 названного Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Пунктом 1 статьи 265 НК РФ установлено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. В данной норме установлен перечень внереализационных расходов, который не является исчерпывающим.
Статьей 270 НК РФ установлен перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения налогом на прибыль. К таким расходам, в частности, пунктом 34 статьи 270 НК РФ отнесены расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Таким образом, благотворительные взносы не подлежат отнесению к расходам в целях налогообложения налогом на прибыль.
Согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Статьей 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ установлен исчерпывающий перечень целей направления благотворительной деятельности, в который включены:
- - социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- - подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- - оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- - содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- - содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- - содействие защите материнства, детства и отцовства;
- - содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- - содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально - психологического состояния граждан;
- - содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- - охрана окружающей природной среды и защита животных;
- - охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Статья 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ к благотворителям относит лиц, осуществляющих благотворительные пожертвования, в том числе, в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности.
Судом установлено, что местом нахождения ЗАО "Лиман" является: Хабаровский край, Николаевский район, с. Константиновка ул. Строителей, 1.
В Ульчском районе Хабаровского края общество осуществляет лесозаготовительную деятельность; на основании договора на аренду участков лесного фонда в Тахтинском лесхозе (Ульчский район) от 08.04.2000 N 7 имеет участки лесного фонда для рубок главного пользования.
Денежные средства ЗАО "Лиман" в сумме 240 000 руб., были перечислены на внебюджетный счет администрации Ульчского муниципального района по платежным поручениям от 07.04.2006 N 1151, от 08.08.2006 N 137, от 24.08.2006 N 160 во исполнение договоров о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии Ульчского муниципального района на 2006 год - от 29.11.2005 б/н, на 2005 год - от 12.12.2005 б/н.
Предметами указанных договоров является объединение на добровольной основе средств предприятия, не входящего в состав муниципальной собственности, и местного бюджета для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов социальной и производственной инфраструктуры Ульчского муниципального района, улучшения жизни коренных и малочисленных народов Севера. По условиям данных договоров предприятие перечисляет на счет администрации района денежные средства, а администрация дает согласие предприятию на использование природных ресурсов, размещение предприятия на территории района, предоставляет право работникам пользоваться услугами учреждений здравоохранения, образования и другими услугами.
ЗАО "Лиман" в качестве доводов правомерности включения в затраты по налогу на прибыль спорной суммы указывает, что перечисление администрации Ульчского муниципального района денежных средств в сумме 240 000 руб. обусловлено производственной деятельностью общества на территории Ульчского района; платежи на социально - экономическое развитие Ульчского муниципального района не являются бескорыстными, произведены в соответствии с обязательствами, без выполнения которых общество не сможет осуществлять свою деятельность, расходы являются экономически обоснованными, связанными с лесозаготовительной деятельностью, направленной на получение доходов.
Довод Межрайонной ИФНС России N 1 по Хабаровскому краю, указанный в дополнении к отзыву от 20.10.2008 N 15678, о том, что вопросы, связанные с предоставлением участков лесного фонда не входят в компетенцию органов местного самоуправления, договор о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии является добровольным, не предусмотрен правилами лесопользования и не имеет отношения к осуществлению лесопользования, судом обоснованно отклонен, поскольку цели осуществления платежей не отвечают понятию благотворительной деятельности, кроме этого, налоговым органом не опровергнут довод общества о том, что расходы в сумме 240 000 руб. не являются бескорыстными и не связаны с деятельностью, направленной на получение обществом прибыли.
Кроме этого, глава Ульчского муниципального района в письме от 14.10.2008 N 1.20/2755 проинформировал суд, что ежегодное заключение договоров о сотрудничестве в социально-экономическом развитии района обусловлено тем, что в результате проведения лесозаготовительной деятельности ЗАО "Лиман", его работники, в той или иной форме пользуются муниципальным имуществом и услугами, финансирование которых производится из местного бюджета. Доходы, поступающие в местный бюджет от арендаторов лесного фонда, связанные с деятельностью арендаторов лесного фонда на территории района, направляются для компенсации расходов, не предусмотренных для этих целей в местном бюджете.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что платежи в сумме 240 000 руб. осуществлены ЗАО "Лиман" на основании принятых обязательств по договорам о сотрудничестве в социально - экономическом развитии Ульчского муниципального района. Платежи являются компенсацией расходов местного бюджета от осуществления деятельности на территории Ульчского района. Заключение указанных договоров и осуществление спорных платежей связано с осуществлением обществом предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода, и обусловлено разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Следовательно, заявленные требования о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС по делу России N 1 по Хабаровскому краю от 12.03.2008 N 8, измененного решением УФНС России по Хабаровскому краю от 21.07.2008 N 24-11/133/15858, о привлечении ЗАО "Лиман" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения обоснованно удовлетворены в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 113 658 руб., начисления налога на прибыль за 2006 год в сумме 51 600 руб., пени и штрафа, соответствующих данной сумме налога на прибыль.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 октября 2008 года по делу N А73-8249/2008-85 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)