Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-176/2015

Требование: О взыскании суммы недоимки по земельному налогу, пени.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик является собственником земельного участка, в добровольном порядке налог ответчиком не уплачен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2015 г. по делу N 33-176/2015


Судья: Соболева Ж.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.,
судей Самодуровой Н.Н., Вачковой И.Г.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе С.Е.Я. На решение Центрального районного суда г. Тольятти от 06 ноября 2014 года, которым постановлено: "Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с С.Е.Я. в пользу Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области сумму недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ гг. - <данные изъяты> рублей, пени - <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
Взыскать с С.Е.Я. в доход государства госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самодуровой Н.Н. пояснения представителя истца Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области К., возражавшей против доводов жалобы судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России N по Самарской области обратилась в суд с иском к С.Е.Я. о взыскании суммы недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере <данные изъяты> рублей, в том числе по налогу - <данные изъяты> рублей, пени - <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что С.Е.Я. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. Разрешенное использование земельного участка - дальнейшая эксплуатация детского комбината N "<данные изъяты>". В феврале ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган поступили сведения из органов Росреестра в части изменения разрешенного использования - для объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Налоговая ставка в отношении данного земельного участка установлена в размере 1% от кадастровой стоимости, которая составляет <данные изъяты> руб. Таким образом, сумма земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год составляет по <данные изъяты> рублей. Ранее, по иску налогового органа, судом с С.Е.Я. была взыскана задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей. По данному иску налоговый орган просит взыскать с ответчика сумму земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, ввиду допущенной технической ошибки. В связи с неуплатой в добровольном порядке налога, на сумму задолженности начислены пени в размере <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец, указывает на то, что решение принято с нарушением норм материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит отменить решение и принять по делу новое об отказе в исковых требованиях.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области возражала против доводов жалобы, считает решение законным и обоснованным.
Ответчик С.Е.Я. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки судебную коллегию не известил, ходатайства об отложении дела не заявил. Судебная коллегия считает, возможным рассмотреть жалобу в отсутствие С.Е.Я.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно со ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Согласно п. 9 ст. 1 Постановления Тольяттинской Городской думы от 19.10.2005 года N 257 "О Положении о земельном налоге на территории городского округа Тольятти" налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
1,0 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленные срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1028 кв. м с кадастровым номером N до ДД.ММ.ГГГГ года имел вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации детского комбината N "<данные изъяты>", о чем имелись сведения в Государственном кадастре недвижимости.
На основании постановления мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 10 258 кв. м, входящий в состав земель населенных пунктов, предназначенный для дальнейшей эксплуатации оздоровительного комплекса был предоставлен в собственность С.Е.Я.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области на основании заявлении мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N О внесении текущих изменений характеристик земельного участка" в ГКН были внесены изменения в части вида разрешенного использования с "для дальнейшей эксплуатации детского комбината N "<данные изъяты>" на "для дальнейшей эксплуатации оздоровительного комплекса", а также в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ С.Е.Я. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> назначение: земли населенных пунктов, для дальнейшей эксплуатации оздоровительного комплекса.
В ДД.ММ.ГГГГ года в налоговый орган поступили сведения о смене категории земельного участка - прочие земельные участки (для объекта рекреационного и лечебно-оздоровительного лечения). В соответствии с п. 9 ст. 1 Постановления Тольяттинской Городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N "О Положении о земельном налоге на территории городского округа Тольятти" налоговая ставка для земельного участка с кадастровым номером N составляет 1% от кадастровой стоимости.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере <данные изъяты> рублей.
На основании сведений о зарегистрированных земельных участках и кадастровой стоимости земельных участков С.Е.Я. направлено налоговое уведомление N о подлежащей уплате сумме земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ года. Налоговое уведомление получено С.Е.Я. ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ у С.Е.Я. в результате контрольных мероприятий выявлена недоимка по налогу в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом С.Е.Я. было направлено требование N об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ принято решение N о взыскании с С.Е.Я. налога (сбора), пени и штрафа с физического лица через суд.
Мировым судьей судебного участка N 114 Самарской области ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ N о взыскании с С.Е.Я. недоимки по земельному налогу - <данные изъяты> рублей, пени - <данные изъяты> рублей.
В соответствии с поданным ДД.ММ.ГГГГ С.Е.Я. возражением мировым судьей судебного участка N 114 Самарской области 19.03.2014 года вынесено определение об отмене судебного приказа.
Поскольку данное требование С.Е.Я. исполнено не было Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области обратилась в суд с исковым заявлением.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно отвергнуты доводы ответчика о том, что налоговым органом пропущен срок обращения с требованиями о взыскании налога за <данные изъяты> года.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, ст. 48 НК РФ установлен не только шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (фактически, заявления о вынесении судебного приказа), но и шестимесячный срок на подачу соответствующего искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела установлено, что налоговым уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ года, полученным С.Е.Я. ДД.ММ.ГГГГ года, предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку в добровольном порядке земельный налог не был уплачен, в адрес налогоплательщика было направлено требование N от ДД.ММ.ГГГГ с предложением до ДД.ММ.ГГГГ погасить задолженность. 17.05.2013 года мировым судьей вынесен судебный приказ, которым взыскана задолженность по земельному налогу, указанная в требовании N от ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с подачей С.Е.Я. возражения определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен. ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд с настоящим иском. Таким образом, исковое заявление подано налоговым органом в шестимесячный срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговым органам не представлено право повторно направлять и отзывать ранее выставленные налоговые уведомления, судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм закона.
Подпункт 2 п. 1 ст. 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики, уплачивающие земельный налог на основании налогового уведомления, своевременно не привлеченные к уплате этого налога, привлекаются к его уплате не более чем за три предшествующих года. Такое же ограничение устанавливается в отношении пересмотра неправильно произведенного налогообложения указанных налогоплательщиков. При этом уточненное налоговое уведомление направляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Из материалов дела видно, то, что налоговым органом выставлялось требование о взыскании земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ налоговые периоды по требованию N от ДД.ММ.ГГГГ При рассмотрении гражданского дела налоговым органом был произведен перерасчет по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ налоговые периоды и сумма к взысканию составила за ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей. По данному иску налоговый орган обратился с доначислением земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ налоговые периоды, ввиду допущенной технической ошибки. Основанием для доначисления налога послужило неправильное применение льготы в размере 50%. Сумма земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ налоговые периоды составляет по <данные изъяты> рублей (кадастровая стоимость <данные изъяты> рублей*ставка 1%), поскольку ранее по гражданскому делу N г. налоговый орган взыскал с ответчика земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. по <данные изъяты> рублей, то оставшаяся сумма налога составляет за ДД.ММ.ГГГГ гг. по <данные изъяты> рублей <данные изъяты>).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26.11.2013 года вынесенным по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области на решение Центрального райсуда г. Тольятти от 27.09.2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области к С.Е.Я. о взыскании недоимки, пени по земельному налогу отказано, установлено, что налоговая ставка по земельному участку с кадастровым номером N сначала была установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года в налоговый орган поступили сведения из органов Росреестра о смене категории земельного участка с кадастровым номером N, для которого налоговая ставка установлена в размере 1% от кадастровой стоимости. Сумма земельного налога составляет <данные изъяты> рублей за ДД.ММ.ГГГГ год и <данные изъяты> рублей за ДД.ММ.ГГГГ год. В связи с этим налоговым органом был произведен перерасчет суммы налога, которая составила за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей и направлено уточненное требование о необходимости уплаты налога в указанных размерах. Судом апелляционной инстанции указанные суммы были взысканы с С.Е.Я., в отношении оставшейся суммы, что не ущемляет прав С.Е.Я.
Вывод суда о том, что Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдициальное значение для данного спора и в силу положений ст. 61 ГПК РФ - обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, является обоснованным. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, судом первой инстанции обосновано, установлено, что у С.Е.Ю. имеется задолженность по земельному налогу за <данные изъяты> год - <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ года - <данные изъяты> рублей, и с ответчика взыскана сумма земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ года в общем размере <данные изъяты> рублей.
Доводы С.Е.Я., о том, что налоговое законодательство не содержит правовых норм, производить доначисление сумма налога, в связи с технической ошибкой, не может быть принят во внимание, так как основаны на неверном толковании действующего законодательства, не подрывают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 06 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)